Шпаргалка по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:49, шпаргалка

Краткое описание

Собственность как экономическая категория. Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане она тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми . Собственность как юридическая категория Экономические от

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика экзамен печать.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

26. Основные методы  регулирования рынка труда.Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;Борьба с инфляцией;Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие. Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующие цели: Стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или отклонение.Методы государственного регулирования, с помощью которых достигаются вышеуказанные цели:

Путем контроля за объемами производства и уровнем цен – в этом случае государством устанавливаются конкретные цены или вводятся рыночные квоты;Путем применения государственных финансовых инструментов – выражается в введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;Путем установления фиксированных цен.

27. Чистый национальный продукт (ЧНП) — общий объем товаров и услуг, которые страна за определенный промежуток времени произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. Если из ЧНП вычесть сумму косвенных налогов,можно получить значение национального дохода. НД — это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Это чистый заработный доход общества, этим объясняется важность и широкое применение НД в сопоставительном анализе. В практике различают производственный и использованный НД. Использованный НД — это производственный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, ущерба при хранении т.д.) и внешнего сальдо.Формула для расчета ЧНП: ЧНП = ВВП - А, где А — амортизация. Личный доход – денежный доход физического лица, складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты. Личный доход выполняет несколько функций, наиболее важные из них: воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая (распределительная), производственно-долевая. Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

28.  Деньги  и их функции. Количественная  теория денег.Деньги – особый товар, выделившийся из товарного мира (теория).  Деньги – средства платежа (исторический пример)Деньги – такой товар, который  обладает  ликвидностью.  Под  ликвидностью понимается способность  товара  к  быту.  У  денег  абсолютная  ликвидность. Деньги реализуются лишь, когда человек с ними расстается. Главное условии функционирования денег –  стабильность  их  стоимости  вовремени, доверие со стороны владельцев.  Функции денег:1. Мера стоимости,  т.е.  способность  денег  соизмерять  различные  вещи(служит единицей учета), для  выполнения  этой  функции  не  нужны  реальные деньги, она выполняется деньгами идеально; 2. Обмен, для выполнения  функции нужны реальные  деньги,  выполняется деньгами мимолетно;  3. Платеж, выполняется деньгами в ситуации, когда существует разрыв между моментом получения товара и моментом его оплаты 4. Сохранение  стоимости (по  отношении  к золотым деньгам – функция образования сокровищ); 5.  Мировые деньги  – золото,  в настоящее время – валюты  наиболее промышленно-развитых государств:  1. Полностью конвертируемые  валюты  (было  9,  сейчас  меньше  из-заевро)    2. Частично конвертируемые, которые обладают способностью  обмена  на иностранную, лишь на собственной территории (рубль);  3.   Полностью   неконвертируемая   валюта,   которая   не   обладает способностью обмениваться на иностранные денежные знаки. Золото выделяется из товарного мира в силу физических свойств:   1. Прочность 2. Однородность 3. Сохраняемость; 4. Делимость;  5. Высокая стоимость в единице объема;  6. Отличные внешние признаки.  Масса денег, необходимая для обращения товара: [pic], где М – масса денег(сумма),  V  –  скорость  оборота  одной  денежной  единицы,   обусловленнаясостоянием банковской системы, P –  средний  уровень  цен,  Q  –  количествореализуемой продукции в течение года.Первопроходцем в создании количественной денежной теории был философ Джон Локк. В своей работе «Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышении стоимости денег» он разрабатывает свою довольно оригинальную количественную теорию денег, причём начинает с теории стоимости для любого товара, а затем переводит их на частный товар - деньги. В теории стоимости Локка, прежде всего, интересовала не внутренняя, а рыночная стоимость товара - рыночная стоимость любых определённых объёмов 2-х или более товаров одинакова, когда они обмениваются друг на друга. В теории Локка отношение количества товаров к его продажам определяет количество товара, отдаваемое за деньги или за другой товар. Цена тем выше, чем меньше его количество по сравнению с возможностями продаж.Продажа - это переход товара от одного собственника к другому в процессе обмена. «Этот переход тем быстрее, чем большее количество единиц любого товара покидает собственников в течение равного промежутка времени». Таким образом, продажа в современном понимании - это объем реализации за конкретный промежуток времени. Интересно, что продажа предусматривает, что один товар может продаваться несколько раз, т.е. продажа может превышать количество. MV=PQ,где М - количество денег;V - скорость обращения денег;Р - уровень цен или средняя цена, по которой продается каждая единица продукта;Q - физический объем товаров и услуг, произведенных в стране.

