Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа
Права собственности в институциональной экономике понимаются, как санкционированные обществом, законом, традициями и т.д. поведенческие отношения между людьми, возникающие в связи с существованием благ и касающиеся их непосредственного использования. Такие отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любой человек должен соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе. Права собственности являют собой права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса.
Введение.....................................................................................................3
1 Теория прав собственности
1.1. Зарубежная теория прав собственности...........................................5
1.2. Отечественная теория прав собственности......................................8
Выводы по главе........................................................................................11
2 Анализ эффективности форм собственности в экономике
2.1.Институциональные аспекты выбора форм собственности...........12
2.2.Проблема общедоступной собственности........................................14
Заключение................................................................................................16
Список используемых источников..........................................................17
Реализация форм собсвенности по социально-экономическому критерию на собственность частную, государственную и муниципальную напрямую зависит от развития институционального капитала. В экономике под институциональным капиталом понимают институты которые способны обеспечить сокращение трансакционных издержек и повышение эффективности деятельности хозяйственных субъектов. [1, с.55-97] В связи с этим, система критериев экономической реализации форм собственности рассматривается исходя из трех направлений:
1. воспроизводство
институционального капитала
2. воспроизводство институционального капитала групп и организаций;
3. воспроизводство
институционального капитала
Благодаря общей
системе критериев
Так, в анализ отношений собственности можно включить сложную и неоднозначнаю структуру социума, которая включает в себя рыночный сектор экономики и, неразрывно связанную с ним совокупность социальных связей в обществе. Такой подход и говорит о необходимости использования и учитывания институционального капитала и показателей его развития при практической оценке эффективной экономической реализации форм собственности. Оценив экономическую реализацию форм собственности и проанализировав ее, можно выявить ключевые направления повышения эффективности управления той или иной формой собственности. [4]
В качестве примера можно рассмотреть таблицу (см. приложение, таблица 1), которая, с учетом направлений развития институционального капитала, наиболее полным образом отражает эффективность экономической реализации муниципальной формы собственности. Данная система показателей позволяет проанализировать анализ эффективности использования основных объектов муниципальной собственности: земельных ресурсов, муниципального имущества, муниципальных предприятий, акций, а также дать оценку экономической реализации муниципальной собственности вцелом.
По данным, приведенным в таблице, можно сделать вывод о высоком уровне экономической реализации муниципальной собственности на уровне институционального капитала групп и организаций, муниципального образования по показателям доходности, развития рынка и низком уровне реализации институционального капитала личности по показателям социальной значимости и инвестиционной активности.
Очевидно, что органы государственной власти ориентируются, в первую очередь, на показатели доходности от использования имущества, но не уделяют должного внимания социальным показателям. Такая ситуация показывает, что в данных условиях, муниципальная собственность не реализована в экономическом плане.
13
2.2 Проблема общедоступной собственности
В экономики в значение понятия «общедоступности собственности» вкладывается следующее: собственность, доступ к которой открыт всем, при этом, доступ регулиуется только лишь принципом «первый занял, первый воспользовался». Стоит отметить, что общедоступной собственность может являться только в случае, если ресурс не ограничен или если издержки по установлению и защите индивидуальных прав собственности выше, чем выгоды от установления этих прав. [3]
Очевидно, что собственность, являющаяся общедоступной подвержена сильнейшей эксплуатации, а значит, ресурс, пользование которым не имеет ограничений — истощается. В этом и заключается проблема общедоступной собственности.
Понятно, что те пользователи, которые используют на свое усмотрение ресурс, являющийся общим, имеют слабые стимулы к долгосрочным инвестициям в сохранение и умножение ресурса, т.к. они не могут воспользоваться результатами своих вложений. Ценность ресурсов, находящихся в общей доступности, снижается также вследствие того, что обмен ограничен из-за отсутствия прав собственности. Установление прав собственности необходимо для появления рыночной цены на ресурс, которая должна отражать соотношение спроса и предложения ресурса. В отсутствие рыночных ценовых сигналов, ресурсы не смогут при изменении экономических условий плавно переходить к тем лицам, которые ценят их наиболее высоко. Кроме того, размещение ресурсов, которые находятся в общедоступной собственности, не будет являться эффективным с точки зрения использования их во времени. Когда рыночные цены указывают, что текущая ценность ренты, приходящейся на ресурс, будет выше, если ресурс будет использоваться в будущем периоде по сравнению с использованием в текущем периоде, то использование ресурса будет отложено.
14
Но, при общедоступной собственности подобные рыночные сигналы не поступают. Если ресурсы находятся в общей собственности, исключительные права на них не установлены и нет соответствующих рыночных цен, то стимулы к тому, чтобы откладывать использование ресурса на будущее, будут очень слабые. Как говорится, «яблоки на общей яблоне никогда не созревают». Ни одна экономика не была бы жизнеспособной, если бы все ресурсы в ней находились в общедоступной собственности.
15
Заключение
Подытожив все вышесказанное, следует особо отметить значимость форм собственности для институциональной экономики. В зависимости от формы собственности, преобладающей в стране, можно сделать вывод о самом рыночном укладе и экономической ситуации, преобладающей в стране. Так, преобладание государственной собственности — явный признак монополии.
Ведущие ученые-экономисты, исследующие влияние форм собственности на экономику, пришли к выводу, что наиболее эффективной для страны является именно смешанная форма собственности, т.е. примерно равное соотношение частной и государственной собственности.
16
Список используемых источников
17
Приложение
(таблица 1)
18