Шпаргалка по международной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержи ответы на 49 вопросов по предмету "Международная экономика".

Содержание

1 Содержание понятия «международная экономика»: объекты, субъекты, струк-тура.
2 Группы стран в мировой экономике.
3 Международное разделение труда (МРТ): понятие и предпосылки развития.
4 Международная специализация и международное кооперирование производ-ства.
5 Тенденции развития международной экономики.
6 Открытая экономика: сущность, показатели, факторы, влияющие на степень открытости экономики.
7 Глобализация мировой экономики: сущность, субъекты, последствия.
8 Меркантилистская теория внешней торговли.
9 Теории абсолютных и сравнительных преимуществ (А.Смит, Д. Рикардо).
10 Теория Хекшера-Олина и ее последующее развитие (парадокс Леонтьева, тео-рема Столпера-Самуэльсона, теорема Рыбчинского).
11 Новые и новейшие теории международной торговли.
12 Демпинг: сущность, разновидности и последствия.
13 Мировая торговля товарами: особенности, структура, динамика развития.
14 Международная торговля услугами: сущность, виды, особенности регулиро-вания международного рынка услуг.
15 Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности (технологий, зна-ний, информации). Государственное и международное регулирование.
16 Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития.
17 Внешнеторговая политика: понятие, виды.
18 Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
19 Виды таможенных тарифов и их классификация.
20 Всемирная торговая организация (ВТО) и ее роль в регулировании мировой торговли.
21 Внешнеторговая политика Республики Беларусь. Перспективы вхождения Республики Беларусь в ВТО.
22 Сущность и формы, причины и последствия международного движения капи-тала.
23 Теории ПИИ.
24 Международная корпорация: понятие, черты, виды, роль в мировой экономике, мировой торговле, в процессе международного движения капитала.
25 Понятие и структура мирового рынка ссудных капиталов.
26 Рынок международного кредита: последствия (выгоды и потери).
27 Инвестиционный портфель: сущность, цели, виды.
28 Международный рынок ценных бумаг: понятие, виды и характеристика.
29 Инвестиционная политика: содержание и структура. Понятия «инвестиционный режим», «инвестиционный климат».
30 Свободные экономические зоны (СЭЗ) и их роль в национальной экономике. Оффшорные центры.
31 Анализ показателей платежеспособности страны при предоставлении между-народных кредитов.
32 Внешний долг и особенности международного кредитования РБ.
33 Международные и региональные финансовые организации и их кредитные механизмы. Международный валютный фонд (МВФ).
34 Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и мотивы, их определяющие.
35 Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины и эконо-мические последствия.
36 Современные тенденции развития миграции трудовых ресурсов.
37 Миграционная политика. Формы и методы государственного и международ-ного регулирования внешней трудовой миграции.
38 Республика Беларусь и международный рынок труда. Миграционная политика Республики Беларусь.
39 Экономическая интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, пре-имущества, экономические последствия. Эффекты интеграции.
40 Теории интеграции.
41 Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механизм функционирования.
42 Североамериканская модель интеграции (НАФТА).
43 Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТЭС).
44 Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ.
45 Платежный баланс: понятие, принципы составления.
46 Основные причины и виды появления диспропорций в платежном балансе.
47 Регулирование платежного баланса.
48 Платежный баланс Республики Беларусь.
49 Валютная система: понятие, элементы, виды и их характерные черты.

Вложенные файлы: 1 файл

шпорки.docx

— 126.11 Кб (Скачать файл)

- взаимопроникновением  национальных воспроизводственных  процессов;

-широким развитием  международной специализации и  кооперирования в производстве, НИОКР на основе прогрессивных  и глубоких их форм;

-подчинением глубоких  структурных изменений в экономике  стран-участниц стратегическим целям  интеграции;

-целенаправленным регулированием  интеграционных процессов, координацией  экономической стратегии и политики  стран-участниц;

-созданием специальных  межгосударственных и даже наднациональных  институтов в целях координации  действий стран-участниц, проведения  общей экономической политики  в тех или иных масштабах;

- региональным характером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33Североамериканская модель интеграции (НАФТА).

