Экономика Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:32, реферат

Краткое описание

Современная Канада - это высокоразвитая индустриально-аграрная страна с одним из самых высоких в мире уровнем жизни населения. Благодаря исключительному богатству и разнообразию своих природных ресурсов Канада всегда имела тесные экономические связи с наиболее развитыми странами - сначала с Францией, затем с Великобританией и наконец с США. Постепенно став северной сырьевой базой США и рынком для товаров этой страны, Канада смогла приблизиться к уровню ее благосостояния за несколько десятилетий промышленного подъема.

Вложенные файлы: 1 файл

КАНАДА.docx

— 59.68 Кб (Скачать файл)

КАНАДА. ЭКОНОМИКА

КАНАДА. ЭКОНОМИКА

 
Введение. Современная Канада - это высокоразвитая индустриально-аграрная страна с одним из самых высоких в мире уровнем жизни населения. Благодаря исключительному богатству и разнообразию своих природных ресурсов Канада всегда имела тесные экономические связи с наиболее развитыми странами - сначала с Францией, затем с Великобританией и наконец с США. Постепенно став северной сырьевой базой США и рынком для товаров этой страны, Канада смогла приблизиться к уровню ее благосостояния за несколько десятилетий промышленного подъема. Во всем мире нельзя найти другого примера, когда экономика одной страны настолько зависела бы от другой, как это имеет место во взаимоотношениях Канады и США. Торговля с США составляет около 80% общего объема торговли Канады. Американский капитал господствует во всех ключевых отраслях хозяйства, за исключением финансовой сферы и земледелия. Вследствие этого экономика Канады крайне чувствительна ко всем изменениям, происходящим в экономике США. Для Канады характерна значительная региональная дифференциация. Южный Онтарио и Квебек наиболее индустриализованы, и там же расположены крупнейшие финансовые центры страны. Степные провинции (Манитоба, Саскачеван, Альберта) производят основной объем зерновых. Британская Колумбия дает основную продукцию лесопромышленности. В Альберте добываются почти вся нефть и природный газ Канады. В Северо-Западных территориях ведется разработка полезных ископаемых. Благодаря этим различиям, отдельные провинции различаются и по уровню благосостояния. Начиная с 1960-х годов в Канаде происходит экономический подъем. При этом растущая конкуренция и глобализация производства вынуждают компании закрывать промышленные предприятия, переводить их в другие районы и производить полное технологическое и организационное обновление. Эти изменения оказали значительное воздействие на состояние трудовых ресурсов Канады. Многие рабочие вынуждены были перейти на работу с неполным рабочим днем, временную работу или заняться мелким бизнесом. Отрицательно сказались новые времена и на программах социального обеспечения, которые гарантировали канадцам высокую степень социальной защиты. Начиная с середины 1980-х годов социальные программы были существенно урезаны, так как правительство отдавало приоритет сокращению бюджетного дефицита и повышению конкурентоспособности канадских предприятий; с этой целью, в частности, государство отказалось от вмешательства в деятельность частных предприятий и провело приватизацию многих государственных предприятий. 
История экономического развития Канады. До появления в Северной Америке европейцев жизнь коренного населения современной Канады - индейцев и эскимосов - основывалась на охоте, рыбной ловле и собирательстве (дикого риса, ягод, орехов и пр.). Люди жили небольшими группами и вели кочевой образ жизни. Мужчины охотились, ловили рыбу, изготавливали орудия из кости, дерева и камня. Женщины вели хозяйство и растили детей, разделывали и заготавливали мясо, обрабатывали шкуры и шили из них одежду, заготавливали съедобные растения, готовили пищу. 
