Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:33, шпаргалка
Правила - общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы людей) при взаимодействии их с другими людьми или группами.
Дилемма — фундаментальная проблема в теории игр, согласно которой игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. Предполагается, что игрок («заключённый») максимизирует свой собственный выигрыш, не заботясь о выгоде других.
В дилемме заключённого предательство строго доминирует над сотрудничеством, поэтому единственное возможное равновесие — предательство обоих участников. Проще говоря, не важно, что сделает другой игрок, каждый выиграет больше, если предаст. Поскольку в любой ситуации предать выгоднее, чем сотрудничать, все рациональные игроки выберут предательство.
Ведя себя по отдельности рационально, вместе участники приходят к нерациональному решению: если оба предадут, они получат в сумме меньший выигрыш, чем если бы сотрудничали (единственное равновесие в этой игре не ведёт к Парето-оптимальному решению). В этом и заключается дилемма.
В повторяющейся дилемме заключённого игра происходит периодически, и каждый игрок может «наказать» другого за несотрудничество ранее. В такой игре сотрудничество может стать равновесием, а стимул предать может перевешиваться угрозой наказания (с ростом числа итераций равновесие Нэша стремится к Парето-оптимуму).
Теория государства. Кузьминов.
1. Государство рассматривается как фирма.
2. Государство - не фирма
Феномен возникновения государства.
Дуглас Нортон. Простая статическая модель контракта между правителем и подданными, которым присущи следующие черты: правитель относится к ситуации как собственник; правитель приобретает верховную власть; ограничение для правителя со стороны подданных задаются двумя видами издержек:
Чем выше издержки выхода и смены правителя, тем меньше контроля
Ряд услуг:
Ситуация, когда одна сторона рыночной сделки владеет информацией недоступной для другой стороны. Возникает до и в процессе сделки и связана со скрытыми характеристиками (что-либо что одна сторона трансакции знает о себе или предмете, а другая сторона не знает, но хотела бы знать).
Неблагоприятный отбор (отрицательная селекция) – когда высоко качественные товары «вымываются» с рынка и замещаются товарами низкого качества.
Такая ситуация наблюдается, в частности, на рынке подержанных автомобилей. На этом рынке продаются как автомобили высокого, так и низкого качества. Неблагоприятный отбор выражается в данном случае в том, что продавцы проинформированы о качестве своих автомобилей лучше покупателей — у покупателя нет возможности в момент покупки узнать всю правду о состоянии автомобиля. Следовательно, покупатели рассчитывают на то, что им может достаться «плохой» автомобиль и платят в среднем меньше, чем если бы они точно знали, что на рынке продаются только качественные автомобили. Продавцы «хороших» машин, в своем большинстве, не готовы продавать по заниженной цене. Продавцы «плохих» машин, напротив, получают за свой товар выше их реальной стоимости — и продают больше. В конце определённого периода, покупатели обнаружат, что было куплено намного больше машин низкого, чем высокого качества. Этот факт заставит их ещё больше снизить среднюю цену. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока автомобили низкого качества не будут преобладать на рынке, а средняя цена не установится на уровне реальной цены за автомобили «низкого» качества. (рынок лимонов Дж. Акерлоф).
Модель «лимонов» описывает так называемое предконтрактное оппортунистическое поведение и построена на вполне реальной, животрепещущей проблеме — торговле подержанными автомобилями в США. Вот приходит человек покупать подержанную машину. Все они приведены в надлежащий вид, все блестят, но вот насколько эти автомобили хорошо ездят, проедут ли они 500 метров и встанут или будут ездить еще сто тысяч километров, неизвестно — выглядят они все одинаково. Какой критерий выбора у покупателя? Есть внешний вид и есть цена. Кто может сильнее опустить цену? Тот, кто продает достаточно хороший автомобиль, или тот, кто продает не очень хороший автомобиль? Получается, что, как только человек начинает принимать решение, основываясь на внешнем виде и цене товара, в конкуренции побеждает самый недобросовестный ее участник, продавец «лимона» — так на жаргоне американских автодилеров называется некачественная машина. А «сливы», то есть достаточно приличные автомобили, начинают вытесняться с рынка, они не продаются. Из-за того, что покупатель ограниченно рационален и не может знать всего, а продавец скрывает часть информации — ведет себя оппортунистически, — конкуренция не ведет к экономическому процветанию.
Моральный риск (англ. Moral Hazard) — риск, возникающий в результате изменения
поведения стороны по контракту. Представляет собой разновидность постконтрактного оппортунизма
Причина возникновения - неполнота контракта. Теория контракта говорит, что ни один контракт не может быть полным. Ограниченность возможности мониторинга.
Моральный риск присутствует в рыночных трансакциях и организациях.
1. В рыночных трансакциях:
- сокрытие неявных качеств продаваемых товаров,
- недобросовестное распоряжение доверенной собственности (1. излишние траты, которые на такое распоряжение накладываются на ее владельца; 2. рискованное употребление доверенной собственности, несогласованное с ее владельцем)
2. В организациях:
- поведение исполнителя
- отлынивание (1. При повременной оплате: добросовестное/
Способы борьбы с отлыниванием: увеличить объем контроля, усложнение оценок в доверительном измерении, стимулирование.
