Формы конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:51, реферат

Краткое описание

Конкуренция - это состязание между производителями товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Целью данной работы является анализ эволюции понятия «конкуренция» с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Задачами в моей работе является рассмотрение следующих вопросов: что такое конкуренция, какие функции она выполняет, на какие виды делится, какие особенности конкуренции существуют в России, какие существуют модели совершенной и несовершенной конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

конкуренция ее формы.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

* Чистая (совершенная) конкуренция.  Это такое состояние рынка,  когда большое количество фирм  производит аналогичную продукцию,  но ни размер самих фирм, ни  другие причины не позволяет  хотя бы одной из них воздействовать  на рыночную цену.

* Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

* Монополистическая конкуренция.  Данная рыночная структура имеет  сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в  отрасли производится подобная, но не идентичная продукция.  Дифференциация продукта дает  фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.

Конкуренция

1.Совершенная 2.Несовершенная

2.1.Монополистическая 2.2.Олигополия 2.3. Монополия

конкуренция

1. Совершенная.

Имеет место там, где действует  множество независимых производителей. Товар, который предлагают производители  схож по своим характеристикам (однотипен) и потребителю все равно товар  какого производителя приобретать. В этих условиях доля каждого отдельного производителя настолько мала, что он не может ощутимо влиять на общее предложение продукта на рынке, а следовательно сложившуюся рыночную цену. Из-за однородности товара неценовая конкуренция отсутствует. Отрасль абсолютно свободна для проникновения в нее новых производителей. Информация о состоянии рынка доступна всем в равной мере.

2. Несовершенная.

2.1. Монополистическая

Предполагает сочетание монополии  и конкуренции. При этом конкуренция присутствует здесь в значительном объеме, а монополия лишь в незначительной дозе. Такая рыночная ситуация складывается там, где много сравнительно небольших производителей, предлагающих похожую, но не одинаковую продукцию. Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. Это же обстоятельство мешает их тайному сговору. Между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Монополия возникает в этой рыночной структуре в результате дифференциации продукции компаниями-соперницами. Отрасль практически открыта для входа в нее новых производителей. Естественным барьером для входа могут служить необходимые затраты на рекламу продвигаемого на рынок нового продукта. Информация о состоянии рынка доступна практически всем.

2.2.Олигополия

Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует не¬сколько крупных  фирм. Фирмы получают высокую прибыль  потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникно¬вению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших - величина капитала, необ¬ходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

Олигополистический рынок характеризуется  взаимозависимостью немногих конкурентов, на что обратил внимание основоположник теории олигополии Антуан Курно: так  как на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в от¬ношении ценовой политики, а также прогнозировать потенциальные последствия своих действий.

В зависимости от типа производимой продукции различат чис¬тую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олиго¬полии производят однородный продукт (алюминий, цемент, медь и т.п.). Идентичность этих товаров и определяет близость цен на них.

Олигополия, производящая разнообразную  продукцию одного функционального  назначения, называется дифференцированной (ав¬томобили, катера, шины, электробытовая техника и т.п.).

К олигополии как рыночной структуре  относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции  в целях максимизации совместной прибыли. Ес¬ли в картель объединяются все предприятия отрасли, то получаем | рынок чистой монополии.

2.3.Монополия.

Основными признаками монополии являются:

1) Высокая концентрация хозяйственной  деятельности в руках одной  или нескольких объединившихся  фирм (по Российскому законодательству свыше 35%)

2) Господствующее положение этих  фирм на рынке определенных  товаров.

3) Установление монопольных цен,  завышенных(при продаже) или заниженных(при  покупке), и получение благодаря  этому сверхприбыли. По происхождению  можно выделить два вида монополий: Естественную и Искусственную.

Естественная монополия возникает  тогда, когда для этого существует объективные причины:

1) В отраслях, где экономически  оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты и возможность покупать продукцию по более низким ценам(пр-во алюминия, автомобилестроение)

2) Где целесообразно иметь единый  хозяйственный комплекс т.к. его  разделение на отдельные конкурирующие  предприятия привело бы к неоправданному  дублированию капитальных сооружений и росту затрат(метрополитен, городские дороги).

3) Монополия естественна при  добыче редких ископаемых или  производстве редких сортов чая,  винограда, табака и т.д. в  особо благоприятных для этого  условиях.

Искусственная монополия.

Монополия специально созданная путем  концентрации в чьих-либо руках определенной хозяйственной деятельности. Исторически  сложилось три главных формы  союзов, которые могут заключать  фирмы с целью получения рыночной власти:

1) Картели

2) Синдикаты 

3) Тресты

Основные различия между ними широте соглашений участников и масштабах  их объединения.

Наиболее простая и распространенная форма – картель.

Эта форма предполагает, что участники  договариваются о разделе рынков и производственных квотах(кто и  сколько производит), а также об уровнях цен.

Синдикат организует совместный сбыт продукции и единые закупки сырья  в определенных количествах и  по определенным ценам. Эта форма  действий характерна для промышленных фирм, договаривающихся с крупными торговыми компаниями о единой реализации своей продукции.

Трест – самый тесный монополистический  союз. Входящие в него предприятия  объединены полностью под единым управлением. Такие сверхмонополии были типичны для экономики бывшего  СССР. Тресты – наиболее сильное  и антиобщественное проявление монополизма.

Недобросовестная конкуренция.

Во многих странах применяются  специальные законы, направленные на противодействие недобросовестной конкуренции, включая мошенничество  в торговле и производстве. К методам  недобросовестной конкуренции относятся:

1) Самовольное использование чужого  товарного знака, фирменного наименования  или маркировки товаров, а также  самовольное копирование формы,  упаковки внешнего оформления  товаров других фирм.

2) Распространение ложных сведений  или представление истинных сведений в ином свете, способном нанести ущерб репутации и платежеспособности конкурентов.

3) Некорректное сравнение товаров  в процессе рекламной деятельности.

4) Оказание влияния на решение  конкурента с целью приобретения  преимущества над ним.

5) Приобретение коммерческой тайны  конкурента без его согласия, а также самовольное использование  или разглашение конфиденциальной  информации.

6) Введение в заблуждение потребителей  относительно качества, потребительских  свойств, способа и места изготовления.

7) Прямой обман потребителя и  заказчиков.

Значение и  роль конкуренции

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов  и покупателей. Равноправие создается  и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

Во-вторых, конкуренция создает  одно из главных условий, необходимых  для эффективного выполнения ценой  координирующих функций. Свободное  ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а  значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

В-третьих, конкуренция выступает  как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

В-четвертых, конкуренция создает  заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

Предприятия ведут ценовую и  неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.

 

Заключение   

 Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики.  Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.     

 Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.    

 Говоря о негативных методах  ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е.  эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.   

 В целом же, конкуренция несет  меньше негативных моментов, чем  положительных; конкуренция - значительно  меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.


Информация о работе Формы конкуренции