Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международная экономика".
3. Теория ключевых валют. Сущность данной теории: стремление доказать необходимость и неизбежность деления валют на ключевые (доллар и фунт стерлингов), твердые (валюты остальных стран «группы десяти) – марка ФРГ, французский франк и др) и мягкие, или «экзотические», валюты, не играющие активной роли в международных экономических отношениях. Теория ключевых валют отражает политику монополии доллара в противовес золоту. Американский экономист Ф. Нуссбаум назвал доллар «богом валют», выдающейся валютой, которая вытеснила золото.
4. Теория фиксированных паритетов и курсов режим фиксированных паритетов, допуская их изменения лишь при фундаментальном неравновесии платежного баланса; изменения валютного курса – неэффективное средство регулирования платежного баланса в связи с недостаточной реакцией внешней торговли на колебания цен на мировых рынках в зависимости от курсовых соотношений. При режиме фиксированного валютного курса Ц.Банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой «привязана» валюта данной страны, к «валютной корзине» («валютная корзина» – метод измерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору («корзине») других валют. Обычно в нее входят валюты основных торгово-экономических партнеров) или к международной денежной единице. Особенность фиксированного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени (нескольких лет или нескольких месяцев), т.е. не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра (девальвации – понижения или ревальвации – повышения).
5. Теория плавающих валютных курсов. Для стран, где валютные ограничения отсутствуют или незначительны, характерным является режим «плавающих», или колеблющихся, курсов. При таком режиме валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту. Режим «плавающего» курса не исключает проведение Ц.Банком тех или иных мероприятий, направленных на регулирование валютного курса. Сущность данной теории состоит в обосновании следующих преимуществ режима плавающих, т.е. свободно колеблющихся валютных курсов по сравнению с фиксированными; валютный курс должен свободно колебаться под воздействием рыночного спроса и предложения, а государство не должно его регулировать.
6. Нормативная теория валютного курса – Эта теория рассматривает валютный курс как дополнительный инструмент регулирования экономики, рекомендуя режим гибкого курса, контролируемого государством. Данная теория называется нормативной, так как ее авторы считают, что валютный курс должен основываться на паритетах и соглашениях, установленных международными органами, т.е. нормативно определяться.
7.Теория валютного правления исходит из необходимости жесткой финансовой политики, главным в которой является жесткая привязка курса национальной валюты к объему золотовалютных резервов государства с тем, чтобы количество обращающихся национальных денег было на 100% обеспечено через курсовое соотношение объемом золотовалютных резервов денежных властей данного государства. Денежные власти принимают на себя обязательство обмена национальной валюты на иностранную валюту по фиксированному курсу, которое закрепляется на законодательном уроне. Денежная база полностью обеспечивается золотовалютными резервами, а Ц.Банк теряет функции денежно-кредитного регулятора и кредитора последней инстанции. Страны: Босния и Герцеговина, Бруней-Даруссалам, Болгария, Гонконг (Китай), Джибути, Эстония, Литва.
57.
Понятие внутреннего и
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - это действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания умеренных темпов экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности цен и внешнеэкономического равновесия.
Макроэкономическая политика государства рассчитана на долговременную и краткосрочную перспективу. Отсюда выделяют стратегическую и корректирующую макроэкономическую политику.
Стратегическая политика предусматривает достижение долговременных экономических целей: поддержание высоких темпов экономического роста и низкой инфляции, структурная перестройка экономики, экспансия на внешние рынки, обеспечение полной занятости и социальной стабильности и др.
Вместе с тем, для достижения долгосрочных целей государство должно постоянно корректировать несовершенства рынка, т.е. проводить корректирующую политику. Такая корректировка рыночных механизмов носит, как правило, кратковременный характер и нацелена на стабилизационный результат. Пример тому - действия государств по смягчению финансового и экономического кризисов, разразившихся в 2008 г.
Критериями, определяющими сбалансированность экономики, являются:
• занятость на уровне естественной безработицы - 5-6%;
• умеренная инфляция - до 3% в год;
• годовой дефицит бюджета - 2-3% к ВВП;
• государственный долг - до 60% ВВП;
• устойчивый экономический рост на уровне 3% в год;
• социальная политика, обеспечивающая оптимальный уровень дифференциации доходов и стабильность в обществе;
• равновесное состояние платежного баланса.
Для достижения макроэкономических целей государство применяет определенные инструменты, основными из которых являются бюджетно-налоговая (фискальная) и денежно-кредитная (монетарная) политика. Изменяя тот или иной вид политики, государство может влиять на внутреннее и внешнее макроэкономическое равновесие.
Фискальная политика - это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики - влияния на чистый экспорт товаров и услуг.
К важнейшим задачам фискальной политики относятся:
Инструмент политики - это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей
Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.
Под монетарной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.
Основными целями монетарной политики являются:
Осуществляет монетарную политику Национальный (Центральный) банк страны.
58.
Макроэкономическое равновесие
при фиксированном валютном
Рассмотрим воздействие на макроэкономическое равновесие стимулирующей фискальной и монетарной политики при фиксированных валютных курсах.
Фискальная политика.
Рис. 9.1. Стимулирующая^искальная политика при режиме фиксированных валютных курсов
Монетарная политика.
Заметим, что поскольку предложение денег эндогенно, Национальный банк не может изменить предложение денег независимо от других стран при режиме фиксированного валютного курса. Увеличения выпуска денег не происходит, поскольку нет увеличения реального совокупного спроса. Фактический рост предложения белорусских рублей компенсируется оттоком капитала (потерей резервов), что увеличивает предложение денег и, как следствие, темп инфляции в других странах. При фиксированных валютных курсах, таким образом, происходит экспорт инфляции. Страны с фиксированными валютными курсами теряют монетарную независимость. Монетарная политика является совершенно неэффективной в открытой экономике с фиксированными обменными курсами.
