Эволюция денежно-кредитной политики и особенности её осуществления в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика – это комплекс мероприятий, проводимых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Проведение денежно-кредитной политики служит одним из способов, посредством которого достигаются устойчивые темпы развития экономики. В руках Центрального банка, грамотно использующего инструменты денежно-кредитной политики, она может стать той основой, на которой будет крепко держаться вся экономика страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Все показатели экономической безопасности продолжают выполняться, хотя установленные параметры достаточно жесткие. А сравнение с соседними странами свидетельствует, что госдолг нашей страны один из самых невысоких (Приложение Г).

Кроме того, в текущий момент все внешние госзаймы являются долгосрочными и рассчитаны на срок погашения более 5 лет. А долговой портфель характеризуется низкой стоимостью обслуживания (Приложение Д).

Предполагалось, что в 2011 г. Беларусь будет покрывать свои потребности в финансировании за счет чистых прямых иностранных инвестиций и внешних заимствований государственного и финансового секторов, источниками которых станут прежде всего страны СНГ [8]. После 2011 г. стране, скорее всего, потребуется ввести более гибкий обменный курс и ужесточить бюджетную и монетарную политику, чтобы сократить дефицит внешнего финансирования и сохранить доверие внешних инвесторов.

Сейчас, когда Беларусь начинает испытывать возросшую уязвимость к внешним факторам, объемы использования заемных средств в структуре государственных финансов страны меньше, чем во многих сопоставимых странах. В дальнейшем, по прогнозам, изменение долга будет составлять 5-6% ВВП в год, но из-за высокой инфляции государственный долг останется на уровне около 41% ВВП [11].

В период до 2012 г. предполагалось решение следующих задач:

- недопущение годовой  инфляции выше 5 %;

- создание третьего уровня  кредитно-финансовых учреждений - специализированных  небанковских кредитно-финансовых  учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц ;

- формирование золотовалютных  резервов на уровне, обеспечивающем  полное покрытие рублевой денежной  базы;

- достижение свободной  конвертируемости белорусского рубля на национальном и внешних валютных рынках;

Основной вектор преобразований в денежно-кредитной политике Республики Беларусь - переход к зрелым рыночным институтам и механизмам.

Считается, что в целом денежно-кредитная политика будет проводиться и четком соответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и повышение благосостояние населения.

2.2 Денежно-кредитная политика: ослабление белорусского рубля

Белорусские ученые предполагают, что управляемый курс национальной валюты в ближайшем будущем  еще больше понизится- он приблизится к нижнему краю установленного 8-процентного предела колебаний и, возможно, выйдет за его рамки.

В банковском секторе доминируют государственные банки, но правительство намерено их частично приватизировать.

Политика монетарной экспансии способствует появлению диспропорций.

Давление на курс белорусского рубля сохраняется, несмотря на девальвацию.

Национальный банк Республики Беларусь  заявляет, что его основной целью является внешняя и внутренняя стабилизация белорусского рубля. В январе 2009 г. НБРБ девальвировал рубль относительно доллара на 20% в связи с финансово-экономическим кризисом и нарастающим давлением на золотовалютные резервы страны. Одновременно рубль был привязан к корзине валют, поровну представленной российским рублем, долларом США и евро (до этого использовалась привязка только к одной валюте- доллару США). Установленный предел отклонений курса белорусского рубля к корзине валют теперь составляет 8%, что обеспечивает некоторую гибкость обменного курса.

В конце 2010 г. в стране отмечался значительный рост депозитов, номинированных в иностранных валютах, что, вероятно, было связано с существенным повышением зарплаты в государственном секторе. Последовавшие за этим интервенции НБРБ, имевшие целью предотвратить значительное обесценивание национальной валюты, привели к истощению доступных резервов — к концу года их объем составлял 2,5 млрд долл., что было эквивалентно платежам по счету текущих операций (СТО) в течение 1,1 месяца. Данный показатель покрытия операций по СТО резервами рассчитан без учета резервов, полученных правительством после обмена депозитами с коммерческими банками (последние производят заимствования за границей, а затем размещают в НБРБ валютные депозиты в обмен на белорусские рубли). Мы предполагаем, что в 2011 г. курс белорусского рубля еще более упадет — и даже, возможно, выйдет за рамки установленного предела колебаний, — если правительство не внесет значительных корректив в денежно-кредитную и бюджетную политику. Всеобъемлющие структурные реформы, направленные на повышение производительности труда, могли бы уменьшить необходимость в корректировке обменного курса [1].

Несмотря на то, что НБРБ собирался в 2011 г. увеличить резервы, реализация этих планов в значительной мере зависела от способности страны привлекать ПИИ, доступа к иностранным рынкам заемного капитала и от возможности договориться с МВФ о новой программе кредитования.

В 2010 г. инфляция возросла в основном в результате роста цен на продовольствие, но также и вследствие значительного расширения кредитования. Учитывая повышение цен на коммунальные услуги, а также сохраняющиеся послабления в денежно-кредитной политике, ожидалось, что в 2011 г. инфляция по-прежнему будет расти.

В стране по-прежнему доминируют государственные банки, но правительство намерено их частично приватизировать

Финансовый сектор является во многих отношениях самой либерализованной отраслью белорусской экономики. Иностранные инвестиции в акционерный капитал белорусских банков составляют приблизительно 25%, при этом 15% приходятся на вложения российских инвесторов. Государству принадлежат четыре из пяти крупнейших банков. Правительство неоднократно заявляло, что намерено продать миноритарные пакеты акций двух крупнейших банков, а также контрольные пакеты акций двух менее крупных банков. Однако оценивается прогресс в деле приватизации с осторожностью, полагая, что в дальнейшем он будет зависеть от политических приоритетов государства и срочных потребностей в притоке капитала.

