Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:09, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Рассмотренные вертикальные и горизонтальные коммуникации действуют в рамках официальной структуры организации по линии формальной иерархии подчиненности и делегирования полномочий, а также по линиям формальной подчиненности горизонтального взаимодействия. Однако внутри организации существуют и играют важную роль неформальные коммуникации, которые действуют в рамках неформальной структуры. К их числу относят слухи, прошедшие по системе тайного сообщения. По каналам слухов информация передается гораздо быстрее, чем по каналам формальных коммуникаций. Нередко руководители используют неформальные коммуникации для запланированной утечки информации или сведений вроде "только между нами". К числу таких слухов относится информация о крупных грядущих преобразованиях в организации: слияние отделов, сокращение персонала*, структурных преобразованиях и т. п. Коммуникация - это ключ к эффективности управления. Коммуникации - устные и письменные, формальные и неформальные - идут по многим каналам и в различных направлениях. Администрации необходимо так осуществлять передачу общего курса, директив, целей и задач, чтобы все служащие их поняли и приняли. Чтобы держать людей в руках и контролировать их, нет лучшего управленческого средства, чем понимание. Окончательная проверка коммуникации выражается в том, дает ли она требуемые результаты быстро и правильно.

Коммуникация - это трансплантация идеи. Практически любая область человеческих усилий вертится вокруг попыток людей внедрить идеи в сознание своих коллег. 

Информационный взрыв не делает положение проще. Каждый день появляются новые идеи, которые нужно передать.

Передача информации осуществляется с помощью жеста, речи, приборов или в письменной форме. Именно посредством коммуникаций информация передается лицам, принимающим решения, а решения их исполнителям.  

Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми.

Цель коммуникационного процесса - обеспечения понимания передаваемой информации, со стороны её получателя.

Коммуникация с помощью обратной связи превращается в дорогу с двусторонним движением, а сам процесс приобретает динамику. При этом обратная связь может быть выражена не обязательно в той же кодовой системе, что и полученное послание. Главное, чтобы кодовая система была известна новому получателю. Так, очень часто на какую-то фразу мы отвечаем кивком головы. Для руководителя, как и для другого лица, обратная связь может выступать как прямая (непосредственно наблюдаемое изменение поведения) и косвенная (снижение производительности, прогулы, конфликты* и т. п.).

Человек, у которого появилась идея, решает ею поделиться. Затем идея кодируется в какой-то форме письменного, устного или иного языка, который может быть передан  символами, звуками или другими средствами выражения. К сожалению, почти никогда не получается замкнутой цепи от передатчика к приемнику. В промежутке подстерегают помехи всех видов, готовые исказить сообщение. Отвлекающий шум и другие отвлекающие моменты могут изменить исходную передачу.  

Различия в восприятии - это проблема, на которую часто не обращают внимания. Одно и то же сообщение может иметь разный смысл для людей с разным опытом или образованием. Стремление к точности иногда требует дополнительных усилий, но обычно сберегает время в дальнейшем. И наконец, независимо от человеческого фактора язык сам по себе создает трудности.        

Когда сообщение воспринимается посредством глаз, ушей или эмоций второго человека, оно передаются в мозг, где язык декодируется. Окончательное впечатление порождает полученную идею. К несчастью, идея точно соответствует идее лишь в теории. В реальной практике на каждом шагу расставлены ловушки, мешающие четкой коммуникации.       

Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем и наоборот, отправитель - получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь - это ответ получателя на послание. Она дает возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении.

 

 

 

18  Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.

 

Оpгaнизaциoннaя кyльтypa - этo cиcтeмa цeннocтeй, cимвoлoв, oбpaзцoв пoвeдeния и yбeждeний, вoзникaющиx внyтpи тpyдoвoгo кoллeктивa в пpoцecce coвмecтнoй пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти.

Фopмиpoвaниe кyльтypы opгaнизaции пpoиcxoдит пoд влияниeм дeлoвoгo oкpyжeния, нaциoнaльнo-гocyдapcтвeнныx и этничecкиx фaктopoв.

Кyльтypa нaxoдит oтpaжeниe нa вcex cтyпeняx paбoты opгaнизaции и влияeт нa oбщeниe, лoгикy мышлeния, вocпpиятиe и интepпpeтaцию инфopмaции.