Соглашение о НАФТА  было подписано в 1994 г. США, Мексикой и Канадой. Этому соглашению предшествовало американо-канадское соглашение о  зоне свободной торговли. Территориально – это практически вся Северная Америка, центр силы – США, потенциал  которых определяет весомость всей коалиции. Ее специфика заключается  в следующем:

- импульсы к созданию  хозяйственного комплекса шли  снизу: от стремления к сотрудничеству  между американскими и канадскими  фирмами;

- соглашение охватывает  широкий круг вопросов: либерализация  торговли, инвестиций, сферы услуг,  права на интеллектуальную собственность,  экологические проблемы, трудовое  сотрудничество, межгосударственный  механизм разрешения споров;

- интеграционные процессы  «ассиметричны», за счет многократного  превосходства лидера, малого числа  участников и слабой связи  меду младшими партнерами. Каждый  из них ориентирован на центр  силы и в результате младшие  партнеры больше похоже на  конкурентов;

- практически отсутствуют  инструменты согласования экономической  политики, нет и наднациональных  институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34Основные интеграционные группировки  в Латинской Америке.

В Латинской Америке  существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 стран из 33 стран региона.

1. Латиноамериканская  ассоциация (ЛАИ). Создана в 1980 г.  на базе ЛАСТ (1960 г.).и включает 11 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Уругвай. Находится на этапе создания общего рынка.

2. Центральноамериканский  общий рынок (ЦАОР). Он создан  в 1961 г. 5 странами: Коста-Рика, Сальвадор,  Гватемала, Гондурас, Никарагуа.  Находится на этапе создания  таможенного союза. 

3. Андское сообщество  наций (1969 г.).включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла. Цель – создание общего Андского рынка.

4. Сообщество Карибских  государств (КАРИКОМ). Создано в 1973 г. в составе 14 стран: Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада,  Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, СентЛюсия, Сент-Винсент и Гренадины. Находится на этапе создания общего рынка и представляет собой одну из наиболее развитых интеграционных объединений развивающихся стран. Имеет систему межгосударственных органов.

5. Общий рынок стран  Южного Конуса (МЕРКОСУР). Образован  в 1991 г. 4 странами: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Соответсвует уровню общего рынка.

6. Организация восточнокарибских государств (1981г.). Включает 7 государств:

Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, ,Сент-Китс и Невис, СентЛюсия. Соответствует этапу общего рынка.

Предполагается, что в  Латинской Америке может появиться  аналог Евросоюза. Договор о создании нового политико-экономического союза  – Южно-Американского Сообщества наций (ЮСН) – подписан 12 странами 9.12.2004 г. ЮСН создано на основе двух торговых объединений – Сообщества Анд  и Южноамериканского общего рынка, а также с участием Чили, Суринами и Гайаны. Строиться ЮСН должен по примеру ЕС и в перспективе должен привести к полному экономическому и политическому единству стран Южной Америки. У граждан всего союза со временем появится единый паспорт, своя валюта, парламент, суд.

 

 

35Интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТЭС).

АТР – зона наиболее динамичного  экономического роста. Регион стремится  к усилению международной конкурентоспособности, характеризуется ростом потребления  и производства. Здесь в 1989 г. сформировано АТЭС – Азиатско-тихоокеанское  экономическое сотрудничество, куда входит 21 страна, включая США, Китай, Японию, Россию. На них приходится 60% мирового ВВП, 50% объема международной  торговли, 40% населения, т.е. больше, чем  на ЕС или Большую «8». Особенности этой интеграционной группировки состоят в следующем:

- имеет довольно аморфную  структуру, обходится без Устава  и учредительных документов;

