Франчайзинг как средство развития бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить франчайзинг в России и рассмотреть перспективы франчайзинга в России.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
дать понятие франчайзингу, раскрыть его основные положения;
рассмотреть основные направления применения франчайзинга в России;
показать проблемы, возникающие при применении франчайзинга на современном этапе развития законодательного регулирования франчайзинга;
выявить основные проблемы и перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание

Введение………………………………………………….…… 1
Глава 1. Теоретические аспекты системы франчайзинга
1.1. Понятие и виды франчайзинга………………………...… 1
1.2. Экономический механизм в системе франчайзинга ….... 1
Глава 2. Основные особенности франчайзинга в зарубежных странах
2.1. Специфика применения франчайзинга за рубежом…… 1
2.2. США как лидеры франчайзинга и основные экспортеры франшизных систем в мире ………………………………………… 1
Глава 3. Развитие франчайзингового рынка в России
3.1. Современное состояние франчайзинга на российском
рынке ………………………………………………………..…. 1
3.2. Проблемы и перспективы франчайзинга в России …...... 1
Заключение ……………………………………………………. 1

Вложенные файлы: 1 файл

Nastyaya.docx

— 88.91 Кб (Скачать файл)

В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный  материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной  схемы работы будут применять  те или иные нормативные документы  и подбирать образцы договоров.

Анализ франшиз, функционирующих  на российском рынке, показывает отсутствие единого подхода к регулированию  отношений посредством франчайзинга, априори присущего зарубежным аналогам. Несовершенство законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия франчайзинга в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей по-ставить знак равенства между понятиями франчайзинга и коммерческой концессией, а также спонтанность в развитии российского рынка, вынудили ряд иностранных правообладателей отказаться от применения франчайзинга на российской территории.

Наилучшим примером, иллюстрирующим такую тенденцию, можно назвать  опыт двух конкурентов на мировом  рынке в области фаст-фуда: рестораны быстрого питания McDonalds и рестораны быстрого обслуживания SubWay.

Лидер мирового франчайзинга - компания McDonalds - отказалась от продажи франшиз на территории России и доказала правильность своего выбора успешным функционированием здесь в течение последнего десятилетия. Выбор иной концепции для российского рынка можно объяснить следующим обстоятельством: если в начале 1990-х гг. в российском McDonalds не думали о франчайзинге потому, что только начинали создавать местную систему дистрибуции, то теперь франчайзинговая схема работы в России для компании просто неактуальна.

Большая часть проблем  франчайзинга связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи. Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента и узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга. Эти два направления должны дополнять друг друга.

Широкое образовательное  направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных центров, которые должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников. Для более глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу.

Узкое направление связано  с развитием управленческого  консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы (например, такие как, правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала).

Один существенный минус  работы по франшизе иностранной компании нужно иметь в виду с самого начала. Это большая ответственность  каждого субъекта системы за продвижение  марки в целом, за ее существование  на определенной территории. Схема  такова: головной офис компании находится  за границей. Он передает на определенных условиях право распоряжаться своей  маркой в России отечественному представительству - мастер-франчайзеру. Фирма, осуществляющая франчайзинг на определенной территории, несет ответственность за все действия франчайзи на всей этой территории перед головным офисом за рубежом. Плюс еще за себя как за компанию, организующую этот бизнес. Поскольку не все иностранные и российские законодательно-правовые базы синхронизированы, надо осознавать, что в случае, если иностранная компания найдет серьезное нарушение у мастер-франчайзера или у одного из франчайзи, она может в один миг приостановить деятельность всей сети на конкретной территории. А это значит, что автоматически приостанавливается деятельность всех франчайзинговых точек.

Второй неприятный для  франчайзи, работающих под иностранными марками, момент нужно подчеркнуть особо. Это скрытые контрольные визиты, которые любят устраивать зарубежные головные предприятия без всякого уведомления. В отличие от мастер-франчайзера, который всегда предупреждает своих подопечных о грядущей ревизии. Нарушением может быть признано любое отступление от принятых стандартов.

