Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:56, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть сущность, функции, цели и задачи ЦБ РФ, изучить банковскую систему РФ, денежно-кредитную политику Центрального Банка, проанализировать государственное регулирование банковской системы РФ, изучить антикризисные меры.
Задачи данной работы - чтобы достичь цели необходимо рассмотреть:
сущность Центральных банков;
функции и задачи Центральных Банков;
принципы организации и деятельности системы Банка РФ;
цели, задачи и функции Центрального Банка РФ;
Введение …………………………………………………………………….….…. 3
1. Необходимость, функции и сущность Центральных банков ………………. 5 1.1. Сущность Центрального банка……………………………………………… 5
1.2. Функции, цели и задачи Центральных банков…………………….……… 10
2. Банковская система РФ, место и роль Центральных Банков……………… 14
2.1. Правовые основы деятельности Банка России ……………………...…… 14
2.2. Функции Банка России ………………………………………………..…… 19
2.3. Операции Банка России …………………………………………………… 29
3. Государственное регулирование банковской системы…………………..… 31
3.1. Пути совершенствования законодательства о Банке России……………. 31
3.2. Основы правового регулирования банковской системы в РФ…………... 36
3.3. Антикризисные меры…………………………………………………….… 44
Заключение ……….…………….……………………………….……………….. 51
Список литературы ………………………………………………..…………..… 53
Меры и механизмы для кредитования реального сектора экономики.
В целях повышения
В отношении стимулов для кредитования нефинансового сектора требуются иные меры. Основная проблема заключается в отсутствии длинных финансовых ресурсов, которые банки могли бы использовать для кредитования предприятий. Депозиты населения продолжают оставаться вкладами до востребования. Средства, которые распределяет государства через депозиты Минфина или кредиты без обеспечения Банка России, имеют короткую срочность: как правило, один-три месяца. Как можно за счёт таких коротких пассивов кредитовать предприятия на год-другой? Раньше они брали длинные ресурсы за рубежом, но сейчас настало то время, когда необходимо создать собственную систему долгосрочного фондирования на внутреннем рынке. Банк России не может и не должен заниматься долгосрочным финансированием банков. Объясняется это конфликтом целей, которые стоят перед Центральным банком, его задача – обеспечение текущей ликвидности банковского сектора, что он с успехом и делает. Долгосрочные ресурсы должен предоставлять другой институт, будь то ВЭБ(Внешэкономбанк) или новое госагенство. Подобный институт должен снабжать банки рублями на много лет, чтобы те, не опасаясь процентных и валютных рисков, могли ссужать предприятиями на инвестиционные цели. А как это делать – через секьюритизацию, формирование вторичного рынка кредитов, субординированные кредиты – это уже дело второе. Главное, чтобы система долгосрочного фондирования возникла.
Снижение ставки рефинансирования.
Банк России снизил ставку рефинансирования на 0,5 % пункта из-за улучшения ситуации с инфляцией и постепенного укрепления рубля. В конце апреля Банк России уже снижал ставку рефинансирования и другие ставки, а тенденции, которые складываются в последнее время, не только сохранились, но и укрепились, что позволило Банку России понизить ставку опять.
Для рынка это хорошо, поскольку ужесточение денежно-кредитной политики вряд ли может способствовать устойчивому преодолению нынешнего кризиса. ЦБ РФ начал сокращать ставки с 24 апреля, предприняв уже второе, и надо надеется, не последнее снижение ставок. Можно так же предположить, что центральный банк мог бы сокращать ставки более агрессивно".
Тенденция к снижению инфляции составила 0,7 %, а в начале мая оказалась существенно ниже, чем в мае прошлого года. Таким образом, уже сейчас накопленная инфляция на 0,2 % пункта ниже, чем год назад. Ситуация на внутреннем валютном рынке также улучшилась: Банк России приобрел в апреле более 8 млрд. долларов и несколько миллиардов долларов приобрел в мае. При этом наблюдается снижение валютных депозитов физических лиц, и постепенно происходит укрепление рубля.
