Функции цены в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Цена выступает денежным выражением стоимости. Как денежное выражение стоимости цена не обязательно должна совпадать со стоимостью. Она может быть выше или ниже стоимости. На рынках товаров существует множество цен. Еще не так давно в экономических словарях, учебниках цена определялась как денежное значение стоимости услуги. А стоимость, как известно, – это воплощенный в товаре (услуге) абстрактный труд. Она определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, необходимого для изготовления определенной потребительской стоимости при общественно нормальных условиях производства, среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Функции цены в рыночной экономике..doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

                                                                                                                         

 

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

 

 

УГС (код, наименование)      080000 Экономика и управление                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                

Направление подготовки (код, наименование)      080100.62 Экономика                     

 

Профиль (наименование)   080100.62.09 – Экономика предприятий и организаций                       

 

Факультет     Экономики и менеджмента

 

Кафедра      Экономики и организации производства          

 

Учебная дисциплина : Экономика (для Р)

 

Курс 1    Группа № 619зр

 

Курсовая работа (курсовой проект)

 

Тема : Функции цены в рыночной экономике.

Студент Изместьев Дмитрий Олегович _______________

                                                                      27.06.2012г

Руководитель Дудырева Ольга

 кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга

Оценка за курсовую работу

(курсовой проект)                  ________________        ______________________

(подпись руководителя)

                                            

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Цена является денежным выражением стоимости товара только в том случае, когда существует равновесие между спросом и предложением.

В других случаях колебания  цен вызываются не стоимостью, а другими причинами. Поэтому универсальным определением цены является следующее:

Цена – это денежная сумма, уплачиваемая за конкретный товар.

Рыночная цена устанавливается  непосредственно на рынке под  влиянием соотношения спроса и предложения. Иногда такую цену называют свободной, она не устанавливается специальными органами, не навязывается сверху.

Цена выступает денежным выражением стоимости. Как денежное выражение стоимости цена не обязательно должна совпадать со стоимостью. Она может быть выше или ниже стоимости. На рынках товаров существует множество цен. Еще не так давно в экономических словарях, учебниках цена определялась как денежное значение стоимости услуги. А стоимость, как известно, – это воплощенный в товаре (услуге) абстрактный труд. Она определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, необходимого для изготовления определенной потребительской стоимости при общественно нормальных условиях производства, среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Однако на практике стоимость одного товара (т.е. расходов необходимого времени) часто выше, чем стоимость другого товара, но рыночная цена его меньше. В чем же дело? Оказывается, цена зависит также от соотношения спроса и предложения на товар. В нашем примере цена второго товара выше потому, что спрос на него превышает предложение этого товара, а следовательно, цена выше, чем стоимость. Также сущность цен проявляется в выполняемых ими функциях.

 

1. Сущность и виды цен  в экономике

1.1. Роль ценообразования  на современном этапе

 

На современном этапе  роль и значение ценообразования  в деятельности предприятий сохраняется  и даже усиливается. Такую тенденцию  обуславливает ряд факторов, которые  формируют картину современной  ценового поведения. Отметим наиболее значимые из них.1

1. Глобализация конкуренции. Переход конкуренции на мировой уровень вовлекает фирмы, которые давно закреплены на рынке, в ценовые войны, поскольку растет количество производителей из стран с дешевой рабочей силой, которые предлагают одинаковое качество по низким ценам. Итак, конкуренция все больше основывается на чрезмерных мощностях и емкостях рынка, постоянно сужаются, а потому осуществляется во многих отраслях исключительно с помощью цен.

2. Ограниченность дифференциации продукции. Возможности дифференциации продукта со временем объективно сокращаются, а качество продуктов унифицируется. Поэтому товарная политика уступает место ценовой политике.2

3. Снижение доходов населения. В последнее время, несмотря на снижение реальных доходов в ряде стран, наблюдается усиление чувствительности покупателей к ценам. Начинает действовать известное правило: если доходы покупателей низкие, а возможности предприятия по дифференциации продукта (через рекламу, упаковку, торговую марку) ограничены, то главная роль в достижении целей предприятия принадлежит цене. С повышением доходов, а также расширением оснований для дифференциации продукции роль политики цен сужается. Цена уступает другим инструментам маркетинга, особенно продуктовой политике.

4. Усиление вертикальной конкуренции. Ранее ценовая политика была связана в целом с горизонтальной конкуренции, но сейчас, наряду с сильной горизонтальной, наблюдается активизация воздействия жесткой вертикальной конкуренции. Это – борьба всех предприятий, участвующих в изготовлении конечной продукции, за распределение стоимости, оплачивается конечным потребителем. В практике это приводит к концентрации конкуренции в сфере торговли и среди промышленных потребителей. Перераспределение власти, которое происходит в результате, стимулирует такие тенденции, как сокращение количества поставщиков, усиления конкуренции среди торговых марок, расширение практики установления цен ниже общерыночной уровня.3

5. Профессионализм, который растет. В последнее время реальность становится такой, что цены не могут устанавливаться импульсно или интуитивно, как это было вполне приемлемо в прошлом. Процесс ценообразования все больше опирается на исследования рынков и потребительских запросов. Кроме того, разнообразнее инновационные ценовые концепции, особенно в сфере услуг.

6. Развитие электронных рынков. К каналам коммуникации и сбыта фирм быстро присоединяется Интернет: да, создаются электронные открытые информационные системы, например, электронные каталоги продуктов или поисковые системы. Это непосредственно отражается на ценообразовании, в результате чего цены становятся прозрачными. Растет и степень индивидуализации ценовой политики, усиливается дифференциация цен. Например, через Интернет устанавливаются индивидуальные электронные контакты с потребителем на основе использования систем баз данных.

И наконец, еще одно доказательство актуализации ценовой политики на современном  этапе, приведем предложенную Ш.Майталем концепцию управления фирмой. В основу концепции положен тезис о  существовании задачи увеличения прибыли компании с помощью трех основных инструментов:4

1) управление затратами;

2) управление ценами;

3) управление ценностью  товаров.

1.2. Цена в рыночной экономике и ее виды

 

Ценообразование и цены – одна из сложнейших проблем, в которой пересекаются большинство экономических, социальных и политических проблем государства. Цена – это превращенная форма стоимости, ее денежное выражение. Согласно теории трудовой стоимости последняя определяется затратами общественно-необходимого рабочего времени на производство товара.5

Рыночная цена – это доминирующая на рынке в соответствующем временном отрезке цена на товар (услуги, работы), выплачиваемой за него в процессе купли-продажи независимо от индивидуальных затрат производителей на его производство и реализацию. Цена рассматривается в макроэкономическом плане как важнейший стратегический критерий, характеризующий конъюнктуру рынка, поскольку, с одной стороны, она влияет на ее состояние, а с другой – является результатом ее развития.

Изменение цены происходит под действием ряда ценообразующих факторов. В рыночной экономике важнейшими среди них являются общественная цена производства, соотношения спроса и предложения, темпы инфляции и покупательная способность денег, степень государственного административного и экономического регулирования цен, состояние ценовой и неценовой конкуренции, степень монополизации производства. Кроме названных, на уровень цен влияют и такие ценообразовательные факторы, которые действуют только на отдельных этапах развития товарно-денежных отношений, например, условия поставок товара, взаимоотношения между продавцом и покупателем, способ движения продукции от производителя к потребителю (нулевой уровень, когда продукция реализуется производителем через собственную торговую сеть, одноуровневый – через посредника розничного торговца, двухуровневый – через оптового и розничного торговца, трехуровневый - когда продукция реализуется тремя посредниками – оптовым, мелкооптовым и розничным), а также франкирование цены, т.е. включение в ее состав на определенных условиях расходов на страхование и доставку товара.6

На динамику цен влияет и соотношение  валютных курсов разных стран, хотя первоосновой такого соотношения является соотношение  покупательной способности национальных денег. Это объясняется обособленностью до известной степени национальных экономик от внешнеэкономической сферы, важнейшей составляющей которой является мировая торговля. Механизм воздействия этого фактора проявляется в том, что при повышении курса национальной валюты импортер должен заплатить за товар определенной страны в своей валюте больше денег, чем он платил раньше.7

В рыночной экономике функционируют  несколько видов рыночных цен. Главными из них являются оптовые и розничные  цены, которые могут приобретать  различные формы в зависимости от условий их применения в процессе купли-продажи. Оптовые – это такие цены, по которым предприятия реализуют свою продукцию большими партиями всем категориям потребителей, кроме населения. Розничные – это цены, по которым население покупает товары в розничной торговле для удовлетворения собственных потребностей. Если товары покупаются с одновременной выплатой (перечислением) денег, розничные и оптовые цены приобретают форму наличных, а если с отсрочкой выплаты – то кредитных.8

Фактические цены по контрактам называют ценами фактических сделок. Они публикуются в специальных справочниках (прейскурантах) и рассматриваются как важнейшая информация для предпринимателей, поскольку используется ими при обосновании базовых цен в процессе заключения новых контрактов.

Биржевые котировки – это цены по контрактам купли-продажи, заключаемых на товар стандартного качества в официальные часы работы биржи в течение дня.

Различают также трансфертные цены, обслуживающие операции между монополией и ее филиалами. На основании этих цен определяется внутрифирменный товарооборот.

В рыночной экономике используется и такое понятие, как конкурентная цена. Она формируется в условиях, когда один и тот же товар производится многими товаропроизводителями. Конкурентная – это такая цена, по которой продают свой товар главные товаропроизводители-конкуренты. Поэтому каждое предприятие, производящее идентичный товар, устанавливая на него цену, должно обязательно учитывать конкурентную цену и тем самым определять свою стратегическую линию поведения на рынке. Если товар предприятия по своему качеству не уступает товарам ведущих товаропроизводителей-конкурентов, снизив цену на него по сравнению с конкурентной ценой, оно может рассчитывать на расширение своей ниши на рынке.9

Следует помнить, что при установлении цены предприятие обязательно учитывает затраты на производство единицы продукции. Чем они меньше, тем выше при прочих равных условиях, ценовая конкурентоспособность товара, следовательно, тем больше предприятие может снизить свою цену по сравнению с конкурирующей цене с целью реализации стратегии проникновения на рынок.

Сейчас на некоторые товары устанавливаются высокие, так называемые психологические цены, рассчитанные лишь на отдельные категории покупателей, которые готовы купить этот дорогой товар исключительно за его уникальные свойства, престижность. По таким ценам реализуется, например, сельскохозяйственная продукция, произведенная альтернативным сельским хозяйством без применения минеральных удобрений, стимуляторов и пестицидов. Уровень психологических цен на эту продукцию в 2 раза и более превышает обычные цены. При их установке необходимо досконально изучить рынок, учесть покупательную способность и интересы потребителей, фактические затраты предприятия на производство такой продукции с тем, чтобы, с одной стороны, цена не была низкой для производителя, то есть такой, что не приносит ему приемлемой нормы прибыли, а с другой, чтобы она не была слишком высокой и поэтому не тормозила сбыт продукции.

Существуют также мировые цены на товары, в том числе и сельскохозяйственного происхождения. Мировые цены – это цены сделок на крупные партии товаров, заключенных в основных центрах мировой торговли на условиях платежа в свободно конвертируемой валюте. Следует различать понятия мировой цены и цен международного рынка. На таком рынке доминирует мировая цена, однако здесь существуют и цены отдельных стран-экспортеров, цены бирж и аукционов, цены отдельных известных фирм, но все они устанавливаются с ориентацией на мировые цены.10

Информация о работе Функции цены в рыночной экономике