Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 13:15, контрольная работа
Экономическая теория имеет дело с экономическими (материальными) потребностями. Экономические потребности представляют собой внутренние мотивы, побуждающие к экономической (производственной) деятельности. Они делятся на первичные (жизненно важные) и вторичные (все остальные). В качестве примеров первичных потребностей можно привести потребности в пище, одежде, жилище и т.д. К вторичным потребностям можно отнести потребности досуга (занятия спортом, искусством, развлечения и т.д.) Конечно, это деление условно, но в целом кпервичным можно отнести потребности, которые не могут быть заменены одна другой, вторичные же потребности – могут
1. Человеческие потребности безграничны.
2. Возможности их удовлетворения ограниченны.
Экономическая теория
имеет дело с экономическими (материальными)
потребностями. Экономические п
Экономические блага
делятся на долговременные и не
Среди экономических благ выделяют взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага. Примерами субститутов являются следующие пары благ: мясо – рыба, маргарин – масло, чай – кофе и др. К комплементарным благам относятся: стол – стул, компьютер – принтер, автомобиль – бензин, фотоаппарат – фотопленка и т.д.
Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые и косвенные. Прямыми благами являются те, которые могут прямо и непосредственно удовлетворить человеческие потребности. Они получили название предметов потребления. Косвенные же блага в настоящем используются для производства будущих предметов потребления. Они поэтому называются средствами производства.
Для производства большинства
благ нужны экономические
К материальным ресурсам относятся земля (и все, что с ней связано: недра, вода рек и морей, сырьевые материалы) и капитал (реальный, физический, капитал: все произведенные человеком станки, машины, оборудование, здания, сооружения, дороги, каналы и т.д.). Под людскими ресурсами подразумевается, прежде всего, труд(точнее способность к труду), а также (в микроэкономике) предпринимательская способность. Под предпринимательской способностью (предприимчивостью)понимают способность наилучшим образом соединять все факторы производства.
Под организационно-правовой формой предприятий подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.
Наиболее распространены
следующие организационно-
Индивидуальное (единоличное) предприятие – предприятие, принадлежащее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности. По своим обязательствам индивидуальное (единоличное) предприятие, его владелец отвечает всем капиталом предприятия и своим имуществом. Все дела такого предприятия ведет его владелец или уполномоченные им служащие. Обычно в виде единоличного предприятия выступают мелкие и средние фирмы. Однако существуют и очень крупные единоличные предприятия: группа Лазеров (Франция); группа Юносоров (Швеция). За последние 30–40 лет многие единоличные предприятия были преобразованы в акционерные общества – итальянская фирма «Оливетти» (1960 г.), германская фирма «Крупп» (1968 г.), американская фирма «Форд» (1956 г.).
Однако преобладающей формой предприятий в современной рыночной экономике являются фирмы, представляющие собой объединение предпринимателей. Среди такого рода предприятий выделяют:
Товарищества (партнерства, общества) – предприятия, возникающие на основе сложения капитала его участников и предполагающие непосредственное участие его членов в делах предприятия. Участники товарищества утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Взамен они получают право на часть дохода, ликвидационную квоту, а также на участие в управлении (число голосов пропорционально паям). Полученная прибыль делится между всеми соучредителями (совладельцами) пропорционально взносу каждого.
Еще одна форма коллективного
предпринимательства – производ
Акционерные общества (корпорации) – форма организации предприятия на базе акционерной собственности, в которой предприниматель отделен от собственника и собственности и финансовая ответственность его ограничена. Акционерные общества позволяют юридическим и физическим лицам объединить свои капиталы для решения крупных хозяйственных задач, которые не под силу одному лицу ввиду ограниченности его капитала. Акционеры несут ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Акционерные общества – основная организационная форма крупных предприятий.
По словам Д.Хаймана, автора одного из самых популярных учебников по микроэкономике, «главное преимущество корпоративной формы ведения бизнеса над некорпоративными формами – это способность привлекать средства, наращивая таким образом капитал. Чтобы вести свои операции и развиваться, крупная фирма нуждается в способе привлекать значительные средства.Издержки и риски мобилизации средств существенным образом уменьшаются посредством инкорпорации. По этой причине корпорация является доминирующей формой организации бизнеса для крупных предприятий».