29. Бюджетный дефицит и  государственный долг.

Бюджетный дефицит – это  сумма, на которую расходы правительства  за определенный период превосходят  доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат)Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов

30.Протекционизм и свободная  торговля.

Во-первых, протекционизм  в долгосрочном плане подрывает  основы национального производства, поскольку ослабляет давление со стороны мирового рынка, необходимое для развития предпринимательской инициативы Во-вторых, протекционизм вреден с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия национального производства, выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования.В-третьих, протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано или поздно потребуется защита других.В-четвертых, ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку, ибо если для укрепления таких производств были «выданы костыли», то потом их достаточно сложно убрать без риска краха. Таким образом, введенный как временная мера протекционизм может стать неотъемлемым атрибутом долгосрочной национальной экономической политики.

В-пятых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности. Она ослабляет.

В-пятых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу междундной стабильности и безопасности. Она ослабляет узы взаимозависимости между странами, сдерживает развитие и углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства, порождая одновременно вражду и недоверие друг к другу.

Преимущества  свободы торговли достаточно многогранны и доказываются как теорией, так и практикой.Во-первых, свободная торговля позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает возможности международной специализации производства и обмена на основе принципа сравнительных преимуществ. Рост благосостояния происходит за счет выигрыша, получаемого от международной торговли. Классики предлагали измерять этотвыигрыш разницей между нормой прибыли в условиях международного обмена товарами и нормой прибыли при его отсутствии. А. Маршалл использовал другой метод — определение величины излишков (прибылей) производителей и потребителей продукции.Во-вторых, свободная торговля облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими странами. Это в конечном счете способствует повышению качества выпускаемой продукции.В-третьих, свободная торговля открывает возможности для расширения рынков и, следовательно, для международной концентрации производства и массового выпуска товаров, выгодного потребителям.В-четвертых, свободная торговля служит основой оптимизации распределения производственных ресурсов между странами и такой их международной комбинации, которая значительно повышает эффективность их использования.

31.Фиска́льная  (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы

Точкой отсчета при  определении жизненного уровня является "потребительская корзина" - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости "потребительской корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления * количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики.

