Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:00, курсовая работа
Великобритания является одной из наиболее развитых капиталистических стран. Именно Великобритания является одной из самых «старых» стран с рыночной экономикой, именно в ней зародились капиталистические производственные отношения, возникли первые международные компании. Великобритания была первой морской и торговой державой и в течение нескольких веков обладала крупнейшим морским флотом в мире.
Введение……………………………………………………………..3
Глава I Общие сведения о Великобритании……………….…….5
Глава II Промышленность; Отраслевая структура экономики…10
Глава III Особенности экономической политики и основные
экономические проблемы………………………………..………...21
Заключение………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………32
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I Общие сведения о Великобритании……………….…….5
Глава II Промышленность; Отраслевая структура экономики…10
Глава III Особенности экономической политики и основные
экономические проблемы………………………………..………...21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Великобритания является одной из наиболее развитых капиталистических стран. Именно Великобритания является одной из самых «старых» стран с рыночной экономикой, именно в ней зародились капиталистические производственные отношения, возникли первые международные компании. Великобритания была первой морской и торговой державой и в течение нескольких веков обладала крупнейшим морским флотом в мире.
Островное положение при пересечении международных морских и воздушных путей создало выгодные условия для развития разносторонних внешних связей страны. На протяжении длительного времени Великобритания являлась крупнейшим экспортером капитала, до середины XX в. владела крупнейшими колониями в мире.
В период после Второй мировой войны экономическая мощь Великобритании пошатнулась, страна лишилась почти всех своих колоний, возросла финансовая и экономическая зависимость от США.
Великобритания располагает ограниченными запасами природных ресурсов. Но по энергоресурсам имеет самые крупные запасы в ЕС: ежегодно добывается свыше 270 тыс. т нефти. По подсчетам экспертов, запасы нефти составляют около 6000 млн. т, запасы газа оцениваются примерно в 3.5 трлн. куб. м.
В наше время Великобритания является высокоразвитой индустриальной страной, занимает важное место в мировом хозяйстве. Она находится на девятом месте в мире и на четвертом-пятом месте в Западной Европе по объему ВВП, занимает пятое место в мире по уровню промышленного производства. На ее долю приходится 4,2% совокупного ВВП и 1% населения мира (58 млн. чел.). Работоспособное население составляет почти половину всего населения Великобритании. По объему промышленного производства Великобритания находится на пятом месте среди стран с развитой экономикой. По объему заграничных инвестиций Великобритания стоит на втором месте в мире. Она обладает крупным действующим флотом.
Основные черты экономики
Великобритании – независимость, интегрированность
в мировую экономическую
За послевоенные десятилетия Великобритания уступила позиции ряду стран, но в 1970—80-е гг. произошла относительная стабилизация ее экономического положения в мире и среди стран с развитой экономикой. В 1973 году Великобритания вступила в Европейское Сообщество. В середине 80-х годов Великобритания добилась заметного улучшения своих позиций в мировой экономике, в стране началась структурная перестройка хозяйства, улучшились условия процесса накопления капитала, резко возросла производительность труда, ускорились процессы интернационализации. Были созданы новые рабочие места, благодаря чему снизился уровень безработицы. Существенно снизились темпы инфляции. Великобритании удалось не только догнать, но и опередить своих партнеров по ЕС по главным экономическим показателям.
Однако место и значение государства не может быть измерено только его долей в мировом промышленном производстве и международной торговле. В наше время Великобритания по-прежнему остается одной из крупнейших держав, имеет серьезное влияние на развитие международных экономических и политических отношений.
Глава I Общие сведения о Великобритании
Территория
Государство на Британских
островах общей площадью 244, 7 тыс. кв.
км. Состоит из четырех историко-
Население
1,4 млн. человек (2008 г.), темпы его прироста в 2004-2008 гг. составили 0,6%. Ожидаемая продолжительность жизни высокая – 79,01 года (мужчины – 76,52 года, женщины – 81,63 года) (на июнь 2009 г.). Внешняя миграция положительная, так как приток превышает отток. Большая часть населения – англичане (80%), шотландцы – 15%, остальные – ирландцы, валлийцы (уэльсцы).1
Государственное устройство
Парламентская монархия. В стране нет конституции в виде основного закона, но законы, которые принимает парламент, имеют конституционное значение. Глава государства – монарх. На практике все прерогативы осуществляет кабинет министров.
Парламент состоит из палаты лордов (пожизненные и наследственные лорды – 618 человек) и палаты общин (выборный орган из 659 депутатов). Исполнительный орган – правительство. Оно формируется лидером партии, получившей на выборах наибольшее количество мест в палате общин. Правительство состоит из членов кабинета и министров, не входящих в кабинет.
