Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:01, контрольная работа
В рыночных условиях существует объективная необходимость интеграции, взаимодействия крупного и мелкого бизнеса. Для этого компании могут использовать следующие основные договорные формы взаимодействия: субподрядные соглашения, франчайзинговые соглашения, лицензионные соглашения, лизинговые соглашения и механизм венчурного финансирования.
1. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНЫХ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В рыночных условиях существует объективная необходимость интеграции, взаимодействия крупного и мелкого бизнеса. Для этого компании могут использовать следующие основные договорные формы взаимодействия: субподрядные соглашения, франчайзинговые соглашения, лицензионные соглашения, лизинговые соглашения и механизм венчурного финансирования.
Субподряд обеспечивает эффективное взаимодействие мелких предприятий-производителей отдельных частей готовых изделий и крупных компаний, производящих готовые изделия. Франчайзинг предполагает интеграцию ресурсов МП и крупного бизнеса в области маркетинга. Лицензирование позволяет МП получить необходимые технологии производства от крупных компаний либо реализовать собственные интеллектуальные активы. Лизинг решает проблему обеспечения МП основными фондами в случае высокого уровня единовременных капитальных затрат, а также позволяет крупным компаниям-производителям оборудования организовать сбыт собственной продукции. Венчурное финансирование позволяет организовать совместную работу МП и крупных предприятий при реализации наукоемких проектов с повышенным уровнем риска.
Франчайзинг – это система договорных отношений крупных и мелких фирм в области сбыта. Он предполагает, что одна сторона (крупное предприятие) за вознаграждение предоставляет другой стороне (малому предприятию) право использования фирменного наименования, товарного знака.
Выделяют три основных вида франчайзинга:
- товарный предусматривает покупку прав на продажу товаров, произведенных франчайзером, с его торговой маркой;
- производственный предусматривает покупку прав на производство и сбыт товара с использованием сырья и материалов, купленных у материнской компании, с использованием ее торговой марки; при этом важнейшим обязательством МП является соблюдение стандартов качества материнской компании;
- деловой предусматривает покупку права на организацию малой фирмы, которая будет носить название материнской компании и выберет тот же профиль деятельности.
Преимущества от франчайзинга получают как крупные, так и малые предприятия.
Малые предприятия получают следующие преимущества:
а) увеличение объема продаж. При этом необходимо разделить понятия «объем продаж» и "доля рынка", поскольку в результате использования франчайзинга рост рыночной доли МП происходит за счет торговой марки крупного предприятия, соответственно и дополнительная доля рынка принадлежит владельцу торговой марки;
б) постоянное обучение представителей малой фирмы в области производства и реализации данного вида продукции за счет крупной фирмы;
в) получение новых современных технологий в области права, менеджмента, маркетинга;
г) возможность получения от крупного предприятия сырья и материалов по более низкой цене.
Главным недостатком франчайзинга для МП является утрата самостоятельности. Другими недостатками франчайзинга для МП являются зависимость от успеха работы франчайзера, утрата гибкости управления.
Крупное предприятие получает следующие преимущества:
а) продвижение с использованием МП собственной торговой марки, увеличение доходов от ее использования;
б) МП, расположенное в другой стране, создает основу для проникновения крупной компании на рынок;
в) МП при франчайзинговом договоре обязуются тратить определенную долю дохода на рекламу.
Франчайзинговый договор (соглашение о франшизе) не рассматривается как особый вид контракта, обычно его трактуют как гибридную форму, сочетающую в себе элементы лицензионного и дистрибьюторского договора. Предметом договора является право использования имени, репутации и способа ведения дела, цена и срок исполнения; объект франчайзингового договора должен быть защищен от несанкционированного использования. В договоре должна быть оговорена эксклюзивность передаваемых франчайзи (покупателю) прав и то, на какой территории они действительны, возможность осуществления субфранчайзинга. В договоре должна быть оговорена техническая и консультационная помощь франчайзера в области подготовки кадров, маркетинга, управления, дизайна, оговорен порядок передачи технической документации и лицензий, консультаций, поставки дополнительного оборудования, закупки необходимых ресурсов по сниженным ценам, порядок осуществления контроля качества со стороны франчайзера. Отдельный блок составляют обязательства франчайзи:
- использовать фирменное наименование франчайзера указанным в договоре способом;
- обеспечивать соответствие качества произведенных товаров качеству товаров, производимых франчайзером;
- соблюдать конфиденциальность;
- осуществлять рекламную деятельность в отношении торговой марки франчайзера (как правило, расходы по продвижению торговой марки разделяются между участниками договора).
Во франчайзинговом договоре оговаривается размер платы за франшизу и роялти (должны находиться в пределах отраслевых норм), размер вложения в развитие объекта франчайзингового договора, платежи за оказание франчайзером услуг по консультированию, рекламе, управлению
Рf = Рc + Rf + If + Тр
где Рf – платежи по договору франчайзинга со стороны МП; Рс –единовременный (паушальный) взнос; Rf – сумма роялти за период действия контракта; If – необходимые инвестиции в объект франчайзинга (единовременные затраты МП по адаптации технологий производства и бизнеса, текущие затраты МП на маркетинг торговой марки, продукта и др.); Тр – платежи МП франчайзеру за управленческие технологии, консалтинг.
При заключении франчайзингового договора МП необходимо проанализировать перспективы целевого товара и услуги на предполагаемом рынке сбыта, стоимость ресурсов и услуг, поставляемых крупной фирмой (должна находиться в пределах отраслевых норм), эффективность предоставляемых технологий и продуктов (желательно проанализировать экономические показатели других предприятий-франчайзи), экономические показатели деятельности франчайзера.
2. Экономическая эффективность инвестиций
Необходимость быстрого технического и технологического переоснащения предприятий, повышение конкурентоспособности их продукции непосредственно связаны с инвестированием.
