Центральный Банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении деятельности Центрального Банка России, его функций и инструментов и методов реализации денежно-кредитной политики в Российской Федерации.
Задачи работы включают:
рассмотрение истории становления ЦБ;
изучение основ деятельности ЦБ и сущности денежно-кредитной политики и роли ЦБ в ее реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития Центрального банка России………………………..…5
2. Цели деятельности и функции Центрального банка Российской Федерации…………………..……………………………………………………14
3. Денежно-кредитная политика Российской Федерации………..……….18
Заключение………………………………………………………………….........32
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Захара.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Внутридневные кредиты и овернайт служат обеспечению  бесперебойного осуществления расчетов. При этом необходимо отметить, что доступ банков к этим кредитам Банка России носит весьма ограниченный характер. Они могут быть предоставлены только банкам Московского региона, Санкт-Петербурга, Новосибирской и Свердловской областей.

Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций – изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. Банк России проводит депозитные операции с использованием следующих механизмов:

- проведения  депозитных аукционов;

- проведения  депозитных операций по фиксированной  ставке процента;

- приема в  депозит средств банков, заключивших  с Банком России Генеральное соглашение о проведении депозитных операций в валюте РФ с использованием системы «Рейтерс-дилинг»;

- приема в  депозит средств банков на  основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Исходя из основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время, как было изложено выше, Банк России в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики использует денежный агрегат М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию. Но с учетом отмеченного нами ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен Банк России в то же время считает возможным выход за границы расчетных параметров роста денежного агрегата М2. Это означает, что отклонения фактического увеличения объема денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в коротком периоде не влечет за собой немедленной автоматической корректировки денежной политики.

Прямые  количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. Они представляют собой административные методы, к которым относятся:

- установление  кредитным организациям лимитов  на предоставление кредитов и привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков, ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций;

- введение предельных  размеров ставок процента по  предоставляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банковских услуг;

- установление  фиксированного соотношения ставок  процента коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или разницы между средними ставками процента по активным и пассивным операциям банков).

В настоящее  время Банком России прямые количественные ограничения не применяются.

Принятие текущих  решений в области денежно-кредитной  политики о величине резервных требований, изменении ставок процента Банка России, определении лимитов операций на открытом рынке, условий и порядка предоставления кредитов и других входит в компетенцию Совета директоров Банка России.

 

Валютная  политика.

 

В рамках своей  компетенции, определенной законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», Банк России совместно с Правительством РФ определяют текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты – курсовую политику. Валютная политика предполагает также управление валютными резервами.

Конкретные  направления валютной политики, как  одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования, Банк России вырабатывает в результате анализа множества экономических параметров как текущих, так и прогнозируемых. Важнейшими из них являются состояние платежного баланса страны, внутренняя денежно-кредитная политика, система валютного регулирования. Кроме того, существенным фактором, влияющим на выбор Банком России валютной политики, являются международные обязательства в отношении конверсии национальной валюты, принимаемые на себя РФ перед международными организациями (в частности перед Международным валютным фондом). В ходе разработки валютной политики государства Банк России решает две задачи: выбор оптимального режима обменного курса и определение экономически обоснованного его уровня.

Задача Центрального банка РФ заключается в определении  и поддержании того значения курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства. При этом фактором, ограничивающим возможности достижения (удержания) определенного уровня валютного курса, является текущий размер золотовалютных резервов Центрального банка РФ и степень их ликвидности. Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму плавающего валютного курса.

Использование последнего объективно обусловлено  высокой степенью зависимости российской экономики от внешних факторов конъюнктурного характера и складывающейся нестабильной ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Уровень накопленных международных резервов и состояние платежного баланса позволяют эффективно контролировать соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных экономических факторов. Динамика обменного курса является одним из важнейших механизмов, позволяющих отечественной экономике адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Для воздействия  на динамику валютного курса Банк России использует широкий арсенал методов, которые условно можно подразделить на две группы.

1. Рыночные методы - проведение операций по покупке-продаже  иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля.

2. Административные  методы - применение мер, основанных  на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке. К ним относятся:

- меры в области  валютного регулирования (установление  норм и сроков репатриации, а также обязательной продажи валютной выручки, прямое и косвенное ограничение доступа к покупке иностранной валюты для различных категорий);

- лимитирование  - установление количественных (абсолютных  либо относительных) ограничений для субъектов рынка (прежде всего уполномоченных банков) на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты. Наиболее характерным ограничением такого рода является установление для уполномоченных банков лимитов открытой валютной позиции, которые помимо основной функции - регулирования валютного риска - несут в себе значительные возможности по воздействию на валютный рынок. В зависимости от стоящих задач в области курсовой политики Банк России может менять принцип расчета открытой валютной позиции, перечень компонентов, включаемых в данный расчет, соотношение этих компонентов;

- прямой запрет  для уполномоченных банков на  совершение определенных операций  с иностранной валютой (как за свой счет, так и по поручению клиентов), включая лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке. В РФ прямые запреты на совершение операций с иностранной валютой в настоящее время не применяются.