Диаграмма Т. Свона.
График, на котором кривые внутреннего и внешнего равновесия совмещены в экономической науке именуют диаграммой Т. Свона.
Модель Т. Свона строится для малой открытой экономики, уровень процентной ставки в которой зависит от ставок процента на мировых финансовых рынках. Если исходить из предположения, что доход в зарубежных странах является величиной заданной, то внутреннее равновесие будет определяться только двумя параметрами: государственными расходами и уровнем валютного курса, которые в свою очередь определяют уровень национального дохода. Увеличение государственных расходов, при прочих равных условиях, приводит к росту национального дохода, но одновременно увеличивает импорт и дефицит счета текущих операций. Обесценивание национальной валюты стимулирует экспорт, сокращает импорт и, следовательно, увеличивает национальный доход.
С учетом вышесказанного, в целях достижения внутреннего равновесия правительство в малой открытой экономике может использовать два вида макроэкономической политики - фискальную (изменение уровня государственных расходов G) и монетарную (изменение курса национальной валюты). В этик координатах (G и г) и строится модель Т. Свона.
Реальный валютный курс (RER)
0 Государственные расходы (G)
Рис. 9.3. Диаграмма Т. Свона
На этой диаграмме отмечены четыре области внутреннего и внешнего неравновесия:
• область I указывает на дефицит баланса текущих операций и неполную занятость;
• область II указывает на дефицит баланса текущих операций и инфляционный спрос;
• область III указывает на положительное сальдо баланса текущих операций и инфляционный спрос;
• область IV указывает на положительное сальдо баланса текущих операций и неполную занятость.
Предположим, что экономика находится в точке А, которая соответствует состоянию «полной занятости», т. е. внутреннего равновесия. Баланс текущих операций сводится с дефицитом и должен быть сокращен. Сделать это можно, уменьшив государственные расходы, что приведет к соответствующему уменьшению совокупного спроса и, следовательно, объема импорта. В результате дефицит счета текущих операций сократится, но одновременно снизится национальный доход и, как следствие, возникнет неполная занятость. Экономика из точки А перемещается в точку В. Для того, чтобы внутреннее равновесие было восстановлено, необходимо увеличить уровень дохода и занятость. Использовать для этого фискальную политику нельзя, поскольку рост занятости будет достигнут ценой нового возрастания спроса на импорт и увеличения дефицита счета текущих операций. Вывод: для достижения внутреннего и внешнего равновесия одного сокращения внутренних расходов недостаточно. Необходимо использовать как минимум два инструмента макроэкономической политики: изменение государственных расходов и воздействие на уровень валютного курса.
59. Макроэкономическое равновесие при плавающем валютном курсе
Когда обменные курсы свободно плавают, нет необходимости иметь резервы, поскольку Национальный банк не пытается вмешиваться (проводить интервенции) на валютных рынках. Национальный (Центральный) банк не несет обязательств по обеспечению иностранной валютой тех, кто хочет купить иностранные товары или иностранные финансовые активы.
Рассмотрим воздействие на макроэкономическое равновесие стимулирующей фискальной и монетарной политики при плавающих валютных курсах.
Фискальная политика. Рост государственных расходов, финансируемый с помощью займов (при увеличении дефицита государственного бюджета) сдвигает кривую IS от IS0 до IS1, (рис. 9.4), повышая ставку процента до rl. Происходящий в результате этого приток капитала приведет к росту реального валютного курса. Спрос на внутренне произведенные товары упадет, так как импорт становится дешевле, а экспорт дороже, т.е. происходит потеря конкурентоспособности. Кривая IS сдвинется влево обратно к исходной кривой IS0, так как экспорт падает. Причина, по которой экономика движется обратно к точке исходного равновесия, состоит в том, что пока внутренняя ставка процента выше, чем мировая ставка, будет продолжаться отток капитала, и обменный курс будет расти. Этот процесс может прекратиться только тогда, когда внутренняя ставка процента снова будет равна г*. Механизм, который обеспечивает снижение ставки процента - сокращение совокупного спроса, Вывод: фискальная политика совершенно не эффективна, когда обменные курсы свободно плавают и капитал мобилен.
Монетарная политика. В случае монетарной экспансии (рис. 9.5) кривая LM сдвигается вправо от LM0 до LMX, понижая ставку процента до rl (движение из точки А в точку В). Фактически это повысит конкурентоспособность национальных товаров. Обусловленный этим приток капитала приведет к обесценению валюты. Реальный обменный курс упадет, увеличивая спрос на внутренний выпуск. Кривая IS сдвигается от IS0 до IS1 повышая ставку процента опять до г* (движение из точки В в точку С). Как и раньше, система вернется в равновесие (BP = 0) через изменение обменного курса, которое будет продолжаться до тех пор, пока г меньше, чем г*. Чистый эффект монетарной экспансии - дефицит счета движения капитала и торговый излишек в результате снижения реального обменного курса. Вывод: монетарная политика достаточно эффективна в открытой экономике с плавающими обменными курсами.
Рис. 9.5. Стимулирующая монетарная политика при режиме плавающих валютных курсов
60.
Модель макроэкономического
При анализе влияния фискальной и монетарной политики на макроэкономическое равновесие мы исходили из предположения неизменности других факторов. Однако на практике на любую открытую экономику оказывает влияние множество других факторов (событий), неожиданно возникающих за рубежом, но имеющих серьезные последствия для данной страны.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международная экономика"