33.Модели рынка (совершенная конкуренция, чистая монополия, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия)Совершенная конкуренция. Отличительными   чертами    этой    эк-ой    сис-мы    являлись:    частная собственность    на    инвестиционные     ресурсы,     рыночный     механизм регулирования   деятельности,   основанный   на    свободной    конкуренции, наличие  множества самостоятельно  действующих   покупателей   и   продавцов каждого  продукта  и   товара.  Одной   из   главных   предпосылок   чистого капитализма  выступает  личная  свобода   всех  участников  эк-ой   деят-ти, не  только  капиталиста – предпринимателя,  но  и  наемного  работникаЧистая монополияАбсолютная или чистая  монополия  возникает  в  том  случае,  когда  одна фирма  становится  единственным  производителем  продукта,  у  которого  нет близких заменителей  или  субститутов.   Чистая   монополия  характеризуется целым рядом специфических черт.  Предприятие-монополист  олицетворяет  собой целую отрасль, т.е. последняя представлена   всего   одной  фирмой.   Именно эта фирма является единственным производителем или единственным  поставщиком данного  товара. Отсутствие  заменителей монополизированного продукта,    имеет   важное значение с точки зрения  рекламы .В зависимости от  типа  предполагаемого продукта  или услуги  монополист  может варьировать уровень расходов  на рекламу или не  заниматься  ей  вообще  .В  частности,  реклама   предметов роскоши направлена на  привлечение  покупателей,  тогда  как  товары  первой необходимости в рекламе не  нуждаются,  так  как  их  потребители  постоянно сталкиваются  с  необходимостью  их  приобретения  .  В отличие от   фирм, действующих   в   условиях   чистой   конкуренции,    предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой.Олигополия - структура,  характеризуемая наличием  на   рынке   нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим  структурам  можно  отнести  такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов.  Если   два продавца-это дуаполия  или  частный  случай  олигополии,  ибо  это  уже  не монополия,  то  верхней  предел  условно   ограничиваем  24  хозяйственными субъектами,  так как с числа 25  условно начинается  отсчет   структур монополистической конкуренции. По  концентрации   продавцов на  одном   и   том   же   рынке   олигополии подразделяются  на  "плотные"  и   "разряженные"   олигополии.  К  "плотным" олигополиям условно относят такие отраслевые  структуры,  которые  на  рынке представлены от 2 до 8 продавцами. Структуры   рынка,   которые  включают  в себя   более   8   хозяйственных   субъектов   относятся   к   “разряженным” олигополиям. Сила  олигополии   уменьшается  под  воздействием  предложения  продуктов предприятиями других  отраслей,   которые  обладают  приблизительно  равными потребительскими  свойствами с продукцией  олигополистов  (например,  газ  и электроэнергия  как  источник  тепла,   мед и алюминий   как   сырье   для изготовления электропроводов).Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция не является ни совершенно  конкурентной,  ни совершенно   монопольной.  Для монополистической конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей, которое превышает как минимум 25 субъектов. Хотя четких границ здесь нет. Каждое предприятие в определенных рамках обладает контролем над ценой. В связи с тем,  что монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции  и чистой монополии,   можно   выделить   следующие  ее  признаки.  Как и  при совершенной конкуренции,  предполагается,  что  в  отрасли  действуют  много фирм и имеется  достаточно  свободный  вход  в эту отрасль   и   выход из нее. Другой чертой этого рынка является то,  что все фирмы   отрасли имеют определенную возможность   "назначать"  цену  на  производимый  ими товар, т.к.  каждая фирма продает отличный продукт от товаров других фирм.

34.Монополии и их формы. Антимонопольное законодательство. Монополия - (от моно- один и греч. рoleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.Методы антимонопольного регулирования:1) ограничение монополизации рынка;2) постоянный государственный мониторинг;3) запрещение установления монополистических цен;4) сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

35. Рынок труда.  Рынок  труда  является  одним   из  наиболее  сложных рынков,   которые существуют и функционируют. В  отличие  от  других  рынков  специфика  этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов  выступает  сам  человек, его способность к труду. Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни  общества.  Она  охватывает  как  рынок  рабочей  силы,   так   и   ее непосредственное исследование в общественном производстве.Рынок труда, как и рынки капиталов,  товаров,  ценных  бумаг  и  т.д., является составной частью  рыночной  экономики.  На  нем  предприниматели  и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или  индивидуальные,  по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.  Рынок  труда  представляет собой  систему   общественных   отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс  интересов между присутствующими на  рынке  силами: предпринимателями,  трудящимися  и государством.

