Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 20:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика природопользования".
Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещ-ва минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.Используются в сфере производства товаров, промышленности, являются материальной основой и активным элементом роста производства.
Минеральное
топливо (уголь, нефть, природный газ) —
основной источник энергии и важнейшее
пром. сырье. Переработка минерального
топлива является базой формирования
промышленных комплек¬сов(нефтехимических,
газохимических, углехимических).Развитие
тяжелой индустрии, черной и цветной металлургии,
хим пром, применяются в виде лекарств
и радиоактив¬ных веществ для лечебных
целей, развитие строит.компл., для производства
цемента, кирпича, извести, стекла и керамических
изделий. Для минерально-сырьевых ресурсов
характерны: 1)резкая неравномерность
размещения; 2)невозобновляемость конкретных
видов ресурсов; 3)возмож-ть восполн.
разведкой, освоения но¬вых объектов;
4)разнообразие горнотехнич. и природно-экономич.
условий эксплуатации; 5)ограниченность
крупных и благоприятных месторождений,
(Среднегод. мировая добыча пол/иск
к к. XX в достигла 8-10 млрд т). Общая классификация полезных
ископаемых.Пол/иск-природное минеральное
образование земной коры неорганич и органич
происхождения, кот может быть использовано
в нар хоз-ве.Залежи горных пород, которые
обогащены одним или несколькими минералами
наз. минеральн месторождениями.ол/иск,
по колич, кач и усл залегания пригодные
для пром и хоз использования, наз. месторожде¬ниями
пол/иск. Пол/иск, в завис от обл хоз
применения, разделяются на группы:1)топливно-
23. Оценка минеральных ресурсов Беларуси. Основные пути рационального использования и охраны недр.
В настоящее время в недрах Бел. выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов мин-го сырья. Важнейшие - калийные и каменные соли, нефть, торф, бурые угли, сланцы. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли, (месторождениям Старобинский и Петриковский р-н). Запасы каменной соли оцениваются как практически неисчерпаемые. Есть два фосфоритоносных бассейна: Сожский - на востоке и Припятский - на юге. Железные руды (Околовское н Новоселковское). Болотные железные руды встречаются почти повсеместно. Минеральные воды использ. для целей санитарно-курортного лечения, а также реализуются через торговую сеть. Охрана недр - система мероприятий, обеспечивающая сохранение существующего разнообразия и рациональное использование геологической среды, образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих особую научную, историческую, культурную, эстетическую и рекреационную ценность.
Основные пути рационального использования и охраны недр Кодекс РБ о недрах (1997) определяет требования по рациональному использованию и охране недр:
1)соблюдение установл законодат порядка предоставл недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2)полное и комплексное геологическое изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов пол/иск; 3)недопущение порчи разрабатываемых месторождений пол/иск в результате пользования недрами;
4)обеспечение полного
24. Хозяйственный механизм природопользования (ХМП), его структурные звенья. ХМП в условиях становления рыночных отношений.
ХМП -система форм и методов организации и регулирования экономической жизни общества. Такими формами и методами выступают экономическая политика, организация прогнозирования, планирования, финансирования хоз-ных процессов, экономическое стимулирование, деят-ть правленческих структур, хоз-ное законод-во. Функции: 1)обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы; 2)согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждого работника, отдельных предпринимателей; 3)претворяет в жизнь экономическую политику государства, его стратегические цели и тактические задачи. ХМП включает в себя: 1)организацию управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов; 2)эколого-экономическое прогнозирование и планирование; 3)финансирование природоохранных мероприятий; 4)экономическое стимулирование рационального природопользования; 5)контроль и учет в экологической сфере; 6)экологическое нормирование, правовое регулирование. Основной задачей центральных органов управления становится разработка долгосрочной стратегии и научно обоснованной корпоративной базы природопользования.
25. Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рац. использования природных ресурсов.
Порядок планирования мероприятий по охране окружающей среды был закреплен в ст. 15 Закона "Об охране окружающей среды" (1992г). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах социально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ"(1998г). Объектами Похранного прогнозирования и планирования явл. отдельные природные комплексы и эколог. системы. Похранное прогнозирование и планирование осуществл.я на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и разме-щение производительных сил страны с учетом эколог. емкости территории. Прогнозирование, и планирование рац-го использ. отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (балансового, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию.
26. Управление природопользование: сущность, методы, функции.
УП- деят-ть гос-ва по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окруж. среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. Методы управления - способы воздействия на поведение и деят-ть управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопольз.-ия и охраны окруж. среды. Виды МУ: 1)администра-тивные- обеспечиваемые возможностью государственного принуждения;2)экономические- создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых эколог. мероприятий, решений органов управления в сфере ПП;3)соц.-психолог-ие- методы морального стимулирования, кот. реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей. Функции УП: 1)нормотворчество и законодательная инициатива в области ООС и ПП; 2)учет природных объектов и внедрение природных кадастров; 3)осуществление мониторинга окруж. среды; 4)эколог. контроль, экспертиза и аудит; 5)эколого-эконом. прогнозирование и планирование; 6)эконом. стимулирование Похранной деят-ти.