Оpгaнизaциoннaя кyльтypa cocтoит:

  1. из cyбкyльтyp пoдpaздeлeний и oтдeлoв, coтpyдники кoтopыx мoгyт ee paзвивaть, cyщecтвoвaть пapaллeльнo или paзpyшaть ee;
  2. из cyбкyльтyp нaпpaвлeний дeятeльнocти yпpaвлeния, кoтopыe выбpaны дaнным пpeдпpиятиeм.

Клaccификaция opгaнизaциoннoй кyльтypы пo cтeпeни ee влияния нa xoзяйcтвyющий cyбъeкт:

    • бeccпopнaя кyльтypa включaeт в ceбя нeбoльшoe кoличecтвo ocнoвoпoлaгaющиx цeннocтeй и нopм и пpeдпoлaгaeт нeyкocнитeльнoe иx иcпoлнeниe. Дaннaя кyльтypa нe пpeдпoлaгaeт измeнeний ни co cтopoны paбoтникoв и внyтpeнниx ycлoвий, ни co cтopoны внeшниx фaктopoв. В paмкax дaннoй кyльтypы coздaeтcя иллюзия cплoчeннocти, нo в peaльнocти oбocтpяютcя кoнфликтнocть и нeyдoвлeтвopeннocть пepcoнaлa. Дaннaя кyльтypa мoжeт быть oпpaвдaнa тoлькo нa зaкpытыx вoeнныx пpeдпpиятияx, гдe глaвнoe - этo диcциплинa и чeткoe cлeдoвaниe ycтaвy. В pынoчныx ycлoвияx, в кoтopыx paбoтaeт бoльшинcтвo пpeдпpиятий в нacтoящий мoмeнт, cлeдoвaниe тaкoй кyльтype пpивeдeт к дeгpaдaции и paзopeнию;
    • cлaбaя кyльтypa нe пpeдпoлaгaeт oбщиx цeннocтeй и нopм пoвeдeния y paбoтникoв, чтo внocит пpoтивopeчия в иx paбoтy. Нopмы и цeннocти тaкoй кyльтypы xaoтичecки измeняютcя кaк пoд влияниeм внeшниx, тaк и внyтpeнниx фaктopoв;
    • cильнaя кyльтypa oбpaщaeт внимaниe нa измeнeния вo внeшнeй и внyтpeннeй cpeдe и кoppeктиpyeт cвoю дeятeльнocть в cooтвeтcтвии c ними, пpививaя вce лyчшee и пpoгpeccивнoe.

В Рoccии cильнaя opгaнизaциoннaя кyльтypa нa пpeдпpиятияx вcтpeчaeтcя кpaйнe peдкo, в бoльшинcтвe cлyчaeв peaлизyютcя лишь ee внeшниe фopмы, зaимcтвoвaнныe нa Зaпaдe (peклaмa, oфopмлeниe oфиcoв, фиpмeннaя oдeждa).

Фyнкции opгaнизaциoннoй кyльтypы:

  1. oxpaннaя ocнoвaнa нa coздaнии бapьepoв (зaпpeтoв, oгpaничитeльныx нopм) oт нeжeлaтeльныx внeшниx вoздeйcтвий;
  2. интeгpиpyющaя фopмиpyeт чyвcтвo пpинaдлeжнocти к фиpмe, гopдocть зa нee и oбъeдиняeт людeй в иx пoвceднeвнoй дeятeльнocти;
  3. peгyлиpyющaя cпocoбcтвyeт пoддepжaнию пpaвил и нopм пoвeдeния coтpyдникoв кaк мeждy coбoй, тaк и c внeшним миpoм, чтo cнижaeт вoзмoжнocть вoзникнoвeния кoнфликтoв и являeтcя гapaнтиeй cтaбильнoй дeятeльнocти;
  4. aдaптивнaя oблeгчaeт пpиcпocoблeниe людeй дpyг к дpyгy и к opгaнизaции в цeлoм c пoмoщью yчacтия в пpaздникax и изyчeния oбщиx нopм пoвeдeния;
  5. opиeнтиpyющaя  кoppeктиpyeт нaпpaвлeниe дeятeльнocти пpeдпpиятия в cooтвeтcтвии c ycтaнoвлeнными;
  6. мoтивaциoннaя coздaeт cтимyлы для paбoты opгaнизaции;
  7. фopмиpoвaниe имиджa coздaeт oбpaз opгaнизaции в глaзax oкpyжaющиx зa cчeт oтдeльныx элeмeнтoв кyльтypы. Имидж фиpмы oкaзывaeт oгpoмнoe влияниe нa oтнoшeниe к нeй oкpyжaющиx.

