Шведская экономическая модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:56, реферат

Краткое описание

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 1960-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.
Характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы.

Вложенные файлы: 1 файл

Шведская экономическая модель.docx

— 21.84 Кб (Скачать файл)

Шведская экономическая  модель

 Термин “шведская модель”  возник в связи со становлением  Швеции как одного из самых  развитых в социально-экономическом  отношении государств. Он появился  в конце 1960-х годов, когда  иностранные наблюдатели стали  отмечать успешное сочетание  в Швеции быстрого экономического  роста с обширной политикой  реформ на фоне относительной  социальной бесконфликтности в  обществе.

Характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы.

Швеция является пионером в отношении  организации действенной системы  социального партнерства, начало которому было положено еще в 1938т., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация работодателей заключили  «Сальтше-баденское соглашение», которое функционировало без вмешательства правительства вплоть до 1970-х гг.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в  шведской политике явно выделяются две цели: полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 года у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

 К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо  отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814,неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии.

Успешное функционирование экономической  системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система  производства эффективна, государство  не вмешивается в производственную деятельность предприятия. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства.

Это привело к очень большой  роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении  национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие  рекордных уровней. В реформистской  идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”.

Около 90 % продукции производится частными компаниями, такими как Ericsson AB , Alfa Laval Group, IKEA, из них примерно половину составляет машиностроение. В сельском хозяйстве производится лишь 2% ВВП. Центральный банк Швеции (Riksbank) стремится к поддержке стабильного курса валюты и удержанию инфляции на уровне 2%.

Швеция и Россия в период 1990-х  гг. продемонстрировали две крайности  в степени учета социального  фактора: чрезмерно высокий уровень  социальной защищенности в Швеции и  неадекватная по отношению к качеству и интенсивности труда социальная поддержка в России. Следствием обеих  крайностей становился недостаток материальной заинтересованности людей труда  и дефицит мотивации на предпринимательском  уровне, что препятствует реализации высококвалифицированного труда и  социально ответственного бизнеса. В итоге происходят падение эффективности  общественного производства и замедление или даже сокращение темпов экономического роста.

Шведская модель организации экономической  и политической жизни позволяет  выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного  времени без социальных потрясений, обеспечивая при этом высокий  уровень жизни населения. Назовем  главные из них:

  • высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами
  • в экономической сфере - высокая конкурентоспособность промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом
  • в социальной области - возрастание среди традиционных факторов производства значения человеческого.

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической  эффективности и высокие жизненные  стандарты.

Шведская разновидность государства  всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. Социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не превышают 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого  порогового минимума. Корпоративный  налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог  на НДС был введен в Швеции в 1969 г. и составляет в среднем 25%.

Экономическое регулирование в  Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования и прочее.

Более 50% ВВП (в 1997 г. - 54%) страны проходит перераспределение через государственный  бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др. Гуманность шведской социальной политики проявляется и  в том, что работодатели 43% фонда  заработной платы отчисляют в  фонды пенсионного страхования, а пособия по болезни или уходу за ребенком выплачиваются в размере 90% заработка. Государственные служащие составляют одну треть шведской рабочей силы, что во много раз больше, чем во многих других странах.

Шведская социально-политическая система на первый взгляд выглядит довольно идеальной не только в сравнении  с российской, но и в международном сопоставлении. Но реальность иная: растет дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведские эксперты считают, что страна нуждается в серьезных институциональных реформах, чтобы разработать новую форму эффективного социального контракта, подтвердив жизнеспособность шведской демократии.

Отмена госконтроля, глобализация, и рост технологического сектора  были ключевыми двигателями производительности.

В 2010 году Швеция заняла второе место  в рейтинге наиболее конкурентоспособных  экономик мира, обогнав США и Сингапур. Северные соседи Швеции также оказались  в первой двадцатке – Финляндия  на седьмом, Дания – на девятом, а  Норвегия – на 14-м месте.

 В 2010 году ВВП Швеции составил $337,9 млрд., увеличившись на 1,9% по  сравнению с 2009 г. ($331,5 млрд). Внутренний долг Швеции: 40,8% от ВВП (41,6%). Внешний долг Швеции: 252% от ВВП / $853,3 млрд. ($669 млрд.).

Итоги. Характерными признаками шведской экономической модели являются:

  • Сравнительно открытые рынки в сочетании с государством всеобщего благоденствия
  • Незначительное расхождение ставок заработной платы
  • Программы поощрения занятости

Для нас шведский опыт важен тем, что государственное регулирование  позволяет ограничивать стихию рынка  и не бояться рынка. Шведская модель нестандартна: она выходит за привычные  рамки капиталистической экономики. И главное - шведская модель интересна как пример государства с сильной социальной политикой.


Информация о работе Шведская экономическая модель