Фундаментальный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:15, доклад

Краткое описание

Существует три главных метода анализа финансовых и товарных рынков: фундаментальный анализ, технический анализ и интуитивный подход к анализу.

Фундаментальный анализ – изучает движение цен под влиянием макроэкономических факторов. Он может способствовать определению рыночного тренда, однако для определения конкретного момента совершения сделки фундаментального анализа бывает недостаточно. В этом случае применяется технический анализ (т.е. дает возможность заглянуть в далекое будущее).

Вложенные файлы: 1 файл

рцб доклад (2).doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

     Фундаментальный анализ

     Существует  три главных метода анализа финансовых и товарных рынков: фундаментальный  анализ, технический анализ и интуитивный  подход к анализу.

           Фундаментальный анализ – изучает движение цен под  влиянием макроэкономических факторов. Он может способствовать определению рыночного тренда, однако для определения конкретного момента совершения сделки фундаментального анализа бывает недостаточно. В этом случае применяется технический анализ (т.е. дает возможность заглянуть в далекое будущее).

           На практике рекомендуется  использовать все три метода анализа. Это не конкурирующие, а взаимодополняющие  друг друга инструменты, предназначенные  помогать людям, принимающим инвестиционные решения.

           В основе американской школы фундаментального анализа лежит классический труд  Бенджамина Грэхем и Дэвида Додда  «Анализ ценных бумаг»», опубликованный ими в 1934 году. Сам Грэхем пользовался фундаментальным анализом на практике и был успешным инвестором. Один из наиболее известных последователей Грэхема, использующих фундаментальный анализ — Уоррен Баффетт.

           Фундаментальный анализ обычно используется инвесторами, рассчитывающими на реализацию долгосрочных стратегий, зарабатывающими на многолетних тенденциях. Цель такого подхода  - определить тренд, пусть даже не в самом начале его возникновения, и следовать ему до конца.

           Опытные спекулянты также используют фундаментальный  анализ, реагируя на новости фундаментального характера. Можно выделить следующие  группы новостей:

  1. объявление макроэкономических индикаторов, отражающих состояние экономики страны;
  2. исследование аналитиков ведущих инвестиционных компаний или аналитических бюро (исследования могут качаться стран, отраслей, товарных рынков, конкретных компаний);
  3. корпоративные новости от акционерных компаний;
  4. политические события;
  5. природные явления.

     Фундаментальный анализ – один из методов анализа, нацеленный на прогнозирование изменения  цены с точки зрения изучения политико-экономической  ситуации в мире и в стране, экономической  ситуации и общего состояние в отрасли, в конкретном эмитенте: его доходов, положения на рынке (через показатель объема продаж), активов и пассивов, нормы прибыли на собственный капитал и других показателей, характеризующих эффективность деятельности эмитента. Базой анализа являются балансы, отчеты о прибылях и убытках, другие материалы, публикуемые компанией.

     С помощью фундаментального анализа  делается прогноз дохода, который  определяется будущую стоимость  акций и, следовательно, может повлиять на цену. Это является основой для разработки рекомендаций о целесообразности покупок и продаж.

     В узком смысле фундаментальный анализ – это анализ финансовой деятельности компании с помощью адекватной оценки ценных бумаг, при этом особое внимание уделяется будущих доходам компании, ожидаемым дивидендам и будущим процентным ставкам, а так же оценка риска деятельности компании.

     Фундаментальные факторы оцениваются с двух позиций:

  • с точки зрения влияния на официальную учетную ставку;
  • с точки зрения состояния национальной экономики страны.

     Фундаментальный анализ выделяет четыре группы факторов, влияющих на рынок:

  1. экономические;
  2. политические;
  3. слухи и ожидания;
  4. форс-мажор.

     Если  фундаментальная новость противоречит действующему тренду, то время ее влияние  на динамику рынка может ограничиться часом или несколькими часами. Если же фундаментальный фактор подтверждает тренд, то происходит его некоторое ускорение с последующим возможным откатом.

     Цикл  жизни фундаментальных факторов:

  • короткий цикл: не более одних суток; характерен для всех неожиданных новостей;
  • длинный цикл: от нескольких недель, до нескольких лет; все факторы, связанные с общим состоянием национальной и мировой экономики (динамика инфляции, безработицы, процентных ставок и т.п.).

     Основная  цель фундаментального анализа это  выявление недооцененных (переоцененных) компаний. Внутренняя стоимость не совпадает с ценой акции компании, которая определяется соотношением спроса и предложения на рынке. Обнаружив, что по тем или иным показателям компания недооценена (переоценена), инвестор продает (покупает) ее акции в надежде, что в скором времени биржевая стоимости акций компании сравняется с реальной. Иногда приходиться ждать не один год. Инвесторов прежде всего интересует, когда внутренняя стоимость превышает цену акций на бирже.

     Проведение фундаментально анализа требует значительных финансовых ресурсов, а также усилий по поиску и обработке информации.

     В процессе отбора появляются рекомендации для потенциального инвестора о  том, как должен выглядеть его  оптимальный портфель инвестиций (набор различных акций или других видов ценных бумаг, которые были выбраны на основе учета целей инвесторов и результат фундаментального анализа).

       Имеется огромное количество инструментов для исследования прошлой, текущей или будущей экономической ситуации в стране или отдельной компании. Они определены и рассчитаны как индикаторы, которые делятся на опережающие, совпадающие и запаздывающие.

  • Опережающие – рассматривают экономическое развитие в будущем с некоторым временным опережением.
  • Индикаторы совпадения – отражают текущее состояние экономики.
  • Индикаторы запаздывания – используются для измерения или оценки уже произошедших событий.

     Отнесение индикаторов к какой-либо из этих трех категорий представляет определенную сложность. Могут происходить изменения  в зависимости от текущей экономической ситуации.

     На  основе небольшого набора фундаментальных  индикаторов можно выяснить общее  направление рынка, оценить макроэкономическую ситуацию, привлекательность отраслей и динамику инвестиционной активности.

     Основные  показатели, которые анализируются при фундаментальном анализе:

  • Выручка – денежные средства полученные от реализации товаров или услуг.
  • Чистая прибыль (Net Income) – часть прибыли предприятия, которое остается в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия формирование фондов и резервов, и реинвестиций в производство. 
    Чистая прибыль является важнейшим финансовым показателем, который является источником дальнейшего развития предприятия.
  • Чистая стоимость компании (Net worth) – сумма акционерного капитала, состоящего из обыкновенных акций, резервного капитала и нераспределенной прибыли.
  • Обязательства  отношения в которых одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определённые действия. Такими действиями являются: передача определённого имущества, выполнение работы, уплата денег, а также другие действия.
  • Денежный поток или поток наличных денег (Cash Flow; CF) – это абстрагированный от его экономического содержания численный ряд, состоящий из последовательности распределённых во времени платежей. Используется для расчёта показателей экономической эффективности инвестиций, а также для анализа движения денежных средств экономического субъекта во времени.
  • Величина выплачиваемых дивидендов или дивиденд на акцию (DPS) – общая сумма дивидендов выплачивается в течение всего года (в том числе промежуточных дивидендов, но не включая специальные дивиденды), разделенное на количество обыкновенных акций.
  • Производственные показатели компании – объем производства или реализации услуг.
  • Бета-коэффициент (бета-фактор) — показатель, рассчитываемый для ценной бумаги или портфеля ценных бумаг. Является мерой рыночного риска, отражая изменчивость доходности ценной бумаги (портфеля) по отношению к доходности портфеля (рынка) в среднем (среднерыночного портфеля).
  • Коэффициент альфа –  характеризует ожидаемый доход на акцию в момент достаточной стабильности цен на акции в целом, когда доход рынка равен нулю. Положительное значение альфа означает тенденцию акции к способности получать положительный доход в момент, когда доход рынка равен нулю. При всех пр. условиях акциям с более высоким значением альфа отдается предпочтение перед акциями с более низким показателем альфа.
  • EBITDA – аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений.
  • EPS – доходность на акцию. Именно по нему инвестор получает приблизительную оценку потенциальной доходности акций компании.
  • P/E – отношение рыночной цены к доходу на акцию. При использовании фундаментального анализа для оценки компаний, коэффициент Р/Е является крайне важным показателем, который, к тому же, имеет и широкое применение. Обозначает он отношение рыночной цены акции к доходу на одну акцию. Под доходом в данном случае понимается величина чистой прибыли (без налога на прибыль, дивидендов на привилегированные акции и других обязательных платежей из прибыли), приходящейся на одну обыкновенную акцию. В общем же смысле величина Р/Е показывает количество лет, которое потребуется компании (при постоянном уровне прибыли), чтобы окупить цену своих акций. При прочих равных условиях предпочтение стоит отдавать компании с меньшим значением коэффициента Р/Е. Покупка же акций с большим значением коэффициента Р/Е будет оправданной только в том случае, если ожидается увеличение прибыли компании.
  • ROA – доходность активов компании. Доходность активов представляет собой меру рентабельности компании. Фактически ROA отражает, насколько эффективно используются на предприятии все имеющиеся в его распоряжении активы. Продолжительный рост доходности активов свидетельствует об их рациональном использовании.
  • TAT – оборачиваемость активов. Он характеризует интенсивность эксплуатации всех имеющихся активов компании. С помощью него инвестор может понять, насколько эффективно используются активы с точки зрения объема продаж. Рост данного показателя по предприятию и в целом по отрасли указывает на ускорение кругооборота средств предприятия, что, в свою очередь, является положительной характеристикой для компании.
  • ROE – доходность собственного капитала. При расчете данного коэффициента собственным капиталом считается разница между всеми активами компании и ее обязательствами
  • P/D – норма дивидендного дохода. Он отражает отношение рыночной цены акции к дивидендам, которые выплачиваются на одну обыкновенную акцию. Если инвестора интересует получение дивидендов, а не управление предприятием, то данный показатель является для него крайне важным. Данный показатель наиболее важен для достаточно зрелых компаний, так как показывает их способность выплачивать дивиденды. Поэтому при анализе молодых компаний данная величина может не приниматься. Это обусловлено тем, что прибыль, даже если она есть, настолько незначительна, что будет идти не на выплату дивидендов, а на вложение в дальнейшее развитие компании.
  • P/CFPS – данный параметр показывает отношение рыночной цены обыкновенной акции к денежному потоку на одну обыкновенную акцию. Для расчета денежных потоков требуется доступ к более полной финансовой отчетности предприятия.
  • P/S – финансовый показатель, равный отношению рыночной капитализации компании к ее годовой выручке. Коэффициент цена/выручка является одним из основных показателей, применяющихся для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. Малые значения коэффициента сигнализируют о недооцененности рассматриваемой компании, большие – о переоценённости. Существенным преимуществом P/S является то, что она не принимает отрицательных значений, как коэффициент P/E, а также более устойчива к субъективным факторам и злоупотреблениям менеджмента компаний. Недостатком является то, что числитель является мерой собственного капитала, а знаменатель представляет доход на собственный и заемный капитал.

