Формы международной экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:14, реферат

Краткое описание

Цель работы - проанализировать специфику экономической интеграции во всем ее разнообразии - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции, определить объективные предпосылки, уровни, цели и задачи интеграции, формы и причины развития международной экономической интеграции., дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.

Содержание

Введение 3
1. Сущность международной экономической интеграции 5
1.1 Определение международной экономической интеграции 5
1.2 Признаки интеграции и основные факторы, определяющие тип интеграции 6
2. Объективные основы и этапы экономической интеграции 9
2.1 Этапы экономической интеграции 10
2.2 Преференциальные торговые соглашения 11
2.3 Зона свободной торговли 11
2.4 Таможенный союз 14
2.5 Общий рынок 19
2.6 Экономический союз 22
2.7 Политико-экономический союз 24
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 66.80 Кб (Скачать файл)

     Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей  таможенно-тарифной  политики   остаются   такие  крупные направления, как оборонная  промышленность, отдельные отрасли  энергетики и др.

     Примеры таможенных союзов:

  1. Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.
  2. Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.
  3. Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;
  4. Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.

2.5 Общий рынок 

     Общий рынок (Common market) – тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз.

     Свобода межгосударственного перемещения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства (общий  рынок) требует организационно более  высокого уровня межгосударственной координации  экономической политики. Соответствующая  координация осуществляется на периодических  совещаниях (обычно один-два раза в  год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно  более частых встречах руководителей  министерств финансов, центральных  банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий  секретариат.

     Перерастание  таможенного союза в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. Несмотря на исчезновение в определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании таможенных союзов, например в Европе, не предвиделось возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание "действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.13

     Опыт  показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным  делом и добиться консенсуса удается  не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных  интересов. Для создания единого рынка необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках таможенного союза. Однако именно таможенный союз, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к единому рынку. Для создания единого рынка это недостаточно. Третья задача — разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к единому рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании единого рынка: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. 14При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария. Не исключено, что проведение политики в рамках единого рынка, как это видится с позиций ЕС, будет осуществляться с помощью уже "наработанного" инструментария, который заключается в следующем:

  1. Регламенты, представляющие собой законы, являются обязательными к применению в государствах-членах.
  2. Директивы,    адресуемые   государствам-членам, обязательны для исполнения, но при этом каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов , для их выполнения.
  3. Решения обязательного характера, предписывающие совершение определенных действий государству-члену группировки, юридическому или физическому лицу в области конкурентной политики. Согласно исходному тезису, политика в области конкуренции — крайне существенное звено в интеграционной "системе обеспечения", поэтому именно эти решения должны обязательно выполняться.
  4. Рекомендации и заключения, не имеющие обязательной силы.15
 

     Примеры группировок стран, создавших общий  рынок:

  1. Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива – странами-участницами соглашения о создании общего рынка, подписанного в 1981 г., являются Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия;
  2. Андский общий рынок – существует с 1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;
  3. Латиноамериканская ассоциация интеграции – создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
  4. Карибское сообщество – образовано в 1973 г. следующими странами: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидат и Тобаго. Карибский общий рынок заменил существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.
  5. Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) – объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, существует с 1991 г.
 

2.6 Экономический союз 

     Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

Функционирование  экономического союза в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию экономического союза, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

     Что касается Валютного Союза, то с началом  последнего этапа формирования экономического валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в экономический валютный союз.

     Примеры экономических союзов:

  1. Экономический союз — Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург;
  2. Союз арабского Магриба – образован в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;
  3. Лагосский план действий – создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары;
  4. Союз реки Ману – договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне
  5. Европейский союз, ЕС (с 1957 г., - Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) – наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е годы — Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, в настоящий момент в Европейском союзе, преобразованном из Европейского сообщества на основании Маастрихтского договора 1992 г., состоят 25 государств. Сейчас Евросоюз объединяет 27 стран.
 

2.7 Политико-экономический  союз 

     Полная  интеграция с единой экономической  политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых  результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом  экономической политики по отношению  к третьим странам, а также  об унификации систем регулирования  экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней  политики стран-участниц, что дает еще  более широкие возможности для  взаимовыгодного объединения сил  и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом  и каждой из стран-участниц.

     Однако  ни одна интеграционная группировка  не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой  подобных задач.

Заключение

     В ходе курсовой работы я раскрыла сущность понятия международной экономической интеграции, определила объективные предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции. В работе была отражена эволюция типов интеграционных объединений, была дана подробная характеристика каждому из них: преференциальным торговым соглашениям, зонам свободной торговли, таможенным союзам, общему рынку, экономическим и политическим союзам.

     Международная экономическая интеграция — характерная  особенность современного этапа  развития мировой экономики. В конце  XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества.

     Отнюдь  не случайно интеграционные процессы обретают в начале XXI в. столь стремительный темп. Небывалый технологический прогресс, коренные изменения политической карты мира, нарастание все новых и сложных противоречий социально-культурного бытия народов разных континентов, нерешенность многих задач, оставшихся в наследие от прошлого, поставили мировое сообщество перед решением целого комплекса проблем, касающихся выживания человека и природы. Одним из ответов на подобные "вызовы истории" и является рост интеграционных процессов в мире, хотя не нужно забывать, что и на этом пути человечество ожидают серьёзные испытания. Интеграционные процессы - одно из главных направлений формирования нового миропорядка. Ряд стран уже давно прошли первоначальный путь экономической интеграции, хотя многие регионы еще не подошли к нему.

     Все эти процессы постепенно перерастают в суперинтеграцию, которая откроет немало нового и неожиданного как для национального, так интернационального развития. Процесс международной экономической интеграции обусловлен развитием и углублением международного разделения труда. От простого обмена товарами - к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств - к тесной производственной и научно-технической кооперации - к совместному ведению производства и управлению. В результате национальные экономики "проникают" друг в друга. Вполне очевидной становится интернационализация хозяйственной жизни, когда переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности.

Информация о работе Формы международной экономической интеграции