Шпаргалка на тему "Экономика энергетики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика"

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_otrasli.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Естественные  монополии – состояние товарного рынка, при котором организация конкуренции экономики не эффективна или технологически не возможна, а производимая продукция не может быть заменена др.видами продукции. Реально в эту категорию попали такие отрасли как электроэнергетика (РАО ЕЭС России, газовая промышленность, Газпром, ж/д, нефтепроводы, Транснефть, МПС — министерство путей сообщения, система водоснабжения.

Разрешенные монополии — отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности, либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и Продажей этой продукции. В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликеро-водочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временные монополии — отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Методами государственного регулирования  монополий в России являются:

- ценовое регулирование; 

- создание конкурентных рынков  по видам деятельности, не относящимся  к естественно- монопольным; 

- прекращение практики перекрестного  субсидирования различных групп  потребителей;

- дальнейшая разработка  нормативной базы, регулирующей отношения между участниками рынка;

- разграничение компетенции  между федеральными и территориальными  органами по регулированию в  сферах естественных монополий; 

- определение особенностей  дальнейшей приватизации;

- повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям.

Антимонопольное регулирование - целенаправленная деятельность государства, осуществляемая на основании и в пределах законодательства, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Антимонопольное регулирование включает в себя:

- административный контроль монополизированных рынков, который объединяет различные способы воздействия на монополизированные производства (финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства, прямое расформирование предприятия, уличенного судом в систематическом использовании методов нечестной конкуренции);

- организационный механизм, который имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков и антимонопольное законодательство,

Не затрагивая монополию, как форму производства, способы  и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. К ним можно отнести снижение таможенных пошлин, отмену количественных квот, эффективную корректную реструктуризацию предприятий - монополистов, поддержку малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизацию производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий.

 

5. Организации  коммерческой инфраструктуры рынка  электроэнергии (мощности).

Основой управления компанией  оптового рынка является некоммерческое партнерство (адм.торг.системы (АТС) опт.рынка)

Основные функции АТС:

  1. Предоставление услуг по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии «мощности» (ОРЭ)
  2. Ведение финансовых расчетов за поставляемую энергию и услуги, оказываемые участниками рынка.
  3. Заключение и исполнение сделок.

В 2008 г. Было создано некоммерческое партнерство- «совет рынка», куда в  качестве 100% дочерней организации вошло  неком.партнерство АТС.

Участниками НП Совет  Рынка  выступают все участники  оптового рынка, а именно поставщики электроэнергии, покупатели электроэнергии. (энергосбытовые компании ЭСК), крупные потребители, гарантирующие поставщики, основные инфраструктурные организации (ФСК (федеральная сетевая компания) и системный оператор).

Основные функции «Совета Рынка»:

  1. Формирование правил и процедур работы на оптовом рынке.
  2. Контроль за соблюдением правил инфраструктурными организациями и участниками рынка.
  3. Формирование требований по коммерческому учету
  4. Урегулирование споров между участниками рынка.

 

6.Системный оператор как субъект технологической инфраструктуры рынка электроэнергии (мощности).

Технолоническая инфраструктура (системный оператор) – это интегрированная  трехуровневая структура, которая  отвечает за технологическое управление диспетчеризации, конкурентным рынком электроэнергии и управление рынками системных услуг.

1 уровень –центральное диспетчерское управление (ЦДУ) –обеспечивает управление режимами работы ЕЭС России, деятельности диспетчерских центров 2 уровня и организует совместную работу ЕЭС России с энергосистемами других государств.

Кроме того в  задачи 2 уровня ЦДУ входят: методологическое правовое, экономическое обеспечение деятельности всей диспетчерской системы.

Второй уровень –объединение диспетчерского управления.(ОДУ)

Третий уровень – региональное диспетчерское управление (РДУ) –они отвечают за надежную работу  локальных узлов нагрузок и выдачу мощности региональными энергостанциями.

 

7. Субъекты  сетевой инфраструктуры рынка  электроэнергии (мощности).

Сетевые организации  осуществляют два основных вида деятельности - передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям. Оба эти вида деятельности являются естественно-монопольными и регулируются государством. Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (цен) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям.

Услуги по передаче электрической  энергии предоставляются сетевой  организацией на основании публичного договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Договор на оказание услуг  по передаче должен содержать следующие  существенные условия:

- величину максимальной  мощности энергопринимающих устройств  по каждой точке присоединения;

- величину заявленной  мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения;

- ответственность потребителя  услуг и сетевой организации  за состояние и обслуживание  объектов электросетевого хозяйства, в границах балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя;

- обязательства сторон  по оборудованию точек присоединения  средствами измерения электрической  энергии, соответствующими установленным  законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности.

 

 

 

 

 

 

8. Генерирующие компании: виды, принципы формирования и функционирования.

Генерирующие компании:

  1. Оптовые генерирующие компании (ОГК) – крупные генерирующие компании сформулированные на базе фед-х эл/ст-ий принадлежащих головной компании и крупных эл/ст-ций АО –энерго.

Состав ОГК подобран таким образом, чтобы они имели  сопоставимые стартовые условия  на рынке по следующим критериям: по установленной мощности, по ст-ти активов, единой величине износа оборудования. Каждая ОГК объединяет станции находящиеся в различных регионах страны, благодаря чему сводится к min возможностям монопольных злоупотреблений.

  1. Территориальные генерирующие компании (ТГК) – ГК, кот-ые сводятся на базе эл/ст-ий АО-энерго и укрупняются по региональному признаку.
  2. Независимые генерирующие компании – компании, кот-ые сводятся на базе АЭС и на основе на входящих в стр-ру холдинга.

 

9. Энергосбытовые  организации в электроэнергетике.

Гарантирующие поставщики (ГП) – компании в обязанность ко-ых входит заключение договора на поставку энергии с любым обратившимся к ней лицом. Их главная фу-ия – обслуживание потребителей, кот-ые по тем или иным причинам не выбрали для себя энергосбытовую компанию, а также «подхват» тех, потребителей для кот-ых не нашлось энергосбытовой компании.

 

Фу-ии энергосбытовых компаний:

    1. Ведение коммерческого учёта;
    2. Сбор средств от потребителей;
    3. Определение порядка расчёта.

Энергосбытовые компании разделены на 2 вида:

  1. гарантирующие поставщики;
  2. прочие сбытовые компании;

 

9. Структура  НОРЭМ. Целевая модель рынка  к 2011 году.

Запуск новой модели состоялся 1 сентября 2006г.

Новая модель оптового р-ка (НМОР) предполагает постепенную трансформацию  регулир- го р-ка в систему регулируемых двусторонних договоров м/у покупателями и продавцами эл/эн-ии. И принудительное постепенное вытеснение потребителей с регулируемого р-ка ОР на конкурентный сектор.

НМ предполагает наличие 3-ёх секторов:

  1. Долгосрочный р-к двусторонних договоров. Двусторонние договора могут заключаться м/у продавцами и покупателями эл/эн по согласованным ценам, по часовым объёмам, условиям оплаты и обязательствам по поставкам. В данном секторе будут заключаться как регулируемые договоры (РД), так и свободные договоры (СД). При этом для РД цена и субъектный состав устанавливается гос-ми органами, а объём ограничен и постепенно снижается. При заключении свободных договоров потребитель имеет свободу выбрать наиболее эффек-гопоставщика, ко-ый будет стремиться приобрести эл/эн-ию по как можно меньшей цене, снизить собственные затраты и выбирать цену по ко-ой потребитель будет покупать эл/эн-ию у поставщика.
  2. Краткосрочный р-к «на сутки вперёд» (спорт р-к). Р-к «на сутки вперёд» основан на механизме конкурентного ценообразования, а именно аукциона ценовых заявок покупателей и продавцов эл/эн-ии. Аукцион проводится ежедневно за сутки реального времени и одновременно на каждый час суток. По его результатам формируются сбалансированные почасовые объёмы производства-потребления и опред-ся равновесные цены с учётом системных ограничений и потерь эл/эн-ии при передаче.
  3. Балансирующий р-к (БР). Суть БР покупка эн-ии для ускорения дисбаланса м/у спросом и предложением. Балансирующий р-к призван обеспечить элек-ую эф-ую загрузку генер-их мощностей основанную на минимизации ст-ти поставки эл/эн-ии, формирование объективных ценовых сигналовдля поставщиков и покупателей «балансирующей» эл/эн-ии.

Особенность НМ состоит  в том, что потребители эл/эн-ии могут быть одновременно участниками  оптового и розничных рынков

Принципы формирования конкурентных розничных р-ков:

  1. Свободно устонавливаемые на регулируемые цены, на эл/эн-ию за исключением сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, ко-ые будут устанавливаться органами гос-го регулир-я;
  2. Право выбора конечными потребителями любой сбытовой компании у кот-ой они будут покупать эл/эн-ию из числа действующих на данной территории.

Рынок мощности. Основная предпосылка для формирования р-ка мощности – необходимость обеспечить достаточное кол-во генерирующих мощностей, с целью поддержания уровня надёжности энергоснабжения и покрытия уровня надёжности энергоснабжения и покрытия ожидаемого пиа потребления в энергосистеме, с учётом вероят-ти технич-их сбоев работы генерирующего оборудования.

В моделе р-ка мощности период длит-ти договора составит 10 лет. При этом отбор поставщиков по заявленным ценам мощности проводится системным оператором исходя из прогнозируемой мощности с учётом резерва.

Поставщик прошедший  конкурентный отбор получает возможность  выбора м/у тарифным вариантом с  централизованной оплатой мощности по данным заявок и энергии по утверждённому тарифу.

 

10. Рынок мощности  и системных услуг.

Рынок системных услуг  используется в качестве механизма  обеспечения надежности функционирования энергетической системы и качества электрической энергии. В разных странах рассматривают различные типы системных услуг. Основными из них являются следующие:

  • первичное и вторичное регулирование частоты электрического тока;
  • регулирование напряжения;
  • поддержание резервов мощности;
  • возможность запуска генерирующего объекта без внешнего источника электрической энергии;
  • регулирование нагрузки потребителей;
  • противоаварийное управление.

Постановлением Правительства  Российской Федерации № 117 от 3 марта 2010 г. утверждены правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг. Данным постановлением определены 4 вида услуг по обеспечению системной надежности:

  • услуги по нормированному первичному регулированию частоты с использованием генерирующего оборудования электростанций;
  • услуги по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций (за исключением гидроэлектростанций установленной мощностью более 100 МВт);
  • услуги по регулированию реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания соответствующих услуг не производится электрическая энергия;
  • услуги по развитию систем противоаварийного управления в Единой энергетической системе России.

Информация о работе Шпаргалка на тему "Экономика энергетики"