Таким образом, для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей отсутствует специальное законодательство по франчайзингу и именно поэтому необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России. Перспективы развития франчайзинга в России высоки, самое главное решиться перейти от слов к делу.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Договор о франшизе может  принимать множество форм, но в  своей основе представляет деловое  соглашение, по которому одна сторона  разрешает другой вести деятельность, используя ее товарный знак, логотип, продукцию, а также методы ведения  операций в обмен на вознаграждение. Если лицензирование связано с производственным компонентом деятельности, то договор  о франшизе связан со сбытом.

Часто франшиза используется в розничной торговле, работе закусочных, гостиничном деле и широко применяется  в международном масштабе (например, McDonald's). Договор о франшизе обычно требует выплаты вознаграждения вперед, а затем процентов с прибыли. В обмен на это предоставляющий привилегию обеспечит необходимую помощь и в некоторых случаях может требовать закупки товаров или поставок, чтобы поддерживался уровень качества.

Договор о франшизе дает ряд выгод, в частности:

• обеспечивает предоставляющего франшизу притоком дохода, а ее получившего  — товаром (услугой) и маркетинговым  комплексом, обеспечивающим быстрое  развитие рынка;

• позволяет компании быстро расти в нескольких местах без  значительных вложений капитала, который  мог бы понадобиться, если бы компания росла иным способом;

• устраняет часть потребностей в развитии управленческих навыков, необходимых для того, чтобы справиться с большой распыленной организацией;

• является подходящей стратегией для вовлечения в нее малых  фирм, при этом риск значительно  меньше, чем при независимом начале дела.

Тем не менее, существует несколько  факторов риска, связанных с договором  о франшизе. Сюда входят проблемы контроля качества, плохие показатели собственной сети розничной торговли и в конкуренции с другими торговыми организациями, получившими франшизу.

Основные проблемы применения франчайзинга в России связаны с несовершенством правовой базы, которая недостаточно четко регулирует отношения франчайзинга в России. В связи с этим перспективы дальнейшего развития франчайзинга связаны, прежде всего с совершенствованием правовой базы. Оптимальным вариантом для этого следует признать приведение законодательства в соответствие с международными правилами, в которых законодательное регулирование является тщательно разработанным.

Франчайзинг является одним из наилучших методов развития и роста бизнеса. Однако при этом франчайзинг не является средством излечения больного бизнеса, а служит методом быстрого развития хорошей и успешной идеи. Ответить на вопрос: может ли компания использовать в своем развитии франчайзинг, стоит ли затрачивать время и деньги на внедрение франчайзинга, сможет проведение франчайзингового аудита.

Прямой франчайзинг выгоден франчайзи тем, что обеспечивает ему большую поддержку со стороны франчайзера. Прямой франчайзинг требует времени и затрат сил со стороны франчайзера, и применяется такая практика далеко не всеми. Крупные правообладатели могут позволить себе ее, но мелкие к ней практически не прибегают. Кроме того, если речь идет о международном франчайзинге, то здесь также зачастую происходит отказ от прямого франчайзинга, так как географическая удаленность франчайзера, отсутствие его адаптации к местным условиям и незнание местных традиций могут скорее помешать франчайзи, нежели поддержать его.