В 2010 г. объем кредитования вырос примерно на 40%, в результате чего доля внутренних кредитов в ВВП увеличилась с 27% в 2006 г. до 59%. Доля валютных кредитов продолжает снижаться вследствие введения запрета на выдачу физическим лицам кредитов в иностранной валюте. Объем кредитования в рамках государственных программ вырос примерно на 30%, причем около половины этих средств было направлено в сельскохозяйственный сектор. Если в сфере кредитования отмечается снижение долларизации, то тенденция в сфере привлечения депозитов за годы кризиса сменилась на противоположную, что объясняет значительные разрывы в валютной структуре балансов многих белорусских банков.

2.3 Внешняя ликвидность

По оценкам, дефицит баланса Беларуси в 2010 г. увеличился. Это негативное изменение объясняется в основном неблагоприятным изменением цен на энергоносители, импортируемые из России. В 2011 г. состояние торгового баланса могло  улучшиться, если условия поставок энергоносителей из Россией были бы пересмотрены. Объемы экспорта возросли в связи с оживлением экономики основных торговых партнеров Беларуси, но импортная составляющая экспорта остается высокой, и правительство, создавая условия для быстрого роста кредитования в рамках программ, поддерживаемых государством, стимулирует внутренний спрос. На данный момент не  ожидается значительных улучшений в «ненефтяном» торговом балансе Беларуси до тех пор, пока не будут проведены новые структурные реформы. Баланс инвестиционных доходов также ухудшился в связи с увеличением процентных выплат и внешнего долга, что, скорее всего, продолжится в ближайшие годы.

Одной из основных проблем остается закрытие дефицита внешнего финансирования. Шансы на увеличение ПИИ в 2011 г. были  невелики. В последние годы основную часть ПИИ, поступающих в Беларусь (675 млн долл., или 1% ВВП в 2010 г.), составляли ежегодные выплаты «Газпрома» за покупку оператора газопровода «Белтрансгаз». Однако в 2010 г. они завершились. Так же не ожидалось  какой-либо крупной приватизации в 2011 г. Это долгий процесс, способный занять не мало времени.

О  значительной роли ПИИ в финансировании дефицита текущего баланса Беларуси в 2011 г. можно говорить только в том случае, если Беларусь либо уже заключила негласное соглашение с Россией, либо собирается его заключить в ближайшее время. Тем не менее заключение такого соглашения на высшем политическом уровне маловероятно.

Перспективы роста ПИИ в среднесрочном периоде благоприятны ввиду явно выраженной тенденции к повышению роли частного сектора в экономике. Предстоящее увеличение ПИИ и растущая роль частного сектора в экономике должны способствовать не только улучшению платежного баланса страны, но и достижению целей развития, поставленных правительством. 

Ожидалось,  что в 2011 г. правительство Беларуси будет производить внешние заимствования, а также привлекать средства через финансовый сектор. Согласно этому, страна сумеет мобилизовать необходимые ей ресурсы в краткосрочной перспективе путем выпуска еврооблигаций, а также использования возможностей других стран — России (напрямую) или Евразийского экономического сообщества (косвенно). Однако недавний рост внешних заимствований не станет долгосрочной тенденцией. Существующий дефицит внешнего финансирования по-прежнему оказывает давление на обменный курс белорусского рубля. Если правительство не обеспечит достаточно своевременное финансирование дефицита текущего баланса за счет внешних заимствований, у НБРБ могут возникнуть более серьезные проблемы с поддержанием колебаний валютного курса в установленных пределах. Не исключено, что МВФ примет заявку белорусских властей на новую программу, которая позволит улучшить ситуацию с внешней ликвидностью - особенно если ухудшатся возможности получения финансирования из России [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 Перспективы  развития денежно-кредитной политики  Республики Беларусь

На данный момент предполагается, что денежно–кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике.

Главными задачами являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики [12].

Направления реализации этих задач предусматривают:

- постепенный переход  в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;

- формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

- совершенствование системы  рефинансирования банков, основанной  на рыночных условиях формирования  цены ресурсов, что позволит повысить  эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;

- поддержание процентных  ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и  привлекательность ресурсов в  национальной валюте, а также  доступность банковского кредита  для нефинансового сектора экономики.

В результате названных действий, можно сказать, и будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс (минус) 10 %, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 — 8 % к концу пятилетия. Вследствие этого ожидается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5-6 % [7].

Совершенствование финансовой системы, повышение ее надежности и инвестиционного потенциала требуют развития финансового рынка.

Основные цели — формирование конкурентоспособного и информационно прозрачного финансового рынка, повышение его емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних инвестиций его участников, а также обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры [12].

Для обеспечения устойчивого экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно–финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы достаточные предпосылки для развития основных элементов инфраструктуры финансового рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.

При этом главными задачами банковского сектора будут повышение его устойчивости и эффективности, рост потенциала и совершенствование банковских инструментов.

Для решения задач банковского сектора необходимы:

- расширение спектра банковских  услуг и повышение их качества, внедрение современных стратегий продаж банковских услуг на розничном и корпоративном сегментах банковского рынка;

- совершенствование институциональной  структуры банковского сектора  за счет снижения его концентрации, привлечения частных инвесторов, оптимизации филиальной сети банков, развития банковской инфраструктуры;

Информация о работе Эволюция денежно-кредитной политики и особенности её осуществления в Республике Беларусь