Эконимика в землеустройстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:00, доклад

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что вопросы установления границ муниципальных образований на протяжении нескольких последних лет становятся особенно острыми, что в первую очередь связано с проводимой административной реформой РФ, ведением реестров объектов недвижимости и прав на них, вопросами территориального планирования и т.д.
Установление границ муниципальных образований является одним из условий существования современных мегаполисов, и это требование отражено, как в федеральном, так региональном законодательстве.

Вложенные файлы: 1 файл

докоад по ломакину.doc

— 4.22 Мб (Скачать файл)

Однако перечень вопросов не ограничивается притязаниями на спорные  территории. На территории Московской области можно обнаружить участки, не относящиеся ни к одному территориальному образованию (рис.5).

 

 

 

 

 

Рис.5

 

Указанный на рисунке  участок Горьковского шоссе не относится  ни к городским округам Балашиха и Реутов, ни к субъекту РФ Москва. Вообще границы между городом Москва и Московской области содержат много спорных моментов:

Это и новые развязки МКАД, построенные на территории Московской области (рис.6).

Рис.6


Каждому району Московской области свойственна подобная ситуация. Нехватка времени, бюджетных средств не позволили в свое время составить четкое и однозначное описание границ. Федеральное законодательство в части закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяло сделать это в переходный период. Однако этот переходный период задержался и не только на территории Московской области.

Разумеется, невозможно четко соблюдать законы, носящие  неоднозначный и размывчатый  характер, а порой велик соблазн и их переступить. Аналогичная ситуация и с границами, закрепленными этими законами. Ни для кого не секрет, что при проведении ГКУ территориальные отделы РОСНЕДВИЖИМОСТи корректируют кадастровое деление и границы муниципальных образований при их противоречии материалам межевания. Так же поступают исполнительные органы местного самоуправления при утверждении проектов границ, предоставлении земельных участков, проведении территориального планирования. Не надо даже представлять результаты – они налицо.

Проходят ГКУ земельные  участки, фактически расположенные  на территории соседнего района (рис.9).

Рис.9


Земельные участки располагаются  одновременно на территории двух муниципальных образований, что противоречит действующему законодательству (рис.10).

Рис.10


 

Земельные участки, учтенные на территории разных муниципальных  образований, накладываются друг на друга (рис.11).

Рис.11


 

Застраиваются территории смежных районов (рис.12).

Рис.12


 

Наверное не стоит  и спорить, что подобная ситуация характерна не только для Московской области. Даже беглый анализ электронных источников показывает наличие подобных проблем во многих субъектах РФ. В разных субъектах эти вопросы могут вызывать разную остроту. В Московской области, а особенно на стыке с городом Москва они даже гипертрофированны, чему виной конечно плотность земельных отношений и как итог стоимость 1 кв.м земли.

Конечно, установление территориальной  организации местного самоуправления, установление и картографическое описание границ каждого муниципального образования, определение их статуса: сельское поселение, городское поселение, городской округ, муниципальный район - является сложной и важной задачей, которую перед регионами поставил федеральный законодатель. Реализация этих мероприятий потребует дополнительных расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации, а средства эти немалые.

Сложность (а  точнее дороговизна) решения вопросов территориального межевания - и здесь  имеется в виду как проблема определения  границ самих районов (в значительном количестве существуют споры между районами за приграничные территории), так и установление и определение границ сельских округов – опять же, как правило, границы сельских округов на местности толком не определены, есть лишь в некотором роде графическая иллюстрация этих границ на карте многих районов, однако, никаких работ по точному определению и описанию этих границ не проведено (исключением здесь является Щелковский район, где границы сельских округов описаны еще в начале 1990-х годов и занесены в кадастровый учет).

В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопроса определения границ муниципальных образований в установленном порядке относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Основная  проблема состоит в том, что в федеральном  законодательстве не содержится единых требований по закреплению границ муниципальных  образований на местности, органам государственной власти субъекта Российской Федерации необходимо разработать единые рекомендации для муниципальных образований.

    1. Внесенные в Государственный земельный кадастр данные о границах муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ФЗ «О Государственном земельном  кадастре» в состав государственного земельного кадастра входят сведения о землях и границах территорий муниципальных образований (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Указанные сведения содержатся в государственном земельном кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами.

Требование  о включении в перечень сведений, которые должны содержаться в государственном кадастре недвижимости, информации о землях и границах территорий муниципальных образований появилось в указанном Федеральном законе лишь с принятием в Российской Федерации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года. В связи с тем, что на эту дату в Российской Федерации практически отсутствовали границы муниципальных образований, установленные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к границам земельных участков для их постановки на кадастровый учет, то, следовательно, надежда на наличие информации о границах территорий муниципальных образований в сведениях государственного кадастрового учета ничтожно мала.

В любом случае, при установлении границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства прежде всего необходимо получить всю имеющуюся информацию о государственном кадастровом учете земель, прилегающих к устанавливаемым границам муниципального образования, а также уже имеющиеся сведения о границах.

Уровень детализации  картографического описания границ муниципальных образований, его соответствия действующим требованиям градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации в различных муниципальных образованиях Московской области оказался в процессе проведения работ по установлению границ муниципальных образований самым различным.

