Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:40, реферат
В последние годы все больший интерес во многих странах вызывает экономическая политика, проводимая правительством Аргентины, ее опыт по проведению обширной программы приватизации, обузданию инфляции, достижению стабильности в валютно-фииансовой сфере, постепенному уменьшению протекционистских барьеров, поддержанию постоянного паритета аргентинского песо. В результате осуществления начатых реформ экономика Аргентины – впервые с 70-х годов – восстановила свой динамизм и развивается весьма стабильно.
Освоение
природных богатств Патагонии требует
значительных капиталовложений. Но в
силу целого ряда причин природного и
экономического характера – довольно
суровые климатические условия,
общая хозяйственная
В целях содействия хозяйственному развитию Патагонии аргентинским правительством предпринимаются специальные меры, направленные на создание в этом районе более льготных условий в целях стимулирования предпринимательской деятельности. Поддержка хозяйственного развития Патагонии становится одним из важнейших направлений региональной политики государства. В 80-е годы у аргентинского руководства даже появились планы переноса столицы страны в Патагонию, в г.Вьедма – административный центр провинции Рио-Негро.
Усиление внимания к этому району объясняется в первую очередь экономическими соображениями. Дальнейшее наращивание промышленного производства, сосредоточенного в подавляющей своей части в прибрежной зоне, практически лишенной собственных источников сырья, топлива и энергии, настоятельно требует подъема экономики внутренних районов страны, располагающих значительными природными богатствами. В Патагонии отмечается благоприятное сочетание источников минерального сырья и топлива, энергии, водных и лесных ресурсов. Несмотря на крайне слабую разведанность и освоенность территории этого района, на него приходится половина продукции горнодобывающей промышленности страны. Особенно велика роль этого района в снабжении страны топливом – нефтью и природным газом. Здесь же имеются месторождения угля. Провинции Патагонии богаты и рудными ископаемыми (прежде всего железной руды), имеются значительные запасы горнохимического сырья и сырья для производства строительных материалов. Значительным, но пока еще малоиспользуемым богатством Патагонии являются гидроэнергетические ресурсы, и здесь уже осуществляется ряд крупных гидропроектов (например, комплекс "Эль Чокон-серрос Колорадос", ГЭС "Футалеуфу" и др.). Предгорные районы Патагонии располагают значительными лесными ресурсами. Ее прибрежные воды богаты рыбой. Многообещающие перспективы связаны с развитием самых различных видов туризма.
Освоение
огромного природного потенциала страны
и вовлечение в оборот новых источников
сырья и топлива, хозяйственный
подъем внутренних районов, преодоление
исторически сложившихся
Несомненно,
что приоритетным направлением в
сфере транспорта остается модернизация
железных дорог и портового хозяйства.
Не менее важно, в том числе
и в плане выхода на рынки соседних
стран и расширения экспорта нефти
и природного газа (например, в Бразилию),
строительство новых
Анализируя экономику Аргентины, необходимо коротко охарактеризовать один из важнейших ее компонентов – трудовые ресурсы. По региональным меркам эти ресурсы значительны, причем многие их качественные параметры весьма высоки. В стране насчитывается более полумиллиона лиц с высшим образованием; действует разветвленная система ВУЗов; неграмотность не превышает 5%. По охвату населения начальным и средним обучением страна лидирует в регионе, приближаясь в ряде случаев к уровню отдельных западноевропейских государств.
Таким
образом, речь идет о сложившейся
системе образования, которая, несмотря
на многие ее недостатки, в целом
может служить основой
Хотя
по научно-техническому потенциалу Аргентина
выделяется в регионе, она уступает
в этом отношении промышленно
развитым странам. Абсолютные размеры
затрат на НИР, как и их удельный
вес в ВВП, находятся на невысоком
уровне, составляя в последние
годы порядка 0,5%. Ассигнования, которые
государство в условиях длительной
политической нестабильности и огромной
внешней задолженности в
Центральную роль в рассматриваемой области играет государство. На него приходится подавляющая часть всех расходов на НИР, под его контролем находятся крупнейшие научно-исследовательские учреждения и институты (такие, как Национальный совет по атомной энергии, Национальный институт сельскохозяйственной технологии и Национальный институт промышленной технологии), которые наряду с университетами сосредотачивают разработку и адаптацию современных производственных методов. В то же время производственный сектор до сих пор играет скромную роль в научно-исследовательских разработках: на его долю приходится, по различным оценкам, от 3 до 10 % общих затрат на финансирование НИР. Филиалы иностранных компаний, занимающие ведущие позиции в наиболее передовых промышленных отраслях, как правило, удовлетворяют свои потребности в технологии за счет поставок материнских компаний, и поэтому слабо заинтересованы в проведении самостоятельных НИР.
Несомненно,
что уже в ближайшей
1.2. Современная экономическая ситуация и политика правительства.
