Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 18:38, курсовая работа
Целью данной работы является мониторинг основных направлений в изучении экономических циклов, а также антициклического регулирования.
Для достижения цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие экономической цикличности;
Определить виды циклов, их фазы;
Рисунок 4 – валовой внутренний продукт
Примечание – Источник:[11]
Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции). Экспорт товаров и услуг в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 20%, импорт товаров и услуг – на 22,6%.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за 2010 года возросла по сравнению с 2009 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.
Индекс потребительских цен за 2010 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8%.
В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году. [11]
Рисунок 5 - Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Примечание – Источник: собственная разработка на основе[11]
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом.
Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны.
В 2011 году к марту динамика экономического роста в Республике Беларусь приобрела достаточно устойчивый характер, фактически достигнув докризисного уровня 2008 года. По сравнению с I кварталом 2010 года прирост ВВП составил 10,9%, превысив значение годового прогноза (9-10% прироста). В мае текущего года ВВП страны продолжил набирать обороты, достигнув самого высокого темпа роста за последние 10 лет - 112,5%. Прирост экономики поддерживался динамикой промышленного производства, высоким уровнем инвестиций в основной капитал, сохранением активного спроса на потребительском рынке страны.[10]
Основной вклад в рост экономики продолжала вносить сфера производства, на долю которой приходится 45,7% общего объема созданной добавленной стоимости.
Экономический рост был обеспечен в условиях сохранения положительной динамики производительности труда, которая достигла по итогам января-апреля 2011 г. 112%.
По итогам 4 месяцев 2011 г. энергоемкость ВВП была снижена на 8,9%.
Однако итоги социально-экономического развития республики за январь-август 2011г. характеризуются плавным замедлением экономического роста, начавшимся в июне, это отображено на рисунке 6. Это является следствием проводимой Правительством политики по сужению внутреннего спроса и лежит в плоскости устранения накопившихся в экономике структурных диспропорций.[9]
Основной вклад в рост ВВП по-прежнему вносят промышленность и торговля, в то время как роль строительной отрасли несколько снижается, что связано с сокращением жилищного строительства.
Большинство важнейших параметров, включая производство ВВП, превышают годовые прогнозные значения. Однако по отдельным из них по сравнению с итогами семи месяцев наблюдается замедление темпов роста.
По результатам восьми месяцев 2011 г. сохраняется высокий уровень качественных параметров развития:
Рисунок 6 - Валовой внутренний продукт
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [9]
Индекс производства продукции промышленности в январе-августе 2011 г. составил 111,0% к соответствующему периоду предыдущего года.
На смену динамике снижения темпов промышленного производства, которая наблюдалась начиная с апреля по июль текущего года, в августе отмечен его рост (111%).
Продолжается рост рентабельности продаж. В январе-июле текущего года она увеличилась до 11,7% (за полугодие - 10,9%), доля убыточных организаций снизилась до 12,8% (за семь месяцев 2010 г. - 14,6%).
В инвестиционной сфере продолжается замедление темпов роста инвестиций в основной капитал, что является следствием мер по движению к сбалансированному развитию. Динамика показана на рисунке 7.
Увеличение темпа роста в мае объясняется девальвацией белорусского рубля и увеличением объемов инвестиций за счет курсовой разницы по ранее заключенным договорам в валюте. В июне, июле и августе траектория продолжает снижаться.
Достигнутый темп роста валового внутреннего продукта, улучшение качественных показателей развития и выполнение большинства прогнозных параметров свидетельствуют о наращивании экономического потенциала страны. Высокий темп роста ВВП поддерживался положительной динамикой роста добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности , строительстве и торговле.
Рисунок 7 - Инвестиции в основной капитал
Примечание – Источник: [9]
Прирост ВВП во многом обусловлен динамикой развития промышленного комплекса. Такому росту способствовали благоприятная конъюнктура на внешних рынках, в особенности - увеличение спроса на низкоценовых сегментах российского направления, а также повышенный потребительский спрос внутри страны, вызванный инфляционными ожиданиями населения.
Положительная динамика в промышленности достигнута за счет опережающего роста обрабатывающей промышленности (темп роста 113%) и главным образом, за счет нефтепереработки, вклад которой в темп роста промышленного производства составляет более трети.
В Беларуси, как и во многих постсоветских странах после выхода из СССР имеется наличие различных проблем, т. к. после распада СССР прекратила существование модель социалистического развития и «новоиспеченным странам» предстояла задача перехода на рыночную модель развития.
По мнению белорусского ученого И. М. Абрамова, советская экономика развивалась в определенной степени независимо от решений государственных органов. По мере роста ее масштабов в послевоенное время быстро повышалась инерционность экономических явлений, их нечувствительность к внешним воздействиям и попыткам государственного аппарата изменять структуру народного хозяйства. Это в полной мере относится и к экономике Беларуси. В социалистической экономике также, как и в "классической", совокупное предложение одних средств производства автоматически порождало совокупный спрос на другие средства производства. Советский государственный "капитализм" был капитализмом количественного роста во имя инвестиций.[14]
В основе возникновения экономических циклов в социалистической экономике лежат следующие причины:
1. Ступенчатый
характер совершенствования
2. Волнообразный
характер расширенного
Начиная с послевоенных лет в развитии Беларуси можно выделить 4 воспроизводственных цикла (1950 – 2015).В теории циклы по продолжительности могут относиться к средним (в частности к «строительным» циклам Кузнеца - 15-25 лет), т.к. занимают от 14-19 лет. Динамика воспроизводственных циклов развития экономики Беларуси, состоящих из трех фаз, приведена на рисунке 8. Это период высоких, низких и снова высоких темпов роста экономики страны.
