Чистая монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 06:47, контрольная работа

Краткое описание

Рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого – либо товара или услуги называется чистой монополией.
Модель монополии предполагает наличие у фирмы ряда отличительных черт.
В первую очередь, уникальность продукции единственной фирмы гиганта в этой отрасли, а также обладание полной информацией о продукте. Общество не может отказаться от услуг монополиста, обеспечивая необходимые условия для производства монополиста и своей нормальной повседневной жизни.

Содержание

1. Чистая монополия
1.1 Характерные черты и условия возникновения чистой монополии……3
1.2 Определение цены и объема производства в условия чистой
монополии……………………………………………………………………..6
1.3 Определение спроса в условиях чистой монополии……………………8
1.4 Индексы Лернера и Херфиндаля-Хиршмана……………………………11
2. Задание ……………………………………………………………………..13
Список используемых источников…………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по микроэкономикеMicrosoft Word 97-2003.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Чистая монополия

1.1 Характерные черты и условия возникновения чистой монополии……3

1.2 Определение цены и объема производства в условия чистой

монополии……………………………………………………………………..6

1.3 Определение спроса в условиях чистой монополии……………………8

1.4 Индексы Лернера и Херфиндаля-Хиршмана……………………………11

2. Задание ……………………………………………………………………..13

Список используемых источников…………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистая монополия

    1. Характерные черты и условия возникновения чистой монополии

 

Рыночная ситуация, при которой в отрасли действует только один продавец какого – либо товара или услуги называется чистой монополией.

Модель монополии предполагает наличие у фирмы ряда отличительных черт.

В первую очередь, уникальность продукции единственной фирмы гиганта в этой отрасли, а также обладание полной информацией о продукте. Общество не может отказаться от услуг монополиста, обеспечивая  необходимые условия для производства монополиста и своей нормальной повседневной жизни. К таким монополистам можно отнести электрические и газовые компании (Газпром, РАО ЕЭС),  коммунальные службы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи, производителям товара на основе принадлежащего фирме патента. Чистая монополия может иметь географическую принадлежность, например, небольшой отдаленный от центра город обслуживается одной  авиалинией, железной дорогой, автобазой. В сельском населенном пункте монополистом может быть кинотеатр, отделение банка и связи. Чистый монополист контролирует общий объем предложения и осуществляет значительный контроль над ценой продукта. Вхождение в данную отрасль других конкурентов затруднено из-за географической отдаленности населенного пункта, отсутствием заменителя товара или отсутствием научных разработок. Таким образом, естественный монополист производит уникальный продукт из редких и невоспроизводимых факторов производства – газа, нефти, редких металлов и д.р. Одной из форм монополии является естественная монополия. Ее отличительной чертой является то, что фирма – производитель является единственным производителем продукта (услуги), у которого нет заменителей. Данный продукт должен быть уникален в том смысле, что не существует хороших и близких аналогов. Покупатель должен покупать данный продукт у монополиста или обходится без него.   Государство может поддерживать монополистов путем выдачи патентов на уникальные продукты, авторские права или лицензию на право заниматься какой либо деятельностью. Монополия, получая прибыль, обеспечивает финансирование научных и опытно- конструкторских разработок.

Чистую монополию характеризует отсутствие конкуренции. Причиной этого могут быть высокие барьеры - государственный контроль. Государство нередко создает легальные барьеры для вступления в отрасль, выдавая патенты или лицензии на данный вид деятельности  (производства). Государство предоставляет исключительную привилегию одному производителю поставлять электроэнергию, воду природный газ, телефонные услуги. Все барьеры можно подразделить на естественные и искусственно создаваемые.

Естественные барьеры в свою очередь можно подразделить на:

- Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия.

- Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современные коммуникацию делают здесь конкуренцию затруднительной или невозможной, например, нет смысла подводить каждому дому несколько водопроводов.

- Финансовые —отрасли чистой монополии имеют обычно повышенный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие вложения капитала и квалифицированных кадров, чему сопутствуют повышенные затраты.

- Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма-монополист, владеющая и контролирующая сырье, необходимое в производстве данного товара (услуги), препятствует возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара.

К искусственным барьерам можно отнести:

- Юридические —патенты на изобретения (пример фирма General Electric: изобретение Эдиссона позволило фирме монополизировать в отрасли с 1892 по 1930 гг.), лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны государства.

- Методы недобросовестной конкуренции — такая ситуации, при которых хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов (распространение ложных сведений о конкуренте) криминальные и прочие методы.

Выше перечисленные барьеры приводят к существованию нескольких типов монополий:

- Возникновение закрытой монополии- связано с деятельностью государственных институтов, деятельность этих фирм находится под вниманием со стороны государства и присутствует ряд ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей.Приэтой монополии власть и положение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли.

- Открытая монополия подразумевает что, рыночная власть фирмы-монополиста является результатом новаторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.).

- О естественной монополии говорилось выше; при такой форме монополии рыночная власть фирмы обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего рыночного спроса на нее.

- монопсония — особый тип рыночной структуры, когда рыночная власть концентрируется в руках не продавца, а покупателя (поведение покупателя, когда проявляется устойчивый спрос к одной торговой марке);

- двусторонняя монополия возникает в том случае, если монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

 

1.2 Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

Цена (тариф), которую назначают коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании называется общественно оптимальной ценой. Она определяется правительственными регулирующими комиссиями. Эта «средняя цена», при которой достигается эффективность распределения ресурсов и для этого цена (P) должна быть равна предельным издержкам (MC). Но цена может быть низкой и не покрывать валовые издержки, что ведет к убыткам.  Но комиссия может установить цену, обеспечивающую «справедливую прибыль», равную средним издержкам. Общественно- оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и средних издержек пересекаются.

