Франчайзинг - как особая форма институциональных соглашений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:25, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Франчайзинг - как особой форме институциональных соглашений» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Целью данной работы является определение особенностей франчайзинга как формы институциональных соглашений.
Указанная цель предполагает последовательное решение следующих задач:
- определить понятие, сущность, виды и формы франчайзинга;
- выявить преимущества и недостатки франчайзинга;
- рассмотреть франчайзинг в России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие франчайзинга………………………………………….........4
1.1 Сущность франчайзинга……………………………………………….…..4
1.2 Виды франчайзинга………………………………………….……………....7
1.3 Формы франчайзинга…………………………………………………..…10
Глава 2 Преимущества и недостатки франчайзинга……………………….12
2.1 Преимущества франчайзинга…………………………….……………….12
2.2 Недостатки франчайзинга………………………………………………...12
Глава 3 Франчайзинг в России……………………………………….……….15
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы…………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Институциональная экономика.docx

— 46.32 Кб (Скачать файл)

Основная напрвленность сервисного франчайзинга – высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки.

Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзига бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для  расширения деятельности как самой фирмы, так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.

1.3  ФОРМЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

 Прямой франчайзинг. Подразумевает заключение договора франчайзинга с одной компанией, без права передачи франшизы. Франчайзи ограничен определенной территорией.6

 Последовательный франчайзинг. Данная форма франчайзинга позволяет заключать несколько договоров франчайзинга и, следовательно, выдавать несколько франшиз. Однако франчайзер выдает франшизы по мере того, как франчайзи фактически доказывает, что функционирование предприятия осуществляется согласно установленным договором условиям.

 Распределение (развитие) территории. 7Суть формы франчайзинга заключается в закреплении за разработчиком определенной территории, в пределах которой он может заключать договора от имени главной компании.

 Субфранчайзинг отличается тем, что франчайзер вместе с заключением договора предоставляет франчайзи часть своих прав, например, право продажи франшизы третьим лицам. Охват территории при этом, значительно больше, чем при прямом или последовательном франчайзинге. Передача прав также свидетельствует о переходе ответственности за развитие территории франчайзи. Доход от оплаты франшизы и роялти субфранчайзи распределяется между франчайзером и франчази.8

 Мастер-франчайзинг имеет сходство с субфранчайзингом, поскольку при данной форме франчайзер также передает франчайзи свои права и обязанности. Однако мастер-франчайзинг подразумевает полное делегирование главной компании своих полномочий. При этом франчайзи получает полное право создавать предприятия и продавать франшизу третьим лицам. Для субфранчайзи дочерняя компания будет исполнять все функции самого франчайзера.9

Среди выделенных форм франчайзинга наиболее медленному освоению рынка соответствует прямой франчайзинг, наиболее агрессивными методами завоевания рынка, остаются субфранчайзинг и мастер-франчайзинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА

2.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА

Максимизация развития. Этот плюс франчайзинга обуславливается тем, что франчайзору не требуется вкладывать дополнительные ресурсы как финансовые, так и кадровые в то, чтобы увеличить развитие своего присутствия на рынке. Ему достаточно увеличивать внутренние мощности, а уже готовые франчайзи будут браться за их реализацию. Для франчайзи также есть плюс в развитии – это отработанные решения и квалифицированная помощь.

Оптимизация управления. Этот плюс франчайзинга заключается в отсутствии необходимости продавца модели следить и контролировать процессы, происходящие у его покупателя. Условия сделки обычно содержат перечень ограничивающих и предписывающих пунктов, соблюдение которых является неотъемлемой частью договора, и обычно такой подход устраивает обе стороны, без привлечения дополнительных ресурсов для организации взаимоотношений.10

Увеличение капиталов - однозначно выгодная сторона дела для франчайзора, потому что он, как правило, не тратит ресурсов на создание и поддержку новой «точки» своего бизнеса. Также в договоре может быть предусмотрен и вступительный взнос для франчайзи (и это помимо того что на нём лежат затраты на создание). Плюс для франчайзора в данном случае односторонен (за редкими исключениями для отдельных франчайзи предоставляют более выгодные предложения).

2.2 НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА

Как бы не была эффективна модель, насколько бы не было безупречно имя – конечной реализацией франчайзинга занимаются люди, которые в чем-то могут не удовлетворять требованиям.

На первое место можно поставить востребованность франчайзи, потому что крупные бизнес - модели (а зачастую именно они и являются объектами франчайзинга) далеко не всегда применимы в периферийных объектах рынка, и уж если применимы, то расчеты эффективности, возврата вложенных средств и ожидания персонала по зарплате будут сильно скорректированы. Это стоит учитывать, потому что бизнес-модель франчайзера прикреплена к месту с определенным экономическим климатом, а у франчайзи климат будет скорей всего иной.11

Еще один из минусов внедрения подобной сети это вопрос лояльности в отношениях между сторонами. В частности это больше затрагивает интересы франчайзора. Насколько хорошо зарекомендовал себя франчайзи в месте внедрения точки? Насколько он будет исполнять гарантии франчайзора, которые уже хорошо известны? Насколько он укрепит уверенность конечных потребителей в качестве продукции, товаров и услуг франчайзора?

Это те вопросы, которые ставятся перед франчайзором, потому что от того, как будет работать франчайзинговая сеть, будет зависеть не только доход из конкретного источника, но также и «чистота имени» бренда.  
И еще один минус как для франчайзора, так и для франчайзи – это случаи, которые нельзя включить в классификацию, и, тем не менее, они иногда происходят. Самым неожиданным для франчайзора может стать поведение успешного франчайзи, который, добившись успеха, отделился и стал серьезным конкурентом если не по всему рынку, то по определенному его сектору. То есть франчайзор должен четко выследить человека в «золотой середине», который будет успешно продвигать его модель, и достаточно лояльного, что бы в перспективе не нажить себе конкурента, поделившись секретами и успешным опытом.

