Эволюция и формирование
валютной политики в странах Евросоюза
Еще в раздробленной средневековой Европе
неоднократно предпринимались попытки
ввести общую валюту: например, в 1392 г.
ганзейские города заключили валютный
союз и начали чеканить общую монету. В
XIX веке идеи создания общеевропейских
денег выдвигали Наполеон Бонапарт и Виктор
Гюго, предвидевший появление единой континентальной
валюты на всей территории Европы.
Уже после второй мировой войны - в 1950
г. был создан Европейский платежный союз,
в который вошли 17 западноевропейских
государств. Его целью стали борьба с жесточайшей
нехваткой долларов и восстановление
разрушенной войной валютно-финансовой
системы региона.
Реальная попытка ввести единую европейскую
валюту была предпринята в 1970 г. Воодушевленные
первыми успехами интеграции страны Общего
рынка решили, что настало время перейти
к валютному союзу. Участники союза должны
были ввести полную взаимную обратимость
валют, твердо зафиксировать обменные
курсы и в конечном итоге перейти к единой
валюте. Однако почти сразу стало ясно,
что задуманному не суждено сбыться. В
1971 г. доллар перестал размениваться на
золото, и начался затяжной кризис международной
валютной системы.
В конце 70-х гг. в Западной Европе появились
признаки выхода из стагнации, и в марте
1979 г. начала действовать Европейская
валютная система (ЕВС), существующая и
по сей день. В ее основу были положены
коллективная европейская единица - ЭКЮ
(European Currency Unit) и механизм регулирования
обменных курсов с жесткими нормативами
допустимых отклонений.
Условная стоимость ЭКЮ определялась
по методу валютной корзины, включающей
валюты всех 12 стран ЕС.
Новый этап в развитии западноевропейской
интеграции и создания единой валютной
политики начался с Единого европейского
акта, принятого в 1987г., и с программы создания
валютного и экономического союза, разработанной
комитетом Ж. Делора в апреле 1989 г.
"План Делора" предусматривал:
создание общего (интегрированного) рынка,
поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования
рыночного механизма во избежание злоупотреблений
монопольным положением, политикой поглощений,
слияний, государственных субсидий;
структурное выравнивание отсталых зон
и регионов;
координацию экономической, бюджетной,
налоговой политики в целях сдерживания
инфляции, стабилизации цен и экономического
роста, ограничения дефицита госбюджета
и совершенствования методов его покрытия;
учреждение наднационального Европейского
валютного института в составе управляющих
центральными банками и членов директората
для координации денежной и валютной политики;
единую валютную политику, введение фиксированных
валютных курсов и коллективной валюты
- ЭКЮ.
Кроме того, поставлена задача образования
политического союза ЕС к 2000 г., обязывающего
страны-члены проводить общую внешнюю
политику и политику в области безопасности.
На основе "плана Делора" к декабрю
1991 г. был выработан Маастрихтский договор
о Европейском союзе, предусматривающий,
в частности, поэтапное формирование валютно-экономического
союза. Договор о Европейском союзе подписан
12 странами ЕС в Маастрихте (Нидерланды)
в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил
в силу с 1 ноября 1993 г. Позднее к ЕС присоединились
Австрия, Финляндия, Швеция.
В соответствии с Маастрихтским договором
экономический и валютный союз реализовался
в три этапа.
Первый этап (1 июля 1990 г. - 31 декабря 1993
г.) - этап становления экономического
и валютного союза ЕС (ЭВС).
В его рамках устранены все ограничения
на свободное движение капиталов внутри
Европейского Союза, а также между Европейским
Союзом и третьими странами. Уделено особое
внимание обеспечению сближения показателей
экономического развития внутри ЕС, и
его страны-члены принимали там, где это
было уместно, программы такого сближения,
рассчитанные на несколько лет, в которых
определялись конкретные цели и показатели
антиинфляционной и бюджетной политики.
При подготовке введения евро как единой
денежной единицы такие программы представлялись
на рассмотрение Совету по экономическим
и финансовым вопросам ЕС (ЭКОФИН) и были
ориентированы на обеспечение достижения
устойчиво низких показателей инфляции,
оздоровления государственных финансов
и стабильности курсов валют в отношениях
между странами-членами, как это и предусматривалось
Маастрихтским договором.
Второй этап (1 января 1994 г. - 31 декабря
1998 г.) был посвящен дальнейшей, более конкретной
подготовке стран-членов к введению евро.
Главным организационным событием этого
этапа стало учреждение Европейского
валютного института (ЕВИ), выступающего
как предтеча Европейского Центрального
банка (ЕЦБ), основной задачей которого
являлось определение правовых, организационных
и материально-технических предпосылок,
необходимых ЕЦБ для выполнения своих
функций, начиная с третьего этапа введения
евро. ЕВИ отвечал также за усиление координации
национальных денежных политик стран-членов
в преддверии становления ЭВС и в этом
качестве мог выносить рекомендации их
центральным банкам.
