Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika-otvety_k_voprosam_po_ekzamenu.docx

— 396.43 Кб (Скачать файл)

Регрессивные налоги —  налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при  увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается[5].

 

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого доходаНалоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения  — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит  в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция  налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых  механизмов тех или иных задач  экономической политики государства. По мнению выдающегося английского  экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Контрольная функция налогообложения  — позволяет государству отслеживать  своевременность и полноту поступлений  в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогообложения  — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему  льгот и освобождений. Нынешняя система  налогообложения предоставляет  широкий набор налоговых льгот  малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные  вложения в производство и благотворительную  деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

 

Можно назвать также воспроизводственную  подфункцию, которая предназначена  для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

54.Фиксальная политика  государства,её виды:

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[1]. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства[В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

 

 

 Стимулирующая фискальная  политика применяется при спаде  (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение  рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

 Кроме того, различают  фискальную политику: 1) дискреционную  и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

 Автоматическая фискальная  политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы  представляют собой инструменты,  величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

 

 Рассмотрим механизм  воздействия встроенных стабилизаторов  на экономику.

 Подоходный налог действует  следующим образом: при спаде  уровень деловой активности (Y) сокращается,  а поскольку налоговая функция  имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

 Налог на добавленную  стоимость (НДС) обеспечивает  встроенную стабильность следующим  образом. При рецессии объем  продаж сокращается, а поскольку  НДС является косвенным налогом,  частью цены товара, то при  падении объема продаж налоговые  поступления от косвенных налогов  (изъятия из экономики) сокращаются.  При перегреве, наоборот, поскольку  растут совокупные доходы, объем  продаж увеличивается, что увеличивает  поступления от косвенных налогов.  Экономика автоматически стабилизируется.

 Что касается пособий  по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат  увеличивается при спаде (по  мере того, как люди начинают  терять работу и нищать) и сокращаются  при буме, когда наблюдается «сверхзанятость»  и рост доходов. (Очевидно, что  для того, чтобы получать пособие  по безработице, нужно быть  безработным, а чтобы получать  пособие по бедности, нужно быть  очень бедным). Эти пособия являются  трансфертами, т.е. инъекциями в  экономику. Их выплата способствует  росту доходов, а, следовательно,  расходов, что стимулирует подъем  экономики при спаде. Уменьшение  же общей суммы этих выплат  при буме оказывает сдерживающее  влияние на экономику. 

 В развитых странах  экономика на 2/3 регулируется с  помощью дискреционной фискальной  политики и на 1/3 – за счет  действия встроенных стабилизаторов.

55.Доходы населения:

Доходы — одна из основных характеристик экономического положения  населения. Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую  логику поведения любому рыночному  субъекту. Доходы являются конечной целью  и мощным стимулом трудовой и предпринимательской  деятельности каждого активного  участника рыночной экономики, объективным  и мощным стимулом его повседневной деятельности. Доходы есть денежная оценка результатов деятельности физических или юридических лиц, как субъектов  рыночной экономики. Доходы - денежная сумма, регулярно поступающая в  не посредственное распоряжение рыночного субъекта. Доходы домашних хозяйств -  все виды денежных и натуральных доходов, полученных в виде вознаграждения за работу по найму, от личного   подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления из финансово-кредитной системы и прочее. Располагаемые доходы домашних хозяйств — сумма текущих доходов, которая может быть использована домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг или сбережений. Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как первичные доходы, за вычетом налогов и обязательных платежей, плюс сальдо текущих трансфертов. Трансфертные платежи (трансферты) — передвижение средств от одного собственника к другому без получения в обмен товаров и услуг. Применительно к рассматриваемой проблеме трансферты представляют собой обязательные выплаты населению: пенсии, пособия, компенсации, другие социальные платежи, установленные законодательством. Все перечисленное представляет собой трансфертные выплаты из государственного бюджета. Однако имеют место и частные трансфертные платежи (ежемесячные субсидии, получаемые студентами из дома, дары богатых родственников и др.).

 

При изучении благосостояния в отечественной литературе выделяют показатели мобильных и иммобильных доходов. Мобильные доходы — доходы, расходуемые по усмотрению домашнего хозяйства. Иммобильные доходы — средства, предоставляемые из социальных фондов и потребляемые строго по назначению (например, средства, выделяемые на лечение, образование, услуги культурно-бытового назначения).

 

Свой денежный доход потребители  рассматривают как средство приобретения товаров и услуг. Изменение дохода, которое происходит одновременно с  изменением цены, может быть благоприятно или неблагоприятно для потребителя. В этой связи необходимо отличать номинальные (денежные) и реальные доходы. Номинальный (денежный) доход населения  — все поступления денег населению  от предприятий и организаций  всех форм собственности, безналичные  перечисления и пр. Иными словами, это количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного  периода. Реальные доходы населения  — вещественное, предметное содержание доходов потребителя. Реальный доход  можно полно охарактеризовать, лишь перечислив все товары и услуги, которые потребитель мог бы приобрести в соответствии со своими предпочтениями, с указанием количества каждого  приобретаемого товара или услуги. Иными словами, реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый  доход в течение определенного  периода. В отличие от номинальных, реальные денежные доходы населения характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей. Реальные доходы Населения определяются посредством деления обшей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:

 

Реальный доход = Номинальный  доход/Индекс потребительских цен

 

Отметим, что индекс цен  — измеритель соотношения между  стоимостью определенного набора товаров  и услуг для данного периода  времени и стоимостью идентичного  набора товаров и услуг в ба­зовом периоде (период, принимаемый за основу для сравнения). Основное значение индекса потребительских цен состоит в установлении величины изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

 

Таким образом, реальный располагаемый  доход ломавших хозяйств отражает максимальную стоимость товаров и услуг, которые  могли бы приобрести домашние хозяйства на свои текущие доходы исходя из цен базисного периода.

 

Существует два взаимосвязанных  подхода к изучению проблемы распределения  доходов. Различают функциональное распределение доходов между  факторами производства и личное распределение с точки зрения их величины. Если все доходы, получаемые в обществе, рассмотреть под углом  зрения оплаты услуг различных факторов производства, то мы получим функциональное распределение общественного дохода. Функциональное распределение общественного  дохода показывает, какая доля совокупного  дохода страны направляется соответствующему фактору производства. Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические  ресурсы, получают вознаграждение в  виде заработной платы, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме личный доход  домохозяйств. Общие доходы населения  определяются как личные доходы с  добавлением стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных  населению услуг за счет социальных фондов.

 

Процесс формирования доходов  можно упрощено представить следующим  образом:

56.Дифференцация доходов,её измерение: Личное распределение доходов характеризует, как распределяются все доходы общества между различными доходными группами. Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств, семей: Личное (персональное) распределение доходов представляет собой их распределение между отдельными экономическими ячейками, которыми являются частные лица, семьи, домашние хозяйства. В распределении доходов существует значительное неравенство. Оно присуще всем государствам и имеет в каждой стране приблизительно одни и те же пропорции. Оценка экономического неравенства населения со­ставляет одну из основных задач социальной статистики и служит основанием для реализации государственной политики в области распределения доходов. Для оценки дифференциации населения по доходам используются следующие показатели: распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов, коэффициенты дифференциации доходов населения, распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения, коэффициент концентрации доходов, численность населения с доходами ниже черты бедности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"