36. Рынок: сущность, функции, структура.Структура рынка трудаНа рынке труда встречаются продавец и покупатель, как  при  любой  сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие  свою  рабочую  силу(способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или  отдельные предприниматели, которые  могут  самостоятельно  решать,  сколько  и  каких работников им требуется. На рынке труда действует закон спроса  и  предложения  на  рабочую  силу,который влияет на заработную плату. Закон спроса и  предложения  на  рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест  составу  приходящих  на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.  Рабочая сила представляет  собой  товар  особого  рода,  производственные созидательные   качества   которого   целиком    определяют    эффективность конкурентной экономики, ее  возможности  создания  высокосортных  товаров  и комфортных услуг, масштабы  и  темпы научно-технических и организационных преобразований. Конечной  целью   рынка   труда   является,   во-первых,   удовлетворение профессионально - трудовых  и жизненных интересов экономически  активного населения, включая социальную  защиту,  и обеспечение  народного  хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной  и  минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичнделе, скользящем  графике рабочего дня. На конкурентных рынках  рабочей  силы  цена  труда,  устанавливается  как конкурентное  равновесие  спроса  и  предложения  по  различным   категориям работников, по видам работ.Функции рынка:. Ценообразующая;. Посредническая; . Информационная;. Регулирующая;. Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей).  Классификация рынков.По форме организации: 1. Базар;  2. Ярмарка;  3. Магазин;  4. Аукцион;   5. Биржа По территории:  1. Местный;  2. Международный. В зависимости от состояния  и  наличия  рынка  выделяют  несколько  типов хозяйств: 1. Традиционное – консервация существующих  потребностей,  уравновешенное распределение  изготовленных  продуктов,  распределение  осуществляется   по принятым традициям; 2. Плановое – общество развивается по плану, распределение осуществляется несколькими людьми; 3. Рыночное – все распределение осуществляется в зависимости  от  доходов потребителей и цен на товары.

37. Макро-  и микроэкономика: объекты исследования.Микроэкономика - это часть экономической теории, которая изучает экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Для экономических объектов важной категорией является цена. Вот поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках.Макроэкономика – отрасль экономической науки, которая изучает функционирование национальной экономики в целом.Возникновение макроэкономической науки относится к периоду 1930-х годов. Она была основана Джоном Кейнсом, который в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и что правильная налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика государства может воздействовать на производство, сокращая тем самым безработицу

 

38. Смешанная экономика. Экономическая роль государства.Шведская модель. На протяжении многих десятилетий важной частью  шведской действительности была централизованная  система  переговоров  о  заключении коллективных  договоров  в  области  заработной  платы  с  участием  мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в  качестве  главных  действующих  лиц, причем политика  профсоюзов  основывалась  на  принципах  солидарности  между различными группами трудящихся.   Еще один способ определения шведской модели исходит из  того,  что  в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Польская модель. Польше удалось достичь существенно  лучших  результатов: страна является одним из лидеров в Центральной и Восточной  Европе.  Многие процессы,  которые  у  нас  были   лишь   провозглашены,   в   Польше   уже осуществляются или реализуются в настоящий момент. В Польше  на  протяжении более пяти лет стабильно улучшаются показатели экономического роста.  Одним из важнейших  достижений  следует  считать  создание  реально  действующего фондового рынка, уровень  развития  которого  и  выполняемая  им  роль  уже приближаются к западным стандартам. Венгерская  модель.   Благодаря  выгодному   географическому   положению,глубокой либерализации, квалифицированности сравнительно низко оплачиваемых кадров  страна  превратилась  в  привлекательный  объект  для   иностранных инвестиций. Российская модель. Переходная экономика  по  своей  природе  есть  особое состояние в эволюции экономики, когда она  функционирует  именно  в  период перехода общества  от  одной  исторической  ступени  к  другой.  Переходная  экономика  характеризует  как  бы  ''промежуточное''  состояние   общества,  переломную  эпоху,   эпоху   экономических,   политических   и   социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной  экономики,  отличающей ее от ''обычной'' экономики той или другой ступени. Основные черты  переходной  экономики  как  особенного  ее  состояния  по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени  обусловлены в целом характером изменений в этот период.Государству принадлежит часть общественного (национального) богатства, через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины оно формулирует основные условия действия частного капитала, через государственный бюджет происходит перераспределение значительной части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.В качестве основных функций государства в экономике определяют функции регулирования, эффективности и справедливости. Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. При реализации функции эффективности государство должно, минимизируя в разумных пределах государственные расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального развития всех экономических субъектов на принципах реализации ими собственных интересов.Выполнение государством функции справедливости связано с существующей в обществе неравномерностью распределения доходов и различиями в возможностях. Определенные категории людей не в состоянии быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как остальные члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды), поэтому общество должно о них позаботиться. Для этого осуществляются программы социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т. д. Это требует значительных средств, которые должны быть мобилизованы государством, а затем перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения. Перед государством в экономике стоят следующие задачи: -законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;-защита свободы индивидуального выбора людьми той иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;-гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;-осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;-поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:  регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц;  регулирование финансово-экономическими методами развития национального хозяйства, общественного производства. Центральное место в комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