Другими важнейшими процессами данного
этапа были:
принятие законодательства, запрещающего
поддержку деятельности государственного
сектора путем кредитования центральными
банками его предприятий и организаций
в странах-членах, равно как и прямое приобретение
центральными банками долгов государства;
тот же запрет на третьем этапе становления
ЭВС распространяется и на ЕЦБ;
принятие законодательства, отменяющего
привилегированный доступ предприятий
и организаций государственного сектора
к средствам финансовых институтов; аналогичный
запрет распространяется также и на ЕЦБ
на третьем этапе;
утверждение законодательных актов,
запрещающих брать на себя обязательства
государственного сектора одной из стран-членов
другой страной-членом или ЕС в целом;
эта мера получила название "оговорки
об отказе от поручительства";
формулирование требования о том, что
страны-участницы должны прилагать усилия
для недопущения чрезмерного дефицита
государственных финансов (показатель
бюджетного дефицита не выше 3% ВВП при
нормальных условиях развития и величины
государственного долга не выше 60% ВВП),
которое затем было подкреплено процедурой
наблюдения со стороны Совета ЕС за бюджетным
процессом стран-членов с вынесением им
рекомендаций о корректирующих мерах,
если такой чрезмерный дефицит имеет место;
принятие там, где это уместно, национального
законодательства, предоставляющего центральным
банкам стран-участниц уставную независимость
от их правительств с тем, чтобы уравнять
их правовой статус с аналогичным статусом,
предоставленным ЕЦБ.
2 мая 1998 г. Европейский Совет принял
решение о том, какие из стран
допускаются к переходу на
евро с начала третьей стадии
становления ЭВС. Ими стали Австрия,
Бельгия, Германия, Ирландия, Испания,
Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия,
Финляндия, Франция.
Третий этап перехода к единой валюте
(1999-2002 гг.). С 1 января 1999 г. фиксируются
валютные курсы евро к национальным валютам
стран - участниц зоны евро, а евро становится
их общей валютой. Она заменяет также ЭКЮ
в соотношении 1:
1. Начала свою деятельность Европейская
система центральных банков (включает
ЕЦБ и центральные банки стран
ЕС, перешедших на евро), которая
использует евро для формирования
единой денежной политики стран-участниц.
В 1999-2002 гг. во взаимных безналичных расчетах
параллельно используются евро и привязанные
к ней национальные валюты, осуществляется
номинация в евро всех государственных
и частных финансовых активов и пассивов
зоны. Начала осуществляться единая денежно-кредитная
и валютная политика Евросоюза.
Основными целями экономической, денежной
и валютной политики стали: стимулирование
экономического роста и занятости при
обеспечении стабильности цен и укреплении
международных позиций евро.
ЕСЦБ взаимодействует с центральными
банками стран-членов, в том числе определяет
для каждого из них квоты допустимой эмиссии,
проводит текущее наблюдение за конъюнктурой
кредитных и валютных рынков ЕС, готовит
решения ЕСЦБ и при необходимости осуществляет
вместе с национальными ЦБ интервенции
в ход развития этой конъюнктуры. Основными
инструментами политики ЕСЦБ являются:
а) таргетирование (установление целевых
ориентиров основных денежных агрегатов
с целью контроля над инфляцией);
б) установление пределов колебаний основных
процентных ставок, в том числе с целью
их сближения по всей зоне евро;
в) операции на открытом рынке;
После финансового кризиса 2008 г. в континентальной
Европе произошли серьезные структурные
изменения, в результате которых повысился
отрицательный эффект переноса, а степень
вмешательства ЕЦБ в экономические процессы
возросла.
Решения, принятые монетарным регулятором
в 2009 г. соответствуют стратегии девальвации
евро и отражают усиление антикризисной
направленности политики денежных властей
данная стратегия действует по сей день
Список использованной
литературы
1. Джон К. Халл Опционы,
фьючерсы и другие производные
финансовые инструменты Options, Futures and
Other Derivatives - 6-е изд. - М.: Изд-во: Вильямс,
2007. - С.1056.
2. Буневич К.Г. Международные
валютно-кредитные отношения - M.: Изд-во:
МИЭМП, 2010. - 95 с.
3. Гусакова Н.П. Международные
валютно-кредитные отношения. Учебник
/ под общ. ред - М.: Изд-во: ИНФРА-М, 2008.
- 314 с.
4. Щеголева Н.Г. Валютный
рынок и валютные операции - М.:
Изд-во: Московская финансово-промышленная
академия, 2005. - 157 с.