Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:13, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Ценовая дискриминация: теория и практика российской экономики" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Ценовая дискриминация: теория и практика в России ";
2. Сказать об актуальности этой проблемы в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики "Ценовая дискриминация:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ…………………………...5
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ»……………………………………………………………..5
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ……………………………………...7
ГЛАВА 2. ТИПЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ…………………12
2.1 ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ……………...13
2.2 ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ……………...15
2.3 ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ……………..18
2.4 ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ……….....20
ГЛАВА 3. Тарифы на электрическую энергию и ценовая дискриминация………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...31
Чем выше ценовая эластичность спроса группы потребителей, тем ниже будет цена для нее (рис. 3).
Рис. 3. Ценовая дискриминация третьей степени.
Здесь действует принцип монопольного ценообразования, с тем отличием, что в данном случае речь идет не обо всем рынке в целом, а о каждом его сегменте в отдельности.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
В тех случаях, когда транспортировка продукции требует высоких затрат, обладающее монопольной властью предприятие может с целью максимизации прибыли осуществлять пространственную (англ. spatial), или, иначе, географическую, ценовую дискриминацию. Она заключается в установлении разных цен для покупателей, расположенных вблизи и вдали от источника снабжения (производства).
Допустим, что монополист располагает одним заводом, расположенным в пункте А, и обслуживает рынок, включающий потребителей в пунктах А и В. Допустим далее, что число потребителей в пунктах А и В одинаково, как одинаковы и их предпочтения, это упростит модель, элиминировав возможные, но не относящиеся к сути проблемы различия. Обратные функции спроса на продукцию монополиста в А и В будут соответственно РА = D(QA) и Рв = D(QB). Положим также для упрощения, что МС = SATC = const. Затраты на транспортировку продукции потребителям в А, где находится предприятие, положим нулевыми, а в В — равными t за каждую доставляемую туда единицу товара. Тогда общая прибыль монополиста от продажи товара в А и В может быть представлена как
π = D(QА)QА +[D(QB)-t]-c(QA+B). (*)
Первый член правой части представляет общую выручку от продажи QA единиц продукции в пункте А, или TRA(QA); второй — чистую, за вычетом расходов по доставке, выручку от продажи QB единиц продукции в пункте В-, или TR -В(QB); третий — затраты на производство всей продукции.
Рис. 4. Монополист, осуществляющий пространственную ценовую дискриминацию, в сравнении с совершенно конкурентным предприятием.
Обозначим Р -В нетто цену, получаемую монополистом за каждую единицу товара, продаваемую в пункт В, тогда
PB(QB) = D(QB)-t - обратная функция нетто спроса, характеризующая наивысшую цену, которую монополия может установить на единицу товара за вычетом расходов по доставке, t.
Пространственная ценовая дискриминация представлена на рис. 4. На нем показана функция спроса покупателей, размещенных в пунктах А и В, —
(РА = D(QA)) = (РВ = D(QB)), а также функция нетто спроса покупателей, находящихся в пункте В, — P- b(Qb) . Монополист должен распределить свой выпуск между пунктами А и В так, чтобы максимизировать общую прибыль. При этом он должен учитывать, что если РВ <PA+t, то перепродажа товара, купленного на дешевом рынке в пункте А, на более дорогом в пункте В с учетом затрат на перевозку окажется невыгодной для перепродавцов. Максимизация (*) предполагает, как очевидно, выполнение пары условий первого порядка:
дπ = QА* dРА + D (QA ) – C = 0
дQА dQA
(**)
дπ = QА* dРB + D (QB ) – C - t = 0
дQB dQB
или, иначе, MR (QA) = c
MR (QA) – t = c .
Из (**) следует, что прибылемаксимизирующим условием пространственной ценовой дискриминации является равенство
MR -(QB) = MR(QB)-t = MR(QA) = с, (***) т. е. чистая предельная выручка в пункте В должна быть равна предельной выручке в пункте А и обе они должны быть равны удельным затратам, с.
Как явствует из (***), оптимальные количества товара, поставляемые в А и В, Q*A и Q*B, определяются монополистом, проводящим пространственную ценовую дискриминацию, так, чтобы предельная выручка в пункте В превышала предельную выручку в пункте А ровно на величину транспортных расходов, t, т. е. чтобы выполнялось равенство
MR(QB*)-t = MR{QA*).
Величины QA* и QB* показаны на рис. 4, равно как и соответствующие им цены, РА и РВ. Величины чистой предельной выручки на двух рынках различаются на величину транспортных расходов, t.
