Шотландский мудрец Адам Смит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:17, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является краткое описание экономических размышлений шотландского ученого Адама Смита. Несмотря на то, что Смит жил в XVIII веке и со времени первого издания его книги прошло более двух веков, многие из его исследований актуальны и в наши дни, не говоря уже о том, какое огромное значение они имели для развития экономики. Поэтому ознакомление с трудом Смита очень важно для лучшего понимания экономической теории и изучения развития экономической науки.

Содержание

Введение 3
1. Биография 4
2. Экономическая жизнь эпохи 5
3. Книга I. Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между различными классами народа 7
4. Книга II. О природе капитала, его накоплении и применении 9
5. Книга III. О развитии благосостояния у разных народов 10
6. Книга IV. О системах политической экономии 11
7. Книга V. О доходах государя или государства 12
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

shotlandskiy_mudrets_adam_smith.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Далее Адам Смит рассматривает вопрос заработной платы. В XVIII веке не было единого мнения о том, следует ли добиваться улучшения условий жизни рабочих, и многие считали это нежелательным. Вот что пишет об этом сам Смит: «Наши купцы и владельцы мануфактур сильно жалуются на вредные результаты высокой заработной платы, повышающей цены и потому уменьшающей сбыт их товаров внутри страны и за границей. Но они ничего не говорят о вредных последствиях высоких прибылей. Они хранят молчание относительно губительных результатов своих собственных барышей, жалуясь лишь на то, что выгодно для других людей.7» Смит обосновывает экономическую целесообразность повышения оплаты труда: «Щедрое вознаграждение за труд, поощряя размножение простого народа, вместе с тем увеличивает его трудолюбие. Заработная плата за труд поощряет трудолюбие, которое, как и всякое иное человеческое свойство, развивается в соответствии с получаемым им поощрением… при наличии высокой заработной платы мы всегда найдем рабочих более деятельными, прилежными и смышлеными, чем при низкой заработной плате8» И далее: «Рост заработной платы необходимо ведет к возрастанию цены многих товаров, поскольку увеличивает ту часть ее, которая приходится на заработную плату и, таким образом, имеет тенденцию уменьшить потребление этих товаров как внутри страны, так и за границей. Однако та же причина, которая повышает заработную плату за труд, а именно возрастание капитала, имеет тенденцию увеличить производительную силу труда, благодаря чему при затрате меньшего количества труда производится большее количество изделий. Владелец капитала, нанимающий большее количество рабочих, всегда старается в своих выгодах установить такое надлежащее разделение и распределение работ, чтобы рабочие были в состоянии изготовить возможно больше предметов. С той же целью он старается снабдить их по возможности самыми лучшими орудиями. И то, что имеет место среди рабочих отдельной мастерской, происходит по той же причине среди рабочих всего общества. Чем значительнее число их, тем больше, естественно, подразделяются они на различные классы и виды занятий. Большее число умов занято изобретением наиболее подходящих орудий и машин для выполнения работы каждого, и поэтому тем вероятнее, что они будут изобретены. результате этих усовершенствований затраты труда при производстве многих товаров настолько уменьшаются, что возрастание цены труда более чем уравновешивается уменьшением его количества.9»

Адам Смит не был борцом за свободу, в современном понимании, но именно с этой позиции он критиковал капитализм. Проблемы равноправия не могли и не могут быть решены принятием каких бы то ни было законов. На свободном рынке зарплаты могут быть слишком низкими, но Смит писал: «3акон не может регулировать их должным образом, хотя часто притворяются, что это работает». Равноправия скорее можно достичь беспристрастностью естественного распределения капитала, так что «как последствие процветания общества, реальная цена труда должна значительно возрасти». Также и проблемы свободного рынка не могут быть решены усилением регулирования, но напротив, решаются сами по мере возрастания степени их свободы: «Расширение рынка может в достаточной степени соответствовать ожиданиям и потребностям, но вот ограничение конкуренции всегда не в интересах общественности».10

Смит хотел «установления правительства, которое было бы способно дать производственникам то воодушевление, в котором они  нуждаются – а именно, уверенность  в том, что они смогут пользоваться плодами cвoeгo труда». Смит не считал, что стремление к получению прибыли и к «губительной выгоде» - одно и то же. Он полагал, что непомерная выгода - это результат законов, ограничивающих или регулирующих торговлю. Для такого законодательного вторжения в свободное предпринимательство он даже использовал специальный термин - «Насильственная охрана».11

 

4. Книга II. О природе капитала, его накоплении и применении

Во второй книге речь идет о капитале, источников его образования, о том, каким образом эффективно применить  этот капитал.

Запасы человека, общества или страны делятся на три части: для непосредственного употребления на повседневные нужды; основной капитал – орудия труда, производственные зданиями т.д.; оборотный капитал, который приносит прибыль только в процессе обращения. Смит особо указывал на необходимость оборотного капитала: «Всякий основной капитал первоначально возникает из капитала оборотного и требует постоянного пополнения из этого же источника. Все полезные машины и орудия производства первоначально возникают из оборотного капитала, доставляющего материалы, из которых они изготовляются, и средства существования для рабочих, изготовляющих их. Точно так же того же вида капитал необходим для их постоянного ремонта. Никакой основной капитал не может приносить какой-либо доход иначе как только при помощи оборотного капитала. Самые полезные машины и орудия производства не могут ничего произвести без оборотного капитала, доставляющего материалы которые они перерабатывают, и средства существования для рабочих, применяющих их. Земля, как бы улучшена она ни была, не принесет никакого дохода без оборотного капитала, на который содержатся рабочие, обрабатывающие ее и собирающие ее продукт. Сохранение и увеличение запасов, предназначаемых для непосредственного потребления, составляет единственную цель и назначение как основного, так и оборотного капиталов. За счет этих запасов люди питаются, одеваются и находят себе кров. Их богатство или бедность зависят от того, обильно или скудно доставляют эти оба вида капитала материал для запасов, предназначенных для непосредственного потребления.»12

В книге дано ясное определение  денег – «великого орудия и торговли». Без денег невозможно было бы развитие производства и торговли, так как возможность людей обмениваться продуктами труда ограничивалась бы бартером, что было бы крайне неудобно. Однако, несмотря на свое огромное значение, деньги не составляют часть дохода общества. Доход состоит в покупательной силе денег. Смит приводит в пример человека, получающего одну гинею в неделю: «Доход лица, которому она уплачивается, состоит не столько в золотой монете, сколько в том, что он может получить на нее или что он может выменять на нее. Если в обмен на нее ничего нельзя получить, она подобно векселю банкрота будет обладать не большей стоимостью, чем никуда не нужный клочок бумаги.»13

Смит пишет о том, как эффективно использовать капитал на государственном  уровне. Например, в результате замены золота и серебра бумажными деньгами «их количество, необходимое для  обращения, сокращено, например, до одной  пятой части прежнего, если, далее, хотя бы более значительная часть остальных четырех пятых будет добавлена к фонду, предназначенному для ведения производства, это составит весьма значительное увеличение этого производства, а следовательно, и стоимости годового продукта земли и труда.»14 При этом общее количество бумажных денег не может превышать золотых и серебряных запасов, которые они заменяют.

 

5. Книга III. О развитии благосостояния у разных народов

В этой книге Смит анализирует ведение  хозяйства в странах Европы начиная  со времен падения Римской империи. Книга 3 - это рассмотрение тех преград, которые могут препятствовать прогрессу, а также того, каким образом это препятствование осуществляется. Однако название главы может немного сбить нас с толку. Смит сравнивает условия экономического развития, скорее, в разные эпохи, а не в разных странах, фактически, проделывая анализ экономической истории Западной Европы от падения Рима до конца эпохи феодализма.

Смит высказывается в этой книге  против рабства, обосновывая это  не только этическими соображениями, но и экономическим расчетом: «Опыт всех веков и народов, как мне думается, свидетельствует о том, что работа, выполняемая рабами, хотя она как будто требует расхода только на их содержание, обходится дороже всякой другой. Человек, не имеющий права приобрести решительно никакой собственности, может быть заинтересован только в том, чтобы есть возможно больше и работать возможно меньше. Только насильственными мерами, а не его собственной заинтересованностью можно заставить его работать больше того, что достаточно для оплаты его собственного существования»15

Смит был ярым противником феодализма, справедливо утверждая, что феодальные законы мешают повышению производительности труда и развитию торговли. В особенност это касалось деревни. Но постепенно «то, чего никогда не могли бы сделать при всей своей принудительности феодальные учреждения, было постепенно осуществлено бесшумным и незаметным действием внешней торговли и мануфактур. Они стали постепенно снабжать крупных землевладельцев чем-то таким, на что они могли выменивать весь избыточный продукт своих земель и что они могли потреблять сами, не делясь со своими держателями или приближенными…. За пару бриллиантовых пряжек или за что-нибудь столь же суетное и бесполезное они платили такую цену, которая соответствовала стоимости содержания тысячи человек в течение года, а вместе с тем отказывались от того влияния и власти, которые это могло давать им…. Таким-то образом, ради удовлетворения самого ребяческого, низменного и нелепого тщеславия, они постепенно отдали всю свою власть и влияние16».

 

6. Книга IV. О системах политической экономии

Четвертую книгу  Смит посвящает изложению меркантильной и физиократической теорий. Первую он излагает и опровергает весьма пространно, а вторую, которую он находит несравненно ближе к истине, – слегка. Мы знаем уже сущность того и другого учения. Оба они составляют теперь достояние истории. Меркантильная система после критики Смита погибла безвозвратно. Теперь уже никто не станет защищать торгового или денежного баланса.

Значительное внимание А. Смит уделяет  внешнеэкономическим связям. Внешняя  торговля так же построена на специализации  и разделении труда, как и внутреннее производство. «Если какое-нибудь иностранное  государство может доставить  нам товары дешевле, чем если бы мы изготовили их дома, то, разумеется, было бы выгоднее для нас купить их за часть товаров нашего собственного труда, приложенного к более выгодной для нас отрасли промышленности».

Свободная внешняя торговля выгодна  для всех, и чем богаче партнер, тем лучше. Допустим, говорит он, что при свободной торговле между Францией и Англией торговый баланс постоянен в пользу Франции. Из этого вовсе не следует, что такая торговля разорительна для Англии. Если французские вина лучше и дешевле португальских или если французские полотна лучше и но так дороги, как немецкие, то для Великобритании выгоднее покупать необходимые для нее вина и полотна во Франции, нежели в Португалии и Германии. «Хотя стоимость ввозимых из Франции товаров через это значительно повысится, стоимость всего нашего ввоза уменьшится на ту сумму, на какую другие товары того же достоинства окажутся дешевле товаров, привезенных из других стран».

Поэтому А. Смит выступил против предписаний  меркантилистов, и рекомендовавших  ограничить ввоз дешевых иностранных товаров и платить премии своим экспортерам. Искусственное превышение экспорта над импортом увеличит количество денег в стране и поднимет внутренние цены, что через некоторое время приведет к росту импорта и падению экспорта. Кроме того, это ущемляет внутреннего потребителя.

Смит был решительным сторонником  свободы в экономической деятельности. В вопросе, кому следует решать, в какой отрасли частному лицу следует вкладывать свой капитал, Смит придерживался того мнения, что самым компетентным судьей будет само заинтересованное лицо. «Государственный деятель, который попытался бы давать частным лицам указания, как они должны употреблять свои капиталы, обременил бы себя совершенно излишней заботой, а также присвоил бы себе власть, которую нельзя без ущерба доверить не только какому-либо лицу, но и какому бы то ни было совету или учреждению и которая ни в чьих руках не оказалась бы столь опасной, как в руках человека, настолько безумного и самонадеянного, чтобы вообразить себя способным использовать эту власть17».

Общество живет за счет своих  доходов, а то, что им ежегодно сберегается, естественно присоединяется к его  капиталу, и идет на усиление его  годового производства. Положительность  или отрицательность внешнеторгового  сальдо в этом случае не имеет большого значения. А. Смит, таким образом, заложил основы теории платежного баланса страны.18

Взгляды Смита во многом сходились  со взглядами физиократов, поэтому  он отзывался об их учении более  благожелательно, чем о системе  меркантилизма. По его мнению, главное заблуждение физиократов состоит в том, что они считают ремесленников, фабрикантов и купцов непроизводительными и бесполезными.

Смит приходит к заключению, что  наиболее истинной можно считать  систему естественной свободы. Любому человеку должно быть предоставлено право свободно преследовать свои личные интересы и употреблять по своему усмотрению труд и капитал, при условии, что он не нарушает законов справедливости.

 

7. Книга V. О доходах государя или государства

А. Смит выделяет три основные обязанности государства : обеспечение военной безопасности, отправление правосудия и обязанность создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, «которые, будучи в самой высокой степени полезными для общества в целом, не могут, однако, своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей». В частности, государство, учитывая, что рост разделения труда делает человека более ограниченным, должно заботиться об образовании работников.19 «Человек, вся жизнь которого проходит в выполнении немногих простых операций, причем и результаты их, возможно, всегда одни и те же или почти одни и те же, не имеет случая и необходимости изощрять свои умственные способности или упражнять свою сообразительность для придумывания способов устранять трудности, которые никогда ему не встречаются. Он поэтому, естественно, утрачивает привычку к такому упражнению и обыкновенно становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо….О великих и общих интересах своей страны он вообще не способен судить, и, если не прилагаются чрезвычайные усилия, чтобы повлиять на него, он оказывается столь же неспособным защищать свою страну во время войны…. в каждом развитом цивилизованном обществе в такое именно состояние должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки, т. е. главная масса народа, если только правительство не прилагает усилий для предотвращения этого.»20

Большее предпочтение Смит отдавал естественным наукам: это «ценнейший плод экспериментов и наблюдений, предмет, в котором пытливое внимание способно совершить так много полезных открытий». Он был против предметов, «в которых, кроме нескольких простых и почти очевидных истин, даже самое пристальное внимание и усилие мысли нее обнаружит ничего, кроме тумана и неопределенности».

Информация о работе Шотландский мудрец Адам Смит