Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:56, реферат
Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел эк. теории. Макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность эк-их процессов и явлений и их показателей.
Важность изучения макроэкономики.
1) не просто описывает макр-ие явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике;
Пересечение кривой спроса с кривой предложения денег дает ставку r1, которая уравновешивает рынок денег при данном уровни дохода Y1(рис. 4.2.б) Если доход увеличивается до уровня Y2, то кривая спроса на деньги сдвигается вправо (вверх)(рис.2. а), более высокому уровню доходов соответствует более высокая равновесная ставка процента r2. Совокупность всех пар (Yr), которые уравновешивают рынок денег, дает кривую LM (рис. 4.2. б).
В случае нарушения равновесия
экономика стремится к
К сдвигу кривой LM могут привести факторы изменения:
16)Совместное равновесие товарного и денежного рынков. Модель IS-LM.
Ни кривая IS, ни кривая LM не определяют сами по себе величину равновесного дохода Yе и равновесной ставки процента rе. Равновесие в экономике определяется совместно кривыми IS и LM в точке их пересечения (рис. 4.3).
Общее равновесие - это ситуация одновременного равновесия на товарном и денежном рынках в экономике, которое существует в точке Е (рис.4.4.(а) и 4.4.(б)). Величину равновесного дохода Yе( рис.14.8.(а)), соответствующую одновременному равновесию товарного и денежного рынков (а, следовательно, и рынка ценных бумаг, т.е. финансового рынка в целом), Кейнс назвал «величиной эффективного спроса».
Если
рынок товаров и услуг
17)Модель IS-LM и построение кривой совокупного спроса.
Модель IS-LM представляет собой модель совокупного спроса, поскольку точка пересечения кривых IS и LM соответствует уровню дохода Y и ставке % r, которые обеспечивают одновременное равновесие товарного и денежного рынков, и определяет равновесную величину совокупных расходов. На основе анализа взаимодействия рынка товаров с рынком денег можно проследить, как изменение уровня цен влияет на величину совокупного спроса на товары, и построить его функцию, характеризующую зависимость объема спроса от уровня цен, т.е. кривую АD. На рис. 6.19 представлен графический вывод кривой AD из модели IS-LM.
Из кривой совокупного спроса невозможно определить единственные значения равновесного уровня цен и величины равновесного дохода, которые обеспечивают макроэкономическое равновесие. Эти значения определяются в точке пересечения кривой совокупного спроса и кривой совокупного предложения.
18)Сущность, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики.
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
Фискальная политика (ФП) – совокупность мер, предпринимаемых
правительством по изменению гос. расходов и налогообложения.
Основными целями фискальной (бюджетно-налоговой) политики
являются:
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика,
инструменты ФП используются по-разному. Выделяют два вида ФП: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение гос. расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика предполагает снижение гос. расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции.
19)Дискреционная фискальная политика и ее механизм.
Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение правительством гос.расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем нац.дохода, занятость и инфляцию.
Дискреционная фискальная политика осуществляется через
гос.закупки товаров и услуг, трансферты и налоги и в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов гос.расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Мультипликатор
Мультипликатор трансфертов – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов, равен:
mtr=ΔY/Δtr=MPC / (1-MPC)
Налоговый мультипликатор - это отношение изменения реального нац.дохода к вызвавшему его изменению налогов. налоговый мультипликатор определяется:
Следует обратить внимание на 2 момента:
1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная.
2) по своему абсолютному
Исходя из этого обстоятельства, можно вывести мультипликатор
сбалансированного бюджета для автономных (аккордных) налогов.
Мультипликатор
20)Недискреционная фискальная политика, действие «встроенных стабилизаторов».
Недискреционная (автоматическая) политика не требует специальных решений правительства, т.к. основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в госбюджет. Встроенный стабилизатор – это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры.
К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог,
косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты.
В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема, наоборот. Таким образом, автоматическая фискальная политика помогает сгладить циклические колебания экономики, но, к сожалению, не может их устранить.
21)Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
Бюджетный дефицит – та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.
Различают структурный и циклический дефицит.
Структурный – дефицит заложенный в структуру доходов и расходов. Реальный может оказаться больше структурного.
Циклический - разность между реальным и структурным дефицитами.
Существуют разные способы финансирования бюджетного дефицита:
1) повышение налоговых ставок;
2) эмиссионный способ финансирования;
3) долговое финансирование посредством выпуска и продажи
гос. ценных бумаг на открытом финансовом рынке;
4) внешние займы;
5) для финансирования дефицита могут быть использованы средства,
полученные от приватизации государственной собственности.
Бюджетные дефициты порождают государственный долг.
22)Государственный долг: понятие, виды. Экономические и социальные последствия.
Гос. долг – сумма задолженности страны своим или
иностранным юр., физ. лицам, правительствам других стран.
Различают внутренний и внешний долг. Внутренний – долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний – задолженность физ, юр лицам, правительствам других стран.
Негативные последствия крупного гос.долга:
23)Использование модели IS-LM для анализа последствий фискальной политики.
В модели IS-LM воздействие фискальной политики будет отражаться в сдвигах кривой IS.
Рассмотрим сдвиг кривой IS, вызванный ростом гос. расходов. Предположим, что первоначально равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке Е1 при %-ой ставке r1 и нац. доходе Y1 (рис. 5.1).
Допустим, эк. ситуация в стране потребовала увеличения гос. расходов. Они приводят к увеличению совокупных расходов, что обусловливает рост национального объема производства, кривая IS1сдвигается в положение IS2. Но растущий совокупный выпуск увеличивает спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что, соответственно, приводит к росту %-ой ставки до r2. На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей увеличивать объем инвестиций. В свою очередь, рост %-ой ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при %-ой ставке r1 прирост инвестиций. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е2, а совокупный выпуск увеличится до Y2.
Происходит увеличение Y не на Y = Y3– Y1а на величину Y2– Y1, т.е. в меньшей степени, чем следовало ожидать: рост %-ой ставки снижает мультипликационный эффект государственных расходов. Прирост гос. расходов частично вытесняет плановые инвестиции, т.е. оказывает влияние эффект вытеснения. Этот эффект снижает эффективность стимулирующей фискальной политики.
Таким образом, стимулирующая фискальная политика (увеличение государственных расходов и снижение налогов) сдвигает кривую IS вправо (вверх), что увеличивает уровень дохода и ставку процента. Наоборот, сдерживающая фискальная политика (сокращение государственных расходов и увеличение налогов) сдвигает кривую IS влево, что сокращает доход и уменьшает ставку процента.
24)Особенности бюджетно-налоговой политики РБ на совр. этапе.
Бюджетно-налоговая политика в РБ как
целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Через гос. бюджет правительство реализует эк. и соц-ую, внутреннюю и внешнюю политику. От размера гос. бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ эк. и соц. развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на эк. активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Важнейшим направлением совершенствования бюджетно-налоговой политики государства является оптимизация структуры гос. расходов с выделением первоочередного финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития.
Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет
направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования эк. роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа. Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
25)Понятие и цели денежно-кредитной политики.
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Разрабатывает и реализует ее центральный банк страны, который при этом действует в русле проводимой правительством экономической политики. Основными субъектами ДКП выступают центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения.