Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 14:06, реферат
Цель работы - рассмотреть экономику Германии в XIX веке.
Задачи работы - определить предпосылки развития Германии в XIX веке; изучить обновление основного капитала Германии; рассмотреть немецкую классическую школу.
Введение
Промышленный переворот конца XVIII - начала XIX века обусловил бурное экономическое развитие, которое создало новую основу для проведения в жизнь экономической политики. Задача последнего заключалась лишь в том, чтобы обеспечить рыночный механизм соответствующей инфраструктурой (системой правовых норм, национальной валютой и т.д.). В то время государство находилось в роли постороннего наблюдателя. Однако после мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. стало ясно, что необходим иной подход к проблеме государственного участия в рыночной экономике. В результате появилось понятие "экономическая политика". Вот как охарактеризовал появление этого явления в экономике В.М. Соколинский: "В рамках новой стратегии государство резко расширило систему мер инфраструктурного характера. Но главное, что потребовало от него новое качественное состояние рыночного производственного механизма, - это нахождение способов внешней его коррекции, что не в состоянии сделать изнутри сам рыночный механизм".
Первые попытки государственного регулирования экономики были предприняты в Германии еще в конце XIX века. Автором нового социального законодательства стал О. Бисмарк, на основе этого законодательство возникла новая сфера - социальное страхование. Неслучайно, что и в настоящее время
Германия является одной из первых среди промышленно развитых стран по уровню социализации экономики.
Существуют
различные определения
Субъектами,
или исполнителями
Цель работы - рассмотреть экономику Германии в XIX веке.
Задачи работы - определить предпосылки развития Германии в XIX веке; изучить обновление основного капитала Германии; рассмотреть немецкую классическую школу.
1. Предпосылки развития Германии
1.1
Основные факторы развития
На протяжении длительного времени Германия значительно отставала в экономическом развитии от передовых стран Запада. Отмена в первой половине 19 века крепостного права в главных германских государствах открыла путь к капиталистическому развитию страны, однако предпосылки экономического подъема сложились начиная только с 70-х гг.20 века. Естественен вопрос: каким образом Германия, столь поздно вступившая на капиталистическую арену, отягощенная столь большим грузом средневековых пережитков, смогла в такой короткий срок занять первое место среди передовых промышленных стран Европы? Политическая и экономическая раздробленность Германии до конца 60-х годов тормозила рост производительных сил, мешала росту капитальных вложений в транспорт и промышленность. Быстрый рост капиталистической промышленности и торговли в последней трети 19 века был обусловлен, в первую очередь, двумя важными событиями: политическим объединением Германии и победой Пруссии над Францией в войне 1870-1871 гг.1 18 января 1871 г. в Зеркальном зале Версальского дворца при стечении 2000 офицеров, чиновников, и духовных лиц - германские короли, князья и военная элита провозгласили создание Германской империи, а короля Пруссии Вильгельма I - ее кайзером.2 Политическое объединение Германии создало необходимое единообразие хозяйственных и правовых условий, дало мощный толчок инвестиционной деятельности Негиши Т. История экономической теории. - М.: Аспект-пресс, 2005. С. 188..
1.2 Железнодорожное строительство
В первую очередь этот толчок испытало железнодорожное строительство. Капитализм мог успешно развиваться лишь в условиях единого национального рынка, кровеносными сосудами которого стали железнодорожные и речные пути. Железнодорожное строительство явилось могущественным толчком для развития многих отраслей промышленности, а для некоторых и началом их становления. Строительство железных дорог требовало громадного количества продуктов тяжелой индустрии и машиностроения - каменного угля, рельсов, балок, паровозов, вагонов, труб, цемента, кирпича, нефти и т.п. Поэтому эти отрасли промышленности находили в железных дорогах основу для быстрого развития. Железные дороги являлись стимулом самых главных отраслей капиталистической промышленности, каменноугольной и железоделательной. Форсированное строительство железных дорог в Германии началось во второй половине 19 века. В 50-60-е годы были проложены основные железнодорожные ветки между Берлином - Потсдамом - Магдебургом - Галле - Лейпцигом - Дрезденом; Гамбургом - Килем - Шверином - Висмаром - Ростоком; Берлином - Штеттином - Кройцем - Бромбергом - Данцигом и Кенигсбергом; Килем - Ганновером - Геттингеном - Касселем - Марбургом - Франкфуртом - на Майне - Вюрцбургом - Нюрнбергом - Мюнхеном; от Кельна железнодорожная магистраль шла на Францию, от Майнца через Страссбург до Парижа, от Берлина через Франкфурт-на-Одере - Бреслау до Кракова, из Берлина через Любек в Данию и т.д. Иными словами, к 1870 г. Германия железнодорожными путями была связана со всеми своими зарубежными соседними странами.
Длина железных дорог за период 1860 - 1870 гг. увеличилась на 8 тыс.км (69%), а за период 1870 - 1880 гг. на 14,2 тыс.км (72,4%). Далее прирост длины железнодорожной сети и темпы роста ее стали заметно снижаться и составили за 1880 - 1890 гг. - 9,1 тыс.км (26,9%), за 1890 - 1900гг. - 8,5 тыс.км (19,8%), за 1900 - 1910 гг. - 9,8 тыс.км (19,0%). Всего за период 1870-1913 гг. длина железнодорожной линии увеличилась примерно в 3,3 раза (на 225%). Строительство железных дорог в Германии продолжалось в довольно крупном масштабе, хотя темп первой половины 1870-х годов, когда увеличение железнодорожной сети составило 9235 км, в дальнейшем не был превзойден.3 Несколько другие данные о росте длины железнодорожных линий приводит историк Гольдштейн И. Он пишет: Из общей протяженности железных дорог в 60521 км, которыми Германия располагала накануне первой мировой войны, к началу 1870 г. было построено всего 17160 км. Наибольшего размаха железнодорожное строительство достигло в 70-х годах: за десятилетие 1871-1879 гг. прирост железнодорожной сети составил 15804 км.4В течении 70-х годов была в основном завершена система ширококолейных железных дорог. Начался подвод путей буквально к каждому городу, заводу.
На рост железнодорожного строительства повлияли иностранные инвестиции, в частности, английские капиталы, а также 5 млрд. контрибуция с Франции. Важную роль в развитии железных дорог сыграли денежные средства, вложенные различными обществами (немецкими АГ, ГмбХ, КГ, ОХГ), а также денежные вклады частных лиц.
В 1880 г. Германия заняла первое место в Европе по длине железных дорог. Количество действующих паровозов увеличилось с 14188 в 1890 г. до 29900 в 1913 г. (более чем в 2 раза), а рабочих с 333439 в 1885 г. до 740249 в 1912 г.
В
первый период строились частные
небольшие железные дороги для обслуживания
местного рынка. Для Германии железнодорожный
вопрос являлся важным, и поэтому
Бисмарк хотел подчинить
Строительство
железных дорог, особенно в 1870-1880 гг., привело
к быстрому росту банковского
капитала через кредитование и эмиссию
ценных бумаг железнодорожных
Бурное
развитие железных дорог ускорило процесс
разложения крестьянского хозяйства
и вытеснения его домашних промыслов;
появился значительный контингент новых
потребителей продуктов капиталистической
промышленности, особенно в восточных
провинциях Германии. В частности, заметно
расширился круг потребителей хлопчатобумажных
тканей. Наконец, железные дороги в
десятки раз удешевили
1.3
Милитаризация экономики
Крупнейшую роль в развитии германской индустрии играл растущий милитаризм. К моменту воссоединения Германии самым крупным промышленным предприятием был военный завод Альфреда Круппа в Эссене. В 1845 г. у Круппа работало 122 рабочих, к 1871 г. число их превысило 16 тыс., а в 1902 г. - уже 40 тыс. рабочих.10Вскоре военные заводы Круппа и другие переросли рамки страны. Фирма Круппов, как крупнейший поставщик вооружения для армии и флота кайзеровской Германии, продолжала расширять производство, и если в 1870-1871 гг. общая стоимость ее продукции составляла 29 млн. марок, то в 1890-1891 гг. уже почти 56 млн. марок.11 За двадцатилетие фирмой было произведено продукции на 603,6 млн. марок, военная продукция достигала суммы в 272 млн. марок; за это же время 82,4% всей военной продукции и 49,9% мирной шло на экспорт.12Деятельность фирмы Круппа оказывала огромное влияние на гонку вооружений во всем мире, когда фирма усиленно наращивала производство вооружения. Так, в 1901 г. возникло международное общество "Юнайтед Гарвей стил компани", куда вошли крупнейшие фирмы военной промышленности мира, и в их числе Крупп, Шнейдер, Виккерс, Армстронг с целью совместного использования патента на производство стали для броненосцев.13Крупп вступал в патентные соглашения по применению новых военных изобретений с рядом фирм, в том числе и с Виккерсом Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 2002. С. 80..