Административно-
Страна делится на 47 графств (7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов и 3 островные территории). Столица – Лондон. Другие крупные города: Бирмингем, Лидс, Ливерпуль, Глазго.2
Объем ВВП, темпы экономического роста и другие статистические показатели
показатель |
2008 г. |
Темпы прироста, % |
2004-2008 гг. |
Численность населения, млн человек |
61,4 |
Прирост населения |
0,5 |
ВВП, млрд долл.США (по обменному курсу) |
2672,6 |
Рост реального ВВП (с учетом инфляции) |
2,3 |
ВВП, млрд долл.США (по паритету покупательной способности) |
2197,7 |
Рост внутреннего спроса |
2,4 |
ВВП, на душу населения долл.США (по рыночному обменному курсу) |
43 519 |
Темпы инфляции |
2,3 |
ВВП, на душу населения долл.США (по паритету покупательной способности) |
35 787 |
Дефицит текущего баланса, % ВВП |
- 2,5 |
Средний обменный курс, Ф.ст/долл. США |
1,58 |
Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), % ВВП |
5,4 |
Налогово - бюджетная сфера
Бюджет дефицитен. Доходы в 2008 году составили 1,107 трлн долл., расходы в том же году – 1,242 трлн долл. Государственный долг – 47,2% ВВП.
Налоги в Великобритании в 80-е годы были значительно снижены, особенно налоги на прибыль. Корпоративный налог на прибыль крупных предприятий снижен в январе 2008 года с 30 до 28%. Подоходное налогообложение носит прогрессивный характер, в настоящее время сохраняются две ставки: 20% (снижено с 22% в апреле 2008 года) и 40% (очень высокие доходы). Ставка в 10% была ликвидирована. Планируется внедрить новую, более высокую ставку для больших доходов: 45%. Стандартная ставка НДС должна быть снижена с 17,5 до 15%. Акцизы на табак и алкоголь – одни из самых высоких в Западной Европе.3
Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия.
Развитие малых и средних предприятий в Великобритании в последние годы стимулируется государством, для них предоставляются различные налоговые льготы. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в Великобритании находится на среднем уровне в ЕС. Так, в расчете на тысячу жителей в Великобритании 46 малых и средних предприятий (общий уровень по ЕС – 45). Вместе с тем их доля в ВВП не очень значительна (50-53%).
Британские компании являются очень крупными, и в списке 500 крупнейших компаний мира на 2007 год их 33. Серьезная цифра, если учесть, что итальянских в этом списке – всего 10.
Рейтинг компании в стране |
Название компании |
Рейтинг среди 500 крупнейших компаний мира |
Годовой доход, млн. долл. |
Город базирования |
1 |
BP |
4 |
274 316,0 |
Лондон |
2 |
HSBC Holdings |
22 |
115 361,0 |
Лондон |
3 |
Aviva |
50 |
83 487,0 |
Лондон |
4 |
Royal Bank of Scotland |
54 |
80 983,0 |
Эдинбург |
5 |
Tesco |
55 |
79 978,8 |
Чесхант |
6 |
HBOS |
58 |
79 238,8 |
Эдинбург |
7 |
Prudential |
79 |
66 133,5 |
Лондон |
8 |
Barclays |
83 |
65 609,1 |
Лондон |
9 |
Vodafone |
95 |
59 811,3 |
Ньюбери |
10 |
Lloyds TSB Group |
111 |
53 904,0 |
Лондон |
11 |
GlaxoSmithKline |
147 |
42 730,6 |
Брентфорд |
12 |
Legal &General Group |
162 |
38 574,4 |
Лондон |
13 |
BT |
164 |
38 248,3 |
Лондон |
14 |
Old Mutual |
173 |
36 646,2 |
Лондон |
15 |
Anglo American |
195 |
33 072,0 |
Лондон |
16 |
J Sainsbury |
200 |
32 438,1 |
Лондон |
17 |
Centrica |
218 |
30 265,6 |
Виндзор |
18 |
Standard Life Assurance |
236 |
28239,9 |
Эдинбург |
19 |
AstraZeneca |
252 |
26 475,0 |
Лондон |
20 |
Wolseley |
267 |
25 263,1 |
Тили |
21 |
William Morrison Supermarkets |
298 |
23 125,3 |
Брентфорд |
22 |
BAE Systems |
306 |
22 690,9 |
Лондон |
23 |
Rio Tinto Group |
313 |
22 465,0 |
Лондон |
24 |
Scottish & Southern Energy |
314 |
22 444,6 |
Перт |
25 |
Compass Group |
322 |
22 053,6 |
Чертои |
26 |
Alliance Boots |
328 |
21 754,0 |
Лондон |
27 |
Corus Group |
371 |
19 171,3 |
Лондон |
28 |
British American Tobacco |
404 |
17 960,6 |
Лондон |
29 |
National Grid |
421 |
17 326,4 |
Лондон |
30 |
British Airways |
449 |
16501,8 |
Хармондсворт |
31 |
Marks & Spencer |
458 |
16 267,5 |
Лондон |
32 |
Royal Mall Holdings |
465 |
16 153,7 |
Лондон |
33 |
Kingfisher |
466 |
16 100,2 |
Лондон |
4
Глава II Промышленность; Отраслевая структура экономики
- Структура ВВП:
Сельское хозяйство – 1,3%;
Промышленность – 24,2%;
Услуги – 74,5%.
