Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:07, реферат
Рынок продовольственных товаров России является наиболее емким среди стран СНГ. Население самой России составляет около 150 млн человек, к тому же значительная миграция населения из стран СНГ постоянно увеличивает его емкость.
3ЦЕНЫ И КОНЪЮНКТУРА НА РЫНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ РОССИИ
Рынок продовольственных товаров России является наиболее емким среди стран СНГ. Население самой России составляет около 150 млн человек, к тому же значительная миграция населения из стран СНГ постоянно увеличивает его емкость.
Своими размерами, сегментацией по
социальным группам и уровню доходов
населения, широкими связями с другими
странами СНГ и регионами мира
Россия всегда будет привлекательна
для производителей и продавцов
продовольственных товаров
В настоящее время рыночные связи, сложившиеся в условиях СССР, разрушаются, и им на смену приходят новые, вместо старой системы цен формируется новая.
Базой рынка продовольственных
товаров является сельское хозяйство.
Основными производителями
До 1990 г. закупочные цены на продукцию
сельского хозяйства
Система закупочных цен, их уровень, соотношения по продуктам и регионам существенно изменились.
Хотя уровень цен и вырос
более чем в 20-30 раз по сравнению
с 1990 г., производство основных видов
сельскохозяйственной продукции за
этот же период резко сократилось. Вновь
стала острой проблема соотношения
цен на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию, так как ранее применявшаяся
индексация цен перестала действовать.
Проблема неплатежей в сельском хозяйстве
стоит более остро, чем в других
отраслях народного хозяйства, так
как основным должником являетс
По оценке известного русского экономиста А. В. Чаянова, цены на хлебные продукты в дореволюционной России определялись в основном пятью факторами:
1) количеством денежной массы, находящейся в обращении;
2) валютным курсом рубля;
3) соотношением цен мирового рынка и экспортных цен;
4) объемом экспорта зерновых продуктов;
5) размером урожая.
Влияние этих факторов было в пределах 65-81%.
В настоящее время рыночная конъюнктура на продукцию сельского хозяйства хотя и зависит от действия перечисленных выше факторов, но в силу отсутствия свободных рыночных отношений их действие не может оказать определяющего влияния на развитие сельскохозяйственного производства и реализацию его продукции.
По данным ФАО, за последние 40 лет произошел настоящий демографический взрыв. С 1950 по 1990 гг. население планеты возросло на 2,8 млрд человек, то есть в среднем оно увеличивалось на 70 млн в год. Однако к 2030 г. рост населения прогнозируется еще на 3,6 млрд человек, или на 90 млн ежегодно.
На этом фоне вызывают тревогу показатели сокращения производства зерна. Если в периоде 1950 по 1984 г. мировое производство злаковых увеличилось в 2,6 раза, что значительно опережало прирост народонаселения, то в последнее время эта тенденция резко изменилась. Устойчивый ежегодный 3-процентный рост производства зерна после 1984 г. сократился в среднем до 1 % в год. В результате за 1984-1988 гг. количество зерна на душу населения уменьшилось на 12%.
По мнению ФАО, если прогнозы сбудутся и население Земли к 2030 г. возрастет до 8,9 млрд человек, это будет означать, что потребление зерна на душу населения уменьшится до 240 кг, то есть станет всего на 20% выше нынешнего, крайне низкого, потребления в Индии – 200 кг на человека в год. Для сравнения: нынешний уровень в США – 800 кг.
Это может стать причиной серьезного
нарушения безопасности в мире. Ситуация
с дефицитом продовольствия, по мнению
аналитиков из ЦРУ, способна послужить
источником неисчислимых выгод для
развитых стран, в частности США.
Продовольственная проблема предоставит
Америке возможность
5 Цена на рынке труда
На цену и стоимость рабочей силы рыночная конъюнктура влияет по—разному. На цену рабочей силы рыночная конъюнктура оказывает непосредственное влияние, а на стоимость – косвенное, посредством цен на товары и услуги, потребляемые наемными рабочими.
Цены рабочей силы служат своего рода ориентиром в отношениях между наемными рабочими и работодателями. На рынке рабочей силы так же, как и на рынке товаров, действуют спрос и предложение.
Цена трудазависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда. В том случае, если спрос на труд больше его предложения, то цена труда повышается. Если возникает обратная ситуация, т. е. предложение труда больше, чем спрос на него, то цена труда понижается. Как правило, значительные несоответствия спроса и предложения рабочей силы возникают при изменениях в рыночной конъюнктуре в переходные периоды между фазами экономического цикла.
Если экономика находится в
состоянии подъема и роста, то
формируется высокая рыночная конъюнктура,
расширяется производство, открываются
новые предприятия и
Если же в экономике наблюдается спад, предприятия закрываются, производство товаров и услуг идет на убыль, то существенная часть наемных рабочих оказывается лишней, увеличивается количество безработных, которое переполняет рынок труда. Соответственно, предложение рабочей силы на рынке труда растет, а спрос сокращается, что приводит к уменьшению цены труда. Конъюнктура рынка может изменяться не только в связи с переходом между фазами экономического цикла, но и в процессе конкуренции, т. е. практически постоянно. В связи с этим при наличии свободной конкуренции цены на рабочую силу изменяются непрерывно.
В основе цены труда лежит некоторая объективная величина – стоимость рабочей силы. Она сводится к цене средств существования наемного рабочего и его семьи. Средства существования подразумевают средства, необходимые для обеспечения жизнедеятельности, поддержания работоспособности и удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Нижняя граница стоимости рабочей силы определяет минимальный потребительский бюджет в его денежном эквиваленте, ниже этой границы рабочая сила деградирует и разрушается. Минимальный потребительский бюджет также используется в качестве базы для расчета размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии и др.
Заработная плата является экономической категорией, модифицирующей и конкретизирующей цену рабочей силы. Заработная плата и цена труда очень тесно взаимосвязаны, но не равнозначны. Цена труда является категорией рынка труда, складывается на рынке труда и зависит от соотношения спроса и предложения рабочей силы. А заработная плата является категорией производства и зависит не только от рыночной цены рабочей силы, но и от условий труда, сложности труда и пр.
4Виды цен и их структура
Теория и практика ценообразования выработали три подхода к формированию цен на товары:
1) государственные цены, в основе которых лежат издержки производства товара (затратный подход);
2) рыночные (свободные) цены, формируемые на основе спроса и предложения и 3) договорные цены.
Структура государственных цен представлена в табл.1.3
Рыночные цены, формируемые через спрос и предложение, призваны также по своему экономическому содержанию покрыть индивидуальные издержки производства и реализации товара, обеспечить выплату налогов и получение прибыли.
Тарифы - система ставок, по которым взимается плата за услуги. Термин "тариф" применяется в настоящее время по отношению к услугам транспорта, связи, коммунального хозяйства, за провоз товаров через границу взимаются таможенные тарифы.
Плата является формой выражения льготной цены, когда часть затрат потребителя возмещается из государственного или местного бюджета.
Абонемент - такая цена, которая является формой выражения средневзвешенной цены, установленной на основе средних затрат и норм потребления услуг без учета реального объема потребления.
Более полный учет соотношения
спроса и предложения услуг, формирование
рациональной ценовой стратегии
и применение обоснованных методов
ценообразования в сфере услуг
позволит расширить их предложение,
удовлетворить потребности
Информация о работе Цены и конъюнктура на рынке продовольственных товаров России