Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 13:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Национальная экономика".
Финансовая стабилизация, как свидетельствует мировой опыт, наступает тогда, когда годовой рост цен не превышает 40%, а среднемесячный ? 2,8%. Если он выше, инвестиции в производство резко сокращаются, как и рост экономики, и жизненный уровень населения.
Важным условием оживления инвестиционной деятельности является привлечение иностранного капитала. Ежегодный объем экспортируемого капитала в мире составляет около 160?180 млрд дол. США.
Действовавший с 1990 г. Закон об иностранных инвестициях предоставил иностранцам благоприятный режим предпринимательской деятельности, что само по себе полностью отвечает международным стандартам. Но иностранных предпринимателей не устраивают неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, высокий уровень налогообложения и его изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие правил ведения бухгалтерского учета международным стандартам.
Стремление ослабить негативное воздействие данных факторов на приток иностранных инвестиций обусловило введение в России ряда гарантий, льгот и преференций для зарубежных предпринимателей, вкладывающих капитал в экономику страны. Все это сыграло определенную положительную роль. В настоящее время можно говорить о некотором улучшении инвестиционного имиджа России для иностранных инвесторов.
Следующим существенным фактором, влияющим на оживление инвестиционной деятельности, является налоговая система и степень ее совершенства. В современных условиях налоговый пресс, особенно для предприятий ? производителей продукции, таков, что у них во многих случаях не остается достаточных средств для развития и модернизации производства. Долгое время ставка на налогооблагаемую прибыль промышленных предприятий составляла 35%, с 1 января 2002 г. она снизилась до 24%, в этом случае ее можно признать оптимальной. Кроме того, имеется еще множество других налогов, которые относятся или на себестоимость продукции, или на финансовые результаты работы предприятия, или на чистую прибыль либо включаются в цену реализации. Все налоги в конечном счете отражаются на финансовом результате ? чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая является одним из основных источников предприятия для осуществления инвестиций. Поэтому совершенствование налоговой системы России ? важнейший фактор не только оживления инвестиционной деятельности отечественных предприятий, но и подъема экономики страны в целом.
На инвестиционную деятельность в значительной мере влияет также уровень развития малого и среднего бизнеса в стране. Экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Усиливающееся влияние развития малого бизнеса на инвестиционную деятельность обусловлено следующими причинами:
? возрастанием роли малого
? более высокой отдачей от инвестиций, вкладываемых в развитие малого бизнеса, по сравнению с их направлением на развитие крупного бизнеса;
? сокращением срока окупаемости инвестиций, если они направляются на развитие малого и среднего бизнеса;
? более быстрым и дешевым осуществлением технического перевооружения, внедрения и апробирования новой технологии, проведением частичной автоматизации производства, достижением оптимального сочетания механизированного и ручного труда;
? появлением класса мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики и наведении порядка в стране, что служит хорошей предпосылкой для оживления инвестиционной деятельности. Создание мощного среднего класса ? это увеличение спроса на потребительские товары и услуги, что способствует развитию экономики.
Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от степени участия в ней государства. Государство в лице правительства и других органов должно не только разрабатывать инвестиционную политику, но и непосредственно участвовать в ее реализации, планируя ее строго по назначению. Правительство РФ разработало и утвердило программу на 1997?2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост». Пожалуй, это была первая правительственная программа переходного периода, где проблема инвестиций обозначена как центральная. В качестве основного источника инвестиций названы средства самих предприятий, т. е. прибыль и амортизационные отчисления. Они должны были обеспечить около 60% всех капиталовложений, хотя было нереально, так как наблюдалась тенденция снижения прибыли предприятий, остающейся в их распоряжении, а амортизационные отчисления на предприятиях от 1/4 до 1/3 использовались в качестве источника пополнения оборотных средств.
На 2000 г. был вновь предусмотрен «Бюджет развития» как специальный раздел федерального бюджета, расходные статьи которого предназначены исключительно для инвестиций и не должны зависеть от исполнения текущего бюджета. К сожалению, в связи с существенным дефицитом федерального бюджета средства, предназначенные для финансирования инвестиций, были использованы на другие цели. Как мы видим, дефицит бюджета на всех уровнях самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность.
Рассмотренные факторы оказывают значительное влияние на инвестиционную деятельность и на макро-, и на микроуровне.
На инвестиционную деятельность влияют не только внешние, но и внутренние факторы (вторая группа). К ним можно отнести:
? размеры (масштабы) предприятия;
? финансовое состояние
? применяемые способы исчисления амортизационных отчислений;
? научно-техническую политику
? инвестиционную политику;
? организационно-правовую форму хозяйствования и др.
