Шпаргалка по дисциплине "Международная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

31 -60 международная экономика.docx

— 205.18 Кб (Скачать файл)

31. Анализ показателей платежеспособности страны при предоставлении международных кредитов.

Предоставление международных кредитов на уровне стран имеет свои особенности. Если при кредитовании субъекта хозяйствования действуют обычные правила, которые предполагают взыскание кредита за счет имущества заемщика, то при кредитовании стран такое обеспечение кредита в принципе невозможно: государство в отличие от субъекта хозяйствования не может быть ликвидировано, а его активы – распроданы с целью покрытия обязательств. Кроме того, информация о платежеспособности страны менее детализирована, недостаточно оперативна.

В связи с этим методы анализа платежеспособности государства значительно отличаются от методов анализа платежеспособности компании. Виду относительности показателей платежеспособности на микроуровне в мировой практике не выработан единый подход к их оценке. Наиболее широко используются две основные группы этих показателей: 1) платежеспособность в широком смысле, или общая платежеспособность страны; 2) платежеспособность в узком смысле, или состояние ликвидности.

Общая платежеспособность означает способность страны-заемщика привлекать иностранные заемные ресурсы и обслуживать внешний долг, не нарушая при этом нормальный ход воспроизводственного процесса, что предполагает поддержание определенных стабильных темпов экономического роста.

Эти темпы характеризуются следующими показателями:

- темп роста ВВП;

- ВВП на душу населения  и темпы роста этого показателя;

- норма накопления;

- состояние сальдо платежного  баланса;

- состояние государственного  бюджета (отсутствие дефицита).

Кроме того, могут применяться и другие показатели, которые позволяют сопоставить рост внешней задолженности с основными параметрами воспроизводственного процесса. Наиболее часто используется показатель отношения внешнего долга (платежей по нему) к ВВП.

Платежеспособность в узком смысле предполагает наличие у страны в данный момент или период времени определенной суммы международных платежных средств, достаточной для погашения текущих долговых обязательств. Оценка ликвидности, таким образом, базируется на сопоставлении размеров текущих (прогнозируемых) платежей по внешнему долгу с наличным (прогнозируемым) объемом ликвидных средств (экспортная выручка, золотовалютные резервы, резервная позиция в МВФ и др.).

Международный банк реконструкции и развития для оценки платежеспособности рекомендует использовать следующие соотношения и ориентироваться на следующие значения их критического уровня:

СОД/ЭТУ (суммарное обслуживание долга/экспорт товаров и услуг) – 30%;

ВПП/ЭТУ (выплаты по процентам/экспорт товаров и услуг – 20%;

СВД/ВВП (совокупный внешний долг/ВВП) – 50%;

СВД/ЭТУ (совокупный внешний долг/экспорт товаров и услуг) – 275%.

Указанные значения характеризуют «тяжесть» внешнего долга страны, предельный уровень кредитной безопасности страны.

К числу государств, имеющих высокий показатель «тяжести» внешнего долга, относят те, для которых значения любых трех из четырех перечисленных показателей превышают 60% критического уровня в течение не менее чем трех лет.

Для стран с переходной экономикой используют более жесткие показатели предельного уровня внешнего долга. Чаще всего применяется показатель лимита внешнего долга, который рассчитывается как отношение чистого долга (общий долг – валютные резервы) к объему валютного экспорта (общая сумма экспорта – экспорт за белорусские рубли и неденежные формы расчетов). Этот показатель не должен превышать 100%.

В последнее время для оценки платежеспособности страны все чаще используется кредитный рейтинг страны. Это оценка, которую дают стране в зависимости от способности ее правительства рассчитываться по долгам. Существует целая система показателей, которая используется для присвоения рейтинга. Присвоение рейтинга проводится либо международными валютно-финансовыми организациями (реже), либо специализированными консалтинговыми фирмами (чаще).

Высокий кредитный рейтинг позволяет уменьшить стоимость кредитных ресурсов (обычно иностранные банки включают в процентную ставку «плату за риск», если у государства нет кредитного рейтинга), упростит процедуру получения кредитного рейтинга для субъектов хозяйствования РБ (этот процесс дешевле стоит и проводится в более короткие сроки, если страна уже имеет рейтинг).

У Белоруссии есть кредитный рейтинг агентства Dun & Bradstreet. По состоянию на май 2003 года он имел значение DB6, означает очень высокий уровень риска (самый худший рейтинг этого агентства равен DB7). Беларусь рассчитывает в 2004 году (по прогнозу правительства к июлю) получить более высокий инвестиционный рейтинг класса «В» в агентстве Standard & Poor’s. Присвоение рейтинга будет проводиться в несколько этапов: первоначально Беларусь должна выбрать финансового консультанта (по прогнозам это будет Дрезденбанк), затем будет подписан договор о присвоении рейтинга и проведена экспертиза страны-заемщика (базовое исследование), после присвоения рейтинга агентство возьмет на себя его дальнейшее обслуживание. Стоимость этой процедуры оценивается примерно в 100 тыс. долл. США.

