Эволюция предмета экономической теории, и ее значение для развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая наука как и медицина, технические науки или любая другая область исследования жизни, не дает все же полного понимания всех тех явлений, с которыми она имеет дело. В экономической науке ограниченность понимания обусловлена, в частности, необходимостью опираться в основном на не экспериментальные данные, а также разнообразием и подчас непредсказуемостью человеческого поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ... 4
1.1.Экономика и экономическая наука………………………………….. 4
1.2.Предмет экономической теории…………………………………….....7
1.3.Функции экономической теории и ее место в системе экономических наук………………………………………………………………9
1.4.Методология экономической теории…………………………………11
1.5.Экономические категории и законы…………………………………..14
Глава 2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.………………………………………………………………………...16
2.1.Зарождение экономической мысли. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья…………………………………………………………...16
2.2.Первые школы экономической теории. Меркантилизм. Физиократы………………………………………………………………………20
2.3.Классическая школа политической экономии……………………….22
2.4.Экономические теории, альтернативные классической политэкономии…………………………………………………………………...30
2.5.Современные школы экономической мысли………………………...36
Заключение………………………………………………………………..51
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 95.23 Кб (Скачать файл)

Сен-Симон полагал, что  человеческое общество, накапливая знания и совершенствуя хозяйство, в  своем развитии проходит три стадии: рабовладельческую, феодальную и промышленную. Наиболее прогрессивен промышленный строй, и будущее, по мнению экономиста, принадлежит  крупному промышленному производству и промышленникам. Он вводит понятие  индустриализма. По Сен-Симону, пролетариат и буржуазия образуют единый класс «индустриалов». Именно Сен-Симон при распределении благ вводит формулу «от каждого по способностям, каждому по труду». Ученый полагал, что в будущем обществе будут важны не только материальные условия, но и духовные качества людей.

К сведению. Сен-Симон родился в Париже и вырос в наследственном замке на севере Франции. Он получил хорошее образование. Сен-Симон был очень богат, но за годы революции он потерял свое состояние и чудом спасся от гильотины. Однако предприимчивый и талантливый молодой человек занялся финансовыми спекуляциями и вновь смог обогатиться. Занятия бизнесом сочетает с изучением естественных наук, политической экономии. Приверженец социалистических идей, он отказывается от графского титула и дворянского звания. Последние 20 лет жизни Сен-Симона наполнены лишениями и интенсивным творчеством. Оказавшись без средств существования, он искал любой заработок. На старости лет попал под суд по обвинению в оскорблении королевской фамилии.

Ш. Фурье также осуждал  капиталистическую систему хозяйствования, взамен которой предлагал создание трудовых товариществ — фаланг, которые располагались бы в огромных помещениях — фаланстерах. Численность фаланг составляет 1—2 тысячи человек. Объединенные в ассоциации люди коллективно трудятся и отдыхают. Строй ассоциации позволяет, по его мнению, создать крупное коллективное и механизированное сельское хозяйство и промышленное производство. Такой хозяйственный механизм позволит перейти к общественной собственности. Роль государства в таком обществе, по мнению Фурье, крайне незначительна.

К сведению. Единственный сын в семье, Ш. Фурье унаследовал состояние и дело своего отца, который был состоятельным купцом. Образование он получил в учебном заведении иезуитов. Демонстрировал отличные способности к наукам, литературе, музыке. За годы революции все имущество Ш. Фурье погибло, сам он некоторое время провел в тюрьме. Себе на жизнь Фурье зарабатывал службой в торговых домах Парижа и Лиона.

Р. Оуэн был категорическим противником частной собственности. Он полагал, что на смену частной собственности и личному интересу должна прийти общественная собственность и общий труд. Он выдвигал идею коллективного владения средствами производства. Деньги, по его мнению, должны быть отменены, их следует заменить квитанциями, удостоверяющими количество затраченного работником труда. Оуэн, в отличие от названных ранее экономистов, свои теоретические воззрения попытался осуществить на практике. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия, где попытался создать идеальную промышленную общину. Рабочий день на предприятии длился 10,5 часов вместо обычных 16 часов, создавались детские сады и школы, работала народная дружина по поддержанию порядка, уголовные наказания не применялись. В результате выросла производительность труда, реальный доход на душу населения был гораздо выше, чем на аналогичных предприятиях, бизнес процветал. Однако после конфликта с совладельцами Оуэн был вынужден уйти, и блестящий эксперимент закончился.

К сведению. Р. Оуэн родился в семье мелкого лавочника. Рос талантливым и способным к наукам ребенком. Однако ему не удалось завершить школьное образование. Тяжелое материальное положение вынудило его искать работу, долгое время он работал приказчиком на мануфактурных предприятиях. Оуэн сумел завести собственное небольшое прядильное предприятие, затем стал управляющим и совладельцем крупной текстильной фабрики. Будучи длительное время крупным фабрикантом, Оуэн реализовал мероприятия по решению социальных проблем рабочих в условиях фабрично-заводской организации общественного производства.

У истоков исторической школы стоял немецкий экономист Фридрих Лист (1789—1846). Лист отрицал существование общих экономических законов капитализма, выявленных классической политической экономией. Он обвинял классическую политэкономию в том, что она чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивает значение исторических фактов, связанных с прошлым и настоящим. По его мнению, экономическая теория является не универсальной, а национальной наукой; экономические законы специфичны для каждой страны. Экономист полагал, что богатство нации определяется уровнем развития производительных сил общества, к которым относил и производство, и образование, и науку, и религию, и армию.

К сведению. Отец Ф. Листа был состоятельным ремесленником. Лист получил хорошее школьное образование, после чего пытался помогать отцу в мастерской. Юношу отдали в учение к писцу, где он достиг больших успехов. Лист поступил на государственную службу, которой отдал десять лет. Затем занимал должность профессора кафедры государственного управления. Лист не являлся профессиональным ученым-экономистом. Он обладал большим талантом литератора и оратора. Значительную роль в его жизни играла парламентская деятельность.

Наиболее полное развитие немецкая историческая школа получила в работах Вильгельма Георга Фридриха Рошера (1817-1894), Бруно Гильдербранда (1812-1878), Луйо Брентано (1844—1931), Густава фон Шмоллера (1838—1917), Карла Бюхера (1847—1930). Представители этого научного направления утверждали, что у каждого народа в разные исторические эпохи существовали свои законы, формировавшиеся не только в зависимости от экономической деятельности людей, но и от их традиций, быта, религии, общественных учреждений. Иными словами, историческая школа предлагала заменить общую экономическую теорию экономической историей отдельных стран. Экономисты отрицали революционные изменения в экономике и общественной жизни, признавали только эволюционную форму развития.

2.5.Современные школы экономической мысли

К числу современных направлений  экономической мысли принято  относить экономические школы, сформировавшиеся в конце XIX — начале XX в. Экономическая  наука этого периода получает все более прикладной характер.

Новое течение экономической  мысли — маржинализм — сформировалось в 30-х гг. XIX в. В научной литературе переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей классической политэкономии нередко характеризуют как «маржинальную революцию».

Маржинализм (от французского «marginal» — предельный) исследовал как микроэкономические, так и  макроэкономические явления исходя из использования предельных (максимальных или минимальных) величин. Основоположниками этого учения были Антуан Огюстен Курно (1801 -—1877), Иоганн Генрих фон Тюнен (1783—1850), Герман Генрих Госсен (1810—1858), научные идеи которых при жизни признания не получили.

А. Курно — французский  математик, философ, экономист, профессор  математики, сочетавший профессиональные исследования в области теории вероятностей с изучением проблем экономического развития. Он первым в экономической науке предпринял попытку исследовать экономические явления с помощью математических методов. Ученый исследовал не экономику в целом, а поведение отдельных производственных фирм, разработал модель максимизации прибыли монополистом. А. Курно впервые ввел понятие эластичности спроса — изменения спроса в ответ на изменение цены.

И.Тюнен — немецкий помещик, математик, экономист — положил  начало теории размещения производительных сил. Он ввел понятие «производственной  функции», зависящей от труда и  капитала и позволяющей определить предельную производительность труда и капитала.

Г. Госсен — немецкий юрист, экономист — объяснял поведение людей стремлением к получению максимума полезности. Госсен ввел понятие «предельной полезности», означающей полезность последней единицы какого-то ограниченного запаса материального блага. Им сформулированы два закона, которым впоследствии было присвоено его имя. Первый закон Госсена гласит, что полезность блага убывает по мере увеличения наличия данного блага (закон убывающей предельной полезности). Второй закон Госсена утверждает, что рациональное потребление устанавливается при равенстве предельных полезностей потребляемых благ.

Маржиналистская революция  проходила в два этапа. Первый этап пришелся на 1870-е гг., когда сформировались и были обобщены первые идеи маржинального анализа и на базе работ экономистов-математиков возникла математическая школа экономической науки. Этот этап развития маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии, гак как оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Ведущими представителями этого этапа маржинальной революции были Карл Менгер (1840-1921), Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882), Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910).

К. Менгер изучал человеческие потребности, которые он рассматривал как неудовлетворенные желания. По мнению экономиста, именно они являются исходным пунктом экономического поведения людей. Удовлетворению потребностей служат блага, которые Менгер разбивает на порядки (шкала Менгера). блага первою порядка — самые насущные (потребительские блага), обеспечивают удовлетворение насущных нужд человека. блага второго и прочих порядков используются для производства потребительских благ. К. Менгер явился основателем австрийской школы маржинализма. Ее дальнейшее развитие связано с именами Фридриха фон Визера (1851 — 1926), Эйгена Бём-Баверка (1851-1914).

К сведению. К. Менгер — австриец, профессор кафедры политической экономии, основатель австрийской школы маржинализма. Менгер — дворянин по происхождению — всегда придерживался либеральных взглядов на проблемы социально-экономического развития общества. Он получил юридическое образование, некоторое время работал журналистом и экономическим обозревателем при правительстве. Серьезная научная работа позволила ему получить в университете сначала должность приват-доцента, а затем профессора кафедры политической экономии.

У. С. Джевонс главную задачу экономической науки видел в  изучении потребления. По его мнению, максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является сугубо экономической задачей. Ученый полагал закон убывающей предельной полезности основным законом потребления. Джевонс развил теорию обмена. В своих трудах сформулировал теорию, согласно которой соотношение между обмениваемыми товарами равно обратному отношению их полезностей.

К сведению. У. С. Джевонс — английский профессор логики, философии и политической экономии. Родился в многодетной семье (девятый ребенок), поступил в университет, где изучал химию и математику. В конце обучения увлекся экономической наукой. В последствии был принят в колледж для преподавания политической экономии. Последние годы жизни работал в должности профессора кафедры политической экономии в университете. К сожалению, своей научной школы не создал. Профессиональную и научную карьеру прервал трагический случай: в возрасте 47 лет Джевонс утонул.

Л. Вальрас — швейцарский  экономист, профессор, основатель лозаннской школы маржинализма — утверждал, что математические методы позволяют гораздо точнее, чем любые другие, осуществить экономический анализ. Экономическая наука обязана Вальрасу построением первой модели общего равновесия. В этой модели экономист исходил из предположения, что потребители, в соответствии с рыночными ценами, стремятся максимизировать полезность своих денежных доходов; производители также стремятся к максимизации своей прибыли, выбирая оптимальное сочетание факторов производства. В результате предельная цена предложения блага уравнивается с ценой спроса на него. В модели Вальраса через систему уравнений количественно описана взаимосвязь между основными экономическими показателями производства и обмена. Вальрас рассматривал проблему экономического равновесия в условиях статики. Представителем математической школы политэкономии был Вильфредо Парето (1848—1923). Парето — итальянский экономист, профессор — пытался математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая цену. В отличие от Вальраса анализировал не только экономику свободной конкуренции, но и различные типы монополизированных рынков. Сформулировал закон распределения доходов (так называемый закон Парето).

Второй этап маржинальной революции приходится на 90-е гг. XIX в., когда идеи маржинализма стали  популярными и признанными во многих странах. Для этого этапа  характерен отказ от субъективизма, его можно рассматривать как формирование неоклассического направления экономической мысли. Ведущие представители — Альфред Маршалл (1842—1924) и Джон Бейтс Кларк (1847-1938).

А. Маршалл — английский экономист, основатель кембриджской школы политэкономии. Именно он предложил заменить термин «политическая экономия» на «economics». Движущей силой экономики ученый считает экономическую свободу и конкуренцию. Много внимания уделяет анализу спроса и предложения и, соответственно, механизму ценообразования. Он выдвигает положение о том, что цена определяется двумя факторами — предельной полезностью и издержками производства. Поэтому решающее значение для процесса ценообразования играет функция спроса-предложения. По Маршаллу цена устанавливается, когда величина спроса равна величине предложения. Экономист вводит понятие эластичности спроса по цене, выражающее меру, в какой объем спроса реагирует на изменение цены.

К сведению. А. Маршалл родился в семье служащего. Родители готовили его к духовной карьере. Однако Маршалл не разделял взглядов родителей и, заняв деньги у родственников, отправился учиться в Кембриджский университет. Заканчивает университет с отличием и остается в нем для преподавательской работы, которая становится основным занятием его жизни. Один из организаторов Королевского экономического общества (1890).

Дж. Б. Кларк — американский экономист, основатель американской школы маржинализма. Он одним из первых рассмотрел экономику в двух состояниях — статики как исходном состоянии, и динамики. Экономическая статика — изучение стационарного общества, т. е. общества в котором отсутствуют всякие изменения; изучение равновесного состояния общества без учета процесса развития. Экономическая динамика — изучение изменений экономических процессов во времени. Образование предпринимательской прибыли, по Кларку, возможно только в условиях развивающегося общества, т. е. экономической динамики. Основоположник теории предельной производительности, в соответствии с которой если хотя бы один фактор производства остается неизменным, то приращение остальных факторов будет давать все меньший прирост продукции, т. е. в процессе производства наблюдается убывающая производительность труда и капитала.

К сведению. После окончания колледжа на родине Дж. Б. Кларк учится и европейских университетах. При этом ему приходится дважды прерывать учебу, чтобы вести дела на принадлежавшем семье предприятии. Получив образование, посвящает себя преподавательской деятельности. Его студен том. любимым учеником, а в последствии жестким критиком был Т. Веблен, ставший известным социологом и экономистом.

Информация о работе Эволюция предмета экономической теории, и ее значение для развития общества