Размеры предприятия непосредственно воздействуют на масштабы инвестиционной деятельности, что естественно, поскольку крупные предприятия при прочих равных условиях располагают более существенными финансовыми ресурсами по сравнению со средними и малыми.
Инвестиционная деятельность предприятия находится в прямой зависимости и от экономической, в том числе инвестиционной политики. Если, например, предприятие планирует техническое перевооружение и реконструкцию, то, естественно, предусматривает определенные источники для их осуществления.
На микроэкономическом уровне инвестиции требуются в первую очередь для обеспечения нормальной работы предприятия в будущем. Они необходимы для расширения производства; предотвращения морального и физического износа основных фондов и повышения технического уровня производства, улучшения качества продукции предприятия, осуществления мероприятий по охране окружающей среды, достижения других целей предприятия.
Организационно-правовая форма хозяйствования также влияет на инвестиционную деятельность предприятия. Это влияние разноплановое.
Во-первых, кредитные учреждения более благосклонно относятся к предприятиям с такой организационно-правовой формой хозяйствования, при которой они несут неограниченную ответственность по своим обязательствам. Речь может идти, например, о полных товариществах и товариществах на вере (коммандитных). К обществам с ограниченной ответственностью коммерческие банки, в том числе зарубежные, относятся с недоверием, поскольку учредители таких обществ несут ограниченную ответственность (в пределах своего вклада) по своим обязательствам, что влияет на возможности и масштабы их инвестиционной деятельности.
Во-вторых, степень ответственности и риска, связанная с инвестиционной деятельностью, у предприятий с разной организационно-правовой формой хозяйствования существенно различается. Так, у государственных предприятий степень риска стать банкротом в результате неудачных инвестиций не очень большая, так как собственником этих предприятий является государство, которое вряд ли допустит банкротство этих предприятий.
9) Реальная рыночная экономика, даже на первых этапах ее становления, не обходилась без вмешательства государства, она крепла и развивалась вместе с государственностью. Государственное регулирование, начинаясь с охраны прав частной собственности, поддержки предпринимательства и защиты внутреннего товарного рынка, в дальнейшем охватывает широкий диапазон тесно связанных проблем общественного производства, социальных, экономических, межнациональных, межгосударственных и других отношений.
В каждом сегменте рынка товаров, услуг, ресурсов появились новые формы, методы и инструменты. В ходе эволюции совершенствовались, дополняя друг друга, обе составляющие - как рыночная, так и государственная. Наряду с обеспечением общественных потребностей (оборона, поддержания правопорядка в стране, защита ее экономических интересов и т.п.) государство активно участвует в перераспределении национального дохода между социальными группами общества, между сферами производства и регионами страны.
К объективным причинам включения государства в экономическое регулирование относятся, прежде всего:
1. Невозможность успешного
2. Необходимость постоянного
3. Создание и поддержание
4. Поступательное развитие
5.Необходимость учета
«Рыночная экономика, обладает некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально-экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Именно поэтому во всех развитых странах мира широко используются различные формы методы государственного регулирования экономики, такие как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование. Необходимость и эффективность этих методов доказывает опыт США, Франции, Германии, Японии, Китая и других стран. К сожалению, в Росси все эти методы до сих пор не получили достаточного развития. Между тем необходимость их для Росси особенно велика в силу своеобразия ее рыночной экономики, возникшей не естественно-историческим путем, а путем уничтожения принципиально более высокой ступени развития человеческого общества, такое являлось советское общество. Основой производительных сил советской экономики были, как известно, крупные специализированные предприятия. Такие производительные силы не приспособлены к рыночному механизму и рыночной конкуренции. В частности, поэтому так трудно налаживаются рыночные отношения современной Росси, слабо развивается мелкий бизнес, ни как не формируется так называемый средний класс».
Большинство отечественных исследователей на сегодняшний день поддерживают идею неразрывности государства и экономики. В их понимании государственная власть, государственный порядок и государственная инициатива абсолютно необходимы для экономики, как необходимы для нее государственное пространство, государственные границы и государственный хозяйственный центр. С момента возникновения государства для развития экономики в той или иной форме являются необходимыми государственная собственность, государственное перераспределение ресурсов, капиталов, доходов, государственная институциональная деятельность и государственное регулирование хозяйственной сферы.
Бытовавший последние несколько лет в России тезис о необходимости полного ухода государства из экономики в настоящее время не разделяется даже серьезными теоретиками либерального направления. Предметом анализа и рассмотрения может являться лишь степень влияния государства на ход экономических процессов. Причем, определенное сужение сферы и масштабов его действия может иметь место только тогда, когда требуется скорректировать меры огосударствления экономической жизни в сторону его уменьшения или разрушить малоэффективную форму государственности.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"