     Рынок быков и медведей

     Особую  роль играет социальное поведение. Изменение  цены на определенную ценную бумагу определяется спросом и предложением. Однако большинство  решений может быть объяснено  не рациональным и объективным поведением, а скорее эмоциями индивидуальных инвесторов. Фондовый рынок в идеальном случае представляет собой взаимодействие двух противоположных тенденций, присущих психологической среде: рынок быков с растущими курсами ценных бумаг и рынок медведей с падающими курсами. В каждой из этих рыночных тенденций может быть выделено три фазы.

     Рынок быков

  • Накопление. Дальновидные инвесторы предвидят предстоящий подъем и покупают акции у паникующих продавцов, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию.
  • Возрастание активности.
  • Перегрев.
 

     Рынок медведей

  • Период сброса ценных бумаг. Дальновидные инвесторы предвидят исключительно падение прибылей компании и начинают продавать ценные бумаги.
  • Паника.
  • Стагнация.

     Макроэкономический  анализ – это анализ общего экономического состояния как результата экономических, политических, сезонных и целого ряда случайных факторов. Ключевые индикаторы:

  • торговый баланс;
  • уровень безработицы, процент безработицы;
  • индекс производственных цен;
  • индекс потребительских цен;
  • валовый внутренний продукт;
  • отчет о розничных продажах;
  • отчет о заказах на товары длительного пользования;
  • отчет о промышленном производстве;
  • промышленное производство и способность к потреблению;
  • запасы товаров, предназначенных для продажи;
  • выплаты служащим;
  • зарплата в промышленном секторе и секторе услуг;
  • жилищное и иное строительство.

     Методы  оценки

     Как правило для фундаментального анализа  достаточно двух методик:

  • сравнительный анализ (с выставлением таргета с помощью мультипликаторов);
  • DCF-анализ (он считается более точным и применяется большинством ведущим компаний)

     Существуют и другие методы оценки, но как правило они используются для оценки компаний при продаже и оценку выполняют оценочные компании.

     Фундаментальный анализ делает оценку стоимости акций только на основании финансовых результатов компании. Аналитик не смотрит на графики компании. Если компания торгуется с существенным дисконтом к аналогами, то он будет рекомендовать ее к покупке. Или если при построении модели DCF выявлен потенциал в 50%, то даже на падающем рынке, акции также будет присвоена рекомендация – «Покупать».

    Выбор рекомендации зависит от потенциала роста: 
    ПОКУПАТЬ – потенциал роста больше 15 %;

     ДЕРЖАТЬ – потенциал от - 15 % до + 15 %;

     ПРОДАВАТЬ – потенциал падения больше 15 %.ф

     Достоинства и недостатки фундаментального анализа

     Фундаментальный анализ акций основывается на оценке эмитента: его доходов, положения  на рынке, величины активов и пассивов, нормы прибыли на собственный  капитал и многих других показателях, характеризующих деятельность компании. Базой анализа являются балансы, отчеты о прибылях и убытках, другие материалы, публикуемые компанией. Кроме того, изучается практика управления компанией, состав управляющих органов. Проводится изучение данных о состоянии дел в отрасли, анализ рынков, на которые компания выходит как продавец или покупатель. Эти исследования помогают сделать вывод о том, завышена или занижена стоимость ценной бумаги по сравнению с реальной стоимостью активов.

     Однако, минусом фундаментального анализа  является то, что это тяжелая, трудоемкая работа, требующая создания базы данных и адекватного финансирования.

     Большая часть фундаментальной информации нечетка и размыта, что часто  означает зависимость ее интерпретации  от личного мнения человека, анализирующего эту информацию.

     Еще один аргумент состоит в том, что если рынок недооценил акцию сейчас, то вполне возможно, что он не сделает этого и в будущем, а в результате затраты не окупятся, т.е. отсутствуют гарантии того, что рынок подтвердит фундаментальные оценки аналитиков.

Информация о работе Фундаментальный анализ