Аргентина, несмотря на свой значительный экономический потенциал, до последнего времени находилась в тисках глубокого кризиса. Он проявился в стагнации основных отраслей обрабатывающей промышленности, затухании инвестиционного процесса, гиперинфляции, ослаблении позиций страны на мировом рынке
,
резком спаде производства в
первой половине 80-х годов и
абсолютном снижении валового
внутреннего продукта в
Стратегия импортозамещения, проводимая длительное время, и определяемый ею закрытый характер экономики обусловили формирование производственной структуры, сильно зависимой от государства и емкости внутреннего рынка. Находящийся практически вне условий международной конкуренции промышленный сектор оказался сильно зависим от реализации аграрной продукции на внешних рынках, обеспечивавшей ресурсы для финансирования импорта. Протекционизм, необходимый на начальных этапах индустриализации, в последние два десятилетия превратился в тормоз экономического развития Аргентины. Финансовая ситуация в Аргентине характеризовалась многолетней неустойчивостью. Расширение относительно неэффективного госсектора увеличивало дефицит госбюджета. Эмиссионное финансирование последнего с начала 70-х годов подтолкнуло инфляцию. На рубеже 1986-1987 г.г. эмиссия была временно приостановлена. Но возникли новые проблемы. Провинциальные власти продолжали получать кредиты у местных банков, связанных с Центральным банком системой переучета векселей, что усугубляло общий дефицит госсектора, вело к финансовым потерям госкомпаний.
В
1989 г. страна оказалась в гиперинфляционном
кризисе: инфляция приблизилась к 5000%.
В этих условиях пришедший к власти
в середине 1989 г. президент Аргентины
Карлос С. Менем начал проводить
жесткую экономическую
В декабре 1989 г. был отменен контроль над ценами (за исключением цен на газ, электричество, воду, телефон, автобусное и пригородное сообщение), введен единый свободный валютный курс (определяемый спросом и предложением без вмешательства Центрального банка) и сняты ограничения на открытие счетов, продажу и покупку валюты, сокращены налоги на экспорт и импорт, гарантированы банковские платежи по фиксированным депозитам и другие сбережения без введения замораживания или иных ограничений; запрещена новая эмиссия без реальных источников покрытия, увеличена зарплата рабочих (дифференцированно для государственного и частного секторов); гарантированы обеспечение информацией о ценах и условия "прозрачности" рынков для товаров и услуг.
В январе 1990 г. сбережения вкладчиков были преобразованы в 10-летние гособлигации, причем основная сумма и проценты гарантированы в долларах. Продавать облигации разрешалось лишь небольшими порциями.
Были отменены различные субсидии и контроль государства в ряде отраслей, приняты правительственные программы по стимулированию промышленного производства и экспорта. Чтобы сократить дефицит бюджета, были повышены государственные транспортные тарифы и плата за энергоносители, контроль над госкапвложениями передай министерству экономики.
В начале 1991 г. были отменены квоты на добычу, переработку и сбыт нефти, и регулирование цен на бензин на заправочных станциях. Реформа налогообложения включала увеличение налога на добавленную стоимость с 13 до 15,6% и его распределение на сферу услуг, а также ужесточение налогового контроля, увеличение штата инспекторов. Весной 1991 г. министерство экономики искусственно поддерживало курс национальной валюты путем продажи больших партий иностранной валюты из резерва Центрального банка (при падении курса свыше 10 тыс. аустралей за 1 долл. банк выбрасывал доллары на рынок, при росте до 9700 аустралей – скупал).
С 1 апреля 1991 г. начато осуществление очередного плана оздоровления экономики. Была отменена действовавшая в течение 5 лет система индексации доходов, введена свободная конвертируемость валюты, включая фиксацию на уровне 1 долл. - 10 тыс. аустралей, отменены пошлины на импорт продовольствия, сырья и оборудования, сокращена численность госперсонала. Отмена госконтроля над отраслями энергетики, в частности добычей энергоносителей, положительно сказалась на развитии отрасли. Отказ от протекционистской политики способствовал притоку в страну импортных товаров (бытовой электроники, электроприборов, автомобилей) и снижению цен на аналогичные местные товары.
Проблема
внешнего долга Аргентины, типичная
для большинства
Средства для выплаты внешнего долга еще активнее аккумулировались за счет приватизации национального имущества, т.е. обмена долговых обязательств на акции приватизируемых госкомпаний (что уже в 1990 г. позволило сократить задолженность на 7 млрд. долл.). В августе 1991 г. индекс инфляции упал до 1.3%, в ноябре еще ниже – до 0,4% – самого низкого показателя за последние 20 лет. Снижение инфляции и приостановка экономического спада обеспечили необходимую стабильность, что в сочетании с резким снижением учетных ставок повысило доверие компаний и потребителей и обусловило тем самым промышленный рост и утроение размеров банковских депозитов в 1991 г.