Возможно ли здесь прибыльное арбитражирование (перепродажа)? Как мы знаем, при линейной функции спроса наклон линии предельной выручки вдвое круче наклона соответствующей линии спроса. Поэтому разница цен РА и РB меньше транспортных расходов, t, или
PB*<PA*+t.
Следовательно, с учетом расходов на транспортировку никто не сможет получить прибыль, закупая товар на дешевом рынке и перепродавая его на дорогом.
Таким образом, можно сказать, что монополист, осуществляющий пространственную ценовую дискриминацию, «дискриминирует против» поблизости размещенных покупателей. Продажная цена в отдаленном пункте В более чем на t ниже продажной цены в пункте А, где товар производится. Очищенная от транспортных расходов нетто цена товара в В ниже, чем в А, поскольку разница в ценах не равна величине транспортных расходов. При пространственной ценовой дискриминации нетто цена за единицу товара, продаваемую на отдаленном рынке, ниже.
Можно показать, что в отличие от пространственно дискриминирующего монополиста нетто цена совершенно конкурентного предприятия была бы одинакова и в пункте А, и в пункте В. Как видно на рис. 4, продажная цена в А была бы равна неизменным предельным затратам, РА* = МС = с, а в пункте В также предельным затратам, но с включением в них транспортных расходов, Рв* = МС+ = с +t. Но это и значит, что нетто цены, очищенные от транспортных расходов, были бы одинаковы:
PA- = PB- = c = MC и равны предельным затратам на производство продукции.[16]
Тарифы на электрическую энергию
и ценовая дискриминация.
Электрическая энергия - важнейшее благо, без которого невозможно обойтись ни в производстве, ни в быту. Каждый из нас в той или иной мере является потребителем электрической энергии или потребителем товаров, произведенных с ее использованием.
Стандартность качества электроэнергии как товара и, следовательно, отсутствие дифференциации продукта, с одной стороны, а также невозможность ее перепродажи - с другой, вроде бы исключают все факторы ценовых различий, кроме ценовой дискриминации.
Однако электрическая энергия как товар имеет ряд особенностей, которые существенно влияют на формирование затрат при ее производстве, и именно различия в затратах иногда лежат в основе различий платы за ее использование (тарифов).
Рассмотрим сначала особенности электрической энергии с точки зрения потребителя. В отличие от других благ мы ее получаем точно в тот момент времени, когда в ней возникает потребность, и так же мгновенно можем прекратить ее поступление, нажав на выключатель. Это отличие электрической энергии от других благ существенно. Мы не можем, например, нажав на какую-то кнопку, мгновенно получить конфеты, велосипед или какие-то другие блага; кроме того, не можем, удовлетворив свою потребность, мгновенно отказаться от них, сделать так, чтобы невостребованная их часть в данный момент исчезла.
Можно подвергнуть сомнению это утверждение, приведя в качестве примера водопроводную воду. Действительно, если вода нужна - кран открывается, не нужна - закрывается. Благо и в этом случае поступает в зависимости от потребности и прекращает поступать, когда она исчезает. Если смотреть только со стороны потребителя, то разница действительно невелика. Однако чтобы глубже разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к процессу производства этих благ.
Природа создала огромные запасы воды, как в открытых, так и закрытых подземных водоемах, где невостребованное в данный момент благо может храниться, накапливаться и по мере необходимости использоваться. Человеком была создана только система забора, очистки, хранения и доставки воды к местам ее потребления (водопровод).
Электрическая энергия, которая используется в настоящее время, не является продуктом природы. Она создана человеком. Техника и технология ее получения не позволяют накапливать электрическую энергию впрок, и поэтому процесс производства практически совпадает во времени с процессом потребления. (Электротехника позволяет в небольших количествах накапливать и хранить электрическую энергию в специальных устройствах, называемых аккумуляторами. Однако дополнительные затраты, связанные с этим, велики. Для того чтобы оценить их, достаточно сопоставить плату за электрическую энергию, получаемую из сети и от аккумуляторов любого типа. Существенны дополнительные затраты и при создании аккумулирующих электрических станций.).
Потребление электрической энергии значительно изменяется в течение суток. Понятно, что в ночные часы оно существенно ниже, чем в утренние и дневные, так как количество потребителей и объемы их потребления снижаются как в промышленности, так и у населения на бытовые нужды. Но в дневные часы существуют периоды, когда потребление электрической энергии является максимальным у большинства потребителей. Эти периоды принято называть часами совмещенного максимума. Энергопредприятия вынуждены удовлетворять спрос на электрическую энергию по мере его возникновения, и, следовательно, в часы совмещенного максимума возникает необходимость вводить в действие дополнительные (резервные) мощности. Постоянные затраты, связанные с наличием на энергопредприятиях резервных мощностей, увеличивают средние общие затраты энергопредприятий и энергосистемы в целом. Причем резервные мощности имеются не на всех электростанциях, объединенных в энергосистему; поэтому там, где их нет, производство электроэнергии обходится дешевле, что, однако, не является результатом более эффективной работы таких электростанций.