 

39. Собственность  и приватизация.

Собственность как экономическая  категория есть отношение между  людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств  производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людейПриватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр. Приватизация  в  переходной   экономике   является   преобладающей   формой разгосударствления, с одной стороны, и наделения граждан  собственностью  за счет тех или иных форм перераспределения общественного имущества, с  другой. Под приватизацией, как правило, понимают продажу или безвозмездную  передачу государственной   собственности   в   руки   отдельных   граждан,   трудовых коллективов или юридических лиц. Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были.

 

40. Основные факторы  производства (труд, земля, капитал и предпринимательские способности).

Все виды ресурсов разделены  на две группы: 1. трудовые;2. материальные.Ко второй группе относятся: земля и капитал. Под землей  понимается  вся совокупность природных ресурсов (леса, пашни, природные ископаемые,  озера и т.д.). Под капиталом понимается совокупность  средств  производства,  т.е.физический капитал, способный производить товары и услуги. К первой относятся: труд и предпринимательская способность. Труд  широкое понятие  –  способность  человека   производить   товары и   услуги.   Под предпринимательской   способностью   понимаются    широкие характеристики человека:  1  -  принятие  на  себя  инициативы   по   соединению факторов производства  для  создания  товаров  и  услуг;  2  –   принятие   на   себя ответственности за решения,  принимаемое при создании  производства;  3  – способность идти на риск, т.к. получение прибыли не гарантировано в каждом случае; 4 – предприниматель прежде всего новатор,  постоянно внедряющий  в производство новые технологии, новые формы организации бизнеса,  новые  виды продукции и т.д. Еще виды: 1. Информация (изучается как ресурс в менеджменте) 2. Время.

Под  домашними  хозяйствами  понимаются   субъекты   экономики,   ведущие самостоятельные  хозяйства  (семья).  В  распоряжении  домашнего   хозяйства находятся  все  ресурсы  общества.  Из   домашних   хозяйств   все   ресурсы направляются на рынок ресурсов. Ресурсы: 1. Труд;2. Земля;3. Капитал;4. Предпринимательская способность;

Ресурсы, которые участвуют  в процессе производства товаров  и услуг, называют факторами производства, или производственными ресурсами. Важнейшие из них — труд, земля, капитал, предпринимательство или предпринимательские способности.  
Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста. Не меньшую роль играет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему.  
Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.  
Интенсивность труда - напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени.  
Производительность труда - результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.  
Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой. Капитал (от лат. capitalis — главный) включает в себя произведенные человеком средства производства. Капитал — это все то, что используется людьми для производства товаров и услуг или служит необходимым условием этого производства.  
Основной капитал — здания, станки, оборудование; используется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно. Оборотный капитал — сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуется за один цикл; входит во вновь созданный продукт целиком; затраты возмещаются после реализации продукции. Доход на капитал называется процентом. Под «землей» экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных ископаемых. Определенная сумма, выплаченная за пользование землей, называется рентой. Земельная рента составляет доход того, кто владеет землей. Важнейшим производственным ресурсом являются способности человека к предпринимательству. Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производственная деятельность невозможны. К этим функциям относятся: умение правильно соединить факторы производства — труд, землю, капитал — и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям. Вознаграждение предпринимателю за производство товара или услуги называется прибылью (предпринимательским доходом). Прибыль — это то, что остается после вычитания денег на производство из общей выручки.