- входят страны с  большими различиями в уровнях  развития и культуры и с  разной степенью участия. Объединяющим  мотивом столь разных партнеров  являются общие интересы по  созданию в будущем суперхозяйственного комплекса и стратегические интересы великих держав;

- системаобразующими центрами силы выступают Китай и Япония. США и Россия представляют центры силы в других региональных группировках, но имеют стратегические интересы в ЮВА;

- многие страны, входящие  в АТЭС, одновременно представлены  в других группировках (НАФТА,  ЛАИ, АСЕАН, СНГ и др.). Такая  многочленность сказывается на  многослойности и определенной  «рыхлости» структуры самой организации,  а также на спектре интересов  и механизме их согласования. Интеграция здесь проходит в  мягкой форме при опоре на  принцип «открытого регионализма».  В соответствии с ним страны-члены  берут на себя односторонние  обязательства по либерализации  торговли на основе режима  наибольшего благоприятствования,  тогда как классическая модель  интеграции предполагает согласованную  многостороннюю либерализацию в  рамках замкнутого объединения.  В итоге, либерализация в АТЭС  – явление менее согласованное  и менее обязательное, чем глобальная  либерализация в рамках ВТО. 

Страны АТЭС, сознавая организационную аморфность своей  организации, еще в середине 90-х  гг. приняли программу создания в  регионе к окончанию второго  десятилетия 21 века (развитые страны к 2010 г.). Зону свободной торговли и  инвестиций. Они нацелились также  на всеобъемлющий характер процесса либерализации, который должен соответствовать  стандартам ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45Валютный рынок: понятие, функции,  структура.

Валютный рынок - система  устойчивых организационно-экономических  отношений, возникающих в результате операций по купле-продаже инвалюты и различных валютных ценностей. Основные субъекты валютного рынка: ТНК, коммерческие банки, торгово-промышленные и финансовые компании, центральные  банки, биржи, международные и региональные организации, брокерские компании, частные  лица и др. Главными функциями валютного  рынка являются:

-формирование валютного  курса;

-предоставление  механизмов  защиты от валютных рисков, обеспечение  движения спекулятивных капиталов  и инструментов для  целей  денежно-кредитной политики центрального  банка.

На современном этапе  валютный рынок выглядит как совокупность национальных, региональных и мировых  рынков, грани между которыми  практически стерты. В зависимости  от степени организованности валютных рынков они подразделяются на биржевые и межбанковские. Вне зависимости от типа валютного рынка большая часть валютных сделок проводиться либо от имени, либо непосредственно банками, уполномоченными вести валютные операции.

Современным валютным рынкам  присущи следующие особенности:

-они относятся к  группе эффективных рынков, для  которых характерен большой объем  операций, огромное количество участников, достаточно свободный доступ  на рынок, доступность ценовой  информации;

-преобладание трансграничных  операций в общей массе заключаемых  сделок и их  высокая концентрация (более половины их приходится  на три мировых финансовых  центра:Лондон, Нью-Йорк, Токио);

- осуществление операций  круглосуточно, преобладание в  их числе  спекулятивных и  арбитражных операций;

- нестабильность курсов  валют;

- корректировка работы  валютных рынков со стороны  государств в целях  обеспечения национальной безопасности и реализации национальных  преимуществ;

- находятся под воздействием  международных правил валютного  регулирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48Валютные операции: фьючерсы и  опционы. Хеджирование. Спекуляции.

Валютные  операции –  это операции, связанные с переходом  собственности и иных прав на валюту. К ним относят операции, осуществляемые юридическими и физическими лицами по купле-продаже иностранной валюты, проведению международных расчетов, предоставлению и получению кредитов в инвалюте и т.д. Для целей  валютного регулирования валютные операции подразделяются на текущие  и операции, связанные с движением  капитала.

Валютные операции  предполагают сделки по купле-продаже  валюты. Они подразделяются на наличные, срочные и сделки своп.

