Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 17:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение цикличности развития рыночной экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе имеющейся литературы определить фазы экономического цикла;
- рассмотреть «длинные волны» экономических циклов учения;
- определить причины циклического развития рыночной экономики;
Введение Стр. 2
I. Цикличность развития рыночной экономики Стр. 4
1.1. Цикличность как форма движения рыночной экономики.
Типы цикличности Стр. 4
1.2. Фазы и циклы. Динамика экономических показателей Стр. 8
1.3. Воздействие государства на экономические циклы и кризисы Стр. 11
1.4. Инвестиции и цикл Стр. 14
а) Принцип акселерации и основная причина цикличности развития
экономики.
б) Проблема циклов и кризисов в отечественной экономике.
II.
2.1. Государственное антициклическое регулирование . Стр. 23
2.2. Анализ состояния российской экономики в процессе рыночных
отношений Стр. 33
Заключение Стр. 35
Общие выводы по всей работе Стр. 37
Список литературы Стр. 39
Наиболее яркой чертой промышленного цикла является фаза кризиса.
Промышленный кризис отличается от нарушения равновесия между спросом и предложением на какой – либо определённый товар или в какой – либо
определённой отрасли хозяйства. Промышленные кризисы возникли как всеобщее перепроизводство, как глубокое потрясение всей хозяйственной системы сверху донизу. Первый кризис разразился в Англии в 1825 году, затем в Англии и США в1836 году, в1841г. – в США, в 1847 г. – в США, Англии, Франции, Германии. Кризис 1857г. явился первым мировым циклическим кризисом. Наиболее сокрушительным был кризис 1900 – 1901 гг. Он начался почти одновременно в России и в США и прежде всего обрушился на металлургическую промышленность. Цены стремительно рухнули вниз. Солидные предприятия были вырваны с корнем. Разорение промышленности сопровождалось стремительным ростом безработицы. Однако кризисы Х1Х и ХХ вв. несли в себе свое лечение. По мере развития кризиса цены на товары падали ниже и ниже, создавая тем самым потенциальную возможность сбыта и перспективу выхода из кризиса. После первой мировой войны кризисы регулярно сотрясали экономику западных стран, однако характер их стал несколько иным, особенно после кризиса 1929 – 1933 гг.
Грандиозный биржевой кризис в « черный вторник» 29 октября 1929 года положил начало кризису, который по своей сути и глубине превзошёл все
предыдущие. Падение цен, которого ещё не знала экономика США, Германии и
Франции, Англии, резкое сокращение прибылей, катастрофический кредитный
кризис, обесценение валют – далеко не полный перечень бед, свалившихся на
экономику государств, ещё недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими. Кризис 1929 – 1933 гг. заставил правительства многих стран предпринять попытки вывода национальных экономик из экономической пропасти. Наиболее грандиозная попытка преодоления кризиса с помощью государственных мероприятий была проведена в США. Сущность её заключалась в следующем:
Спасение кредитной системы путем гарантирования вкладов государством;
Снижение бремени долгов на 40% путем обесценения доллара;
Повышение цен на сельскохозяйственные продукты посредством предписываемого и
субсидируемого государством сокращения производства;
Содействие образованию монополий, во многих случаях означавшее собой
принудительное картелирование;
Борьба против безработицы путем организации общественных работ;
Регулирование заработной платы.
Активизация экономической роли государства и антикризисное регулирование дали определенные результаты, и уже более полувека рыночная экономика не
сталкивается с сокрушительными потрясениями, аналогичными катаклизмам 1900 – 1901 или 1929 – 1933 гг.
Вместе с тем, промышленные кризисы продолжали отражаться на динамике процентных ставок, прибыли, издержек производства, заработной платы до середины 70-х гг.
В условиях кризиса лишь предприятия с крупным капиталом и большими
финансовыми возможностями сохраняют способность получения прибыли путем сокращения издержек производства. Благодаря этому крупные предприятия, при общей тенденции нормы прибыли к падению во время кризиса, получают
возможность приостановить или замедлить его. Средние и мелкие предприятия, особенно не обладающие высокопроизводительным оборудованием и технологией, не могут стабилизировать ухудшающееся экономическое положение и зачастую терпят банкротство.
Разорение слабых в техническом отношении предприятий имеет свои плюсы для промышленности в целом, так как ведет к повышению общего уровня производительных сил. Следствием повышения общего уровня производительности труда является понижение стоимости товаров и, в итоге, ослабление падения нормы прибыли, растет ссудный процент.
Фаза депрессии, наступающая после кризиса, может иметь весьма продолжительный характер. Уровень производства сохраняется стабильным, но очень низким по отношению к состоянию перед началом цикла кризиса. Сохраняется высокий уровень безработицы, но падение цен приостанавливается, падает ссудный процент, стабилизируются товарные запасы. Следующая фаза – оживление – сопровождается незначительным повышением уровня производства, некоторым сокращением безработицы. Постепенно начинают повышаться цены, и расти ссудный процент. На товарном рынке растет спрос на новое промышленное оборудование. Наметившееся оживление охватывает все большее количество отраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы. Подъем зачастую приобретает ажиотажный характер. Уровень производства превосходит достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном существенном росте заработной платы.
Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, определяющих тенденции в развитии научно – технического прогресса. В связи с расширением масштабов производства инвестиционных товаров значительно возрастает спрос на сырьевые ресурсы, и цены на них растут.
На фазе подъема усиливаются диспропорции, заложенные на фазе оживления. Экономика подходит к следующему витку.
Картина изменений экономической системы на разных этапах цикла носит классический характер и в наиболее простом виде может быть изображена на
схеме (см. рис. 2.1.1).
Рис. 2.1.1 Изменения экономической системы
Современные экономические циклы существенно отличаются от циклов XIX и первой половины XX веков. Общие закономерности находят все менее видимое проявление.
Некоторые фазы экономического цикла претерпевают значительные метаморфозы, а то и исчезают вовсе.
На следующей схеме (См. рис. 2.1.2) изображен экономический цикл, каким он
представляется современным американским экономистам. В обозначении фаз цикла мы сохраним названия, которые обычно ими используются.
Рис. 2.1.2. Современный экономический цикл.
Как видим, на второй схеме отсутствует фаза депрессии. Оживление и подъем объединены в одну фазу. В самостоятельные фазы выделены вершина подъёма – БУМ и низшая точка падения – СПАД.
В попытках отыскать наиболее общие причины циклических колебаний учёные – экономисты и предприниматели основное внимание уделяли анализу фазы
кризиса, поскольку именно эта фаза концентрировала все негативные
явления в экономическом процессе. Один из подходов даёт основание утверждать, что абстрактная возможность кризисов в рыночной экономике заложена уже в простом товарном обращении и связана с функцией денег как средства обращения. Несовпадение купли и продажи по месту и времени может создать предпосылки для разрыва многих звеньев в цепи продаж и покупок.
Вторая возможность кризисов связана с функцией денег как средства
платежа. Любой производитель не может иметь гарантии, что к моменту платежа покупатель его продукции окажется платежеспособным. Неплатеж по одним обязательствам может вызвать цепную реакцию, которая приведет к расстройству системы обращения и, в конечном счете. Процесса производства.
Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизводит ту экономическую обстановку, в которой он развивается. Но охарактеризовать тот или иной цикл или кризис можно только с временного расстояния. Как сказал С. Есенин:
Лицом к лицу — лица не увидать. Большое видится на расстоянии.
Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения.
Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная система постоянного государственного воздействия на циклическое воспроизводство характеризуется высоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства, развитием и диверсификацией инструментария экономического регулирования.
Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.
Следовательно, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы модифицировался. Переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс усложняет «очистительную» функцию кризисов, изменяет течение цикла в целом. Поэтому меняются содержание экономического цикла, формы проявления циклов и кризисов, механизм цикла.
Неотъемлемым элементом современного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается прежде всего на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен).
В современных условиях крупный капитал приспосабливается к платежеспособному спросу путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство, в свою очередь, помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. Поэтому модификации ценового механизма выражаются в уменьшении «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. В результате циклическое расширение рыночного спроса на товары и услуги оказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта. Следовательно, движение цен в современных кризисах отражает противоборство двух тенденций: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Другими словами, механизм современных капиталистических циклов сочетает в себе кризис и инфляцию.
Меняются и формы проявления современных циклов и кризисов. Это выражается: в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла; в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показателей масштабов и глубины кризисов.
Особое место в современном циклическом воспроизводстве занимают мировые экономические кризисы 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. Для США показатели этих кризисов таковы: падение промышленного производства составило в кризисе 1974— 1975 гг. 13,8%, а в кризисе 1980—1982 гг. — 20,8%; прирост потребительских цен — соответственно 9,1 и 13,5%; уровень безработицы — 9,2 и 10,4%.
Кризисы 1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. характеризуются сочетанием традиционных кризиснык-уявлений (падение производства, рост безработицы, хроническая недогрузка производственных мощностей) с постоянным ростом цен. Поэтому они получили название стагфляционных кризисов (и циклов соответственно). Эти два процесса переплелись со структурными кризисами (энергетическим, продовольственным, сырьевым, экологическим).
Структурные кризисы порождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла. Функция структурных кризисов — временное разрешение противоречий международного разделения труда. Их возникновение связано с конфликтом между развитыми государствами и развивающимися странами после крушения колониальной системы. Это выразилось в глубокой диспропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым развивающимся странам, привели к относительной нехватке этих товаров. Установление суверенитета, распоряжение своими природными ресурсами позволили развивающимся странам добиться более справедливых цен на сырье и увеличить доходы от экспорта. Но развитые страны сумели в 80-е годы за счет применения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегающие технологии добиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.
Особенности современных циклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; «стабильность» цен — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.