27. Особенности административного управления природопользованием: основные механизмы (инструменты) и их эффективность.
Функции админ-го управл: 1)планирование и прогнозирование; 2)проведение организационных мероприятий с выполнением детальной классификации предстоящих работ; 3)подбор и расстановку кадров; 4)повышение их квалификации с учетом новых требований; 5)технологические и санитарно-гигиеническое нормирование хоз-ной деят-ти, нормирование качества выпускаемой продукции и окр. среды; 6)выполнение контрольных и учетных функций, лицензирование разных видов ПП, проведение мониторинга окруж. среды, разработку эколог. правил, нормативно-правовых актов. Основными инструментами административного регулирования явл. стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые гос. органами, а также ряд ограничений и запретов на ПП, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования. Система эк-ких стандартов -установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и требований. Виды: 1)стандарты качества окружающей среды (допустимое состояние воздушного, водного бассейнов, почв); 2)стандарты воздействия на окр. среду определенного произв-го процесса; 3)эмиссионные стандарты - уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника после применения очистного оборудования.
28. Организационные структуры управления ПП.
Орг-ные структуры - система органов власти и управления ПП. К управлению ПП причастны все ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Закон "О местных органах власти" (1991г). Основным гос-ым органом управл. ПП в РБ явл. Мин-во природных ресурсов и ООС. В систему Минприроды входят: 1)департамент рыбоохраны; 2)департамент гидрометеорологии; 3)производ-ное объединение "Белгеология". Научные организации: 1)Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов, 2)Бел. научно-исследов-кий геологоразведочный институт, 3)Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды "Экомир", 4)Бел. научно-исследов-кий центр "Экология". А также: 1)МЧС РБ: 2)Департамент по надзору за безопасным ведением работ в пром-ти и атомной энергетике; 3)Мин-во здравоохранения РБ: 4)МВД РБ: 5)Гос-ный таможенный комитет РБ: 6)Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров РБ; 7)Комитет лесного хозяйства при Совете Министров РБ: 8)Управление делами администрации Президента РБ: 9)Бел. общество охраны природы, 10)Бел. общество охотников и рыболовов, 11)Бел. молодежное движение “Белая Русь", 12)Бел. социально-эколог. союз, 13)Бел. Эколог. партия "зеленых".
29. Правовое регулирование природоохранной деятельности. Закон РБ «Об охране окружающей среды».
Основу современного законодательства в области ООС и ПП составляют: Конституция РБ (15.03.1994 с дополнениями и изменениями от 24.11.1996). Закон РБ "Об охране окружающей среды"- январь 1993г. Закон призван обеспечить правовые основы Похранной деят-ти, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить эколог. основы охраны окруж. среды в интересах настоящего и будущих поколений. В законе определена роль высшего законод-го органа государства, правительства и местных Советов в выработке и реализации эколог-ой экспертизы, установлена юридическая основа для процесса эколог-ой экспертизы, эколог-го мониторинга, выделения природных охраняемых территорий и зон эколог-го бедствия; предусмотрено создание левых фондов для финансирования мероприятий по защите окруж. среды, введение компенсации за ущерб, нанесенный гражданам в результате загрязнения окружающей среды, что дает право судам рассматривать иски граждан или юридических лиц в связи с ущербом такого рода.
30. Сущность и задачи
мониторинга окружающей среды. Организация
системы наблюдения за состояни
Мониторинг окруж. среды - постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием - загрязнением, природными явлениями, кот. происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окруж. природной среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред: воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и наземным экосистем. Сущность: наблюдение и контроль за состоянием атм. воздуха, водных, биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов. Виды мониторинга:1)ноосферный- слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациям; 2)медицинский– слежение и контроль за показателями качества окружающей человека среды; 3)импактный – слежение за природными процессами и явлениями; 4)чрезв. ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий); 5)локальный (наблюдение за воздействием на окруж. среду промышленных объектов или отдельных источников); 6)биологический -слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром) с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников.
31. Основы эколог-го нормирования и стандартизации в области ООС.
Эколог-ое нормирование - процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окруж. природную среду. Цель:- обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду. Система эколог-го норм-ия: технологическая; научно-техническая; медицинская. Техн-кая способ-ть экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и окруж. природную среду. К научно-технич-му отн-ся способ-ть технических средств контролировать со6люденне пределов воздействия по всем направлениям. Медицинские определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы. К ним относятся ПДК вредных веществ, допустимые уровни радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. Кроме того, устанавливаются нормативные требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деят-ть, а также технологические, строительные и градостроительные правила, содержащие экологические требования. ПДК- макс. доп. масса вредного вещества в единице объема воздуха, воды или почвы, грунтов, других пород.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика природопользования"