В энергетике существует четкое деление затрат на постоянные (амортизация, заработная плата обслуживающего персонала и др.) и переменные, которые в основном определяются топливной составляющей затрат.
Некоторые экономисты считают, что средние общие затраты на производство электрической энергии возрастают во время пиковой нагрузки в связи с тем, что для удовлетворения потребности в этот период энергопредприятия должны пускать в ход устаревшие, более дорогие методы производства. Однако с таким объяснением трудно согласиться, ибо если принять эту точку зрения, то при наличии современных резервных мощностей проблемы оплаты электроэнергии в часы совмещенного максимума не существовало бы. Величиной, определяющей возрастание средних общих затрат на производство в пиковые часы нагрузки, являются постоянные затраты на содержание резервных мощностей; средние переменные затраты в этот период могут оставаться неизменными.
Это и определяет обоснованность установления двух тарифов. По одному оплачивается электроэнергия в обычные часы, а по повышенному - в часы пиковых нагрузок, т.е., потребляя ее в этот период времени, необходимо дополнительно оплатить энергопредприятию постоянные затраты на содержание резервных мощностей. Если установить единый тариф на уровне средних общих затрат с учетом стоимости резервных мощностей, то потребители, которые не увеличивают потребление в часы совмещенного максимума, будут "переплачивать", а остальные - "недоплачивать". Кроме того, исчезнет стимул к более равномерному потреблению электроэнергии по времени суток, которое позволило бы уменьшить затраты на создание резервных мощностей.
Обратимся к графическому анализу ценообразования по пиковой нагрузке (англ. реасk-lоаd pricing), представленному на рис. 5. Условно примем, что все электростанции разделены на две группы: первая группа работает непрерывно; вторая группа работает только в часы совмещенного максимума. Линии АСn и АСd отражают соответственно средние затраты на производство "ночной" (первая группа станций) и "дневной" (вторая группа) электроэнергии, т. е. производимой дополнительно в часы совмещенного максимума. Линии МСn и МСd, предельные затраты на производство дневной и ночной энергии, совпадают (МС). Соответственно линии Dn и Dd отражают "ночной" (постоянный в течение суток) и "дневной" (дополнительный в часы совмещенного максимума) спрос на электроэнергию. Объем производства "ночной" (Qn) и "дневной" (Qd) электроэнергии определяется точками пересечения соответствующих линий предельной выручки МRn и MRd линией предельных затрат (МС). Следовательно, цены "ночной" и "дневной" электроэнергии Рn и Pd максимизируют прибыль.
Рис. 5. Ценообразование по пиковой нагрузке
Итак, на один товар, электроэнергию, устанавливается две цены. И, следовательно, имеет место ценовая дискриминация? Одни экономисты дают утвердительный ответ и говорят, что ценовая дискриминация в этом случае приобретает особую форму - дискриминации во времени. Другие экономисты считают, что поскольку различие в ценах обусловлено различием в затратах, то этот случай не подпадает под общепринятое определение ценовой дискриминации. В реальности рынки "ночной" и "дневной" электроэнергии не отделены зримыми границами. Для их более точного разграничения требуются счетчики электрической энергии, которые фиксируют не только количество потребленной энергии, но и время ее потребления. На Западе такие счетчики широко используются. В России их внедрение только начинается. Поэтому применяется двухставочный тариф. В двухставочном тарифе размер платы состоит из двух частей: основной годовой платы за максимально заявленную мощность, которая характеризует участие потребителя в формировании совмещенного максимума энергосистемы, и дополнительной - за фактически потребленную электроэнергию. Ставка основной платы рассчитывается так, чтобы покрывались условно-постоянные затраты энергосистемы; дополнительная плата должна компенсировать условно-переменные затраты. Использование двухставочного тарифа, хотя и стимулирует более равномерное потребление электроэнергии по времени суток, все же приводит к тому, что одни потребители недоплачивают, а другие переплачивают по отношению к фактическому потреблению в часы совмещенного максимума.
Какова бы, однако, ни была форма тарифов, первооснова различий цен остается одна и та же - различие в спросе на "ночную" и "дневную" электроэнергию, которое ведет к различию в затратах на ее производство.