Снижение ставки рефинансирования не будет разовой акцией. Возможно не стоит говорить ни о каких временных прогнозах по дальнейшему снижению, но если ситуация будет и дальше улучшаться, Банк России будет принимать действия по снижению ставки рефинансирования и других ключевых ставок, поскольку снижение наших ставок позволяет снижать кредитную нагрузку на конечных заемщиков".
Ставка рефинансирования Банка России с 24 апреля будет понижена на 0,5 процентного пункта – с 13 до 12,5% годовых.
Замедление инфляции позволяет Центральному банку РФ снизить ставку рефинансирования.
Напомним, что ставка рефинансирования ЦБ была 1 декабря 2008 года повышена сразу на один процентный пункт - с 12 до 13% годовых. Такое решение принял совет директоров Центробанка с целью снизить отток капитала из страны и сдержать рост темпов инфляции. До этого также на процентный пункт ставка рефинансирования была повышена в ноябре.
В январе 2009 года инфляция составляла 2,4%, в феврале - 1,7%, в марте - 1,3%, а в апреле, по прогнозам Минэкономики, инфляция может составить 1,1-1,2%. Инфляция в РФ с начала апреля составила 0,6% против 1,1% за аналогичный период 2008 года. На конец марта инфляция в годовом выражении составила 14%.
Повышение ставки рефинансирования используется Центробанком как инструмент для регулирования инфляции. Таким образом, если ставка увеличивается, это означает, что правительство намерено препятствовать росту цен в ущерб росту экономики страны, поскольку делает банковский кредит дороже.
До февраля 2008 года ставка рефинансирования снижалась с 1998 года. Последний раз ЦБ понизил значение ставки до 10% годовых летом 2007 года, что стало самым низким значением ставки с 1992 года. В феврале 2008 года Центробанк впервые за десять лет повысил ставку рефинансирования до 10,25%. Позже ставка была увеличена еще несколько раз (приложение 2, таблица 2).
Сегодня Центробанк снизил ставку рефинансирования до 12%. .
США. Законопроект о новых чрезвычайных мерах, направленных на выведение экономики США из кризиса.
Новый пакет антикризисных мер в объеме 787 млрд. долларов, выработанный администрацией, был принят Конгрессом США.
Закон предусматривает, в частности, выделение около 500 млрд. долларов на развитие национальной инфраструктуры, производство энергии из возобновляемых источников, на поддержку образовательных и социальных программ, а также охрану окружающей среды.
Одновременно гражданам и бизнесу будут предоставлены налоговые послабления на сумму около 287 млрд. долларов.
Одна из целей данной меры - восстановление покупательной способности американцев, чтобы они вновь смогли приобретать автомобили, недвижимость и другие товары, улучшая, таким образом, ситуацию в соответствующих отраслях промышленности.
Новый закон также призван остановить в стране рост безработицы, достигшей в последнее время в США рекордного за последние 16 лет уровня в 7,6%.
Ранее неоднократно отмечалось, что план позволит "создать или сохранить в течение двух лет более 3,5 млн. рабочих мест".
Новым законодательным актом также предусмотрена помощь малоимущим и потерявшим работу американцам посредством распределения среди них пособий по безработице, продовольственных талонов и предоставления им медицинских страховок.
В целом, Америка с воодушевлением воспринимает новые антикризисные инициативы, но у них есть и противники.
По их мнению, в законе недостаточен размер налоговых послаблений, а инвестиции не приведут в скором времени к созданию многочисленных рабочих мест.
Другой минус законопроекта заключается в том, что реализация данного закона, по общему мнению многих экономистов, приведет к увеличению дефицита федерального бюджета до приблизительно 1,5 трлн. долларов.
Заключение
В данной работе были рассмотрены функции и задачи Центрального Банка РФ, денежно – кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации, государственное регулирование банковской системы и антикризисные меры. Опираясь на представленный материал, можно сделать определённые выводы.
Роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.
Думается, что постепенное сокращение участия Банка России на внутреннем валютном рынке будет способствовать переходу к режиму свободно плавающего валютного курса, тем самым Центральный Банк сможет сосредоточить свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. При этом следует не забывать, что поддержка денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики, является важной частью антиинфляционной политики в России.
Список литературы
1.Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г.
2. Банки и банковское дело: учебник / Балабанов А. И. [и др.] – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 488 с.
3. Банковские операции: пособие / М. А. Коноплицкая [и др.]; под ред. М. А. Коноплицкой. – Минск: Высшая школа, 2010. – 314 с.
4. Банковский аудит: учебное пособ. / Л.С. Ефремова [и др.]; под ред. Л.С. Ефремовой. – Минск: БГЭУ, 2009. – 389 с.
5. Банковское дело / Ю. Соколов и др.; под ред. Ю. Соколова, Е. Жукова. – Москва: Юрайт, 2012. – 592 с.
6. Банковское дело: учебное пособие / [М. А. Петров и др.]; под ред. М. А. Петрова. – Москва : Рид Групп, 2011. 240 с.
7. Белоглазова, Г. С., Кроливецкая, Л. В. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Г. Г. С. Белоглазова, Л. В. Кроливецкая. – Москва: Юрайт, 2012. – 608 с.
8. Жарковская, Е. И., Арендс, И.У. Банковское дело / Е.И. Жарковская, И.У. Арендс. – Москва: Омега-Л, 2012. – 304 с.
9. Основы банковского дела / Коробов, Ю. А. и др.; под ред. Ю.А. Коробова, Г.Д. Коробовой. – Москва: ИНФРА-М, 2012. – 448 с.
10. Лаврушин, О.С. Основы банковского дела / О.С. Лаврушин. – Москва: Кнорус, 2011. – 392 с.
11. Организация деятельности коммерческих банков учеб. / Г. И. Кравцова [и др.]; под ред. Г. И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2009. – 487 с.
12. Печникова, А. В. Банковские операции: учеб. / А. В. Печникова [и др.]. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 366 с.
13. Рыкова, Л. М. Регулирование деятельности банков. Банковский надзор: учеб. пособ. / Л. М. Рыкова. Минск: Современная школа, 2011. – 237 с.
14. Семибратова, О. В. Банковское дело / О. В. Семибратова. – Москва: Academia, 2012. – 224 с.
Приложение 1
Таблица 1 - Инфляция и процентная ставка центрального банка в крупнейших экономиках
Страна |
Инфляция |
Процентная ставка центрального Банка, декабрь 2012г. | |
Оценка на 2011г. |
Прогноз на 2012г. | ||
Австралия |
4,77 |
3,24 |
4,25 |
Бразилия |
6,25 |
4,50 |
13,75 |
Великобритания |
4,60 |
2,00 |
2,00 |
Еврозона |
2,90 |
1,70 |
3,00 |
Индия |
9,17 |
5,09 |
7,50 |
Индонезия |
12,05 |
7,47 |
9,25 |
Иран |
24,00 |
22,00 |
15,50 |
Канада |
2,60 |
1,93 |
2,25 |
Китай |
4,52 |
5,50 |
5,58 |
Корея |
5,00 |
3,00 |
4,00 |
Мексика |
5,74 |
3,27 |
8,25 |
Польша |
3,04 |
4,26 |
7,25 |
Россия |
13,80 |
10,50 |
13,00 |
Саудовская Аравия |
11,45 |
10,01 |
3,00 |
США |
3,13 |
1,61 |
1,00 |
Тайвань |
4,31 |
1,76 |
2,75 |
Таиланд |
2,51 |
6,52 |
2,75 |
Турция |
10,94 |
7,48 |
18,75 |
ЮАР |
12,66 |
6,62 |
15,50 |
Япония |
1,88 |
0,52 |
0,75 |