Германское правительство не знало экономии в расходах, когда дело касалось вооружений и военных заказов. Германия превратилась в вооруженный лагерь. Непрерывно совершенствуя свое вооружение, Германия широко использовала науку, интенсивно поставлявшую новые средства уничтожения. На этой почве возникла тесная связь между немецкой наукой с магнатами промышленности, тратившими гигантские суммы на изобретательство военной техники.
В 1896 г. Вильгельм II начал компанию за создание мощного военно-морского флота. В это время Крупп купил в Киле судостроительную верфь. Кильская верфь и заводы Круппа в Эссене, Аннене, Рейнхаузене и Магдебурге давали ему полную возможность создавать весь флот целиком - от заклепок до снарядов. На рубеже 19-20 веков Крупп построил 9 линейных кораблей, 5 легких крейсеров и 33 эсминца.14 В конце 19 века был изобретен гирокомпас, который сделал возможным вождение подводных кораблей, а создание дизельного мотора исключало необходимость пользоваться опасным и дымным газолином; к этому времени был уже полностью закончен проект первого немецкого подводного корабля - "Подводная лодка-1 (У-1)". За время с 1899 по 1914 гг. Кильская верфь "Германия" построила не менее 57 военных судов.
Перед первой мировой войной Крупп еще более усовершенствовал боевое орудие. Это была толстая тупоносая мортира, по своей мощности превосходящая любую пушку вмире,16,8-дюймовая (420 мм)"Толстая Берта", которая обслуживалась 200 артиллеристами и посылала свои снаряды на расстояние девять миль.16 Пушки Круппа отлично зарекомендовали себя еще во время франко-прусской войны, где и сыграли решающую роль в победном сражении под Седаном и в политических итогах страны. "Но - пишет об Альфреде Круппе исследователь Рольф Батлер, - наверх его возносит не оружие, а бесшовное железнодорожное колесо, которое он считает своим самым значительным изобретением. Производство колес, колесных пар осей для европейских дорог делает его известным, а производство пушек - влиятельным. Обод в трех кольцах становится символом и маркой для крупповской стали."
Милитаризм Германии поглощал из года в год возраставшую часть государственного бюджета. Так, расходы на армию, флот, а также тесно связанные с ними расходы на пенсионный фонд и проценты по госзаймам составили в 1879 г.428 млн. марок, в 1899 - 926 млн., в 1909 г. - 1615 млн., в 1913 г. - 2087 млн., в1914 г. - около 2145 млн.марок.18 За 35 лет ежегодные военные расходы выросли почти в 5 раз, а за весь период составили несколько десятков миллиардов марок, значительная доля которых пошла так называемую материальную часть, т.е. в пользу промышленников.
Победа
над Францией и распространение
прусского милитаризма в
Уже в конце 19 века по развитию военной промышленности Германия заняла первое место в мире. Однако, нужно заметить, что растущий милитаризм угрожал государству банкротством и в конечном счете мог оказать отрицательное влияние на дальнейшее развитие производительных сил. Вызванный милитаризмом централизованный спрос государства в известной мере служил средством разрешения противоречий, обусловленных сохранением обременительных пережитков феодализма. Это обстоятельство наложило своеобразный отпечаток на развитие германского капитализма. Влияние милитаризма на развитие производительных сил было односторонним, т.к. оно в первую очередь покровительствовало тяжелой промышленности. Милитаризм, особенно в сочетании с тягостным бременем докапиталистических пережитков, одновременно и стимулировал и тормозил развитие внутреннего рынка.
1.4 Рост населения страны
Промышленному
развитию Германии способствовал также
быстрый рост населения. Приведем статистические
данные из разных источников о росте
численности населения
В 1871 г. в стране насчитывалось всего лишь 7 городов с населением свыше 100 тыс. человек, а в 1875 г. (в связи с предшествующим промышленно-экономическим бумом) уже 16,7 млн. чел. проживали в 2528 городах. Численный перевес промышленного населения над сельским четко обозначился в середине 90-х годов 19 века.
За
пятидесятилетие 1850-1900 гг. население
указанных городов выросло
В числе условий, позволивших германской промышленности в последние десятилетия 19 века опередить страны более раннего развития капитализма - Англию и Францию, в экономической литературе обычно отмечается лучшая постановка школьного дела и профессионального обучения в Германии.23 Высокая профессиональная выучка германских рабочих при относительно низкой заработной плате несомненно явилась важным фактором быстрых успехов германской промышленности, особенно на внешних рынках. Постановка высшего образования в Германии была в значительно большей мере, чем в других капиталистических странах, подчинена задаче снабжения германского производства научно-техническими кадрами.