Проблемы оппортунизма
в организации связаны с поведе
1. Сверх потребление на рабочем месте
2. Инвестиции за счет дивидендов
3. Расширение операций за пределы оптимальности с точки зрения стоимости фирмы
4. Противостояние поглощения
Ситуация, когда одна сторона рыночной сделки владеет информацией недоступной для другой стороны. Возникает до и в процессе сделки и связана со скрытыми характеристиками (что-либо что одна сторона трансакции знает о себе или предмете, а другая сторона не знает, но хотела бы знать).
Моральная угроза в страховании:
1. Недобросовестное поведение (мошенничество)
2. Пренебрежение рисками
3. Сверхнормативное потребление услуг, оплачиваемых в результате страховки
Здесь основой для заключения контракта между продавцом и покупателем является неопределенность. При невозможности деления клиентов на группы по степени риска, страховые компании устанавливают для всех единый размер страхового взноса. В результате клиенты с низкой степенью риска переплачивают за риск. Таким образом, при отсутствии информации о клиентах страхователь осуществляет «ухудшающий отбор». Этой ситуации можно было бы избежать, если бы участники рынка располагали одинаковой информацией о риске. Следствием ухудшающего отбора является неэффективная работа рынка, неэффективное размещение ресурсов, а сам «ухудшающий отбор» является следствием информационной асимметрии. С проблемой «ухудшающего отбора» и информационного неравенства также связан случай так называемого «морального риска». Например, приобретение страховки индивидом может побудить его чаще рисковать. Как результат у страховой компании возрастают расходы, что приводит к увеличению размера страхового взноса для всех, а не только для виновника увеличения расходов, а также к увеличению социальных издержек. Из вышесказанного следует, что рынок страхования в условиях асимметрии информации является неэффективным.
Микроэкономические аспекты
проблемы уклонения от налогов Актуальность темы исследования.
Взимание налогов постоянно находится
на острие
противоречий общественных и частных
интересов. Общество в лице государственных
властей,
как правило, недовольно, что налоговые
сборы поступают не полностью, что не позволяет
в
полной мере выполнять возложенные на
них функции по пополнению бюджета и регулированию
экономических отношений. Граждане и предприятия,
в свою очередь, критикуют налоги
за непосильное бремя. В итоге, государство
пытается увеличить сбор налогов, что
с неизбежностью усиливает стремление
плательщиков уклониться от них. Фирмы
же придумывают все
новые способы уклонения, что в свою очередь
толкает государство к ужесточению налогового
режима.
Между тем взимание налогов – древнейшая
функция и одно из основных условий существования
государства, развития общества. В ряду
государственных доходов налогам и сборам
принадлежит важнейшее место. За счет
налогов в настоящее время формируется
более 90%
консолидированного бюджета России.
Стремительный рост масштабов уклонения
от налогов одна из характерных черт рыночного
реформирования России. По оценкам экономистов,
за короткий период 1991-2001 гг.
удельный вес укрытых от налогов сумм
более чем удвоился1. Причем все это происходит
в период, когда Правительство предпринимает
не только технически-прикладные, но и
фундаментальные меры по совершенствованию
налоговой системы и по борьбе с уклонением
от налогов.
Сошлемся в качестве подтверждения только
на одну фундаментальную новацию: в России
принят новый Налоговый кодекс.
Достигнутые результаты даже позволили
заместителю министра финансов С.Д. Шаталову
высказать мнение, что налоговая система
России находится на завершающем этапе
своего
реформирования2. И это действительно
так, если говорить о базовой конфигурации
основных
налогов и их параметрах. Однако правительству
предстоит проделать большой объем работы
в
деле превращения национальной налоговой
системы в высокоэффективный механизм,
позволяющий решать важнейшие народнохозяйственные
проблемы, не последнее место среди которых
занимает и уклонение от налогов.
Неуплата гражданами и организациями
налогов подрывает устойчивость бюджетной
политики, ограничивает возможности финансирования
социально – экономических программ,
нарушает принцип социальной справедливости.
Неплательщики налогов, перенося добавочное
налоговое бремя на тех, кто исправно выполняет
свои налоговые обязательства, провоцируют
социальную напряженность и политическую
нестабильность в обществе.
Конкретные (прежде всего правовые и организационные)
рецепты снятия названного
противоречия появлялись и появляются
с завидной регулярностью и постоянно
вызывают надежды на радикальное улучшение
ситуации. Однако через некоторое время
выясняется, что у
конкретных предложений кроме положительных
сторон имеются и столь же конкретные
слабости (по принципу: новый закон перекрыл
старую налоговую лазейку, но создал новую).
Представляется поэтому, что такая «вечная»
проблема как уклонение от налогов заслуживает
солидного анализа на самом фундаментальном
экономико-теоретическом уровне.
Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.
Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.
Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени.
Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по