В последние годы в условиях общего кризиса экономики, нехватки собственных финансовых ресурсов, дефицита бюджетных средств происходит сокращение инвестиций в экономику. Объем инвестиций за последние десять лет упал более чем на 50%. В 1993 году удельный вес инвестиций в ВВП составил 25,3%, в первом квартале 2001 года— 13,3%. При этом доля капиталовложений производственного характера в общем объеме инвестиций меньше половины (48,9%).
Инвестированные ресурсы зачастую используются неэффективно, и, как следствие, возникает проблема "долгостроев", задолженности по кредитам. Данная практика инвестирования ведет к расточительству финансовых ресурсов. Происходит связывание денежных средств, которые могли бы быть направлены в более эффективные производства и проекты. Поэтому в данных условиях особую актуальность приобретает проблема оценки инвестиционных проектов.
Современные методы оценки инвестиционного проекта предполагают всесторонность, объективность анализа, повышенные требования к расчетам.
Рассмотрим наиболее важные составляющие данной оценки:
=> порядок расчёта и оценки финансовых коэффициентов эффективности;
=> анализ движения наличных денег;
=> определение устойчивости проекта.
При оценке эффективности инвестиционных проектов следует различать:
• коммерческую (финансовую) эффективность — выгоду с точки зрения реализующего проект субъекта хозяйствования;
• бюджетную эффективность — финансовые последствия осуществления проекта для республиканского и (или) местного бюджета;
• экономическую эффективность — затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.
Основу оценки инвестиционного проекта составляет такое понятие, как соизмерение затрат и результатов на его реализацию.
Общие инвестиционные расходы состоят из капитальных затрат и издержек под оборотные средства. В свою очередь капитальные затраты включают прединвестиционные расходы (издержки на маркетинговые исследования, разработку технико-экономического обоснования и бизнес-плана, организацию производства), сметную стоимость строительства (стоимость оборудования и строительно-монтажных работ).
Согласно Рекомендациям по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденным 31.03.99 г. Министерством экономики Республики Беларусь, в качестве результата выступают чистая прибыль и амортизационные отчисления. Отнесение амортизационных отчислений к результатам вполне правомерно, так как в результате реализации проекта субъект хозяйствования получает, наряду с прибылью, и определенную сумму амортизационных отчислений для восстановления основного капитала, которым он раннее не располагал.
Существующие методы оценки эффективности инвестиций можно подразделить на 2 группы:
1. Простые, или статистические методы.
2. Методы дисконтирования.
К простым, или традиционным, показателям оценки инвестиций относятся коэффициент эффективности (рентабельность) и срок окупаемости.
Коэффициент эффективности — это отношение среднегодовой суммы прибыли к сумме капиталовложений. Показатель отражает, какая часть инвестиционных затрат возмещается в течение одного года планирования. На основании сравнения расчетной величины рентабельности со средним уровнем доходности по отрасли или нормативным проводится заключение о целесообразности реализации инвестиционного проекта.
Срок окупаемости — период возмещения инвестиций. В международной практике данный показатель определяется путем суммирования доходов до тех пор, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиций. В отечественной практике данный показатель рассчитывается как отношение суммы инвестиций к среднегодовой величине прибыли. Так как показатели прибыли в начале и в конце периода неодинаковы, то происходит занижение срока окупаемости.
Проект считается приемлемым, если срок окупаемости удовлетворяет требованиям кредитора.
Недостатки традиционных показателей: не учитывается фактор времени, то есть изменение стоимости денег с учётом времени. Одинаковая величина денег сегодня и через определённый период времени имеют разную стоимость по причине обесценивания денег в результате инфляции, доходности капитала.
Для учёта временной стоимости денег используются дисконтированные критерии эффективности инвестиционного проекта.
Дисконтирование – это процесс приведения экономических показателей разных лет к сопоставимому по времени виду. Установление сегодняшнего эквивалента суммам, выплачиваемым в будущем, определяется как произведение будущих поступлений денег на коэффициент дисконтирования. Расчет коэффициента дисконтирования приведен ниже:
D = 1/(1+i)n,
где D — коэффициент дисконтирования;
I — дисконтная ставка;
n — продолжительность инвестирования.
В качестве дисконтной ставки могут выступать средняя депозитная или кредитная ставка, индивидуальная норма доходности с учетом инфляции и уровня риска, альтернативная норма доходности по другим возможным видам инвестиций, норма доходности по текущей хозяйственной деятельности.
Для оценки целесообразности проведения затрат в данный период, чтобы получить выгоды в будущем, рассчитываются следующие дисконтированные показатели:
1. Чистый приведенный доход, который представляет собой разницу между приведенными к настоящей стоимости (путем дисконтирования) будущих денежных потоков за весь период реализации бизнес-плана и суммой инвестируемых средств. Данный показатель должен быть положительным, в обратном случае инвестор не получит свои деньги обратно.
2. Индекс доходности (рентабельности) инвестиций — это отношение приведенного денежного потока к сумме инвестируемых средств. Его величина должна быть больше единицы,
3. Внутренняя норма рентабельности представляет собой ставку дисконтирования, при которой чистый приведенный доход в процессе дисконтирования будет приведен к нулю.
4. Динамичный период окупаемости — срок, в течение которого результаты последовательного сложения дисконтированной чистой прибыли сравняются с величиной инвестиций.
При рассмотрении альтернативных проектов, в том числе с разными показателями эффективности по чистому приведенному доходу и внутренней норме рентабельности, необходимо отдавать предпочтение первому показателю, так как в данном случае получается больше (в абсолютном значении) выгод от реализации проекта.
Информация о работе Франчайзинг как способ взаимодействия крупных и малых предприятий