Среди  наличных сделок преобладают сделки спот, когда платеж за купленную валюту производится в  момент оформления сделки или не позднее  двух банковских рабочих дней. Срочные  сделки связаны с поставкой валюты на срок более чем три дня  со дня заключения сделки. Они подразделяются на форварды, фьючерсы, опционы.

Форварды- обязательные  для исполнения соглашения между банком и клиентом  по покупке или продаже в определенный день в будущем определенной суммы иностранной валюты.

Фьючерсы- стандартные форвардные  контракты на валюту на биржевом рынке.

Опционы- сделки, при которых  владельцу опциона предлагается выбор: реализовать опцион по заранее  фиксированному курсу или отказаться от его исполнения.

Своп-сделка - одновременное  заключение спот и противоположной  форвардной сделки с одним и тем  же партнером.

Исходя из целей участников валютного рынка валютные операции  подразделяются на конверсионные (обмен  одной инвалюты на другую инвалюту), хеджирования  (страхование от валютных рисков), спекулятивные (принятие на себя валютного риска с целью получения  прибыли), арбитражные (получение прибыли  и разницы валютных курсов в относительно короткий промежуток времени).

 

46Европейская валютная система.

ЕВС - региональная валютная система, представляющая собой совокупность экономических отношений, связанных  с функционированием валюты в  рамках экономической интеграции. Ее характерными чертами являются:

- создание европейской  валютной единицы ЭКЮ. Она служила  общей счетной единицей и платежным  средством для государств ЕЭС.  Ее эмиссия была частично обеспечена  золотом, а условная стоимость  определялась по методу валютной  «корзины»;

- фиксация паритетов  валют всех стран - участниц  по отношению к ЭКЮ и расчет  на этой основе всех остальных  двусторонних паритетов;

- принятие обязательств  поддерживать колебания валютных  курсов в пределах ± 2,25% от  фиксированных паритетов (для  британского фунта и итальянской  лиры ± 6 %). В дальнейшем рамки  колебаний были расширены до  ± 15 % по причине валютного кризиса;

- автоматическое включение  механизма валютных интервенций,  если рыночные валютные курсы  удалялись от паритета более  чем на 75 % максимально допустимого  значения;

- образование Европейского  фонда валютного сотрудничества  для обеспечения  стран участниц  необходимыми финансовыми ресурсами.

ЕВС стала промежуточным  этапом на пути к экономическому и  валютному союзу ЕС, переход к  которому был определен Маастрихтским  договором (февраль  1992 т.). Этот Союз реализуется в три этапа:

1 этап - с середины 1990 года  по 1993 год - этап становления, в  рамках которого были выполнены  все подготовительные мероприятия.

2 этап (1994-1998гг.) делаются  более конкретные шаги по введению  единой валюты - евро. Главным организационным  событием этого этапа стало  создание Европейского валютного  института - предшественника Европейского  центрального банка.

3 этап (1999г. - середина 2002  г.) - этап постепенного введения  евро в обращение Главным   регулятором текущей денежно-кредитной  и валютной политики в ЕС  с  1.01.1999г. стала Европейская  система Центральных банков, которая  состоит  из  Центральных   банков стран-членов и Европейского  центрального банка. 

Страны, желающие перейти  к евро, должны, согласно Маастрихтскому соглашению, удовлетворять довольно жестким критериям: - бюджетный дефицит  не должен превышать 3% ВВП;

- государственный долг  не должен превышать 60% годового  ВВП;

- инфляция потребительских  цен не должна больше чем  на 1,5% превышать соответствующий  показатель трех наиболее благополучных  по данному критерию стран;

-процентные ставки  по долгосрочным государственным  долговым обязательствам не должны  превышать более чем на 2% процентную  ставку по долгам трех стран  с наименьшей инфляцией;

-страна должна  придерживаться  пределов колебаний курсов валют,  устанавливаемых ЕВС, в течение  2-х лет перед присоединением  к валютному союзу и не проводить  девальваций по собственной инициативе.

Информация о работе Шпаргалка по международной экономике