Шпаргалка по "Государственное регулирование экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 23:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по курсу "Государственное регулирование экономике".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по госрегу.docx

— 101.40 Кб (Скачать файл)

В самом общем виде процентная политика разделяется на рестриктивную (предполагающую ограничение предложения денег и повышение стоимости финансовых ресурсов) и экспансионистскую (направленную на расширение денежного предложения и предполагающую низкие процентные ставки). Условно политика "дешевых" или "дорогих" денег зависит от уровня процентных ставок и инфляции, а также от ожиданий уровня инфляции в будущем. И хотя четкого определения типов денежной политики и оценки дороговизны денег не существует, периоды развития российской экономики в условиях "дорогих" и "дешевых" денег можно проследить на основе реальных процентных ставок (рис. 1).

За  последние двенадцать лет политика "дорогих" денег проводилась  лишь в 1997 г. – первой половине 1998 г. Тогда целями подобной политики выступали снижение инфляции и сохранение стабильного курса рубля, а инструментом – доходность ГКО. В результате в тот период отмечались снижение инфляции, стабильность обменного курса рубля, рост сбережений населения. Но, правда, известен и итог той политики – системный финансовый кризис.

Напротив, в 2000-х годах проводилась политика "дешевых" денег. Эта политика реализовывалась за счет притока  в страну нефтяных средств и привлечения  внеш­них займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате политика "дешевых" денег изменила модель роста, сделав основным фактором экономического развития расширение внутреннего спроса.

Денежно-кредитная  политика оказывает самое непо­средственное  влияние на такие важные макроэкономи­ческие показатели, как ВВП. занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики  характеризуется спадом производства и ростом безрабо­тицы. Центральный банк для стимулирования роста про­изводства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный  банк осуществляет комплекс следующих  мер:

Во-первых, он начинает покупать государственные  ценные бумаги на открытом рынке, что  приводит к увеличению резервов коммерческих банков.

Во-вторых, он снижает норму обя­зательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличе­нию размера денежного мультипликатора.

В-третьих, он снижает учетную ставку для  того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов пос­редством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение  такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Её целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевле­ния денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению про­изводства и занятости.

 

Теперь  предположим, что ситуация в экономике  характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции Центральный банк для стабилизации экономики начинает провопить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предло­жения денег посредством комплекса мер, способствую­щих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный  банк осуществляет комплекс следующих  мер:

Во-первых, он на­чинает продавать государственные ценные бумаги на от­крытом рынке, что приводит к уменьшению резервов ком­мерческих банков.

Во-вторых, он увеличивает норму обя­зательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

В-третьих, он подни­мает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредс­твом заимствования средств у Центрального банка.

Проведение  такого комплекса мер называется по­литикой дорогих денег. Её целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денегденежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции производство и занятость.

 

32. Каковы плюсы и минусы денежно-кредитной экспансии и денежно-кредитной рестрикции?

Политика  денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных  операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления  хозяйственной конъюнктуры с  целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;

Политика  денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Политика "дорогих" денег

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддер­ж­ки стабильного  обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту, а  так же удержания и снижения уровня инфляции.

Реализация  политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правитель­ством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия от реализации такой политики могут быть разными.

Позитивные  последствия:

стимулирование  сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процент­ных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);

селекция  предприятий по эффективности (дорогой  банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные  последствия:

сокращение  объемов кредитования и усиление спада в экономике;

рост  издержек, связанных с удорожанием  обслуживания банковских кредитов, и  провоцирование инфляции издержек;

снижение  устойчивости банковской системы;

ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

Ожидаемые результаты в текущем году:

стабилизация  курса рубля;

рост  сбережений населения;

снижение  темпов роста кредитования;

сохранение  уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);

увеличение  числа дефолтов по внутренним и внешним  займам;

сокращение  спроса и снижение объемов производства;

падение инвестиционной активности;

рост  числа банкротств предприятий и банков.