Основные формы объединений предприятий:
Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д. Предприятия, вступающие в картельные соглашения, сохраняют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность.
Синдикат – соглашение, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую контору, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость.
Трест – объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объема производства и т.п. Трест может быть одноотраслевым или многоотраслевым, объединяющим предприятия разных, но технологически связанных между собой отраслей.
Концерн – наиболее развитая (и распространенная сегодня) форма объединений предприятий разных отраслей. Возникает концерн обычно посредством системы участий, финансовых связей, договоров об общности интересов. Входящие в концерн предприятия номинально остаются самостоятельными, но фактически подчиняются единому хозяйственному руководству.
Конгломерат – объединение предприятий разных отраслей, но в отличие от концерна не имеющее головной фирмы.
Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке. Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью. Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.
По степени обработки товары делятся на сырьевые, полуфабрикаты и готовые изделия.
КОНКУРЕНЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (economic competition) – соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.
В рыночном хозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции участвуют и отдельные люди – они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественных предпринимателей.
Виды конкуренции:
монополия, степень монопольной власти увеличивается.
Коэффициент занятости — удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны.
Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы.
Естественная безработица
— процент (удельный вес) общего количества
безработных в численности
Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет.
Безработица маргинальная — безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами
(например, при добровольной смене работниками
мест работы или увольнении в сезонных
отраслях промышленности)
Безработица сезонная —
зависит от колебаний в уровне экономической
активности в течение года, характерными
для некоторых отраслей экономики
Безработица структурная —
обусловлена изменениями в структуре
спроса на труд, когда образуется структурное
несовпадение между квалификацией безработных
и требованием свободных рабочих мест
Структурная безработица обуславливается
масштабной перестройкой экономики, изменениями
в структуре спроса на потребительские
товары и в технологии производства, ликвидацией
устаревших отраслей и профессий;
Безработица технологическая—
безработица, связанная с механизацией
и автоматизацией производства, в результате
часть рабочей силы становится либо излишней,
либо нуждается в более высоком уровне
квалификации.
Инфляция («inflation» - от итальянского
слова «inflatio», что означает «вздутие»)
представляет собой устойчивую тенденцию
роста общего уровня цен.
В этом определении важны следующие слова:
Процессом, противоположным
инфляции, является дефляция (deflation) –
устойчивая тенденция снижения общего
уровня цен. Существует также понятие
дезинфляции (desinflation), что означает снижение
темпа инфляции.
Главным показателем инфляции выступает
темп (или уровень) инфляции (rate of inflation),
который рассчитывается как процентное
отношение разницы уровней цен текущего
и предыдущего года к уровню цен предыдущего
года.
Виды инфляции
В зависимости от критериев
выделяют разные виды инфляции. Если критерием
служит темп (уровень) инфляции, то выделяют:
умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию,
высокую инфляцию и гиперинфляцию.
• Умеренная инфляция измеряется процентами
в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%).
Этот вид инфляции считается нормальным
для современной экономики и даже считается
стимулом для увеличения объема выпуска.
• Галопирующая инфляция также измеряемую
процентами в год, но ее темп выражается
двузначными числами и считается серьезной
экономической проблемой для развитых
стран.
• Высокая инфляция измеряется процентами
в месяц и может составить 200-300% и более
процентов в год (заметим, что подсчете
инфляции за год используется формула
«сложного процента»), что наблюдается
во многих развивающихся странах и странах
с переходной экономикой.
• Гиперинфляцию, измеряемую процентами
в неделю и даже в день, уровень которой
составляет 40-50% в месяц или более 1000% в
год. Классическими примерами гиперинфляции
являются ситуация в Германии в январе
1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня
цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945
– июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос
в 3.8 * 1027 раз при среднемесячном росте
в 198 раз.
Если критерием выступают формы проявления
инфляции, то различают: явную (открытую)
инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.
• Открытая (явная) инфляция проявляется
в наблюдаемом росте общего уровня цен.
• Подавленная (скрытая) инфляция имеет
место в случае, когда цены устанавливает
государство, причем на уровне ниже, чем
равновесный рыночный (устанавливаемый
по соотношению спроса и предложения на
товарном рынке)