Естественная монополия определяет объем производства, основываясь на трех принципах: издержки, спрос, и максимизация прибыли. Естественные монополии имеют низкие предельные издержки, и, следуя правилу MR=MC, считают выгодным расширять производство. Монополист может определять объем производства и назначать цену. Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции (Q), при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MR = MC), точка E на графике (рис1). Именно эта точка является равновесием фирмы. Но для получения прибыли цена установится в точке E1. Это обусловлено тем, что именно цена P1 при данном объеме производства (Q1) выше средних издержек (AC) монополиста.

 

 Р MC


 AC


 

 

 

 

MR D

              1. Q

Рис.1 Равновесие чистой монополии

 

Это означает, во- первых, что цена превышает предельный доход. Чистый монополист должен снизит цену для того, чтобы продать больше продукции. Чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену за единицу своей продукции, и это является причиной того, что предельный доход   становится меньше.  Снижение цены относится ко всей продукции, даже к той, которая может быть продана дополнительно. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу цену - меньшую, чем сумма снижений цены, проданных ранее единиц.  Так как предельный доход есть изменение в валовом доходе, то  пока валовый доход  увеличивается, предельный доход является положительным.

Во – вторых, монополист сам решает какой объем продукции произвести и цену. Монополия никогда не выберет такой подход, чтобы предельный доход стал отрицательным (при уменьшении валового дохода). Более низкая цена связана с большим объемом производств, а, следовательно, с увеличением издержек. Все это ведет к низкому доходу и уменьшению прибыли. Поэтому существует понятие «максимизация прибыли», когда фирма наращивает производство до такого объема, при котором предельный доход будет равен предельным издержкам. С другой стороны монополист считает выгодным ограничивать выпуск продукции, чтобы использовать меньше ресурсов.

 

          1.3 Определение спроса в условиях чистой монополии

Различие между монополистом и конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. В условия конкуренции продавец встречается с эластичным спросом, предельный доход является постоянным равным цене продукции, поэтому валовый доход увеличивается на постоянную величину - постоянную цену каждой проданной единицы продукции. Кривая спроса монополиста представляет собой кривую спроса данной отрасли, так как чистый  монополист и есть отрасль. Кривая отраслевого спроса является нисходящей. Монополист может определять объем производства и назначать цену (рис.2). Цена превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. У единственного производителя

коэффициент эластичность спроса (Е), характеризующий взаимозависимость фирм на рынке, близок к нулю.

 

                         ЕQ = dPx Qy =0 

 dPy Px


 

 

где - Е – коэффициент эластичности спроса

        Q – объем произведенной продукции

        Р  – цена

        d- изменение

     

 

              

 

 

 

   Р


 МС


 Pm



 D



  0 Q


MR

Рис.2 Цена и объем в условиях чистой монополии

 

Кривая спроса на продукцию монополиста совершенно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси объема.

Фирма-монополист, сталкивается с совокупным спросом всех потребителей своего товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон. Кривая спроса на продукцию монополиста, являясь одновременно с этим и кривой среднего дохода (AR). Тождественность кривой спроса и кривой среднего дохода можно вывести из соотношения общего и среднего доходов:

AR=TR/Q=PQ/Q=P,

AR(Q)=P(Q).

Вследствие убывающего характера кривой спроса — AR кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса при любом значении Q>0.

Между предельным доходом, ценой и эластичностью спроса на продукцию фирмы существует взаимозависимость, которую можно представить в виде уравнения. Для того чтобы записать формулу данного уравнения, используем уравнения общего дохода (ТR) и коэффициента ценовой эластичности спроса (Еd).

MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ.

Поскольку P=f(Q), то можно записать:

MR=d(PQ)/dQ=P(dQ/dQ)+Q(dP/dQ),

MR=P+Q(dP/dQ).

 

Коэффициент ценовой эластичности спроса подсчитывается по формуле:

Е= Q(P) . P/QP=(dQ/dP)*P/Q

 

 

 

 

 

1.4 Для характеристики монопольной власти используют индексы Лернера и Херфиндаля-Хиршмана.

 

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий:

коэффициент— экономический показатель монополизма конкретной фирмы:

L= (P-MC)

 P

 Где L - лернеровский коэффициент монопольной власти;

P - монопольная цена;

MC - предельные издержки;

Измерителем монополизма является доля в цене той величины, на которую цена реализации превышает предельные издержки.

Также коэффициент можно вычислить через эластичность спроса, как обратно пропорциональную величину:

L= - 1

       Ed

Где Ed — эластичность спроса на продукцию фирмы.

Коэффициент Лернера имеет численное значение от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше монопольная власть данной фирмы в своем секторе рынка. Считается, что в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и коэффициент становится равен нулю. Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, поскольку прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма может обладать большей монопольной властью, чем другая фирма, но получать при этом меньшую прибыль.

Для оценки монопольной власти также используют показатель, определяющий степень концентрации рынка на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана (IHН). При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции предприятия в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При расчете индекса все предприятия ранжируются по удельному весу от наибольшего до наименьшего:

IHH= S12+S22+S32+…+Sn2

  • IHH- индекс Херфиндаля — Хиршмана;
  • S1 — удельный вес самого крупного предприятия;
  • S2 — удельный вес следующего по величине предприятия;
  • Sn- удельный вес наименьшего предприятия.

Информация о работе Чистая монополия