В ряде образований  картографическое описание границ муниципальных  образований оказалось максимально приближенным к данным государственного земельного кадастра и действующей системе географических координат. Однако в большинстве случаев картографическое описание границ муниципальных образований, на основании которых указанные границы были утверждены, в настоящее время далеко от требований градостроительного и земельного законодательства.

В соответствии с Правилами кадастрового деления  территории Российской Федерации вся территория Российской Федерации, включая территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, делится на кадастровые округа. Кадастровым округом является часть территории Российской Федерации, в границах которой осуществляется ведение государственного реестра земель кадастрового округа. Кадастровый округ включает в себя территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории. В свою очередь, территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Кадастровый район - это часть территории кадастрового округа, в пределах которой осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков и ведение государственного реестра земель кадастрового района. Кадастровый район включает в себя, как правило, территорию административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. В свою очередь, территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Кадастровый квартал является наименьшей единицей кадастрового деления территории кадастрового района и включает в себя небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории. В Московской области территория административно-территориальной единицы совпадает с территорией муниципального образования. Поэтому территорию муниципального образования приравнивалась к территории кадастрового района, и в соответствии с этим производилось описание границ муниципальных образований.

Следует отметить, что для уточнения и отражения  в государственном земельном кадастре сведений о землях и границах субъектов Российской Федерации с ФГУП «Госземкадастрсъёмка» (победителем открытого конкурса) был заключен государственный контракт от 1 июня 2005 года по теме «Уточнение прохождения границ между кадастровыми округами Российской Федерации».

В переходный период (до 1 января 2006 года) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводились мероприятия по изменению границ муниципальных образований, рекомендовано было на территории соответствующего кадастрового округа провести анализ изменения границ муниципальных образований в сопоставлении с кадастровым делением округа и полномочиями территориальных подразделений по ведению государственного земельного кадастра.

Была проведена работа по согласованию кадастровых границ между районами. Однако сейчас выясняется, что кадастровые границы во многих случаях не совпадают с административными.

Но если границы  муниципальных районов и округов  хоть как-то отражены в кадастре, то сведения о границах сельских и городских поселений, входящих в состав муниципальных образований, отсутствуют напрочь. Вероятно это связано с тем кадастровый учет в РФ ведется не ниже уровня муниципального района.

Главным недостатком  Российского земельного кадастра является его фрагментарность, наличие сведений в нем лишь о 10% законно используемых земельных участков, то есть сведения в Едином государственном реестре земель имеются только о земельных участках, поставленных на кадастровый учет по заявительному принципу после 2000 года. Сведения о ранее до 2000 года учтенных земельных участках не систематизированы и не внесены в Единый государственный реестр земель. В Кадастр не внесены сведения об установленных в 1991-1992 годах границах земель 153 тысяч сельских населенных пунктов России, а также сведения об охранных, санитарных и других зонах  и полосах с особым режимом использования, установленных 15 и более лет назад в связи с законным строительством автодорог,  объектов трубопроводного транспорта, линий электропередачи и связи. Отсутствие в Кадастре полных сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктах, границах всех ранее образованных земельных участках и зон с особым режимом использования земель приводит к непосильным для большинства населения страны и сельскохозяйственных организаций затратам на сбор не внесенных за счет бюджета органа кадастрового учета кадастровых сведений о границах ранее образованных объектов кадастрового учета, межевание земель и проведение многочисленных согласований с заинтересованными лицами, круг которых четко не установлен Законом.

Ограничением в организации ведения государственного кадастра объектов недвижимости (как публичной информационной системы) и проведении работ по межеванию объектов землеустройства с целью подготовки сведений для государственного кадастрового учета является отнесение к секретным сведениям материалов аэрокосмических съемок территории Российской Федерации с разрешением на местности лучше 2 метров, а также плановых координат географических объектов, определенных с точностью 30 метров и лучше в государственных системах координат или геоцентрических системах координат (либо материалов, позволяющих вычислить или уточнить эти координаты), карт и планов по городам площадью более 25 кв. километров.

Указанное ограничение  является нецелесообразным и необоснованным в условиях развития современных информационных технологий, технологий дистанционного зондирования, а также широкого применения юридическими и физическими лицами в различных сферах деятельности спутниковых навигационных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5

Описание  границ муниципальных образований  Московской области в соответствии с требованиями действующего законодательства

    1. Комплекс работ по изготовлению описаний границ муниципальных образований.

Границы  муниципальных  образований  подлежат  описанию  и утверждению  в  соответствии  с требованиями градостроительного и  земельного  законодательства  не позднее 1  января  2009  года. При этом нужно уточнить, что эта задача возложена непосредственно на субъект РФ.

На территории Московской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы муниципальных образований в виде картографического описания утверждены законами области.

В ряде образований картографическое описание границ муниципальных образований оказалось максимально приближенным к данным государственного земельного кадастра и действующей системе географических координат. Однако в большинстве случаев картографическое описание границ муниципальных образований, на основании которых указанные границы были утверждены, в настоящее время далеко от требований градостроительного и земельного законодательства.

В этой связи, по сути, большинству из них предстоит достаточно объемная по временным, трудовым и материальным затратам повторная работа по описанию и утверждению границ муниципальных образований теперь уже в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

Информация о работе Эконимика в землеустройстве