Рыба и меха. Первый наплыв европейцев к берегам Северной Америки был вызван именно рыбными богатствами прибрежных атлантических вод. Примерно с 1500 жители нескольких стран Европы начали ловить рыбу (главным образом треску) у берегов Ньюфаундленда. В 17-18 вв. ведущее место в хозяйстве колонии занимала торговля мехами, особенно бобровыми шкурами. Спрос на них был связан с модой на мужские бобровые шапки в Западной Европе. Поставку мехов осуществляли две конкурировавшие между собой системы, каждая из которых была тесно связана соответственно с Францией и Англией. Сэмюэль де Шамплейн основал французскую колонию Новая Франция (Квебек) в 1608. К концу 17 в. усилиями французских торговцев, миссионеров и первопроходцев Новая Франция превратилась в обширную империю, связанную в единое целое системой рек и вытянутую на тысячи километров вдоль реки Св. Лаврентия - Великих озер и проникавшую в глубь континента далеко за пределы постоянных поселений. Торговлю вели компании, которым французский король даровал монопольное право на эти земли. Имея штаб-квартиры в Монреале, они поставляли товары для обмена и сбывали меха через своих агентов во Франции. Торговые агенты - скупщики путешествовали вверх и вниз по реке и сотрудничали с дружественными туземными племенами, охотничье искусство которых только и делало возможной всю эту торговлю. В Англии торговля велась в основном Компанией Гудзонова залива, которая получила от короля Карла II монополию на торговлю на обширных землях в северной части континента - от Лабрадора до подножья Скалистых гор и от Баффиновой Земли до верховьев р.Ред-Ривер (совр. штат Северная Дакота). Компания Гудзонова залива построила торговые посты и фактории, предпочитая ждать, когда индейцы сами придут к ним с товаром, а не пробиваться самим в неизвестные земли. После того, как Новая Франция оказалась под властью Англии в 1759-1760, французская система торговли перешла под контроль англо-американских, английских и шотландских купцов, которые образовали Северо-Западную компанию. Столкнувшись с конкуренцией, Компания Гудзонова залива вынуждена была посылать своих служащих в отдаленные районы, чтобы покупать меха непосредственно у охотников. После того как конкуренция между двумя компаниями, в которую оказались втянуты индейцы, привела в 1816 к вооруженному столкновению у поселения Ред-Ривер, компании были вынуждены объединиться, причем объединение произошло под флагом Компании Гудзонова залива. До начала 19 в. торговля мехами оставалась самым важным видом экономической деятельности в Канаде. Однако позднее ее значение начинает падать по мере того, как появляются новые быстро расширявшиеся отрасли хозяйства, а именно земледелие и лесная промышленность. К этому времени многие индейцы оставили традиционный образ жизни и стали охотиться с помощью ружей. Отчасти стремление индейцев обзавестись ружьями было связано с тем, что отдельные племена постоянно воевали между собой; их вражда еще более обострилась из-за конкуренции при сбыте мехов. К началу 19 в. было истреблено значительное количество лосей, карибу и бобров; к 1870 бизоны почти исчезли с лица земли. 
Лес и пшеница. К 1750 на территории британских колоний, которым предстояло стать Соединенными Штатами, проживало около 2 млн. человек. Дальше к северу обитали торговцы мехами и французские поселенцы, которых насчитывалось всего не более 60 тыс. человек. Система управления этими колониями, основанная на положениях французского феодального права, не способствовала процветанию земледелия. При этой системе правительство давало землю небольшому количеству крупных собственников, которые в свою очередь давали наделы арендаторам. Одна только католическая церковь владела примерно 25% всей земли. Бедные почвы, трудность расчистки участков от леса, обременительная арендная плата, а также то, что торговля мехами представляла гораздо большие выгоды, - все это не способствовало притоку людей в сельское хозяйство. Массовое переселение в Канаду лоялистов в 1783 после Американской революции вызвало потребность в открытии и заселении новых земель. В 1806 во время блокады Великобритании Наполеоном британское правительство, лишенное возможности ввоза товаров и сырья с континента, было вынуждено ввести льготы для товаров, ввозимых из колоний. Это способствовало быстрому развитию экономики Канады; в результате, когда Великобритания начала склоняться к режиму свободной торговли и отмене преференциального режима по отношению к колониям, это лишь ненадолго замедлило экономическое развитие Канады. Все большее значение приобретала торговля с США, чему способствовал заключенный с этой страной в 1846 и остававшийся в силе около 20 лет "Договор о взаимности", в соответствии с которым обе страны взаимно отменяли таможенные пошлины на сырье и продукцию сельского хозяйства. В стране развивались транспортные системы. Строительство каналов с целью улучшить условия судоходства по р.