 

 

 

Преимущества и недостатки франчайзинга

Преимущества

Недостатки

     Сохранение самостоятельности франчайзи и права на остаточный доход

     Франчайзи должен учитывать интересы франчайзера и отчислять ему часть дохода, что может вести к финансовым трудностям

   Снижение риска франчайзи

     Ограничение инициативы и возможностей выбора франчайзи при обязательствах иметь контакты исключительно с франчайзером

    Преодоление барьеров  входа на рынок, связанных с  инвестициями в репутацию

     Постоянный контроль со стороны франчайзера вплоть до проверки финансовой документации

    Поддержка крупной фирмы, а значит, преимущества в переговорных процессах по сравнению с самостоятельными мелкими фирмами

     Зависимость от успешности деятельности франчайзера и его обязательств в рамках соглашений

    Франчайзеры осуществляют вертикальный контроль, не прибегая к методам, запрещенным антимонопольным законодательством

     Наличие стартового капитала и стартовых издержек

 

    Проблема неблагоприятного отбора для потребителей


 

 

 

 
 

ГЛАВА 3 ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ

Франчайзинг становится одним из главных  инструментов развития потребительского рынка России, особенно в регионах. Он показал себя устойчивым в кризис и потому год от года становится все более востребованным малым  и средним бизнесом.

С принятием закона «О коммерческой концессии» он является приоритетным в государственной политике содействия бизнесу.

Франчайзинг в России развивается с конца прошлого века, но до сих пор прирост франчайзинговых сетей в России оставляет желать лучшего. Перспективность франчайзингового бизнеса в России уже не вызывают сомнения. Ведь именно, благодаря франшизе, в наши города пришли знаменитые бренды.

Популярность франчайзинга объясняется его значительными положительными качествами:12

- развитие цепи франшизных предприятий позволяет не расширять сеть собственных предприятий и значительно экономить свой капитал и свои трудовые ресурсы;

-хозяин каждого предприятия - франчайзи более заинтересован  в положительных результатах  и сведении затрат до минимума  по сравнению с наемным руководителем;

- риск, сопутствующий каждому  коммерческому делу, уменьшается  для франчайзера, так как его  собственный капитал учавствует  в расширении дела в минимальной  степени;

- франчайзер не занимается будничными  управленческими проблемами и не имеет проблем с персоналом;

- благодаря использованию чужих  ресурсов, как финансовых, так и  управленческих, развитие бизнеса  идет быстрее по сравнению  с другими системами.

Франчайзи не работник франчайзера, а  владелец собственного бизнеса. Он покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный всесторонне франчайзером. Таким образом, франчайзи покупает гарантированно хороший бизнес, а также право пользоваться относительно известной, уважаемой, популярной торговой маркой, фирменным знаком, стилем. Франчайзер передает комплект методических материалов в виде четких инструкций по материалам, сырью, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела и проводит курс обучения для того, чтобы франчайзи мог в самые короткие сроки начать свой новый бизнес.

Франчайзинг как  бизнес-модель впервые возник в России в начале 1990-х годов, когда двери  на российский рынок открылись первым иностранным франчайзерам.

Первыми были такие известные бренды, как Pizza Hut, KFC, Subway, Эльдорадо, Перекресток, Alphagraphics. Вторая волна входа на рынок пришлась на начало нового тысячелетия, когда экономические реформы, вводимые новым правительством, привели к постепенному улучшению бизнес-среды, и Россия, наконец, вошла в список быстроразвивающихся экономических стран мира.

В настоящее время Россия переживает настоящий франчайзинговый  бум. Предприятия и  предприниматели все чаще обращаются к франчайзинговой модели ведения бизнеса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Институциональный анализ взаимоотношений франчайзера и франчайзи показывает следующие особенности. Имя и торговая марка франчайзера, снижая неопределенность качества услуг, предоставляемых потребителям, служат общественным благом для всех франчайзи.

 Возникает проблема, когда  отдельный франчайзи может в своих частных интересах использовать репутацию франчайзера, снижая качество предоставляемых услуг, так как выгоду от этого он получает один, а издержки несут все участники системы франчайзинга. Здесь проявляется отрицательный горизонтальный внешний эффект, который может быть и перекрестным, а результатом оказывается подрыв (размывание) репутации. Поэтому требуются специальные институциональные меры, блокирующие стимулы к оппортунистическому поведению франчайзи, в рамках системы контроля со стороны франчайзера. Например, франчайзи получает вознаграждение в виде процента от суммарного дохода (объема продаж) всей системы франчайзинга.

Кроме горизонтального может возникать отрицательный вертикальный внешний эффект, поскольку оппортунистическое поведение каждого оказывает неблагоприятное влияние на доходы партнера. Например, франчайзи, снижая качество услуг, может объяснять сокращающийся объем продаж ухудшением спроса потребителей.

 Поэтому франчайзер  часто использует систему двойного  распределения, обеспечивающую определенную  конкуренцию и снимающую эффект  асимметрии информации.

Подводя итоги, можно судить о том, что роль франчайзинга в экономике любой страны чрезвычайно велика, так как он является самым эффективных каналом дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются внутри стран и по всему миру.

Информация о работе Франчайзинг - как особая форма институциональных соглашений