Цикл |
Период высоких темпов прироста |
Период низких темпов прироста |
Период высоких темпов прироста |
I |
1950-1955 гг. |
1956-1960 гг. |
1961-1964 гг. |
II |
1965-1970 гг. |
1971-1974 гг. |
1975-1984 гг. |
III |
1985-1990 гг. |
1991-1995 гг. |
1996-2000 гг. |
IV |
2001-2003 гг. |
2009-2010 гг. |
2011-2015 гг. |
Рисунок 8 - Воспроизводственные циклы в экономике Беларуси за 1950-2015гг
Примечание – Источник:[14]
Что касается каналов влияния глобального экономического кризиса на белорусскую экономику, то они были во многом схожи с другими странами Центральной и Восточной Европы. Основные проблемы для национальной экономики были вызваны снижением внешнего спроса. Оно затронуло значительную часть отраслей промышленности Беларуси, которые ориентированы на внешний рынок. В результате стала снижаться экспортная выручка отечественных предприятий, ухудшалось их финансовое состояние. Снижение экспортной выручки довольно быстро сказалось и на равновесии в денежно-кредитном секторе. Оно обусловило значительный дефицит на внутреннем валютном рынке, который усугублялся растущими девальвационными ожиданиями.
Однако распространение кризиса через внешний и денежный секторы было во многом видоизменено мерами экономической политики, предпринятыми экономическими властями.
Поскольку в Беларуси роль государственной собственности в экономике существенно выше, нежели в странах- соседях, правительство смогло обеспечить сохранение высокого уровня занятости и производства директивными мерами. Фактически реализовывалась экономическая стратегия замещения сократившегося внешнего спроса внутренним. Для этого использовался широкий перечень фискальных и монетарных стимулов. В результате в период кризиса в отраслевой структуре существенно повысилась доля в добавленной стоимости строительства и сельского хозяйства, а также ряда отраслей сферы услуг. Со стороны спроса «точками роста» стали инвестиции в основной капитал, а также потребление домашних хозяйств. Кроме того, значительная часть роста ВВП приходилась на аккумулирование запасов готовой продукции.[2, 15c.]
Такая стратегия смогла обеспечить положительные темпы роста, на фоне двузначного падения производства в соседних странах. Однако уже к середине 2009 г. стали очевидны существенные изъяны такой модели преодоления кризиса. Поддержание положительных темпов роста ВВП в таких условиях приводило к накоплению диспропорций в экономике. Во взаимоотношениях с внешним миром, искусственное стимулирование внутреннего спроса обусловливало увеличение спроса на импорт, в результате чего продолжал увеличиваться внешний дефицит. В реальном секторе предприятия вынуждены были накапливать запасы, что приводило к вымыванию их оборотных средств. Кроме того, целевая установка на сохранение роста заработной платы, в условиях снижения производительности труда, приводила к повышению удельных издержек на труд, что в еще большей мере снижало ценовую конкурентоспособность отечественных производителей.
В результате экономические власти ослабили стимулирование внутреннего спроса, пытаясь бороться с растущим дефицитом внешней торговли. При этом возможности использования фискальных стимулов были ограничены вследствие ухудшения ситуации с выполнением государственного бюджета. Изменение условий внешней торговли привело к резкому снижению доходов от экспортных пошлин ввиду падения цен на нефтепродукты и снижению поступлений от НДС в результате сокращения объемов импорта. Также на доходы бюджета повлияло ухудшение положения в реальном секторе: снизились доходы от налога на прибыль и ряд неналоговых доходов. [2,c.28]
Начиная со второй половины 2009 г., когда дефицит бюджета достиг 1.2% от ВВП, правительство было вынуждено начать проводить политику по снижению расходов. Сокращение коснулось в основном расходов на экономику и на государственные программы. Все остальные статьи расходов также претерпели сокращение в сравнении с 2008 г., но не в столь незначительной степени .
По мнению некоторых исследователей особенности макроэкономической стабилизации экономики Республики Беларусь связаны с необходимостью выхода не из циклического, а из системного кризиса, при непременном учете того факта, что в условиях ее открытости на него влияют спады и мировой экономической конъюнктуры. Глубина и острота макроэкономической нестабильности обусловлена системой не только чисто экономических факторов, но демографических, политических, социологических, этических и даже психологических.
Образование некоторого институционального вакуума также способствует обострению проблем макроэкономической нестабильности. Идет формирование системы новых экономических отношений распространяющихся на весь спектр становящихся и развивающихся в условиях транзитивности рынков товаров и услуг, финансов и труда. Соответственно складывается новый набор методов, мер и инструментов государственного регулирования происходящих социально-экономических процессов.[1,29c.]
Информация о работе Цикличность экономического развития и её особенности в Республике Беларусь.