Св. Лаврентия и Великим озерам, а затем и постройка железных дорог стимулировали развитие новых отраслей хозяйства, а также создавали внутренний рынок рабочей силы. Этот рынок заполнялся в основном за счет ирландских крестьян, которые покинули свою страну, спасаясь от голода. Однако в Канаде не хватало земли и работы для всех эмигрантов, и более половины из них в итоге вновь эмигрировали, на этот раз в США. Туда же отправилось и значительное количество франкоканадцев, которые не могли прокормиться на своих землях. Несмотря на это, население Канады быстро увеличивалось - от 60 тысяч в 1750 до 2,4 млн. человек в 1850. В Нью-Брансуике основой хозяйства стали лесозаготовки и лесопиление. В Новой Шотландии и Ньюфаундленде на первом месте стояло рыболовство; кроме того, в портовых городах Галифакс и Сент-Джон большое значение приобрело кораблестроение. Развивались также угледобыча, а в городах - различные ремесла. В Верхней Канаде (Онтарио), по преимуществу земледельческой провинции, лесозаготовки были чем-то второстепенным; совсем иначе обстояло дело в Квебеке, где уже в начале 19 в. на первое место в экспорте выходит лес, а не пушнина. Сельское хозяйство Верхней Канады развивалось по мере того, как фермеры осваивали плодородные земли южного Онтарио. После 1815 уменьшается приток иммигрантов из США, где к тому времени были открыты для освоения земли запада и подавлено сопротивление индейцев. Но иммиграция из Великобритании продолжается при поддержке британского правительства, опасавшегося перенаселения. Вскоре объем сельскохозяйственного производства начал превосходить потребности самой Верхней Канады, и излишки отправляются в Монреаль, для нужд Нижней Канады и на экспорт в Великобританию. Хотя к тому времени уже были построены некоторые дороги, зерно и другие объемные продукты перевозились главным образом водным путем. Для того, чтобы в полной мере использовать преимущества водной системы р.Св. Лаврентия - Великих озер, требовались значительные капиталовложения в постройку каналов; привлечь частный капитал в достаточном количестве не удалось, поэтому государству пришлось взять финансирование на себя. Таким образом еще в 19 в. было положено начало традиции непосредственного участия государственных средств в экономическом развитии Канады. Затраты на постройку должны были привести к осуществлению мечты крупнейших торговых домов Монреаля - прибрать к рукам всю торговлю не только канадской, но и американской пшеницей, вывозившейся в Великобританию, а также контролировать ввоз товаров из Великобритании на рынки Северной Америки. Однако к тому же стремились торговцы Нью-Йорка и Бостона, а средств у них было существенно больше. Вскоре они стали вкладывать свои капиталы и в постройку железных дорог Канады, что еще более упрочило их положение. Эра железных дорог и национальная политика. Активное строительство в 1850-е годы, когда было проложено около 2900 км железных дорог, привело к коренным изменениям структуры канадской экономики; страна вышла на новый уровень индустриализации и урбанизации, а отдельные районы оказались тесно связанными и включенными в национальную экономическую систему. До начала 1860-х годов больше половины экспорта из провинции Онтарио составляли зерно и мука, и они же давали основной доход более чем половине населения. Одновременно развивалось производство молочных продуктов, которое ко времени образования конфедерации в 1867 должно было даже превзойти по значению зерновое хозяйство. Истощение почвы и приток продуктов из Онтарио вызвали упадок сельского хозяйства в Квебеке, где лишь немногие фермеры могли позволить себе приобретение жаток и молотилок на конной тяге; в Онтарио же подобная сельскохозяйственная техника уже широко использовалась. Средний фермер в Онтарио выручал за свои товары в 3-5 раз больше, чем такой же фермер в Квебеке; в результате в Онтарио создался большой внутренний рынок для промышленной продукции. В отличие от процветающих городов Онтарио, соревновавшихся между собой в прокладке дорог и железнодорожных веток, дающих доступ в богатые сельскохозяйственные районы, в Квебеке города почти не развивались и многие жители этой провинции уходили в поисках заработка на фабрики Новой Англии (США). Железные дороги сыграли большую роль в создании новых отраслей промышленности, таких, как сталелитейное и сталепрокатное производство. В каждой из паровозно-ремонтных мастерских могло быть занято до 900 человек. Именно развитием этих и связанных с ними отраслей промышленности объясняется быстрый рост таких городов, как Гамильтон, Торонто, Монреаль, а также дальнейшее увеличение численности класса наемных рабочих, как квалифицированных, так и неквалифицированных. Новым отраслям требовались протекционистские тарифы, и они их получили уже в 1859. После Гражданской войны в США прекратилось действие взаимных льготных таможенных тарифов, и был принят новый курс т.