Шпаргалка по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:40, шпаргалка

Краткое описание

(23) Собственность как экономическая категория
Отношения собственности возникают лишь при условии существования как минимум двух субъектов. Примером может служить Робинзон Крузо, который имел вещи в собственном употреблении, но ему не с кем было вступать в отношения по поводу них, и поэтому его нельзя назвать собственником в полном смысле слова, по крайней мере, до появления Пятницы.
В обществах охотников и собирателей (палеолит, мезолит) понятия собственности сначала не существовало. Но в неолите, после возникновения производящего хозяйства, частной собственностью стали орудия труда, домашние вещи, жильё, скот. Позднее в частную собственность перешла и земля.

Вложенные файлы: 1 файл

ммикрик завтра.docx

— 125.43 Кб (Скачать файл)

В современной экономике рынки факторов производства выполняют разнообразные функции, благодаря которым обеспечивается ресурсное обеспечение всех субъектов хозяйственной деятельности, решаются задачи рационального использования ограниченных ресурсов, формируются хозяйственные связи, решается проблема: что, как и для кого производить.

Наиболее просто спрос на факторы производства — ресурсы определяется в предположении, что фирма приобретает какой-то ресурс на конкурентном рынке и продает свою продукцию тоже на конкурентном рынке.

Спрос на ресурсы как производный спрос. Спрос на ресурсы является производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Они удовлетворяют потребности потребителя косвенно, через производство товаров и услуг.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд отличий от товарных рынков. Здесь регуляторами являются не только экономические, но и социальные и социально-психологические факторы, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате. Предложение рабочей силы определяется в первую очередь демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой.

Рынок капитала. Важным элементом рыночной системы является рынок капитала и капитальных активов. Рынок капитала представляет собой совокупность материальных и денежных ресурсов, обращающихся на рынке и используемых в качестве факторов производства.

Капитал — сложное экономическое понятие. Во многих случаях он рассматривается как «накопленный труд», отождествляется со средствами производства или с определенной суммой денег. Капитал — это материальные и денежные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг. При этом главной его чертой является способность приносить доход. Капитал функционирует и в виде определенной суммы денег — денежный капитал, и как совокупность средств производства или капитальных активов — средств производства (производственный капитал), и как накопленный объем профессиональных знаний, производственного опыта (человеческий капитал).

Наиболее часто выделяют следующие формы капитала:

  • промышленный, действующий в материальной сфере производства;
  • торговый, используемый в сфере реализации товаров и услуг;
  • инвестиционный, который применяется в сфере долгосрочных капитальных вложений;
  • ссудный, выступающий в виде накопленной суммы денег.

Земля как фактор производства. С экономической точки зрения земля как фактор производства — это те производительные блага, которые не являются результатом человеческого труда и даны самой природой. К ним относятся земельные площади, лесные массивы, водные ресурсы, полезные ископаемые в недрах земли, воздушный бассейн, животный и растительный мир.

Важнейшей характеристикой земли является ее ограниченность и невозобновляемость (за исключением живой природы). Конечно, земля — это не только фактор производства, но и жизненное пространство, в котором осуществляется деятельность людей.

Особенности спроса на основные факторы производства

 В отличие от спроса  на обычные потребительские товары  индивидуального назначения, т.е. продукты  конечного потребления, спрос на  факторы производства имеет свою  специфику. Особенностью, специфической  чертой спроса на любые факторы  производства является то, что  он имеет производный, вторичный  характер по сравнению со спросом  на конечные потребительские  блага. Производный характер спроса  на факторы производства объясняется  тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся

спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения.

 Спрос на любой фактор  производства может возрастать  или снижаться в зависимости  от того, возрастает или снижается  спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного  фактора производства. Спрос на  факторы производства предъявляют  лишь предприниматели, т. е. та часть  общества, которая способна организовать  и осуществить выпуск продуктов  и услуг, необходимых для конечного  потребления. Предприниматели стремятся  обнаружить возможности получения  дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства  сообщают предпринимателям информацию  о ценах, технико-экономических характеристиках  товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т. д.

 Какие факторы влияют  на спрос на ресурсы? Тот факт, что спрос на любой ресурс  является производным от производимого  с его помощью продукта, означает, что спрос на ресурс будет  зависеть от его производительности  и рыночной стоимости (цены) товара, который производится с его  использованием. Таким образом, спрос  на ресурс будет изменяться, т.е. кривая спроса на ресурс будет  перемещаться, в результате:

 а) изменения в спросе, а соответственно и в цене  на продукт, который производится  с помощью данного ресурса;

 б) изменений в производительности  ресурса в силу либо роста  количества и повышения качества  иных ресурсов, в сочетании с  которыми используется данный  ресурс, либо в связи с повышением  качества самого указанного ресурса;

 в) изменений в цене  самих ресурсов.

 На спрос на факторы  производства влияет также то  обстоятельство, что факторы производства  могут использоваться их потребителями  только во взаимодействии и  взаимодополнении. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

 Следовательно, спрос  на факторы производства –  это взаимозависимый процесс, где  объем каждого привлекаемого  в производство ресурса зависит  от уровня цен не только  на каждый из них, но и на  все остальные сопряженные с  ними ресурсы и факторы.