 

41.Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Выделяют следующие функции конкуренции:выявление или установление рыночной стоимости товара; выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;регулирование перелива средств между отраслями и производствами.Виды конкуренции по масштабам развитияПо масштабам развития выделяют следующее виды:индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);местная (среди товаровладельцев какой-то территории);отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).Виды конкуренции по характеру развитияПо характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, СТИС, ПР, мер- чендайзинг, обслуживание клиентов.Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынкаМожно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

 

42. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ — чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения при изменении (как правило, увеличении) цены на 1%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43.Проблема ценообразования на факторы производства по-разному трактуется различными экономическими школами.рассмотрим, например, ценообразование на факторы производства по А.Смиту. Методология и логика подходов к анализу проблем ценообразования на факторы производства содержится в "Исследовании о природе и причинах богатства народов" А.Смита. Исходной предпосылкой выступает деление первичных экономических ресурсов на такие факторы производства, как труд, земля и капитал.Любой предмет конечного потребления людей это товар,цена которого определяется затратами труда на его производство, выраженными в рабочем времени, мастерстве и таланте работника. При обмене готового товара на деньги, труд или другие продукты, отмечает А.Смит, помимо оплаты цены материален и заработной платы работников, должна быть учтена еще некоторая сумма для прибыли предпринимателя, рискующего своим капиталом в этом деле'. Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается на две части, из которых одна идет на их заработную плату, а другая - на оплату прибыли предпринимателя на капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы. Прибыль на капитал не похожа на заработную плату и устанавливается совсем на иных началах. Она определяется стоимостью употребленного в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала. С тех пор, продолжает А.Смит, как земля превратилась в час, тиую собственность, землевладельцы, подобно всем другим людям, хотят пожинать там, где не сеяли, и начинают требовать ренту даже за естественные плоды земли. Устанавливается определенная добавочная цена за все, что есть на земле, за ее лесте ственные произведения" и ископаемые ресурсы. Эта часть платежей земельному собственнику составляет земельную ренту, которая также включается в цену готового продукта, произведенного с помощью использования земли. Таким образом, согласно А.Смиту, цена каждого товара конечного потребления людей прежде всего сводится к трем составным частям затрат: труда, капитала и земли.Если какойлибо товар конечного потребления нуждается в более глубокой обработке, то большей становится та часть цены, которая приходится на заработную плату и промышленную прибыль, сравнительно с той частью, которая приходится на земельную ренту. Обрабатывающая промышленность увеличивает последовательный ряд прибылей, и каждая последующая из них становится больше предыдущей, соответствуя размерам привлекаемого капитала. Первый вывод из сказанного заключается в том, что ценообразование на факторы производства, в частности первичные ресурсы, такие как труд, земля и капитал, определяется ценой конечных продуктов потребления, производимых с помощью этих факторов.Именно этой особенностью объясняется производный характер спроса фирм на факторы производства, зависимость цен на все виды ресурсов от цен на потребительские товары. Второй вывод: ценообразование на факторы производства следует связывать с доходами собственников, владеющих этими факторами. Любой человек получает свой доход от одного из перечисленных, принадлежащих ему лично факторов производства: либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли. Доход, получаемый от труда, называется заработной платой. Доход, получаемый с капитала лицом, лично употребляющим его в дело, называется прибылью.