Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:28, контрольная работа
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
Происхождение государства ……………………………………………………………………………………………………… 4
Теории происхождения государства ………………………………………………………………………………………….. 5
Сущность государства и его признаки ………………………………………………………………………………………. 8
Функции государства …………………………………………………….…………………………………………………………… 10
Функции государства в регулировании экономики …………………………………………………………………. 12
Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………………… 17
Используемая литература ………………………………………………………………………………………………………… 18
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.
Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Он связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
Отрицать влияние классов
на возникновение государства нет
оснований. Но так же нет оснований
считать классы единственной первопричиной
его появления. Как уже было отмечено,
государство нередко
Органическая теория возникла в 19 в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон сравнили государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.
В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы – внешние.
Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в 19 в. были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и др. Они объяснили появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, сознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.
Сущность государства и его признаки.
Государство является центральным институтом политической системы. В то же время, термин «государство» употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживаемая на определенной территории. Оно тождественно стране и политическому организованному народу.
Примерно до 17 в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия» и др. Одним из первых, кто отошел от традиции широкой трактовки понятия государство был итальянский государственный деятель и политический философ Никколо Макиавелли (1467-1527). Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение
государства и общества было основано
в контрактных или договорных
теориях государства Гоббсом, Локком,
Руссо и другими
Особый подход к пониманию природы государства и права предложил марксизм. Согласно марксистскому учению, политические и правовые отношения являются производными от экономических, в том числе отношений собственности. Образующийся на основе экономических отношений раскол общества на антагонистические классы предопределяет сущность государственной власти и реальное состояние правоотношений в обществе. Марксистская концепция, трактующая государство как орган классового господства, средство угнетения одного класса другим, смыкается с более широкой теорией завоевания (насилия). По мнению ее сторонников (Е.Дюринга, Л.Гумпловича), любое государство есть результат насильственной экспроприации власти, прежде всего – в ходе завоевания.
Несмотря на существеннейшие
расхождения в основных трактовках
происхождения и природы
Территория является пространственной, материальной основой государства. В отличие от догосударственного периода (эпохи первобытнообщинного строя), когда общественная власть распространялось на людей вне пространственных рамок на основе кровно-родственной общности, власть современного государства действует прежде всего на определенной части суши, территориальных вод, недр, воздушного пространства. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государства является одним из важнейших для международного права.
Население – это человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти. В европейской традиции сложилось представление о едином организме – нации-государстве, основой которого выступает «государствообразующий», или «титульный» народ. Однако, в действительности, народное сообщество в рамках одного государства может быть как моноэтническим, так и полиэтническим. Использование понятия «нация» в данном случае отражает не этнические корни государственности, а ее объединяющий, консолидирующий характер. Население государства образует единую социально-экономическую и политическую общность, связанную с государством особыми правовыми отношениями (гражданством или подданством). В этом смысле понятия «народ» и «нация» синонимичны.
Сущностным признаком, отличающим государство от других политических организаций, является его суверенность (фр. «souverainete» - верховная власть). Суверенитет государства означает верховенство и независимость его власти. Это предполагает:
Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и нации.
Суверенитет народа рассматривается современной политической и правовой наукой как основополагающий принцип демократической государственности. Он противостоит представлению о высшем, сакральном происхождении государственной власти, обеспечивающим неприкосновенность и неотчуждаемость власти государя, принимающего сан монарха при восхождении на престол. Идея народного суверенитета опирается на представление народа в качестве верховного (изначального) источника государственной власти. Идеологически принцип народного суверенитета означает и верховенство народа в решении коренных вопросов своей жизни, в том числе выбора формы правления, общественного строя, основных направлений внутренней и внешней политики. Однако реальный порядок осуществление народом своих суверенных прав зависит от существующей в государстве той или иной формы демократии, от степени распространения на весь народ статуса гражданства, в том числе избирательного права, свободы слова, возможности участия в политическом процессе.
Суверенитет нации является правовым принципом, предполагающим полновластие нации (в этническом смысле этого термина). В соответствии с принципом суверенитета каждая нация обладает правом свободного выбора форм своей жизни, в том числе и государственности. Это означает право нации на политическое самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства. Принцип национального суверенитета подчеркивает роль нации как важнейшего конституирующего элемента государственности. Однако при прямом прочтении он вступает в противоречие с принципом неприкосновенности, целостности государственной территории – второго конституирующего элемента. Эта проблема решается современным международным и конституционным правом, как правило, в пользу принципа целостности государственной территории. Право нации на самоопределение находит свою реализацию в иных формах (территориальной автономии, культурной автономии, и т.д.) Но возможны и исключения – например, в случае распада или образования федеративных государств.
Существенный признак
государства – наличие
Другие признаки государства выражаются в следующих качествах: право на взимание налогов и сборов с населения; обязательность членства в государстве, которое выражается в гражданстве; претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.
Функции государства.
Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.
Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. Так, в некоторых странах на разных этапах их развития функции государства приобретали ярко выраженную классовую направленность (диктатура пролетариата, построение социалистической экономики). Отсюда, в функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала.
Осуществляя свои функции,
государство использует набор конкретных
средств. В механизме государства
образуются соответствующие органы,
в государственном бюджете
Представим основные функции государства в следующей схеме:
Внешние функции - это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами. К внешним функциям относятся:
1) защита государства
от внешней угрозы (строительство
вооруженных сил, ведение
2) функция взаимодействия
с другими государствами и
международными организациями (
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:
1) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);
2) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);
Информация о работе Функции государства в регулировании экономики