Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики— это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитиеобщества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

Содержание

Введение 3
1. Экономические функции государства 5
2. Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики 9
3. Объекты и цели государственного регулирования экономики 10
4. Формы и методы государственного регулирования экономики 13
4.1 Государственное экономическое прогнозирование 14
4.2 Государственное экономическое программирование 15
4.3 Бюджетно-налоговая система 17
4.4 Денежно – кредитная политика 20
4.5 Регулирования валютного курса 24
5. Государственное регулирование в современной России 26
Заключение 30

Вложенные файлы: 1 файл

Методы государственного регулирования экономики.docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

 

  1. Объекты и цели государственного регулирования экономики

 

Объекты государственного регулирования - первичные  звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

Основными объектами на которые направлено воздействие государства в сфере  экономики, являются:

    • процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;
    • структура форм собственности;
    • социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства;
    • экономический цикл, процесс воспроизводства;
    • государственный сектор экономики;
    • условия и источники накопления капитала;
    • денежное обращение;
    • цены, антиинфляционные процессы;
    • конкурентная среда;
    • предпринимательство;
    • инвестиции, НИОКР*;
    • социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;
    • занятость, кадры;
    • платежный баланс;
    • внешнеэкономическая деятельность страны;
    • окружающая среда.

Определяя объекты своего воздействия, государство  формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.

Совокупность  целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели.

Главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»:

1) Обеспечение  экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний:

    • регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;
    • обеспечение экономического роста;
    • поддержка устойчивости национальной валюты;
    • обеспечение полной занятости;
    • внешнеэкономическое равновесие.

2) Обеспечение  рамочных условий функционирования  народного хозяйства:

    • обеспечение территориальной целостности;
    • обеспечение правовой основы функционирования экономики;
    • поддержка внутреннего порядка.

3) Обеспечение  социальной стабильности:

    • социальная обеспеченность различных слоев населения;
    • предоставление социальных услуг;
    • обеспеченность населения общественными благами.

4) Координация  хозяйственной деятельности:

    • обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства;
    • разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

5) Поддержка  конкурентной среды:

    • создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;
    • борьба против недобросовестной конкуренции;
    • борьба с монополизмом;
    • разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых,налоговых, таможенных и др.);
    • поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

6) Управление  государственным сектором в экономике:

    • управление государственными предприятиями;
    • управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, государственными кредитными средствами).

 

4. Формы и методы государственного  регулирования экономики

 

Государственное регулирование экономики непосредственно  связано с экономической политикой  и направлено на её реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической  политики использует различные формы  и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия  на экономику. Использование указанных  методов предполагает применение характерных  для них приёмов и средств.

Особенностью  административных средств регулирования  экономики является, то что они:

    • не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
    • базируются на силе и авторитете государственной власти;
    • включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным  само производство каких-либо товаров  и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение  многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Экономические средства воздействия на хозяйственные  процессы предполагают использование  следующих регулирующих инструментов:

  • государственного экономического прогнозирования;
  • государственного экономического программирования;
  • бюджетно – налоговой системы;
  • денежно – кредитной политики;
  • валютной политики;
  • таможенной политики.

Рассмотрим  основные инструменты и их роль в  регулировании экономики государством.

4.1 Государственное экономическое прогнозирование

 

Государственное экономическое прогнозирование  основано на результатах анализа  реального положения дел в  экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов.

    • поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;
    • разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности;
    • корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;
    • составления сценария и вариантов прогноза;
    • сведение разного рода прогнозов в систему.

Формирование  системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов  производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических  прогнозов, прогнозов внешнеэкономической  деятельности.

 

4.2 Государственное экономическое  программирование

 

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено  тем, что социально - экономические  программы, базируясь на экономических  прогнозах, используют весь комплекс элементов  государственного регулирования экономики  и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и  определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в  глобальных целях всех элементов  государственного регулирования экономики.

В зависимости  от использования различных критериев  государственные программы можно  подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

    • краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
    • среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;
    • долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы  подразделяются на:

    • Общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
    • Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
    • Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;
    • - Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
    • - Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

Субъектами  экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные  за составление программ, их осуществления  и контроль над ними. Программы  разрабатываются специальным государственным  органом или Министерствами экономики  и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители  Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным прирешение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

 

4.3 Бюджетно-налоговая система

 

Бюджетно-налоговая  система – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные  процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально  – экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное  влияние на экономику реализуется  посредством формирования структуры  расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов  предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом  изменили налогооблагаемую базу: центр  тяжести перенесли на доходы предприятия  частного сектора; изменилась структура  доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного  хозяйства – увеличилась сфера  услуг, частной торговли. Корректировка  налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени  будет служить эффективным средством  формирования доходной части бюджета  и тем самым создавать большие  возможности для государственного воздействия на экономику.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики