Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель курсовой работы: определение социально-экономического развития и управления регионом на примере Москвы.
К основным задачам можно отнести:
- определение места Москвы в хозяйственном комплексе страны и федерального округа;
- характеристика население и трудовых ресурсов Москвы;
- рассмотрение отраслевой структуры хозяйства столицы;
- определение экономических связей Москвы с другими регионами и зарубежными странами;
- рассмотрение современных проблем и основных направлений социально-экономического развития столицы.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Место субъекта Федерации в хозяйственном комплексе России и федерального округа………………………………………………………….…4
1.1 Москва в хозяйственном комплексе страны и федерального округа…...4
1.2 Население и трудовые ресурсы……………………………………………10
2. Хозяйственный комплекс субъекта Федерации. Развитие и размещение отраслей специализации хозяйства……………………………………………14
2.1 Отраслевая структура хозяйства столицы………………………………...14
2.2 Экономические связи региона с другими регионами страны и зарубежными странами…………………………………………………………20
3. Основные проблемы и инновационные направления социально-экономического развития региона……………………………………………..27
3.1 Основные направления решения демографических и трудовых
проблем………………………………………………………………………..…27
3.2 Развитие промышленного комплекса……………………………………...30
3.3 Преобразование и развитие транспортного комплекса…………………...33
3.4 Развитие топливно-энергетического комплекса………………….….…….35
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список использованной литературы…………………………………………...38
Химическая
и нефтехимическая
На территории города размещаются Московский газобензиновый завод (ГПЗ) и Московский нефтеперерабатывающий завод (НБЗ), который производит глубокую переработку нефти с ориентацией на получение светлых нефтепродуктов и углеводородного сырья для нефтехимии.
Легкая промышленность. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 2,7%. Предприятия легкой промышленности специализируются на производстве хлопчатобумажных, трикотажных, шелковых тканей, чулочно-носочных изделий. Наиболее крупные предприятия: ОАО "Трехгорная мануфактура", ЗАО "Московская тонкосуконная фабрика им. Петра Алексеева".
Отраслью рыночной специализации также является полиграфическая промышленность, представленная крупными полиграфическими комбинатами - "Правда", "Известия".
Топливная промышленность. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 1,7%.
Заводы цветной металлургии неполного цикла. Они занимаются переделом металлического лома, производят литье и сплавы.
Город Москва является крупнейшим международным туристическим центром. По оценке Всемирной туристской организации, к 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран с наиболее развитым туристическим бизнесом. Более 200 памятников архитектуры и искусства занесены в реестр ЮНЕСКО.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.
Москва - крупнейший транспортный центр, она является узлом 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути европейской части РФ. Москва первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный баланс пассивен. Преобладает ввоз многотоннажного сырья и топлива над вывозом транспортабельной готовой продукции.
В Москве имеется развитая транспортная инфраструктура – три транспортных кольца: Садовое, Третье транспортное и Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД). В Подмосковье планируется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД),
которая
поможет разгрузить МКАД от тра
Скоростной транспорт Москвы представлен одной из крупнейшей в мире системой метрополитена, линией монорельсовой дороги, а также железнодорожным транспортом. Основным внеуличным видом городского транспорта в Москве является Московский метрополитен, ежедневно перевозящий в среднем 6,6 млн. пассажиров. По пассажиропотоку московское метро уступает в мире только токийскому. Московский метрополитен состоит из 12 линий общей длиной 301,2 км в двухпутном исчислении, 182 станций. Количество вагонов составляет 4671, обслуживанием которых занимаются 15 депо.
Москву обслуживают три международных аэропорта: "Домодедово", "Шереметьево" и "Внуково". Их доля в общем объеме перевозок пассажиров в России составляет более 55%. Всего в 2010 году три аэропорта столицы обслужили более 51 млн. пассажиров. Ближайшим к центру Москвы и единственным действующим аэропортом, расположенным в черте города, является "Внуково". Из этого аэропорта осуществляются преимущественно внутрироссийские и чартерные рейсы, а также полеты бизнес-авиации. В аэропорту "Шереметьево" базируется крупнейший перевозчик России – "Аэрофлот". Между тем, аэропорт "Домодедово" является лидером московского авиаузла по пассажиропотоку и по мнению многих опросов, одним из лучших аэропортов Восточной Европы.
Наземный общественный
транспорт Москвы представлен автобусом,
троллейбусом, трамваем и маршрутным
такси. Основным оператором городского
наземного пассажирского
2.2 Экономические связи региона с другими регионами страны и зарубежными странами
Межрегиональное сотрудничество Москвы - важнейший фактор развития научно-производственного потенциала, сферы городского хозяйства и строительства, социально-культурной области, повышения уровня жизни москвичей.
Москва является современным, динамичным, стремительно развивающимся мегаполисом, центром экономической и культурной жизни России, активным участником всех процессов, происходящих в мире. Опыт общения Москвы и москвичей с другими городами и странами — это всегда процесс взаимопознания, взаимообогащения и взаимопонимания.
В настоящее
время взаимодействие Москвы со своими
традиционными зарубежными
Последствия мирового финансово-экономического кризиса существенно заострили вопрос эффективности внешнеэкономических связей Москвы, что потребовало принятия неотложных мер системного характера. На заседании Правительства Москвы в сентябре 2010 г. были приняты разработанные Департаментом Концепция развития внешнеэкономических связей города Москвы (внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество) и План мероприятий по ее реализации. Для продвижения интересов московских организаций и экспортеров активно использовались механизмы федеральных межправительственных комиссий. Весьма полезными были заседания российских межправительственных комиссий с Финляндией, Данией, Грецией, Словакией, Сербией, Кипром, Лаосом, рабочих групп по территориальному развитию с Францией, Швейцарией, Норвегией. Были подготовлены заседания совместных рабочих групп по сотрудничеству с государственными органами Чехии и Словакии.
Важнейшим направлением международной деятельности Правительства Москвы оставалось развитие сотрудничества с партнерами в странах СНГ и Балтии. Москва имеет договорные отношения с десятью странами СНГ, Абхазией, Южной Осетией, Приднестровьем, всеми столицами стран СНГ и Балтии, а также с рядом областей и городов Украины и Казахстана. Контакты и взаимодействие с ними регулируются соответствующими соглашениями, программами и планами. Дома Москвы в Риге, Севастополе, Ереване проводили разноплановые мероприятия, направленные на укрепление позитивного имиджа Москвы и поддержку российских соотечественников [11].
В 2010 году продолжалась линия на реализацию соглашений по важнейшему направлению — развитию связей с традиционными партнерами в странах Европы. Было подписано более 25 совместных документов и программ сотрудничества. В целях продвижения Москвы как Международного финансового центра созданы совместные рабочие комиссии с партнерами из Франции, ФРГ, Люксембурга. С Франкфуртом и Парижем подписаны соответствующие международные соглашения, с учетом которых разработано и принято в 2010 г. Постановление Правительства Москвы о реализации соответствующей городской программы.
Интенсивным оставалось взаимодействие Москвы с городами ФРГ. В прошедших в июне 2010 года в Москве Днях экономики Дюссельдорфа приняла участие официальная делегация во главе с Обербургомистром Дюссельдорфа Д. Эльберсом, а также представительная группа специалистов и предпринимателей. В ходе встречи с Мэром Москвы дюссельдорфские компании представили свои перспективные проекты и предложения по сотрудничеству. В ноябре 2010 года в Дюссельдорфе в шестой раз прошли Дни экономики Москвы.
В 2010 году продолжались контакты с партнерами во Франции, Австрии, Швейцарии и Люксембурге. В апреле делегация Правительства Москвы во главе с первым заместителем Мэра Москвы Л.И. Швецовой приняла участие в церемонии открытия Московского фестиваля, организованного в рамках программы Года России во Франции. В ходе состоявшейся в декабре встречи Мэра Москвы С.С. Собянина с министром экономики, финансов и промышленности Франции К. Лагард была подтверждена заинтересованность в развитии экономического сотрудничества. В апреле 2010 года делегация Департамента культуры города Москвы посетила Рим для подготовки московских мероприятий Года России-Италии-2011.
В сентябре-октябре 2010 года в Москве прошли Дни Хельсинки (Финляндия). По итогам переговоров о развитии сотрудничества по вопросам социальной защиты населения, образования, охраны окружающей среды, использования энергосберегающих технологий в городском хозяйстве Правительством Москвы и Мэрией Хельсинки подписаны Программа сотрудничества на 2011-2014 годы, Протокол о реализации совместных проектов в рамках программы «Хельсинки — мировая столица дизайна — 2012», а также программа совместных действий на 2011-2014 годы.
Интенсивны связи с Болгарией, Грецией и Кипром. Прошедшие весной 2010 года встречи Мэра Москвы с Премьер-министром и министром промышленности, торговли и труда Израиля открыли новые возможности для углубления двусторонних связей. Достигнута договоренность о проведении в Тель-Авиве во втором квартале 2011 года совместного московско-израильского делового форума. Осуществлялись регулярные рабочие контакты руководства Москвы с правящей семьей Хашимитского Королевства Иордания.
В апреле 2010 года делегация Мосгордумы приняла участие в работе 29-го Всемирного Российского форума в США. Из южноамериканской группы стран в истекшем году состоялись контакты с Аргентиной и Венесуэлой, достаточно продуктивно развивались связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Весьма активно развивались связи с КНР, прежде всего с Пекином. По информации китайских партнеров, в осуществляемый проект строительства в Москве китайского делового центра «Парк Хуамин» планируется вложить около $760 млн. В течение года велась проработка проектов по участию московских предприятий в строительстве метрополитена в г. Нейпьидо (Мьянма).
В 2010 году продолжалось взаимодействие Москвы с международными организациями. Наиболее продуктивно развивалось сотрудничество с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В сентябре 2010 г. в Москве на беспрецедентно высоком уровне (около 1000 участников, в том числе около 800 зарубежных делегатов из 130 стран мира, включая порядка 70 министров образования) прошла Всемирная конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста (ВК по ВОДМ), которая стала первым форумом ЮНЕСКО в данном формате [11].
Москва активно участвовала в деятельности международных объединений городов, в частности, во Всемирной ассоциации крупнейших городов мира «Метрополис» и организации «Объединенные города и местные власти» (ОГМВ). В октябре в Барселоне (Испания) проходили юбилейные (25-летие создания ассоциации) заседания Административного совета и рабочих комиссий «Метрополиса», на которых обсуждались актуальные городские проблемы в сфере градостроительства, транспорта, экологии, социальных и других вопросов. Градостроительный опыт крупнейшего по территории и численности населения мегаполиса Европы, каким является российская столица, активно обсуждался не только на заседании комиссии, но и в кулуарах форума. С интересом был воспринят представленный Москвой Генплан развития города до 2025 года.
В 2010 году Москва оформила членство во Всемирном союзе олимпийских городов.
В работе с неправительственными организациями приоритетным направлением оставалось взаимодействие с созданным в 2005 г. при активной поддержке Правительства Москвы Московским союзом обществ дружбы (МСОД). В настоящее время МСОД, имеющий высокий авторитет среди НПО, объединяет 44 общества дружбы и московские международные общественные организации. Только в истекшем году его состав пополнился 11 новыми членами.
Большое внимание
уделялось поддержке
Активной была работа по участию Москвы в деятельности наиболее крупных и авторитетных международных организаций, а также взаимодействие с неправительственными организациями. Безусловным приоритетом остается работа по поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом. Эта деятельность будет продолжена и в дальнейшем. В настоящее время ведется разработка новой комплексной программы по поддержке соотечественников на 2012 −2014 годы.
Основной формой международных экономических связей города
является внешняя торговля. По итогам девяти месяцев 2010 года очищенный от топливно-энергетической составляющей в экспорте оборот внешней торговли товарами вышел на уровень $73,7 млрд. (увеличение на 30,2% по сравнению с девятью месяцами 2009 года). При этом сохраняется неблагоприятная тенденция разбалансированности внешней торговли: более чем 80% прироста товарооборота (без учета продукции ТЭК) обеспечили импортеры. В число наиболее значимых внешнеторговых партнеров Москвы вошли Китай ($12,7 млрд.), Германия ($8,5 млрд.), Франция ($3,8 млрд.), Соединенные Штаты Америки ($3,6 млрд.), Япония ($3,5 млрд.), Италия ($3,4 млрд.), Великобритания ($2,6 млрд.), Индия ($2,4 млрд.), Украина ($2,3 млрд.), Республика Корея ($2,0 млрд.). Благодаря активной экспортной политике, Китай укрепил свои лидирующие позиции с долей в 17,2% в очищенном от товаров ТЭК товарообороте. Украина, занимавшая 7 позицию по итогам первого полугодия 2010 года, переместилась на 9-е место. Из стран первой десятки положительный баланс Москва, как и ранее, имеет только в торговле с Индией (в основном за счет товаров ВПК).
По итогам девяти месяцев 2010 года объем московских товарных поставок, очищенных от нефтегазовой компоненты, составил $11,5 млрд., что на 37,0% выше уровня, достигнутого в соответствующем периоде 2009 года. По ключевой для Москвы группе машинотехнических товаров зарегистрирован рост на 26,7%.