н. "Национальной политики", имевший целью освоение новых земель на западе и преобразование нескольких британских колоний в Северной Америке в жизнеспособную Канадскую Конфедерацию. Предполагалось, что промышленники центральной Канады, которым будут предоставлены различные льготы, будут обеспечивать нужды фермеров западной Канады, а вся торговля между востоком и западом страны будет вестись канадскими торговцами и все товары будут перевозиться исключительно по канадским железным дорогам. Помимо протекционистских тарифов, Национальная политика включала еще три элемента. Первым было подписание акта о создании конфедерации (Акт о Британской Северной Америке 1867), в соответствии с которым провинции Онтарио, Квебек, Новая Шотландия и Нью-Брансуик получали единое центральное правительство и входили в экономический союз. В 1870 к ним присоединились Манитоба и Северо-Западные территории, в 1871 - Британская Колумбия, а в 1873 - Остров Принца Эдуарда. Вторым элементом Национальной политики была постройка Канадской Тихоокеанской железной дороги, которая должна была создать единую транспортную систему от Атлантического до Тихого океана. Канадское правительство воспользовалось американским опытом и стало субсидировать постройку дороги, выдавая денежные ссуды железнодорожным компаниям и передавая им права на владение землей вдоль трассы, возмещая стоимость изыскательских работ, а также освобождая строительные компании от налогов и пошлин на ввозимые строительные материалы. Строительство этой железной дороги было завершено в 1885. Третьим элементом Национальной политики являлось заселение и освоение прерий и создание таким образом новых сельскохозяйственных земель в дополнение к уже заселенным землям Онтарио. Эти земли, находившиеся ранее под контролем Компании Гудзонова залива, были уступлены правительству в 1868, но их освоение задержалось из-за восстаний метисов (потомков французских торговцев пушниной и индианок) в 1869-1870 и 1885. Результаты Национальной политики заставили себя ждать довольно долго. В конце 1890-х годов начали расти цены на пшеницу, и на дальний запад Канады устремился поток переселенцев, включая многих иммигрантов из Северной и Восточной Европы. Именно этот "пшеничный бум" явился причиной резкого подъема экономики страны. К тому времени, когда Великая депрессия 1930-х годов положила конец "буму", экономика Канады была коренным образом преобразована. 
Индустриализация. В первые годы 20 в. происходит постепенное смещение центра экономической активности на запад Канады; этому способствовал продолжавшийся "пшеничный бум", открытие на западе и севере страны новых месторождений полезных ископаемых и "железнодорожная лихорадка". За 13 лет население страны выросло более чем на 3 млн., а иммиграция достигла максимума, составив в одном только 1912 более 400 тыс. человек. Количество ферм в степных провинциях выросло с 55 тыс. в 1901 до 200 тыс. в 1910; через Виннипег, ныне третий по числу жителей город в стране, продавалось больше пшеницы, чем через любой другой сельскохозяйственный центр в мире. Протяженность железных дорог более чем удвоилась после того, как были построены еще две трансконтинентальные линии; впрочем, вскоре стало ясно, что при существующем объеме перевозок они не выдерживают конкуренции. В 1922, когда одна из них была близка к банкротству, правительство выкупило у частных владельцев все железные дороги Канады и приняло на себя их долги; все они (за исключением Тихоокеанской, сохранявшей платежеспособность) были объединены в одной государственной монополии - Канадской национальной железнодорожной сети (Canadian National Railways). Этот исключительно быстрый и неконтролируемый рост истощал не только государственные средства. Фермеры Запада выступали с протестами против высоких железнодорожных тарифов на перевозку пшеницы, высоких цен за хранение зерна, установленных владельцами элеваторов, против Виннипегской хлебной биржи, банков, протекционистских