В рамках предоставленных  полномочий по проведению валютной политики Центральный банк РФ обеспечивает регулирование и совершенствование инфраструктуры валютного рынка. Основным звеном последней служит система уполномоченных валютных бирж, которые функционируют на основании лицензии Банка России. Текущее воздействие на валютный курс Банк России проводит, выходя непосредственно на валютные биржи. Они ведут свою деятельность под полным контролем Центрального банка РФ, что позволяет ему видеть складывающуюся конъюнктуру рынка и оперативно устранять негативные тенденции. Вместе с тем в определенные периоды Банк России проводит интервенции и на межбанковском валютном рынке, воздействовать на операции которого и осуществлять их контроль труднее, чем за валютными биржами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ключевым документом в реализации денежно-кредитной  политики в России выступают «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов».

В документе Банк России явно обозначил свою главную задачу на 2011-2013 гг. – удержание инфляции в границах 5-7% в год. При этом ЦБ РФ не устанавливает количественных ориентиров по динамике курса рубля и заявляет о продолжении движения в сторону свободного курсообразования при одновременном сглаживании волатильности курса.

На мой взгляд, такая  формулировка целей Банка России позволяет ему более эффективно проводить денежно-кредитную политику, не пытаясь одновременно достичь двух во многом противоречащих друг другу целей. В то же время, очевидно, что в среднесрочном периоде Банк России не сможет полностью отказаться от вмешательства в процесс курсообразования (помимо сглаживания волатильности) в силу высокой зависимости экономики РФ от внешнеэкономической конъюнктуры. Причем вмешательство Центробанка, по всей видимости, будет расширяться в периоды резких изменений спроса и предложения на валютном рынке. Мы считаем, что именно в такие периоды готовность ЦБ РФ к свободному курсообразованию будет проверена на практике.

Среди других ориентиров денежно-кредитной политики в среднесрочном периоде можно выделить следующие:

  1. повышение роли процентной политики ЦБ РФ в снижении инфляции и инфляционных ожиданиях (сужение коридора процентных ставок);
  2. сворачивание антикризисных мер;
  3. консолидация и капитализация в банковском секторе;
  4. учет ситуации на финансовых рынках при проведении ДКП;
  5. повышение прозрачности ДКП и совершенствование аналитической работы.

Кризис так больно ударил по России, по ее фондовому рынку, по ликвидности банков, предприятий  и организаций, по всему реальному  сектору, по российским инвестициям  потому, что в России нет рыночных фондов «длинных» денег, - везде преобладают «короткие» деньги, в том числе и на фондовом рынке. У нас нет «длинных» накопительных пенсионных денег. Нет современной страховой системы и главного вида страхования - страхования жизни, а потому страховые компании бедны и у них тоже нет «длинных» денег для инвестиционных вложений.

Россия прожила 10 лет  мощного экономического подъема, точнее, устойчивого политического и  экономического развития, небывалого притока валюты в страну. Нужно  признать, что за это время, увы, не были созданы условия и факторы экономического развития, которые помогли бы нам слезть с нефтегазовой «иглы» без ущерба для социально-экономического роста. Не создана рыночная инфраструктура инвестиций – фонды «длинных» денег. Как и прежде, страна стоит перед проблемой пенсионной реформы, жилищно-коммунальной реформы, реформы здравоохранения, региональной реформы, реформы собственности в целях более эффективного ее использования. Об этих реформах больше говорили, чем делали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 7,  
    21 января 2009 г.
  1. Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета, Федеральный выпуск № 2995, 13 июля 2002 г.

  1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27 ст. 357.

  1. Указание Банка России от 13 сентября 2012 г. № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России».
  2. Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. - М.: ДеКА, 2006.
  3. Голубев С.А. Роль центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. - М.: Юстицинформ, 2007.
  4. Деньги. Кредит. Банки. Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д., Зеленкова Н.М. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011.
  5. Кредитно-денежная политика Уч.пос.д/вузов (Алехин Б.И.) Изд. 2-е, перераб., доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  6. Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка. Учебник. Финансовая академия при правительстве РФ - М.: Кнорус, 2008.

1 Деньги. Кредит. Банки. Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д., Зеленкова Н.М. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011.

2 Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 7, 21 января 2009 г.

3 Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ

«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета, Федеральный выпуск № 2995, 13 июля 2002 г.

4 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27 ст. 357.

5 Деньги и кредит. 1996. № 12. С. 65.

6 Указание Банка России от 13 сентября 2012 г. № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"


Информация о работе Центральный Банк