(35) Предложение факторов производства

 На конкурентных рынках  цены факторов производства формируются  под влиянием как спроса, так и предложения.  Предложение факторов производства - это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим в данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках потребительских благ.

 Однако рынки факторов  производства имеют существенные  особенности. На них предложение  во многом зависит от специфики  каждого конкретного фактора  производства, как экономического  блага, которое может быть использовано  для получения дохода. В целом  же особенности предложения обусловлены  редкостью, ограниченностью экономических  ресурсов и прежде всего таких, как земля, труд природные ископаемые  ресурсы сырья и продукты их  переработки.

 Ограниченность, редкость  первичных экономических ресурсов  и производных от них факторов  производства относительна. Они  редки и ограничены по сравнению с потребностью в них производства для выпуска в каждый данный момент конечных благ.

 Если бы ресурсы  не были бы ограничены, они  были бы бесплатными, как воздух, а разнообразные потребности  людей были бы раз и навсегда  полностью удовлетворены. Отпала  бы необходимость в рынках  каких-либо товаров, не нужна была  бы экономика, и никто бы не  задумывался о ее надобности 

 Предложение факторов  производства испытывает на себе  действие закона редкости, ограниченности  ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, и, в частности, рынка предложения любого фактора производства.

 На рынках обнаруживается, что предложение каждого конкретного  фактора производства имеет различную  эластичность. Первопричиной здесь  также выступает закон ограниченности, редкости ресурсов. Вместе с тем  имеет место воздействие и  других факторов. Так, предложение  земли чаще всего неэластично, потому что в каждый данный  момент ее размеры фиксированы, а альтернативного фактора не  существует. Практически невозобновляемы и ископаемые ресурсы сырья. Однако их предложение более эластично, если найдены альтернативные ресурсы сырья /в том числе и искусственные виды сырья и материалов/.

(36) Количество переменных ресурсов фирмы определяет верхнюю границу ее выработки в краткосрочном периоде, или масштаб производства, так как прирост объема может быть осуществлен лишь за счет изменения переменных ресурсов. Для долгосрочного периода верхней границы производства не существует, так как может быть изменен масштаб производства.

Под масштабом понимается размер фирмы, измеренный объемом выпуска. Чем больше используется факторов производства, тем производство крупнее.

Отдача от масштаба производства

В долгосрочном периоде запасы любых ресурсов можно увеличить или уменьшить. «Инертные» и «мобильные» ресурсы становятся в рамках этого периода переменными. Значит, предприятие для приспособления к рыночному спросу может варьировать свой масштаб производства, пропорционально изменяя все используемые ресурсы.

Эффект масштаба – соотношение (коэффициент) изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов.

Положительный эффект масштаба. Возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки падают по мере увеличения объема выпуска продукции. Основным условием такой организации производства является специализация производства и управления. Причем по мере роста размеров производства увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении. Большие масштабы

производства позволят лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря его более глубокой специализации. Мелкие производства вообще не способны использовать труд специалиста-управленца по назначению.

Источником экономии, обусловленной масштабом производства, также является эффективное использование оборудования. Крупное оборудование более производительно и издержки по его использованию составляют 2/3 результата. Мелкое производство зачастую оказывается неспособным воспользоваться наиболее эффективным (с технологической точки зрения) производственным оборудованием. Результат такого положения – потеря технической экономии.

Экономия, обусловленная масштабами производства, во многом связана с возможностью развития побочных производств, выпуска продукции на основе отходов от основного производства. Здесь тоже крупное предприятие будет иметь больше возможностей, чем мелкое.

Все основные источники экономии, обусловленные изменением масштаба производства, тесно связаны с масштабом производства. Изменение масштаба производства в сторону увеличения создает положительный эффект масштаба. Однако это не единственный результат роста масштаба производства. По мере увеличения масштаба производства проявляется как экономия, так и ущерб.

Отрицательный эффект масштаба. Возникает при организации производства, когда долгосрочные средние издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции. Главная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с нарушением управляемости очень крупного производства.

По мере роста производство все больше попадает в зависимость от иерархических методов координации деятельности его персонала. С ростом иерархичности растут издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений. Для разветвленных организационных структур свойственна тенденция ослабления стимулов к проявлению личной инициативы и возникновения интересов,отличных от интересов производства. Вследствие этого требуются большие затраты для поддержания должного уровня мотивации сотрудников.

На крупных предприятиях снижается эффективность взаимодействия между его отдельными подразделениями, затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством.

(37) Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Однако необходимо отметить два важных момента, влияющих на спрос и соответственно цену ресурсов. Во-первых, спрос на факторы производства и уровень их цен являются производными от потребительского спроса; поскольку труд, капитал, земля необходимы, в конечном счете, для того чтобы произвести необходимые людям предметы потребления. Следовательно, спрос на тот или иной фактор производства зависит от спроса на товары, производимые с помощью этого фактора. Спрос на труд, капитал, землю- это всегда производный спрос. Например, спрос на труд ткачих определяется спросом общества на ткани; спрос на землю, пригодную для выращивания овощей, определяется спросом на овощи и т.д. Это значит, что размер спроса на тот или иной фактор зависит от его производительности при создании продукта и от цены товара, произведенного с помощью фактора.

Информация о работе Шпаргалка по микроэкономике