Деноминация 1998 г.
Основная статья: Денежная реформа в России (1998)
4 августа 1997 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ № 822, в соответствии с которым 1января 1998 года правительство и ЦБ провели деноминацию рубля[4]. Теперь 1 новый рубль равнялся 1000старых рублей. Изменился и международный код рубля с RUR на RUB. Вскоре после деноминации, 17августа 1998 года правительство объявило дефолт по внутренним обязательствам, а курс рубля сильно упалпо отношению к другим валютам. Несмотря на то, что эти два события отстоят друг от друга более, чем наполгода, люди их необоснованно связывают между собой.
В течение 1998 года параллельно обращались старые и новые деньги, а цены указывались как в старых, таки в новых деньгах. В общей сложности в этот период законным платёжным средством являлись:
Старые деньги
Банкноты Банка России образца 1993 года (в том числе выпуска 1994 года)
Банкноты Банка России образца 1995 года
Монеты Банка России выпусков 1992—1996 годов
Монеты Госбанка СССР выпусков 1961—1991 годов
Монеты Госбанка СССР 1, 2 и 3 копейки выпусков до 1961 года
Новые деньги
Банкноты Банка России образца 1997 года
Монеты Банка России образца 1997 года
С 1 января 1999 года старые деньги утратили платёжность, однако в соответствии с упомянутым указомПрезидента и положением Банка России от 15 декабря 1998 года № 63-П[5] обменивались во всехотделениях Банка на новые в количествах, кратных 1 новой копейке до 2002 года (позднее этот период былпродлён до 2003 года), то есть теоретически существовала возможность обменять тысячу советских копеекна одну российскую.
8) Парижская
валютная система (1816-1914 гг.)
В ее основу был положен золотомонетный
стандарт. Золотомонетный стандарт —
это собственная (классическая) форма
золотого стандарта, связанная с использованием
золота и золотых монет в качестве денежного
товара. Действовал с 1816 по 1914 г. (впервые
официально введен в Великобритании),
в основу Парижской валютной системы был
положен в 1867 г. Характерными признаками
золотомонетного стандарта являются исчисление
цен товаров в золоте, обращение золотых
монет и их неограниченная чеканка государственными
монетными дворами для любых владельцев,
свободный обмен кредитных денег на золотые
монеты по номиналу, отсутствие ограничений
на ввоз и вывоз золота; обращение на внутреннем
рынке наряду с золотыми монетами и банкнотами
неполноценной разменной монеты и государственными
бумажными деньгами с принудительным
курсом.
Парижская валютная система
признала золото единственной формой
мировых денег. Банки свободно меняли
банкноты на золото. При этом в развитых
странах законодательно фиксировалось
золотое содержание национальной денежной
единицы, т. е. золотой паритет.
Золотой паритет — соотношение денежных единиц
различных стран по их официальному золотому
содержанию. Он служил основой формирования валютных курсов и был отменен МВФ в
1978 г.
Позднее введен золотослитковый
стандарт — это урезанная форма золотого
стандарта, предусматривающая обмен кредитных
денег не слитки золота весом 12,5 кг. Золотослитковый
стандарт действовал с 1914 по 1941 г.
Постепенно наряду с золотом
в международных расчетах стали использоваться
доллары США и фунты стерлингов. Так появился
золотодевизный стандарт, положенный
в основу Генуэзской валютной системы.
Генуэзская
валютная система (1922-1944 гг.)
Золотодевизный (золотовалютный стандарт) —
урезанная форма золотого стандарта, предусматривающая
обмен кредитных денег на девизы в валютах
стран золотослиткового стандарта и затем
на золото. При золотодевизном стандарте
валюты одних стан ставились в зависимость
от валют других стан, обесценение которых
вызвало неустойчивость соподчиненных
валют. Действовал с 1922 по 1944 г.
Бреттон-Вудская
валютная система (1944-1976 гг.)
В ней сохранялось некоторое
подобие золотодевизного стандарта, особенность
которого в том, что был, во-первых, золотодевизный
стандарт только для центральных банков,
а во-вторых, при этом только доллар США
обменивался на золото, т. е. это был золотодолларовый
стандарт.
Основные принципы системы:
сохранение функции мировых
денег за золотом при одновременном использовании
в качестве международных платежных и
резервных валют национальных денежных
единиц (доллар);
обязательность обмена резервной
валюты на золото иностранным правительственным
учреждением и центральным банкам по официальному
курсу (35 долларов США за тройскую унцию);
взаимное приравнивание и обмен
валют на основе согласованных с МВФ, выражаемых
в золоте и долларах США валютных паритетов,
которые должны быть стандартными;
жесткая привязка валют к доллару
(допустимое отклонение рыночных валютных
курсов — не более 1%).
В 1969 г. МВФ были введены для
расчетов специальные права заимствования
СДР, и золотодевизный стандарт был заменен
стандартом СДР. В августе 1971 г. правительство
США официально прекратило продажу золотых
слитков на доллары.
