Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:15, шпаргалка
17. Международная торговля услугами. Классификация услуг.
По торговле услугами в РБ положительное сальдо, а по торговле товарами – отрицательное. ВТО занимается данными вопросами.
Отличие товара от услуги:
Услуга: нематериальная форма; не хранится; сложно оценить качество; в большинстве случаев требует личного присутствия; не все услуги могут быть вовлечены в международный оборот (коммунальные, бытовые); в данном случае под экспортом понимается: услуга оказывается на месте, без вывоза; практически нет сразу конечного потребителя.
5.Открытая экономика: сущность, критерии и показатели
Открытая экономика – экономика государства, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на м/н рынке товаров и капиталов.
Критерий открытости – экспортная квота. Рассчитывается как отношение объёма экспорта к ВВП страны, умноженное на 100%. В РБ экспортная квота составляет 55%. Если этот показатель больше 35% - то экономика считается относительно открытой, если меньше 35% - относительно закрытой (Сев.Корея).
Признаки открытости нац. экономик:
Типы открытой экономики: 1. большая (способная оказывать значительное влияние на состояние м/н рынка и на уровень мировой ставки процента), 2. малая (экономика, незначительные размеры которой не позволяют оказывать существ. влияние на процессы на мировом рынке).
Другие критерии открытой экономики: Благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капиталовложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экон. целесообразностью и м/н конкурентоспособностью (на отраслевом и микроэкон.уровне).
Открытая экономика, т.е. нац. экономика с высокой степенью включенности в МЭО, способствует: Преимущества
- углублению м/н специализации и кооперирования производства;
- рациональному распределению ресурсов в зависимости от степени ее эффективности;
- распространению мирового
-росту конкуренции между отеч. производителями, стимулируемому конкуренцией на мировом рынке.
21. Методы гос. регулирования торговли услугами.
Государство защищает внутр.рынок в сфере услуг с помощью так называемых специфич. обязательств - фиксированные миним. ограничения деятельности иност. поставщиков или продажи иностранных услуг на внут. рынке. Государство может проводить следующие мероприятия: - устанавливать миним. уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор улуг; -ограничивать количество иност.представительств, долю ин. капитала в капитале отеч. компаний, численность ин. персонала; - вводить квоты на специф. продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы инос.валюты, предоставляемой для импорта услуг (в частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.)); -вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. Это м.б. разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий опред. профес. деятельностью, требования к владению иност. языками и др.
Сущес. роль играют двухстор. соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические. Др. формой является многостор.регулирование внутри интеграционных объединений. В ЕС, напр, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
Регулирование торговли услугами вн рамках м/н организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализир.межправит. организации: ИКАО, М/н морская организация (ИМО), Всемирная туристическая организация (ВТО) и другие, а также м/н торгово-эконом. организации широкого профиля (прежде всего ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР). В январе 1995 г. вступило в действие Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС) - оно касается не только традиц. торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг. ГАТС содержит:
1)положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;
2)приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;
3)списки первонач.взаимных уступок по доступу на рынки услуг;
4)определяет принципы использования национального ре-жима и режима наибольшего благоприятствования в сфере МТУ.
В рамках Уругвайского Раунда было подписание Соглашения о либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта.
21. Основные виды лизинга, применяемого в м/н практике
Лизинг - безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Лизинг – долгосрочная аренда (3-5 лет и более).
Оперативный – предполагает окончание срока использования до окончания срока эксплуатации, лизинговые платежи по договору не покрывают полной его стоимости. Объект лизинга числится на балансе лизингодателя. Лизингодатель остается юр.собственником объекта лизинга на весь период лизинга. В случае чистого, (или «мокрого»), лизинга, расходы, связанные с поддержанием объекта лизинга в надлежащем состоянии - на лизингополучателе.