Доход, получаемый с капитала лицом, не употребляющим его в дело, а ссужающим его другому лицу для производительного применения, называется процентом, или денежным ростом. Он представляет собой вознаграждение, уплачиваемое заемщиком заимодавцу за ту прибыль, которую он имеет возможность извлечь с помощью капитала. Прибыль принадлежит заемщику, но часть ее выплачивается заимодавцу за предоставленный в ссуду капитал. Доход в форме ссудного процента является производным доходом, выплачиваемым из прибыли, полученной от применения взятых в ссуду денег. Доход, получаемый целиком с земли и присваиваемый землевладельцем, называется рентой. Доходы, основывающиеся на перераспределении собранных государством налогов, в конечном итоге получаются за счет вес тех же трех первичных факторов производства.Они - результат перераспределения заработной платы, прибыли и ренты, которые поступают служащим в форме окладов; престарелым - и форме пенсий; получателям различных рентных выплат, социальных выплат и пособий.Логика доводов, относящихся к вопросу о взаимосвязи доходов различных групп общества и цен на рынках факторов производства, также прослеживается через движение цен на потребительские товары. Так как цена любого из этих товаров, заключает А.Смит, сводится к той или другой или ко всем трем составным частям первичных факторов производства (труда, земли и капитала), к таким же трем составным частям должна сводиться цена всего годового продукта общества.Стоимость его должна распределяться также в соответствующих трех формах первичных и вторичных доходов, получаемых путем перераспределения через налоговую систему. Если доходы общества растут, то спрос на факторы производства и их цена также будут повышаться. И наоборот, снижение этих доходов вызовет снижение цен на рынках факторов. Отмеченные выше взаимосвязи между ценой потребительских товаров, а также доходов общества и движением цен на рынках факторов производства не столь просты и однолинейны.Обосновывая положения о единственной и рыночной цене товаров, А.Смит отмечал, что в каждом обществе или каждой местности существует обычная, или средняя, норма как заработной платы, так и прибыли для каждого из различных приложений труда и капитала. Эта норма регулируется общими условиями общества, уровнем его богатства или бедности, застоя или упадка, а также особой природой того или иного приложения труда и капитала. То же самое относится и к средней норме ренты. Эти обычные, или средние, нормы А.Смит называет естественными нормами заработной платы, прибыли и ренты для каждого конкретного времени и места. Следовательно, естественная цена товара - это цена не выше и не ниже того, что необходимо для оплаты в соответствии с естественными нормами земельной ренты, зарплаты и прибыли на капитал, затраченных для производства (добычи), обработки и доставки его на рынок.Фактическая цена может отклоняться от естественной, может и совпадать с нею в момент продажи на рынке.Рыночная цена, по Смиту, определяется отношением между количеством товара, фактически доставленным на рынок, и спросом на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену или полную стоимость ренты, заработной платы и прибыли, которые надлежит оплатить для того, чтобы товар доставлялся на рынок. В приведенных доводах А.Смита представлено его понимание действия закона спроса и предложения, "управляющих" не только рынками потребительских товаров и услуг, но и рынком экономических ресурсов, факторов производства.

 

44. Экономическая  теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

Микроэкономика — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.

Макроэкономика — раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.

В особый раздел экономической теории макроэкономика оформилась лишь в 30-х годах 20-го столетия. Основу этому разделу заложила работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс сделал важный вывод о том, что если найти возможность воздействовать на потребления и инвестиции в национальном масштабе, то экономику можно либо притормозить, либо ускорить в её развитии.В масштабах национальной экономики все локальные рынки тесно связаны между собой. Опыт показывает, что несогласованность в действиях на одном рынке по цепочке порождают проблемы на других рынках. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и в экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков. Для того, чтобы успешно решать данные проблемы необходимо анализировать общее равновесие экономической системы.Общее равновесие (макроэкономическое) отражает сбалансированное согласованное функционирование всех рынков.

 

45.издержки производства  их виды пути сокращения издержекИ Каждая производственная единица (предприятие) любого общества стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй - практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров. Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.  Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика"