Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 20:48, реферат
Ни в отечестве, ни в зарубежной литературе пока не существует единой оценки и даже общепринятого определения свободной экономической зоны. Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоны было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 г. В ней говорилось, что под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам.
Эволюция создания и развития свободных экономических зон
За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических зон (СЭЗ) стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. В мировой практике они появились в конце 50-х - начале 60-х годов и получили широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале 90-х годов по разным оценкам в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон. Через них проходит 1 / 10 мирового торгового оборота, а работает в них более 3 миллионов человек. По мнению западных экспертов, к 2000 г. через СЭЗ начало проходить до 30% мирового товарооборота.
Ни в отечестве, ни в зарубежной литературе пока не существует единой оценки и даже общепринятого определения свободной экономической зоны. Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоны было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 г. В ней говорилось, что под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам.
Можно сказать, что СЭЗ – это ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинными, таможенными и торговыми режимами, где иностранные фирм, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налогов и финансовых льгот.
Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.
Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде специальных зонах.
Мировая практика организации и функционирования экономических зон свидетельствует, что они создаются для достижения разнообразных целей.
Во-первых, главной целью создания СЭЗ является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечении таким путем роста их валютных поступлений.
Во-вторых, СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь импортозаменяющими товарами.
В-третьих, СЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике страны.
Первая документально известная свободная зона была провозглашена в 166 году до нашей эры властями греческого государства с целью содействия торговле на острове Делос. Здесь приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения административных формальностей. Остров Делос стал первой зоной свободной торговли и на протяжении почти столетия играл заметную роль в торговле между Западом и Востоком в качестве посредника.
Прообраз зоны свободной торговли простирался вдоль реки Западная Двина. Эта река в раннем Средневековье стала одним из важнейших торговых путей, соединивших арабский халифат с восточнославянским миром.
Исторически таким зонам предшествовало создание свободных портов, иными словами, территорий без пошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Первоначально свободные порты создавались для развития местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли.
Несмотря на это, началом первого этапа в развитии свободных экономических зон следует считать середину XIV века, когда в 1547 г. городом свободной торговли был объявлен г. Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. Фактический статус СЭЗ имели и города Ганзейского союза (север Германии).
В 1782 г. появилась зона транзитной торговли в Бангкоке, в 1819 г. в Сингапуре, в 1841 г. в Гонконге, в 1853 г. в Адене.
В 1934 г. Конгресс США утвердил закон о зонах свободной торговли с целью активизации внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек. После Второй мировой войны такие территории постепенно стали сменяться зонами, ориентированными на производство.
В целях противостояния жесткому таможенному режиму, сложности таможенных процедур и высоким пошлинам, которых придерживалось большинство европейских государств, в средние века в портовых городах Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко». Территория «порто-франко» отделяется от остальной территории города специальной таможенной границей. Движение товаров между «порто-франко» и зарубежными государствами было свободным, т.е. без таможенных формальностей и уплаты пошлин. При перемещении же товаров на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим. В таких районах интенсивнее развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, обеспечивалось снабжение населения товарами, которые не производились в данной стране, создавались новые рабочие места.
На смену «порто-франко» приходят «свободные гавани» или «свободные порты». В отличие от своих предшественников на территории «свободного порта» не разрешалось проживание лиц, не имевших отношение к эксплуатации и охране товаров, потребление ими товаров, не оплаченных пошлиной. При ввозе товаров из «свободных портов» внутрь страны, таможенные пошлины взимались в обычном порядке. Статус свободных портов имели Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в России - Одесса (с 1817 г.), Владивосток (с 1862 г.) и Батуми (с 1878 г.).
Этот вид зон свободных портов не утратил своей актуальности и по сей день. В настоящее время, по некоторым данным, в мире действует более 400 небольших «свободных портов», служащих для транзита, складирования товаров и торговли.
Для конца XIX в. и начала XX в. характерны существенные открытия в научно-технической сфере, которые революционизировали процесс производства и обусловили значительный экономический спад в ранее действовавших отраслях многих регионов мира. Наряду с этим углубляется международное разделение труда, растет вывоз капитала. Внешнеэкономические связи охватывают не только торговлю, но и другие сферы деятельности. Эти условия предопределили начало второго этапа в развитии свободных экономических зон.
На этом этапе в поисках средств вывода из экономического кризиса отдельных территорий и отраслей был использован опыт функционирования «свободных портов». Основателями новой концепции свободных экономических зон были англичане П. Халл и Г. Хаув, а также американец С. Бутлер. Особенность разработанной ими концепции заключалась в том, что в этих зонах заинтересованным предпринимателям предоставлялся ряд налоговых льгот:
- сужалась регламентация их деятельности со стороны государственных органов;
- разрешалось осуществлять ряд банковских и страховых операций, которые обычно запрещались действующим законодательством.
Такие меры способствовали активизации производственной, торговой, сервисной деятельности.
Изменяется характер и содержание предпринимательской деятельности в этих образованиях. Здесь, помимо коммерческой деятельности, разрешена обработка товаров, их производство, основываются специальные производства. Это обусловило создание новых рабочих мест, обеспечило занятость населения и увеличение прибыли. Впоследствии на их основе возникают «свободные экспортно-производственные зоны», предпринимательская деятельность в которых ориентирована на развитие экспортного потенциала и расширение производства товаров на экспорт.
Третий этап в развитии особых зон начинается во второй половине XX века и характеризуется очередным витком НТР, открытиями и реализацией новых достижений науки и техники, появлением многих независимых государств в результате антиколониальной борьбы.
На этом этапе широкое распространение получили «свободные экспортно-производственные зоны», но с новым характером их организации и функционирования. В конце 50-х гг. начало этому этапу положила Ирландия, создавшая такую зону в районе аэропорта Шеннон в 1959 году на основе использования национального научно-технического потенциала. С тех пор новый тип ''свободных экспортно-производственных зон'' добился весьма крупного успеха, распространившись преимущественно в развивающихся странах.
В 1978 г. была создана Мировая ассоциация зон экспортной переработки при Организации ООН по промышленному развитию. Цель этой структуры – сбор информации о СЭЗ данного типа, распространение информации о них, обучение управлению зонами.
Отличительная черта этих зон состоит в том, что на основе использования льготного правового и валютно-финансового режима в рамках этих зон обеспечивается развитие экспортоориентированных производств, привлекая для этого местные (государственные, региональные, частные) и иностранные ресурсы в форме прямых и косвенных инвестиций, выручку от экспорта промышленной продукции, передовую технику и технологию.
К началу 90-х годов XX в. число СЭПЗ нового типа, зарегистрированных в 120 странах мира, возросло до 300.
Этот период характеризуется также расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик ряда стран, что неизбежно сопровождается соответствующим развитием товарно-кредитных отношений, растущей взаимосвязанностью всех государств, их национальных экономик и финансовых рынков. Возникает потребность в квалифицированном обслуживании и стимулировании этих процессов. В связи с этим появляются новые специализированные виды зон: « свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические», «оффшорные» зоны.
Четвертым этапом можно назвать начало 80-х годов XX века, когда к процессам использования идеи свободных экономических зон присоединились постсоциалистические страны Европы, такие как Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Югославия, а также Азия - Китай и Вьетнам.
Анализ эволюции свободных экономических зон позволяет сделать вывод о том, что в своем развитии они прошли несколько этапов, причем каждый последующий из них характеризовался задачей расширения границ и форм международного сотрудничества, усложнением решаемых проблем и механизма хозяйствования.
Информация о работе Эволюция создания и развития свободных экономических зон