Ценообразование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:29, реферат

Краткое описание

Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т.е. в сопоставлении одного товара с другим.

Содержание

Сущность и функции цены как экономической категории
Система цен и их классификация
Факторы, влияющие на уровень цен
Ценовая конкуренция
Антимонопольное законодательство

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование в рыночной экономике.docx

— 28.36 Кб (Скачать файл)

          Среда,  где цены контролируются рынком, отличается высокой степенью  конкуренции, а также сходством  товаров и услуг. Именно в  этой среде фирме важно правильно  установить цены. Завышенные цены  оттолкнут покупателей и привлекут  их к конкурирующим фирмам, а  снижение цены не обеспечит  условий для продуктивной деятельности.

          Среде,  цены в которой контролируются  фирмой, присущи ограниченная конкуренция  и различия в товарах (услугах). В этих условиях фирмам относительно  проще функционировать, получая  высокие прибыли: их продукция  вне конкуренции. 

          Среда,  где цены контролируются государством, распространяется на транспорт  связь коммунальные услуги, ряд  производственных товаров. Правительственные  организации, уполномоченные контролировать  цены, устанавливают их уровень  после всестороннего изучения  информации, полученной от заинтересованных в данном товаре сторон - от потребителей и производителей. Конечная цена товара зависит от издержек на приобретение сырья, рабочей силы, отдельных компонентов товара, от издержек на транспорт, рекламу, охрану окружающей среды. Указанные затраты не могут контролироваться фирмой, но должны быть учтены при ценообразовании.

 

 

 

Ценовая конкуренция

 

          Ценовая  конкуренция - это вид конкуренции посредством изменения цен на товары. Фирмы-производители (поставщики) двигаются по кривой спроса, снижая или повышая цену.

          Ценовую  конкуренцию может вести не только фирма, занимающая лидирующее положение на рынке, но и небольшое предприятие с целью выжить, а в определенных условиях и процветать. Основное условие успешной конкуренции с помощью цен - постоянное совершенствование производственной и маркетинговой деятельности. Выигрывает только тот предприниматель, который имеет преимущества по снижению издержек производства.

          В ситуации, когда экономическая мощь конкурентов примерно одинакова, оправдано маневрирование ценами. Содержание такой политики - это предоставление покупателям различных скидок, тайное снижение цен, установление на товары разного качества одинаковой цены или сближение цен. Выигрывает в результате всего этого покупатель.

          Различают два вида ценовой конкуренции:

1) прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;

2) скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антимонопольное законодательство

 

          Предпринимательская  деятельность на товарном рынке  имеет две тенденции, характеризуется  двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли. 

          Первая  тенденция проявляется в том,  что предприниматели вступают  в конкуренцию за рынок сбыта,  заказы потребителей и поэтому  стремятся улучшать качество  продукции, расширять ассортимент,  снижать издержки. Это становится  движущей силой совершенствования  производства, технического прогресса.

          Вторая  тенденция заключается в стремлении  предпринимателей, поставщиков договориться  между собой о взаимовыгодном  разделе рынка, условиях продажи,  уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким образом получить преимущество.

          Первую  тенденцию государство должно  поддерживать, второй - противодействовать, проводя антимонопольную политику  в интересах расширения масштабов  конкурентной среды. 

          Монополистической  считается деятельность хозяйствующего  субъекта, органа управления, направленная  на недопущение, ограничение или  устранение конкуренции и причиняющая  ущерб потребителю. Она позволяет  хозяйствующему субъекту занять  доминирующее положение на рынке  и оказывать решающее внимание  на обращение товара или затруднять  доступ на рынок другим хозяйствующим  субъектам.

          Антимонопольная  политика базируется на Законе  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках» и других  нормативных актах. 

          Законы  не преследуют монопольное положение  фирмы на рынке, они лишь  запрещают такое ее поведение,  которое наносит вред другим  участникам рынка, полностью или  частично. Судебная власть не  может принять решение о ликвидации  монополиста только на основании  его доли на рынке. 

          Слияние  предприятий является фактором  устранения конкуренции и одновременно  повышает концентрацию производства  и его эффективность. Однако  наращивание мощи фирмы в конкурентной  борьбе признается более разумным, чем механическое слияние фирм, поэтому проводится жесткая регламентация  слияния.

          Проведение  государственной политики по  содействию развитию товарных  знаков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции осуществляется федеральным  органом исполнительной власти - Министерством РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  (МАП России).

 

 

          МАП  России решает следующие основные  задачи:

1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) содействие формированию рыночных  отношений на основе развития  конкуренции и предпринимательства;

3) осуществление контроля за  соблюдением антимонопольного законодательства;

4) проведение государственной политики  поддержки предпринимательства;

5) государственное регулирование  деятельности субъектов естественных  монополий.

          Антимонопольный  контроль предполагает представление  в антимонопольные органы ходатайств  и уведомлений при намерении  и организаций и лиц осуществлять  следующие действия:

1) создание, слияния или присоединение коммерческих организаций;

2) ликвидацию и разделение (выделение)  государственных и муниципальных  унитарных предприятий;

3) приобретение лицом (группой  лиц) акций (долей) с правом  голоса в уставном капитале  хозяйственного общества, при котором  такое лицо (группа лиц) получает  право распоряжаться более 20% указанных акций (долей);

4) получение в собственность  или пользование одним хозяйствующим  субъектом (группой лиц) основных  производственных средств или  нематериальных активов другого  хозяйствующего субъекта;

5) приобретение лицом (группой  лиц) прав, позволяющих определять  условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;

6) участие физического лица в  исполнительных органах, советах  директоров двух и более хозяйствующих  субъектов.

          В одних  случаях требуется предварительное  согласие антимонопольных органов,  в других - их последующее уведомление.

          По результатам  рассмотрения ходатайств антимонопольный  орган может принять решения:

1) об удовлетворении или отклонении ходатайств;

2) об удовлетворении ходатайства  с выставлением требований по  изменению представленного плана  действий.

          Антимонопольный  орган вправе давать обязательные  для исполнения предписания о  прекращении нарушений антимонопольного  законодательства, о расторжении  противоречащих закону договоров,  о принудительном разделении  хозяйствующих субъектов, об отмене  органами власти и управления  принятых неправомерных актов.


Информация о работе Ценообразование в рыночной экономике