 

32. Внешний долг и особенности  международного кредитования Республики  Беларусь

 

Международные кредиты обычно предоставляются в виде открытия кредитных линий, а не одноразового кредита. Кредитная линия обычно открывается правительством одной страны (международной организацией) в интересах другой страны через уполномоченный банк и представляет собой такую форму кредита, при которой определяется максимальная сумма кредитования и срок действия кредита, а сам кредит выдается по мере обращения субъектов страны-заемщика на любую сумму, но в пределах имеющегося фонда.

 

Различают кредитные линии общего направления и специальные кредитные линии.

Специальные линии предусматривают кредитование определенных объектов, линии общего направления конкретного целевого характера не имеют.

Кредитные линии по типу кредита делят на правительственные и линии международных организаций.

В зависимости от характера гарантий различают:

- линии под гарантию  национального правительства (наиболее распространены);

- линии без правительственных  гарантий (очень редко используются);

- линии под гарантии  международных организаций (по линии  МИГА).

 

Среди государственных кредитных линий, открытых для РБ, можно назвать кредитные линии Германии, России, Австрии, США, Кувейта, Турции и др.

 

Предоставление кредита по кредитной линии имеет следующие особенности:

- непосредственным получателем  кредита является субъект хозяйствования, который должен разработать и  представить в комиссию при МИД инвестиционный бизнес-план с расчетом срока окупаемости кредита;

- при одобрении представленного  проекта субъект получает правительственные гарантии;

- выдача кредита осуществляется  не на всю сумму, а в пределах 70% стоимости проекта, остальное  заемщик должен профинансировать  за свой счет, что является  дополнительной гарантией его  финансовой устойчивости;

- большинство межправительственных  кредитных линий устанавливают  требования по закупке необходимого  для реализации проекта оборудования  в той стране, которая предоставляет  кредит. Обычно в этом случае проводится тендер;

- для обеспечения своевременности  платежей создается Гарантийный  фонд по иностранным кредитам, привлекаемым под правительственные  гарантии. Многие правительственные  кредитные линии предусматривают  требование об обязательном страховании  кредита.

 

Внешний дог РБ формируется в основном за счет коммерческих кредитов и ссуд.

Особенности кредитования РБ:

- основную массу кредитов  получают предприятия по негарантированным кредитам;

- кредитование органов  государственного управления по  линии международных финансовых  организаций практически отсутствует (за исключением кредитов по  линии социальных и экологических программ);

- реализуется несколько  кредитных линий Всемирного банка, направленных на развитие малого  бизнеса, так называемое микрокредитование;

- наибольший удельный  вес приходится на межправительственные  кредитные линии, которые носят, в основном, связанный характер;

- постоянно происходит  реструктуризация задолженности, так  как значительная часть негарантированных  просроченных кредитов переоформляется  как внешний долг правительства  для повышения инвестиционной  привлекательности белорусской  экономики.

 

33. Международные и региональные  финансовые организации и их  кредитные механизмы. Международный  валютный фонд (МВФ)

 

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН — МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во Всемирную торговую организацию. Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Специализированное учреждение ООН — Экономический со­вет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали органи­зации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

 

Организация европейского экономического сотрудничества — содействие экономическому развитию и фи­нансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, раз­витию молодых государств, — своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономичес­кой политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозиро­вания и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

 

Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организа­ция развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулиро­вания, отсрочки платежей по государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматрива­ется вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

 

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.

 

Возникновение международ­ных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

1. Усиление глобализации  хозяйственной жизни, образование  ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного  регулирования мирохозяйст­венных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного  решения проблем нестабиль­ности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

 

Международные финансовые институты преследуют следу­ющие цели:

• объединить усилия мирового сообщества в целях стабилиза­ции международных финансов и мировой экономики;

• осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-фи-нансовое регулирование;

• совместно разрабатывать и координировать стратегию и та­ктику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

 

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капи­тал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов».

 

МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затрудне­ниях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем пред­оставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валю­те. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

 

Официальные цели МВФ: «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»; «содействовать расширению и сбала­нсированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достиже­ние высокого уровня занятости и реальных доходов всех госу­дарств-членов; «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении ва­лютных ограничений; предоставлять временно государствам-чле­нам средства в иностранной валюте, которые давали бы им воз­можность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

 

Структура органов управления.

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его замести­телем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международная экономика"