В целом политика "дорогих" денег  может позволить в 2009 г. сохранить  курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность  снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный  сектор экономики в условиях проведения политики "дорогих" денег будет  испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных  сегодня предприятий смогут воспользоваться  банковским кредитом. Новые уровни рентабельности будут свидетельствовать  о снижении способности к выживанию  и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики "дорогих" денег, а также об отсутствии государственных программ их поддержки (табл.1).

Политика "дорогих" денег как рыночный механизм селекции эффективно и корректно  работает в устойчивой экономике, которая  в умеренной степени зависит  от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность в период проведения политики "дорогих" денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

В качестве примера можно привести машиностроительный комплекс, фактически — локомотив роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное развитие смежных производств.

Очевидные проблемы машиностроительного комплекса  делают исключительно важным формирование и проведение политики поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности — как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.

Политика "дешевых" денег

Позитивными последствиями данной политики могут  стать:

минимизация спада производства;

поддержка уровня занятости;

стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

сохранение  угрозы девальвации рубля;

высокие риски ускорения инфляции;

консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем году:

расширение  спроса снизит темпы падения производства;

решение проблемы "плохих" долгов будет  перенесено на последующие годы;

сохранится  высокая инфляция;

продолжится снижение курса рубля;

произойдет  резкое сокращение государственных  ресурсов;

сохранится  проблема низкой эффективности и  конкурентоспособности россий­ских предприятий и банков.

Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики "дешевых" денег  является их источник. Появляются основания  ожидать быстрого исчерпания государственных  резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

 

33. Какие обстоятельства требуют синхронизации антициклических мероприятий в различных странах?  К  чему  приводит асинхронность подобных действий?

В результате глобализации синхронизируются циклы во всех странах. Поэтому правительства  по всему миру стремятся синхронизировать антициклические мероприятия в разных странах. Унифицировать их методологию. Иначе результаты внутренней стабилизации экономики практически равны нулю. Вы не можете жить в едином экономическом пространстве и обособиться от него.

Особенность экономических циклов последних  десятилетий – их синхронизация  в связи с интернационализацией хозяйственной жизни. Учёт этой особенности породил и синхронизацию антициклических мероприятий в разных странах, единство их методологии. В противном случае результаты внутренней стабилизации неизбежно оказываются нулевыми. Например, Франция в начале 80-гг. продолжала использовать кейнсианские рецепты антикризисного регулирования, расширяя размер государственных расходов – в то время, как в других странах практиковалась экономия бюджетных средств. Эти действия французского правительства привели к бессмысленному росту бюджетного дефицита без сколько-нибудь заметного стабилизирующего эффекта.

34. Есть ли у вас сомнения в  действенности  антициклического регулирования экономики?  Если есть, то какие?

35. Способно  ли  правительство деформировать воспроизводственный цикл в своих узкогрупповых интересах?

36. Каких изменений в  экономической  политике  следует ожидать в  периоды  сразу  после и накануне выборов в парламент, внутри избирательного цикла?

37. Охарактеризуйте проблему ошибок прогнозирования в качестве противоречия антициклического регулирования экономики.

38. Охарактеризуйте проблему временных лагов в качестве противоречия антициклического регулирования экономики.

39. В  чем состоит суть эффекта запаздывания при проведении экономической политики?  Каковы составные элементы лаговой структуры?

40. Каковы основные правила и алгоритм проведения дискреционной фискальной политики?

 

Основные  правила дискреционной фискальной политики, требующей неустанного  принятия кабинетом министров ряда специальных решений, таковы: 1)если существует неполная занятость, то уровень безработицы должен быть понижен с помощью экспансионистской бюджетно-налоговой политики; 2)если имеет место рост общего уровня цен, то задача состоит в подавлении инфляции средствами рестриктивной фискальной политики; 3)если достигнуты полная занятость и стабильность цен, то бюджет должен поддерживать баланс совокупного спроса и совокупного предложения (конъюнктурно-нейтральная фискальная политика).

Информация о работе Шпаргалка по "Государственное регулирование экономики"