Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа
Экологические проблемы, выдвинувшись в разряд важнейших общечеловеческих проблем, являются комплексными и в силу интегральности научного знания касаются многих дисциплин, в том числе и экономических. В основе решения многих экологических проблем лежит слаженный экономический механизм рационального природопользования. Отдельные рычаги, направленные на рационализацию природопользования. Несмотря на определённые позитивные результаты, необходимо отметить, что коренного перелома в улучшении экологической ситуации не произошло. Причин здесь много, в том числе и неразработанность экономической теорией фундаментальных основ взаимодействия общества и природы.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экологическая проблема как глобальная проблема современности..5
1.1 Экологический кризис, его основные направления…………………………..5
1.2 Экономика экологического кризиса, обеспечение экологической безопасности……………………………………………………………………………7
Глава 2. Рациональное природопользование как основа экологической безопасности государства……………………………………………………………12
2.1 Понятие об экологической безопасности………………………………………12
2.2 Основные принципы природопользования……………………………………13
2.3 Природные ресурсы и их классификация………………………………………16
2.4 Основы рационального природопользования…………………………………..18
2.5 Кадастры природных ресурсов в РФ……………………………………………20
2.6 Экосистемный метод неистощительного природопользования…………….21
Глава 3. Система управления качеством окружающей природной среды в России………………………………………………………………………………….24
3.1 Системный подход к природоохранной политике государства……………..24
3.2 Органы экологического управления в РФ…………………………………….25
3.3 Мониторинг окружающей природной среды…………………………………….27
Глава 4. Международное сотрудничество в области экологии…………………29
4.1 Основные принципы международного экологического сотрудничества…29
4.2 Участие России в международном экологическом сотрудничестве………31
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………………………………………..36
Формирование нового типа
социального и экономического мышления,
которое должно базироваться на новых
моральных критериях
Обеспечение широкой гласности
и освещение социально-
Построение такого хозяйственного
механизма природопользования, который
обеспечивал бы наиболее полное согласование
индивидуальных, коллективных и государственных
интересов в деле охраны окружающей
среды и рационального
Рациональное
Основные принципы рационального природопользования:
Изучение (учет и оценка, прогноз развития, обработка системы управления и использования);
Охрана (обеспечение качества, поддержание продуктивности (воспроизводство));
Освоение (эффективность, комплексность и экономичность добычи и переработки);
Преобразование (улучшение и оптимизация, количественное и качественное обогащение).
В современных условиях экономия сырья и топлива становится экономически гораздо предпочтительнее, нежели дальнейшее наращивание объемов их производства. Наглядным примером может служить япония. В этой стране после нефтяного кризиса 1973 г. Главной задачей правительства стала экономия энергетических ресурсов, в результате потребности в энергии возросли в 1984 г. Всего на 7-8 % по сравнению с 1973 г., в то время как внп увеличился более чем в 2 раза.
Современное человечество в
целом пока опирается на экстенсивный
тип природопользования, при котором
рост производства осуществляется за
счет возрастающих нагрузок на природные
комплексы, причем эта нагрузка растет
заметно быстрее, чем увеличивается
масштаб производства. Общая нагрузка
на природные системы, обусловленная
антропогенной деятельностью, стала
превышать их потенциал самовосстановления
(самоочищения), что во многих случаях
затронуло природные системы
планетарного уровня и все важнейшие
экологические системы планеты:
мировой океан, атмосферу, почвы, речные
системы, леса, животный мир. Все это
определяет необходимость перехода
к экологически сбалансированному
природопользованию, когда общество
контролирует все стороны своего
развития с тем, чтобы совокупная
антропогенная нагрузка на природную
среду не превышала
Тщательный учет имеющихся
природных ресурсов есть непременный
признак процветающего
Свод экономических, экологических,
организационных и технических
показателей, характеризующих количество
и качество природного ресурса, состав
и категории
Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по вилам природного ресурса. Через определенное время (периодически) кадастры обновляются.
Земельный кадастр включает
сведения о природном и хозяйственном
использовании земель, их состоянии,
учет их количества и качества, данные
регистрации
Водный кадастр - свод сведений
о водах региона или бассейна,
содержащий данные о реках, озерах,
прудах, болотах, морях, ледниках, включающий
также сведения о режиме, качестве
и использовании вод и
Поверхностные воды;
Подземные воды;
Использование вод.
Лесной кадастр - свод данных о лесах, качественном составе, запасах древесины и ежегодном ее приросте, степени вовлечения лесов в эксплуатацию.
Источником сведений для
составления и пополнения кадастров
служит сеть наблюдательных постов, режимных
станций, а также специальные
экспедиции. В последнее время
встал вопрос о необходимости
учета размещения промышленных расходов
по составу и степени токсичности,
а также регистрации
Решение экологических проблем
и перспективы устойчивого
Ограниченное на данный момент
времени использование
Ограниченность возможностей природной среды по переработке, очистке антропогенных отходов; емкость ее не позволяет перерабатывать все возрастающие количества таких отходов, их накопление привело к глобальному загрязнению;
Вследствие ограниченности территории планеты запасы природных ископаемых, используемых человеком, постепенно расходуются и перестанут существовать, тем самым человечество создало себе проблему отыскания альтернативных источников энергии и некоторых материалов;
В отличие от природного,
созданные человеком
Законы развития экосистем и биосферы в целом, на основе которых можно прогнозировать последствия антропогенной деятельности, человек постигает в основном посредством накопления опыта ведения хозяйства, а это можно назвать методом "проб и ошибок".
Таблица 2.6
Целесообразная структура лесных экосистем для наиболее полного выполнения различных средообразующих и средоохранных функций (н.а. Воронков, 1988)
целесообразное использование экосистем или их функций |
предпочтительная структура |
увеличение стока (поступление воды в источники) |
лиственные (листопадные) леса различного возраста, густоты и продуктивности. хвойные леса небольшой густоты |
осушение почвогрунтов (предотвращение заболачивания) |
густые темнохвойные (ели, пихта) леса или смешанные леса с преобладанием хвойных пород |
перехват водного стока с сопредельных территорий и его очистка |
сложные многоярусные хвойно-лиственные леса |
защита берегов рек от разрушения |
ивняки и другие вегетативно возобновляющиеся кустарники |
защита почв от разрушения (эрозии) |
все леса соответственно условиям местопроизрастания и другим целям хозяйства. на бедных песках предпочтительна сосна |
отдых населения (рекреационные функции) |
негустые лиственные (преимущественно березовые) леса среднего возраста. целесообразно их чередование с густыми многоярусными хвойными лесами, малопривлекательными для отдыхающих и служащими очагами сохранения биоразнообразия и источником ценной древесины |
очистка от загрязняющих атмосферу веществ (пыль, вредные газы) |
густые, преимущественно лиственные (как более устойчивые) леса с большой поверхностью надземных органов (листьев, ветвей). неизбежен укороченный период жизни в загрязненной среде |
Системный подход к природоохранной политике государства означает обеспечение единства трех ее основных элементов - постановка целей, выбора инструментов их реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики (личность, предприятие, город, регион).
Конечная цель (первый элемент) природоохранной политики государства достаточно ясна - это сохранение природно-ресурсного потенциала и защита природной среды при удовлетворении потребностей экономического развития с учетом перспективных интересов общества и охраны здоровья людей. Однако провозгласить эту цель недостаточно. Необходима специальная структура целеполагания, раскрывающая способ достижения этой цели и включающая определение:
Состава подлежащих решению задач (что делать?);
Научно-технического и производственного потенциала, необходимого для их решения (кому и при помощи чего делать?);
Критериев эффективности, с
помощью которых осуществляется
выбор путей достижения цели и
способа использования
Для того чтобы эта программа не осталась "декларацией благих намерений", необходимо подкрепить ее инструментами реализации (второй элемент). К числу этих элементов относятся:
Нормативно-правовые (законы,
постановления органов
Экономические (бюджетные ассигнования, платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, налоги, льготы по ним, система финансирования природоохранной деятельности через внебюджетные и благотворительные фонды, система премирования);
Информационные (прогресс в знаниях, информационное обеспечение), обеспечивающее объективное и современное информирование о готовых к внедрению ресурсосберегающих технологиях, об имеющихся отходах и возможностях их использования, содействие научному обмену и переносу знаний между различными видами деятельности;
Социально-психологические (образование, воспитание, возрождение традиций, развитие культуры).
Третьим элементом природоохранной
политики является учет особенностей
различных системных уровней, на
которых реализуется эта
На государственном (федеральном) уровне управление осуществляется президентом, федеральным собранием, правительством рф и специально уполномоченными на то органами. Главными из последних являются министерство природных ресурсов рф, государственный комитет рф по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и министерство рф по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Госкомэкологии РФ являлся (до мая 2000 г.) Центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС. Имея соответствующие подразделения во всех республиках, краях, областях и городах страны, комитет направлял и координировал всю природоохранную деятельность в стране, проводил контрольно-инспекционную работу, осуществлял информационную и воспитательную функции, руководил заповедным фондом, участвовал в международном экономическом сотрудничестве.
Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностных вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций.
Важнейшая задача - ликвидация
последствий экологических
Вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии, решает Госатомнадзор России, контроль за пользователями недр - Госгортехнадзор; охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции находятся в ведении МВД России.
На региональном уровне управления охраной опс ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, территориальными органами указанных выше уполномоченных ведомств.
На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы министерства здравоохранения рф. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах гражданского и оборонного назначения для управления охраной ОПС создаются соответствующие отделы.
Указом президента РФ от 17.05.2000 г. И соответствующего постановления правительства РФ Госкомэкологии РФ был упразднен, а его функции переданы министерству природных ресурсов России. Особенностью преобразования ныне структурных природоохранных органов страны является переход на трехзвенную систему управления:
Федеральный уровень управления;
Управление по семи федеральным округам;
Управление по субъектам РФ (краям, областям и т.д.).
В августе 2000 г. Завершилось формирование природоохранных органов в составе МПР РФ: создан департамент окружающей среды и экологической безопасности, часть функций (научно-техническое обеспечение, правовые вопросы, финансовое обеспечение, хозяйственная деятельность) передана в объединенные департаменты министерства. Создано самостоятельное управление государственной экологической экспертизы, осуществлено формирование объединенных комитетов природных ресурсов во всех субъектах РФ, куда вошли также органы бывшей лесной службы и бывшего Госкомэкологии РФ. Заканчивается формирование департаментов природных ресурсов, в которых полностью отражена новая природоохранная составляющая деятельности министерства. Ожидается, что указанное министерство будет иметь новое название: министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В проекте федерального закона "об охране окружающей природной среды в рф" определяется единственный уполномоченный федеральный природоохранный орган.
Информация о работе Экологическая проблема, как глобальная проблема человечества