В мировой экономике франчайзинг довольно успешно практикуется уже не один десяток лет. Для России же, по самым разным причинам, коммерческая концессия является делом сравнительно новым, и недостаточно изученным. Однако перспективы развития франчайзинга в России, представляются многим экспертами весьма неплохими.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 512 с.
  2. Балахонцев, А.А. Формирование инфраструктуры франчайзингового бизнеса в России / А.А. Балахонцев, А.М. Годин // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - №3. - С. 63-67.
  3. Васильев, Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России / Н.М. Васильев // Финансы. - 2006. - № 2. - С. 26-29.
  4. Волков, А.С. Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем. - М.: Вершина, 2006. - 328 с.
  5. Горфинкель, В.Я. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Я Горфинкеля, Г.Б. Полякова, В.А. Швандора. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 581 с.
  6. Дробышева, И. Приключения франчайзинга в России / И. Дробышева // Дальневосточный капитал. - 2005. - № 4. - С. 46-47.
  7. Есютин, А.А. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: Учебное пособие / под ред. А.А. Есютина, Е.В. Карповой. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 424 с.
  8. Жиков, Я. Франшиза - начало успешного бизнеса / Я. Жиков // Управление компанией. - 2004. - № 1. - С. 10-11.
  9. Земляков, Д.Н., Макашев, М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие для вузов / Д.Н. Земляков, М.О. Макашев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 142 с.
  10. Каталог франшиз: общественное питание, розничная торговля, услуги // Секрет фирмы. - 2008. - № 15. - С. 122-165.
  11. Качканов, В.П. Институциональные аспекты организации взаимодействия крупного и малого бизнеса в экономической теории / Сборник статей участников международной научной конференции «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории». Том 1 / Под ред. д.э.н. К.А. Хубиева - М.: ТЕИС, 2006.
  12. Качканов, В.П. Крупный и малый бизнес: перспективы взаимоотношений в форме франчайзинга / Ломоносов 2005: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ им. М.В. Ломоносова. Сборник тезисов / Под ред. В. Н. Сидоренко и др. - М.: ТЕИС, 2005.
  13. Кисурина, Л.Г. Лизинг, мена, посредничество, цессия, зачеты… Бухгалтеру просто о сложных сделках. - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2008. - 416 с.
  14. Ковалева, Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе / Л.Ф. Ковалева // Экономика и управление. - 2008. - № 1. - С. 122-125.
  15. Ковалевский, А. Групповой метод / А. Ковалевский // Бизнес-журнал. - 2008. - №4. - С. 12-14.
  16. Кочетков, Г.Б. Франчайзинг: организация малого бизнеса / Г.Б. Кочетков // США, Канада: экономика - политика - культура. - 2000. - № 4. - С. 102-118.
  17. Лапицкая, Л. Франчайзинговая модель организации бизнеса / Л. Лапицкая, Е. Чемоданова // Маркетинг. - 2000. - № 3 (52). - С. 105-115.
  18. Лебедев, В.И. Франчайзинг по русски. Мифы и реальность [текст]. - СПб.: Вектор, 2006. - 160 с.
  19. Ленц, Е. Брэнд или формат: проблема выбора / Е. Ленц // Бизнес-журнал. 2007. - № 10. - С. 28-31.
  20. Ленц, Е. Гастрономическая франшиза / Е. Ленц // Бизнес-журнал. 2007. - № 22. С. 28-31.
  21. Ливандовская, А.Д. Франчайзинг в России: состояние, проблемы и перспективы развития / А.Д. Ливандовская, В. Бирюкова // Вестник ДВГАЭУ. - 1999. - № 3 (11). - С. 23-32.
  22. Марков, С. Франчайзинг: проблемы развития бизнеса / С. Марков // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 3. - С. 104-107.
  23. Матанцев, А.Н. 600 способов продвижения торговой марки / А.Н. Матанцев. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2003. - 352 с.
  24. Митягин, В. Правда о франчайзинге / В. Митягин // Бизнес-журнал. 2007. - № 17. - С. 54-56.
  25. Моцкобили, И. Макдональда не стало, но дело его живет / И. Моцкобили // Коммерсантъ. - 1998. - № 127. - С. 14-18.
  26. Рыкова, И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры / И.В. Рыкова. -- М.: Современная экономика и право, 2000. - 224 с.
  27. Семин, О.А. Сервис в торговле. В трех кн. Книга вторая. Искусство торговать или секреты мерчайзинга: учебное пособие / О.А. Семин, В.А. Сайдашева, В.В. Панюкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. - 112 с.
  28. Шейн, С. От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании / Пер. с англ. О.В. Теплых; Под науч. Редакцией Е.Е. Козлова - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. - 208 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Франчайзинг как средство развития бизнеса в России