Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:41, реферат
Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.
В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна, взаимодействие покупателей и продавцов на конкурентном рынке приводит к образованию единой рыночной цены для любого однородного товара. При ее отсутствии монополия (или монопсония) могут осуществить разделение или сегментацию рынка, установить на каждом из них разные цены на один и тот же товар или услугу. Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.
Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.
В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна, взаимодействие покупателей и продавцов на конкурентном рынке приводит к образованию единой рыночной цены для любого однородного товара. При ее отсутствии монополия (или монопсония) могут осуществить разделение или сегментацию рынка, установить на каждом из них разные цены на один и тот же товар или услугу. Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.
Можно выделить несколько видов ценовой дискриминации.
Допустим, проживающий в труднодоступной местности фермер может получить минеральные удобрения только от одного поставщика. Затраты поставщика на приобретение и доставку 1 ц. удобрений постоянны и равны 120 руб. Поставщик знает, что каждый последующий центнер удобрений, внесенный в почву, увеличивает урожайность в соответствии с законом снижающейся предельной производительности переменного фактора; поэтому фермер готов заплатить за 1й ц. 200 руб., за 2й - 190 руб., за 3й-175 руб., за 4й - 155 руб. и за 5й -120 руб. В этом случае поставщик удобрений может осуществить ценовую дискриминацию первой степени, т.е. продать фермеру каждый ц. удобрений по цене спроса. При проведении ценовой дискриминации первой степени кривая спроса становится для продавца кривой предельного дохода. В этом случае объем выпуска монополии, как и фирм на рынке совершенной конкуренции, определяет точка пересечения кривой предельных затрат с кривой отраслевого спроса (рис. 1). Но в отличие от рынка совершенной конкуренции покупатели не получают потребительских излишков.
Рис.1
Заштрихованный на рис. 1 треугольник представляет прибыль монополии. Осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко. Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками.
Чаще по разным ценам монополист может продавать не каждую единицу продукции, а определенные ее порции, т.е. проводить ценовую дискриминацию второй степени. Так, в конце 2001 г. интернет карты провайдера Lanck имели следующие цены: 1 ч - 28 руб., 5 ч - 115 руб., 30 ч - 505 руб. Другие провайдеры наряду с почасовой оплатой устанавливают фиксированную абонементную плату; в результате средняя цена за малое количество часов пребывания в Интернете оказывается выше средней цены за большое число часов. На сеансы в кинотеатре установлены разные цены утром, днем и вечером или туристические путевки продаются по разным ценам в зависимости от сезона и т.п. Т.о. второй вид ценовой дискриминации может осуществляться в зависимости объема покупки. Общая стоимость одного и того же количества блага для разных покупателей одинакова.
Рис.2
При разделении всего объема выпуска на две партии с целью их реализации по разным ценам прибыль будет максимальной, если соблюдаются следующие отношения:
MR1(q 1) = P2(q 1, q 2); MR2(q 2) = MC(q 1, q 2).
Полученный вывод можно распространить на любое число партий. Общее правило установления цен для осуществления ценовой дискриминации второй степени таково: предельная выручка от продажи i-той партии должна равняться цене (i+1)-й партии, а предельная выручка от продажи последней партии - предельным затратам.
При заданном отраслевом спросе выбор q1, определяет цену P1 (рис. 2). Точка пересечения MR1 с перпендикуляром, исходящим из q1 определяет Р2. По этой цене можно продать партию q2 - q1. Пересечение MR2 с МС выявляет цену, по которой следует реализовать последнюю партию q3-q2.
Проведение такой ценовой дискриминации позволяет сохранить на рынке потребителей с низкой покупательной способностью.
И еще выделяют ценовую дискриминацию на сегментированном рынке. При этом один и тот же покупатель приобретает любое количество благ по одной и той же цене за единицу.
Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что за основу ее принимается не различие цен спроса на отдельные единицы товара, как это имеет место при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена реализации.
На рис. 3 показано положение монополии, проводящей ценовую дискриминацию третьей степени на основе разделения покупателей на два рынка - А и В, характеризующихся, соответственно, линиями спроса Da и Db. При этом рынок А меньше по объему, но более эластичен, чем рынок В. MRa и MRb - соответственно линии предельного дохода. Пунктирная линия MR1 - линия общего предельного дохода монополиста, представляющая горизонтальную сумму MRa и MRb.
Общий объем выпуска Т определяется пересечением МС и MR1. Проходящая через точку пересечения Е горизонтальная линия EMR -линия равного предельного дохода. Точки пересечения этой линии с линиями предельного дохода MRa и MRb позволяют определить объемы продаж и цен для каждого рынка. На рынке А будет реализовано Qa единиц товара по цене Ра, на рынке В - Qb единиц товара по цене Рb. При таком решении окажется, что MRa = MRb = MR1 = МС, то есть предельный доход на каждом рынке одинаков и равен общему предельному доходу монополиста и предельным затратам на весь объем выпуска.
Таким образом, условием оптимальною распределения продаж между отдельными рынками для монополиста, осуществляющего ценовую дискриминацию, является равенство предельного дохода на каждом из них. В случае двух рынков MRa = MRb.
Очевидно, что при одинаковой эластичности спроса ценовая дискриминация невозможна. Если же эластичность спроса на разных рынках различна, то там, где она больше, ниже цена.
Ценовая дискриминация часто применяется западными фирмами для привлечения дополнительных покупателей. В нашей экономике ценовая дискриминация тоже существует. Иногда она реализуется в нормальных, цивилизованных формах - как в случае с тарифами на телефонные переговоры или с обеспечением электроэнергией и газом. Но у нас широко распространена и географическая ценовая дискриминация: цены для дальнего и ближнего зарубежья, для федерального и местного рынка (что запрещено во всем цивилизованном мире).
Подводя итог сказанному, можно отметить, что ценовая дискриминация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительно то, что подобная ценовая стратегия позволяет расширить границы объемов продаж за пределы, обычно контролируемые монополией. Без ценовой дискриминации некоторые виды услуг вообще не могли бы осуществляться. С ее помощью, отчасти, сглаживаются различия, существующие в реальных доходах отдельных групп потребителей. Примером тому является система платного высшего образования в США, где наряду с общей системой платы за обучение, действует целая группа разного рода скидок и стипендий для абитуриентов с низкими доходами. Или существующая в нашей стране система льгот для социально незащищенных слоев населения по предоставлению им коммунальных услуг и продаже товаров по сниженным ценам.
Вместе с тем ценовая дискриминация может вызывать и такие негативные последствия, как нерациональное межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов. Поэтому, чтобы устранить и смягчить разрушительное действие рыночных сил, ценовая дискриминация должна находиться под действенным контролем государства.
Список используемой литературы
1. Иохин В.Я. Экономическая теория.- М.: Юрист, 2006.- 861 с.
2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика.- М.: Юрайт Издат, 2006. - 374 с.
3. Общая экономическая теория / Под ред. И.Т.Корогодина.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003.- 392 с.
4. Шевчук Д.А. Микроэкономика. Конспект лекций.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 220с.