Ямайская
валютная система (1976 г. — по настоящее
время)
была оформлена соглашением
стран — членов МВФ в г. Кингстоне (январь
1976 г.) и установила следующие характерные
принципы этой системы:
Введен стандарт СДР вместо
золотодевизного стандарта.
Юридически завершена демонетаризация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.
Странам предоставлено право
выбора любого режима валютного курса.
МВФ призван усилить межгосударственное
валютное регулирование.
Эти принципы за некоторыми
изменениями действуют и по сей день.
В результате интеграции экономик
в марте 1979 г. между странами Европейского
экономического сообщества (ныне Европейский
союз (ЕС)) была создана Европейская валютная
система (ЕВС). Ключевым моментом являлось
создание европейской валютной единицы
— ЭКЮ, курс которой устанавливался на
базе корзины 12 валют стран — членов Европейской
валютной системы.
В июне 1996 г. были определены
новые параметры Европейской валютной
системы, которая вступила в силу с 1 января
1999 г. одновременно с началом функционирования
Валютного союза. В странах Европейского
союза была введена единая коллективная
валюта евро.
9) Понятие "безопасность" означает
отсутствие, нейтрализацию опасностей,
угроз, а последние связаны в своей основе
с борьбой за экономические ресурсы, поэтому
экономической теории должна принадлежать
ведущая роль в разработке проблем обеспечения
безопасности вообще, и социально-экономической
в частности.
Политика
в области обеспечения социально-экономической
безопасности (СЭБ) неизбежно связана
с необходимостью перенаправлять ресурсы
общества на развитие определенных отраслей
промышленности, импорта технологий, строительства
инфраструктуры, которые напрямую не только
не представляют интереса с точки зрения
получения сравнительных преимуществ,
но и даже не могут в длительной перспективе
их принести. Тем не менее, поскольку СЭБ
должна учитывать весь спектр угроз, в
том числе внешних и неэкономических (но
в конечном итоге опосредованно влияющих
на экономику страны), такие меры являются
действительно важными.
укрепление социально-экономической
безопасности требует:
1) направления значительных
ресурсов на непроизводственные
цели. В качестве одного из
примеров укажем на то, что 2011
г. рост оборонных бюджетов Китая
и Индии составил более 10%; на
фоне сокращений таких расходов
в крупнейших развитых европейских
странах это говорит об однозначной
важности сделанного выбора;
2) реализации программ
развития определенных отраслей
и видов производств с прицелом на
создание их полных циклов и способности
в ближайшем будущем исключить или значительно
снизить технологическую и производственную
зависимость от других стран по широкому
спектру промышленных и информационных
технологий;
3) радикального повышения
(пусть только в отношении части
населения) образовательного, культурного
и материального уровня, накопления
знаний и навыков как фундамента
будущего развития страны. Кажущаяся
внешняя нерациональность направления
средств на цели догоняющего
развития в области современных
технологий и производств приводит
к качественному изменению в области человеческих
ресурсов.
В социально-экономической
безопасности различают внутреннюю и
внешнюю составляющие.
Внутренняя
составляющая характеризует состояние экономики
и общества по отношению к негативным
явлениям, порождаемым происходящими
экономическими, социальными и иными процессами
внутри страны и инициированным как естественным
ходом развития общества, так и целенаправленными
действиями отдельных социальных групп,
корпораций, предприятий в своих частных
и групповых интересах.
Внешняя
составляющая характеризует устойчивость
экономики и общества по отношению к тем
угрозам, источником которых являются
как естественные процессы в мировой экономике,
торговле, технологическом развитии, так
и целенаправленные действия отдельных
стран и групп стран, ущемляющие интересы
страны в этой сфере.
10) Социальная защита населения —
это одно из важнейших направлений социальной
политики государства, заключающееся
в установлении и поддержании общественно
необходимого материального и социального
положения вАШне всех членов общества.
Иногда социальную защиту трактуют
более узко: как обеспечение определенного
уровня доходов для тех слоев населения,
которые в силу каких-либо причин не могут
самостоятельно обеспечить свое существование:
безработных, инвалидов, больных, сирот,
стариков, одиноких матерей, многодетных
семей. Основные принципы социальной защиты:
обеспечение прав и свобод личности.
Она включает в себя:
1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и
означало создание государственной системы
материального обеспечения и обслуживания
пожилых и нетрудоспособных граждан, а
также семей с детьми за счет так называемых
общественных фондов потребления. Эта
категория по сути идентична категории
социальной защиты, однако последняя применяется
по отношению к рыночной экономике.
2. Социальные гарантии —
предоставление социальных благ и услуг
гражданам без учета трудового вклада
и проверки нуждаемости на основе принципа
распределения по потребностям имеющихся
общественных ресурсов этих благ. В нашей
стране к социальным гарантиям относят:
гарантированное бесплатное
медицинское обслуживание;
общедоступность и бесплатность
образования;
минимальный размер оплаты труда;
минимальный размер пенсии,
стипендии;
социальные пенсии (инвалидам
с детства; детям-инвалидам; инвалидам,
не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим
одного или обоих родителей; лицам, старше
65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим
трудового стажа);