Финансовый – предполагает последующий выкуп по остаточной стоимости. Лизингодатель за счет лизинговых платежей возмещает себе полную стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки. Лизингодатель д.б. представлен исключительно лизинговой компанией. Фин.лизинг имеет различные модифицированные формы (некот. примеры): - «возвратный лизинг» - собственник предмета договора лизинга продает его лизингодателю (как правило, специализир. лизинговой компании) на условиях контракта купли-продажи и одновременно вновь сам приобретает это же оборудование, но только на условиях фин. лизинга. - «поставщик» - предмет лизинга (оборудование) передается сначала собственником лизингодателю и одновременно вновь закупается первоначальным собственником, но уже на условиях фин. лизинга. Однако конечным пользователем в отличие от договора типа «возвратный лизинг», уже третье лицо — конечный лизингополучатель. - «разделительный лизинг» - лизингодатель обеспечивает финансирование поставщику лишь части стоимости оборудования, неизменно оставаясь, однако, его фактическим собственником.
Прямой зарубежный лизинг – арендная сделка между юр. лицами различных стран; косвенный лизинг – сдача в аренду через третье лицо. экспортный лизинг - лизинговая компания покупает оборудование у нац. фирмы, а затем предоставляет его в аренду заруб. арендатору.импортный лизинг - закупка оборудования у инос. фирмы и предоставлении его отечественному арендатору.
22. Особенности инжиниринговых услуг и их структура
Инжиниринг – оказание 1 стороной (консультантом) другой стороне (заказчику) комплекса или отд.видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых и усовершенствованием имеющихся технологических процессов на предприятии заказчика, внедрением изделия в производство, сбытом продукции. Инжиниринговые услуги: 1)Услуги по подготовке производства. - Предпроектное - разведка ископаемых, изучение рынка. - Проектное - составление генерал. плана, оценка стоимости проекта, услуги по управлению и организации производ.процесса, осмотру и испытанию оборудования, эксплуатации объекта. -Послепроектное - надзор и инспекция за осуществлением работ, подготовка персонала.
2)Услуги по организации процесса производства и управления предприятием; 3)Услуги по обеспечению реализации продукции
Инжиниринговые услуги оказываются спец.инженерно-
Базисный инжиниринг - это подготовка предварит.исследований и проектов, генерального плана, оценка стоимости проекта и т.п. Детальный инжиниринг - это представление предложений по окончат. проекту, подготовка рабочих чертежей, технич. документации и т.п.Спец. услуги - это услуги, обусловленные конкр.и проблемами создания данного объекта (эконом. исследования, юрид.процедуры и т.п.). Реинжиниринг - это инженерно-консультац. услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговым и инвестиц. процессами хозяйств. субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и фин. устойчивости. Кризисный реинжиниринг направлен на решение кризисных проблем хозяйств.субъекта. Он применяется, когда результативность финансово-коммерч. и производственно - торговой деятельности хозяйств. субъекта постоянно снижается, конкурентоспособность его резко падает, наметилась тенденция банкротства. Реинжиниринг развития - когда динамика развития снижается и действующая структура организации и управления производственно-торговым и инвестиц. процессами уже достигла предельного уровня по получению прибыли.
24. М/н рынок соврем. технологий, его субъекты и объекты
«5 ведущих западных стран – США, Япония, Германия, Франция и Великобр. – расходуют на НИОКР больше средств, чем все остальные государства мира вместе взятые, причем доля Америки превышает в указанной группе 50%». В итоге страны «большой 7» контролируют 80% рынка наукоемких изделий.в США на долю промышленности приходится 70% исполнения бюджета НИОКР, на государство – 11%, на ВУЗы – 16%
Мировой рынок технологий - система экон.отношений в сфере обмена научно-технич. знаниями, которые м.б. представлены как в овеществленном, так и в неовеществленном виде.Субъекты мирового рынка технологий – гос.структуры, научно-исследоват. институты и образоват.учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также ФЛ-специалисты.
Объекыт мирового рынка технологий - результаты интелл.деятельности в овеществленной (машины, оборудование) и неовеществл. (информация, знания, производ. опыт) форме.