В Великобритании производится порядка 3,1% общемирового ВВП. В общемировом экспорте товаров и услуг доля Великобритании составляет 4,5%, а в импорте – 5,1%.5
В промышленности Великобритании большую роль играют добывающие отрасли. Но надо заметить, что при одновременном закрытии шахт идет наращивание добычи нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря. Нефтедобыча ведется с применением самых передовых технологий бурения на буровых платформах. British Petroleum и англо – голландская компания Royal Dutch/Shell входят в число лидеров в своем сегменте рынка.6
Добыча и переработка нефти
В британском секторе Северного моря известно 133 месторождения нефти с разведанными запасами 2 млрд т и извлекаемыми — 0,7 млрд т, что составляет около 1/3 запасов шельфа. Добыча ведется на полусотне месторождений, из которых крупнейшие — Брент, Фортис. В 2003 г. она составила 106 млн т, из них свыше половины пошло на экспорт — главным образом в США, Германию, Нидерланды. Сохраняется и крупный импорт нефти (до 50 млн т), что связано с преобладанием легких фракций в североморской нефти и технологическими особенностями британских НПЗ, рассчитанных на более тяжелую нефть.
Что касается британской нефтеперерабатывающей промышленности, то она пока ещё зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. В стране действует 9 НПЗ с общей мощностью около 90 млн т в год (в 1999 г. закрылся НПЗ компании «Шелл» в Шелл-Хейвене мощностью 4,3 млн т в год). Они расположены в устье Темзы, в Фоли близ Саутгемптона, в южном Уэльсе, у Манчестерского канала, в Тиссайде, Хамберсайде и в Шотландии (Грейнджмуте).
Добыча газа
В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн м³ и извлекаемыми — 0,8 трлн м³. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди них — Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объём добычи за 1990—2003 гг. возрос до 103 млрд м³. Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт — 8 млрд м³. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.7
Добыча полезных ископаемых
Великобритания — считается вторым в мире экспортером каолина (белой глины, из которой делают фарфор); также в крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений.
Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33 % металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.
В обрабатывающей промышленности приоритетом пользуются следующие отрасли:
Машиностроение
Транспортное машиностроение (12,4% всего промышленного производства), где выделяются автомобилестроение (национальные компании и филиалы иностранных компаний Rover, Ford, Jaguar, Vauxhall, Honda, Nissan, Toyota), судостроение (в том числе производство судового оборудования и строительство буровых платформ), аэрокосмическая промышленность – третья в мире после США и Франции, производящая гражданские и военные самолеты (British, Aerospace, Harrier, Tornado, Euro fighter), вертолеты «СиКинг» и «Линко», авиадвигатели «Роллс-Ройс», оборудование для европейского концерна Airbus Industry;8
В машиностроении самой крупной отрасли британской промышленности работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. На отрасль приходится 40 % условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности. Если в прошлом для неё был характерен выпуск продукции высококачественной, но среднего уровня сложности, то в настоящее время все больший удельный вес приобретает технически сложная, наукоемкая продукция.
Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.
Великобритания занимает лидирующие позиции в мире как экспортер грузовых автомашин. Например, широко известна серия машин повышенной проходимости марки «Лендровер». Главные покупатели английский автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.9
Несколько крупнейших автомобильных фирмам выпускают почти все серийные легковые и грузовые автомашины. Такие как «Бритиш Лейланд», заводы международной американской компании «Крайслер Ю. К.» и дочерние американские фирмы «Воксхолл» и «Форд». Сохраняют позиции мировых лидеров в выпуске машин высшего класса компании «Роллс-Ройс» (под контролем «БМВ») и «Бентли», контролируемая «Фольксвагеном». В 2002 г. произведено 1,8 млн. автомобилей, в том числе 1,5 млн. — легковых. Импорт пока превышает экспорт, но последний также очень значителен (около 1 млн. шт.). Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.