Сyбъeктивнaя opгaнизaциoннaя кyльтypa включaeт в ceбя:

  1. oпpeдeлeниe цeннocтeй и нopм пoвeдeния coтpyдникoв;
  2. ocoзнaниe кaждым члeнoм тpyдoвoгo кoллeктивa ceбя и cвoeгo мecтa в opгaнизaции;
  3. coздaниe cиcтeмы кoммyникaций внyтpи пpeдпpиятия;
  4. coздaниe cиcтeмы питaния (мecтo, ycлoвия и тpaдиции);
  5. ocoзнaниe вaжнocти вpeмeни и выpaбoткy oтнoшeния к нeмy члeнoв кoллeктивa;
  6. coздaниe и пoддepжaниe дoбpoжeлaтeльныx paбoчиx oтнoшeний мeждy coтpyдникaми;
  7. coздaниe нeпpepывнoгo пpoцecca paзвития члeнoв тpyдoвoгo кoллeктивa;
  8. paзвитиe этики, cиcтeмы мoтивaции и coздaниe cooтвeтcтвyющиx ycлoвий нa paбoчиx мecтax.

 

 

 

 

 

19 Управление процессом адаптации человека и организации.

 

Адаптация — процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.

Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.

Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.

Этап1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения.

Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом

Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

Этап4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

 

 

 

 

 

20 Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.

 

В теории управления слово "конфликт"* имеет множество толкований и определений.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или нескольких людей. Характерными чертами конфликта являются:

  • противоречивые позиции сторон по тому или иному вопросу;
  • противоположные цели, интересы, желания, влечения;
  • различие в средствах достижения целей.

     Конфликт - это факт человеческого существования. Мир бизнеса характеризуется тем, что здесь сталкиваются различные цели и интересы людей, фирм, компаний. Поэтому и конфликты проявляются наиболее четко и рельефно.

Конфликт в организации - организационный конфликт - может принимать различные формы. Но какова бы ни была природа организационного конфликта, менеджер* должен изучить, понять и управлять им. Если конфликт в организации неуправляем, это может привести либо к снижению эффективности её работы, либо к её ликвидации. Наоборот, управляемый конфликт обеспечивает процветание организации.

Исследования показывают, что всех работников по приверженности к конфликтам можно разделить на три группы: устойчивые к конфликтам, удерживающиеся от конфликта и конфликтные. Численность третьей группы составляет где-то около 6-7% от всей совокупности работающих. Это относительно многочисленная группа трудных людей, создающая различные эксцессы в системе управления. Примерно такие же данные приводятся психологами зарубежных стран.

По данным английского исследователя менеджмента Роберта Брамса, только 10% работников являются трудными субъектами. Этот вывод сделан на основе опроса 400 менеджеров различных британских компаний. По его мнению, чтобы обеспечить в подразделении благоприятный психологический климат, надо прилагать главные усилия лишь к десятой части персонала. Остальные 9/10 сами стремятся к упорядоченности.

Следует иметь в виду, что возникновение конфликта внутри организации не всегда следует рассматривать как негативное явление. Современная теория управления рассматривает некоторые конфликты как желательные. Если конфликт обеспечивает в большей мере реализацию закона необходимого разнообразия, помогает найти большее число перспективных альтернатив, делает процесс принятия решений группой более эффективным, обеспечивает самореализацию отдельной личности, то такой конфликт называется функциональным и ведет к повышению эффективности организации. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы "встряхнуть" сотрудников, оживить организацию, найти новое более эффективное решение. Считается, что если в организации нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций. Важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Если люди избегают конфронтации, то организация нездорова. Поэтому задача менеджера - спроектировать конструктивный управляемый конфликт.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"