Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:25, реферат
Форфейтинг (англ. forfeiting) – это форма кредитования внешнеэкономических операций в виде покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером.
При форфейтинге продавец переуступает свои требования к покупателю конкретному кредитному учреждению. Продавец покупает сразу всю сумму за вычетом процентов.
Форфейтинг (англ. forfeiting) – это форма кредитования внешнеэкономических операций в виде покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером.
При форфейтинге продавец переуступает свои требования к покупателю конкретному кредитному учреждению. Продавец покупает сразу всю сумму за вычетом процентов. При этом покупатель товаров ликвидирует свои долговые обязательства регулярным (обычно полугодовым) взносом. Форфейтинг отличается тем, что предполагает переход всех рисков по долговому обязательству к его покупателю - форфейтору. Форфейтинг позволяет сократить дебиторскую задолженность продавца, улучшить структуру баланса, ускорить оборот капитала. Хотя форфейтинг дороже банковского кредита, он стабилизирует ставки кредитования, упрощает оформление переуступки векселей и других долговых требований.
Иное определение форфейтинга звучит так, форфейтинг (от франц. a forfai — целиком, общей суммой) интересен преимущественно машиностроительным предприятиям, экспортирующим свою продукцию и предоставляющим покупателям торговые кредиты (отсрочку платежа). При форфейтинге компания-экспортер продает долговые обязательства покупателя форфейтеру (банку или форфейтинговой компании). Компания-экспортер получает деньги за свою продукцию сразу и может их направить на развитие бизнеса. Импортер рассчитывается самостоятельно с форфейтером.
Обязательство покупателя перед продавцом оформляется в виде долгового инструмента — векселя или аккредитива. В сделке участвуют экспортер, импортер, форфейтер и два банка — российский (продавца) и зарубежный (покупателя). Иностранный банк открывает аккредитив на импортера, российский банк авизует это обязательство (уведомляет поставщика). После отгрузки товара экспортер сообщает банку импортера, что уступает право требования по аккредитиву, а форфейтер выплачивает деньги экспортеру.
Инициаторами форфейтинговой сделки могут быть экспортер или импортер. Обычно инициатором является экспортер или его банк. Это обусловлено тем, что для дисконтирования представляются или переводные векселя, выписанные экспортером, или простые векселя, оплачиваемые ему. Именно этим определяется необходимость проведения переговоров инициатора с форфейтером на ранних стадиях подготовки контракта. Еще до того, как экспортер и импортер подпишут контракт, форфейтер может определить свои требования к гарантии или авалю, хотя бы приблизительно указать размер дисконта. Без этой информации экспортер не в состоянии точно определить цену контракта.
На практике далеко не каждый экспортер вступает в переговоры с форфейтером на столь ранней стадии, а в результате он может обнаружить, что маржа за финансирование, включенная им в цену контракта, необоснованна.
Сначала форфейтер определяет характер сделки, выясняет с какими ценными бумагами ему придется иметь дело - финансовыми или товарными.
Финансовые векселя - это ценные бумаги, выпущенные с целью аккумуляции средств, которые заемщик в дальнейшем может использовать по своему усмотрению.
Товарные векселя оформляются в случае сделок купли-продажи продукции. Однако граница между финансовыми и товарными сделками определена не совсем четко. Тем не менее определенность в вопросе о том, являются ли векселя финансовыми или товарными, для форфейтера имеет важное значение по нескольким причинам.
Объем рынка факторинга в России по итогам первого полугодия 2012 года составил рекордные 360 млрд. руб., а темпы прироста рынка достигли 80% относительно аналогичного периода прошлого (рисунок 1).
Рисунок 2 - Темп прироста рынка факторинга в первом полугодии 2012 года, млрд. руб.
Отчасти столь высокие темпы прироста рынка были связаны с эффектом низкой базы – в первом полугодии 2011 года рынок ещё восстанавливался до предкризисного уровня.
Эксперты считают, что в отличие от западных практик, где клиент знает, сколько стоит финансирование, сколько сервис, а сколько защита от риска неоплаты, на российском рынке превалирует банковский подход, где все смешано в единую годовую ставку в тарификации. Это издержки юности рынка, недостаточного знания клиентами, что представляет собой данная услуга, и того, что российские игроки уделяют мало времени изучению зарубежных практик.
Основными игроками рынка
факторинга остаются банки (около 70% рынка
по объемам уступленных требований в первом
полугодии). При этом на банковском рынке
есть признаки умеренного дефицита ликвидности
(средний остаток денежных средств кредитных
организаций на депозитах в ЦБ РФ в сентябре
снизился почти в 2,5 раза по сравнению
с июлем).
Россия по результатам 2011 года, по данным
FactorChain International, заняла в 25 место по объему
рынка факторинга, опустившись на одну
строчку по сравнению с 2010 годом.
В 2011 году многие Факторы с целью привлечения клиентов заявляли о запуске новых продуктов.
Наибольшие темпы прироста объемов уступленных требований в первом полугодии 2012 года показал ООО ВТБ факторинг и ГПБ (ОАО) (совместно с ООО «ГПБ-факторинг»).
Первое место оставил за собой Промсвязьбанк, но в случае объединения бизнеса ВТБ факторинг и Транскредитфакторинг уже в 2013 году возможна смена лидера рынка.
По итогам первого полугодия 2012 года Промсвязьбанк показал существенно меньшие темпы прироста объемов уступленных требований, нежели среднерыночные 80%. В результате доля лидера рынка сократилась на 8 п.п. и составила 20% (по объему уступленных требований), что и показано на рисунке 2. Доля ООО ВТБ факторинг в первом полугодии 2012 года достигла 11,4%.
Рисунок 2 - Доля лидера рынка
по объему уступленных требований,
по итогам первого полугодия 2012 года
Как и прогнозировалось
экспертами, доля безрегрессного факторинга
в первом полугодии 2012 года существенно
выросла, это показано на рисунке 3.
Рисунок 3 - Доля безрегрессного
факторинга в первом полугодии 2012 года
Что касается форфейтинговых
операций, то до сегодняшнего дня форфейтинг
в России не получил широкого распространения
в виду того, что финансовые операции такого
рода стали известны представителям российского
бизнеса совсем недавно.
В сентябре 2008 года атмосфера
на рынке форфейтинга была непростая,
но все же вселяла надежду. Последствия
летней суматохи на рынке subprime обернулись
глобальным кризисом ликвидности. Форфейторы
надеялись воспользоваться преимуществами,
которые сулил кризис: начал увеличиваться
маржинальный доход после длительного
падения в последние годы. Он поднялся
до такого уровня, который до недавнего
времени казался нереалистичным.
Стоит отметить, что в системе финансирования
мировой торговли форфейтинг занимает
почетное место. В общем объеме расчетов
по экспортно-импортным операциям его
доля неуклонно повышается. Достаточно
сказать, что для проведения исключительно
форфейтинговых сделок созданы специализированные
банки, действующие в рамках крупных банковских
холдингов. Широко известны форфейтинговые
банки в составе CreditSwissHolding и SwissBankCorp. (Швейцария).
Есть такие банки в Великобритании, Франции,
США и других странах.
В настоящее время стоимость
валютных кредитов надежным заемщикам
в России на срок от 6 до 12 месяцев находится
на уровне 25-40% годовых. Учетные ставки
европейских банков по векселям, действующим
от полугода до года, находятся в пределах
LIBOR плюс 5-9%. В свою очередь, ставка LIBOR
по шестимесячным кредитам составляет
6% годовых, а по годовым - 6,75%. Стоимость
услуг, например, Инкомбанка по авалированию
коммерческих векселей, выписанных на
иностранных экспортеров, находится на
уровне 4-8% от номинальной суммы векселя.
Таким образом, максимальные издержки
российского импортера при использовании
форфейтинга составят 23,75% в год. Однако
в действительности эта ставка может быть
значительно ниже, в частности, при большой
сумме контракта. Так, в практике Инкомбанка
реальные издержки импортеров находились
в пределах 15-20% годовых.
Для российского банка форфейтинговые
операции интересны, как это ни странно,
прежде всего с точки зрения доходности.
Не отвлекая средства, он зарабатывает
исключительно на консалтинге и предоставлении
гарантий (авалировании векселя). Немаловажна
и возможность повысить собственный имидж
в глазах российских и иностранных партнеров.
Доходность интересует в этой схеме и
иностранный банк. Прежде всего, относительному
росту доходности способствует то, что
размер дисконта при учете российских
векселей значительно превышает мировые
кредитные и учетные ставки, так как операции
с Россией по мировым стандартам считаются
высокорискованными. Но на самом деле
риск для иностранного банка не так велик,
поскольку он имеет дело исключительно
с российским банком, а проверка кредитоспособности
импортера в круг его интересов не попадает
-этим занимается его российский партнер.
Иностранный банк интересуют исключительно
надежность российского банка и условия
экспортно-импортного контракта (прежде
всего - сумма и категория продукции). От
этого, как уже было указано, зависят сроки
кредита.
По словам исследователей рынка российских
коммерческих векселей западные банки
готовы сегодня иметь дело с гарантиями
около 20 российских банков (некоторые
из них указаны в справке). Но лишь Внешторгбанк,
Инкомбанк, ОНЭКСИМ-банк и банк «Российский
кредит» подтвердили, что они проводили
форфейтинговые операции.
Как и следовало ожидать, лидером форфейтинга
в России стал Внешторгбанк, который начал
авалировать векселя импортеров весной
этого года. Для получения аваля во Внешторгбанке
вексель должен быть выписан в одной из
свободноконвертируемых валют или в валюте,
«на которую есть спрос на мировом рынке».
Номинал векселя и сроки его обращения
определяются условиями импортного контракта
и согласовываются в каждом конкретном
случае. Векселя, авалированные Внешторгбанком,
учитывают банки Европы, Северной Америки,
Китая, Индии и других странах Азии.
Представители ОНЭКСИМ-банка отметили,
что форфейтинговые операции их банк проводил
всего несколько раз, однако он надеется
расширить этот вид услуг. По словам этих
представителей, как и Внешторгбанк, ОНЭКСИМ-банк
работает пока исключительно с собственными
клиентами, имеющими приличные объемы
внешнеторговых операций. В настоящее
время клиенты ОНЭКСИМ-банка могут рассчитывать
на получение гарантий по векселю, если
он выписан в долларах или немецких марках,
а сроки его обращения составляют от 2
недель до 6 месяцев.
Примерно те же условия предлагает и банк
«Российский кредит», который начал проводить
форфейтинговые операции три месяца назад.
Контрагенты банка находятся пока только
в Германии и Швейцарии. Характерно, что
все перечисленные банки пожелали не афишировать
собственные условия форфейтинговых операций,
так как эти сделки носят пока случайный
характер.
Наиболее полную информацию о подобных услугах предоставил Инкомбанк, который проводит форфейтинговые операции около полугода. Инкомбанк предоставляет гарантии по векселям со сроком действия от 2 до 12 месяцев. Минимальная сумма векселя должна быть не ниже $50 тыс., а максимальная - в практике Инкомбанка составила $7 млн. При этом векселя обычно выписывались в долларах.
В активе Инкомбанка проведение форфейтинговых операций с 19 банками Европы. Как и в других российских банках, форфейтинг в Инкомбанке носит пока прецедентный характер, однако его специалисты намерены стандартизировать этот вид услуг с установлением лимитов, разработки сетки тарифов по авалированию и т. п.
В настоящее время инициаторами форфейтинга являются, как правило, российские банки и, как ни странно, иностранные экспортеры. Часто именно они предлагают российским предприятиям - своим давним партнерам - воспользоваться более современными и дешевыми схемами ведения экспортно-импортных операций. Цель Инкомбанка состоит в том, чтобы расшевелить остальных российских импортеров, которым форфейтинговые операции и выгодны прежде всего.
Таким образом, объем рынка
факторинга в России по итогам 2012 года
составит около 720 млрд. руб. Резкий рост
рынка возможен, если очень крупная компания
перейдет на факторинг при расчетах с
дебиторами. Рынок же форфейтинга в России
находится на начальном этапе развития.
4. Преимущества и недостатки форфейтинговых операций
В РФ вторичного рынка форфейтинга
пока не существует. Банки не готовы принимать
среднесрочные риски развивающихся стран,
а по рискам развитых стран не могут выдержать
конкуренцию по ставкам. Учитывая благоприятные
инвестиционные возможности внутри страны,
сложившиеся на текущий момент, это понятно.
Были попытки продавать векселя российских
импортеров с хорошим кредитным рейтингом
российским банкам, но пока дело ограничилось
единичными сделками.
Форфейтинг является достаточно гибким
инструментом международных финансов.
Однако для него характерно несколько
ограничений:
- экспортер должен быть согласен продлить
срок кредита на период от 6 месяцев до
10 лет и дольше;
- экспортер должен быть
согласен принимать погашение
долга сериями;
Преимущества для экспортера:
Недостатки для экспортера:
Преимущества для импортера:
Недостатки для импортера:
Преимущества для форфейтера:
простота и быстрота оформления документации;
возможность легко реализовать купленные
активы на вторичном рынке; более высокая
маржа, чем при операциях кредитования.
Недостатки для форфейтера: отсутствие
права регресса в случае неуплаты долга;
необходимость знания вексельного законодательства
страны импортера; ответственность за
проверку кредитоспособности гаранта;
необходимость нести все процентные риски
до истечения срока векселей; невозможность
совершить платеж раньше срока.
В России форфейтинг развивается
довольно медленно. При этом многие банки,
в принципе упоминающие его в ряду своих
услуг, вместо ответа на вопрос «каковы
условия» заявляют, что форфейтингом не
занимаются.
Очевидным барьером на пути развития
форфейтинга в России является специфическая
география российского импорта. Как правило,
в России высоки страновые и другие риски,
и западным компаниям очень сложно найти
достойного гаранта/авалиста для векселя
покупателя в стране с нестабильной экономикой.