Мировой опыт свидетельствует, что сколько-нибудь значимые результаты в развитии техники, технологий, жизненных материальных благ и услуг были достигнуты при использовании и материализации результатов интел. деятельности.
Еще одним условием становления мир. рынка технологий стала неравномерность экон.развития различных стран, и, как следствие этого, – неодинаковый уровень развития в них науки и техники. В наст.время мировой рынок технологий структурируется так: 1)рынок патентов и лицензий; 2) рынок науко- и технологически емкой продукции; 3)рынок высокотехнологич. капитала; 4)рынок научно-технических специалистов.
26. Формы передачи технологий.
Передача технологий в МЭ подразумевает взаимодействие партнеров на длительной основе.К основным каналам передачи технологии как объекта купли-продажи на мир. рынке относят межгосуд. (по программам научно-технич. сотрудничества или внешнеторговым соглашениям), межфирменный (имеются в виду различные контракты с иност. партнерами), а также внутрифирменный (между структурными подразделениями 1 компании). В последнее время именно внутрифирменная передача (трансферт) технологии имеет наиб. значение по сравнению с другими каналами м/н обмена. Это связано с интенсивной деятельностью в МЭ крупных м/н корпораций, размещающих свои структурные подразделения во многих странах мира. Причем лидерство на мир. рынке какой-либо корпорации, как правило, зависит, в первую очередь, от того, сколь конкурентоспособен ее продукт в плане инновационности.
Формы передачи технологии могут быть коммерческими и некоммерческими. Основные формы коммерческой передачи технологии – это продажа технологий в материализованном и неовеществленном виде, научно-производственная кооперация и т.д. Именно на коммерческой основе, когда покупатель оплачивает предоставляемые продавцом научно-технические знания, передается большая часть последних на мировом рынке. Некоммерческие формы включают пользование доступными источниками сведений (спец. литература, справочники, базы данных, Интернет); конференции, выставки, симпозиумы, семинары, обучение, стажировка, практика студентов и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями и др. Основной поток научно-технических знаний, передаваемых на некоммерч. основе, охватывает фундамент. НИОКР, научные открытия, деловые игры.
Распространены в мире и нелегальные формы передачи технологии. Речь идет о промышленном шпионаже и «пиратстве», к которым особенно причастны новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии.
25.Правовые формы защиты технологий.
За искл.м/н торговли сырьевыми и продовол.товарами, которая в значительной степени отражает м/н разделение такого фактора производства, как земля, включающего обеспеченность прир. ресурсами, погодноклимат.различия, остальная часть м/н экон. обмена представляет собой сферу м/н передачи технологии. В большинстве стран новая технология защищается 1 или несколькими прав. инструментами - патентами, лицензиями, копирайтом, товарным знаком.
• Патент (patent) — свидетельство, выдаваемое компетентным правительст. органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Патент дает владельцу право собственности на изобретение, которое обычно подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Срок действия патента обычно ограничивается 15-20 годами, и он действует только на территории той страны, где он выдан. Далеко не каждое изобретение может быть защищено патентом. Патентоспособность изобретения означает, что оно предлагает технич.решение задачи через создание новых машин или технологич. процессов, обладает новизной, превышает уровень обычного инженерного решения технич. задачи и м.б. применено практически. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата весьма высоких патентных пошлин. Поэтому владелец патента зачастую предпочитает переуступить права на его использование стороне, которая сможет коммерчески использовать изобретение.
•Лицензия (license) — разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтерес. стороне (лицензиату) на использование этой технологии в теч.опред. времени и за опред. плату.
•Копирайт (право воспроизведения) (copyright) — эксклюзивное право автора литерат., аудио-/видеопроизведения на показ и воспроизведение своей работы.
•Товарная марка (trademark) - символ опред.организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не м.б. использован др.организациями без офиц. разрешения владельца. Это обычно рисунок, графич. изображение, сочетание букв, имя основателя или владельца корпорации. В своей стране товарный знак может использоваться, если его принадлежность никем не оспорена в течение установл. законодательством срока. В случае экспорта товара товарная марка обычно регистрируется в странах экспорта.