тарифов (затруднявших ввоз сельскохозяйственной техники из США); они обвиняли правительство в том, что оно не заботится об интересах собственных граждан. Чтобы создать какую-то альтернативу частным компаниям, торгующим зерном, организации фермеров учредили в каждой из степных провинций собственные сбытовые организации - пшеничные пулы. В 1935 федеральное правительство было вынуждено пойти на создание Канадского управления по сбыту пшеницы (Canadian Wheat Board), государственной посреднической организации, в обязанности которой входила закупка пшеницы в степных провинциях и продажа ее на мировых рынках. К 1913 закончился период бурного развития сельского хозяйства в степных провинциях и огромных капиталовложений в строительство. Последующие годы, до 1929, были отмечены небольшими циклическими колебаниями в экономике. Этот период, однако, характеризовался возникновением новых факторов, стимулировавших развитие экономики. К их числу относится Первая мировая война, вызвавшая к жизни военную промышленность; развитие новых отраслей в лесной и горнодобывающей промышленности и электроэнергетике; и наконец - начало эры автомобилестроения. Период с 1900 по 1929 явился переломным в экономическом развитии Канады. Не в последнюю очередь это связано с тем, что США в этот период окончательно утвердились в Канаде как основной источник иностранных инвестиций и главный зарубежный торговый партнер - место, которое ранее занимала Великобритания. Особенно большие средства американские компании вкладывали в производство, связанное с разработкой природных ресурсов (причем большая часть полученной продукции вывозилась в США), и в новые отрасли, связанные с производством товаров массового потребления. Для американских компаний, вознамерившихся проникнуть на расширяющийся внутренний рынок Канады, оказалось более выгодным не ввозить готовые товары из США, а создать филиалы своих предприятий в Канаде. Кроме того, дочерние предприятия позволили им создать своего рода "перевалочную базу" для экспорта своей продукции в Великобританию, что оказывалось более выгодным благодаря существовавшему в Британском Содружестве режиму благоприятствования в торговле. Получение дешевой электроэнергии на гидроэлектростанциях создало возможности для быстрого развития горнодобывающей, алюминиевой и целлюлозно-бумажной промышленности в северных районах провинций Квебек и Онтарио. В южном Онтарио электрификация позволила расширить существующие предприятия и создать несколько новых отраслей, включая химическую и фармацевтическую. Электричество стало обычной формой энергией, широко используемой на производстве и в быту. Общая мощность электростанций выросла с 200 000 л.с. в 1900 до 20 млн. л.с. в 1931. За десятилетие 1920-1930 объем капиталовложений в гидроэнергетику был больше, чем в отрасли, связанные с разработкой всех остальных природных ресурсов. Сначала в этом участвовал преимущественно частный капитал, но затем, уступая требованиям муниципалитетов и крупных промышленных потребителей энергии, правительство осуществило национализацию гидроэнергетических сооружений. Внутри самого сектора производства, связанного с переработкой природных ресурсов, наибольшие инвестиции привлекла целлюлозно-бумажная промышленность, чему в первую очередь способствовало необычайно бурное развитие газетной индустрии в США. С 1914 по 1929 объем печатной продукции (газет и журналов) увеличился в 6 раз. В горнодобывающей промышленности отмечался рост добычи руды некоторых металлов, как черных, так и цветных, применяющихся при производстве качественных сталей (медь, цинк, свинец, никель). Развитие обрабатывающей промышленности было связано с переработкой новых видов сырья; предприятия этого сектора занимались обработкой продукции горнодобывающей промышленности или сельского хозяйства, предназначенной на экспорт (например, древесина, целлюлоза, бумага, алюминий), а также выпуском изделий и технических устройств, использующихся в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности (сельхозтехника, стальной прокат для рельсов и пр.). Второе направление в этом секторе представляло производство товаров широкого потребления для растущего внутреннего рынка. В 1917 в Канаде было произведено 93 тыс. автомобилей; к 1929 их производство достигло 262 тыс., причем около 30% продавалось за границу. К концу 1920-х годов автомобиль прочно вошел в жизнь Канады; он изменил вид ее городов и обеспечил десятки тысяч людей работой на сборочных линиях, в производстве запасных частей, в ремонтных мастерских и на станциях обслуживания, а также на строительстве автомобильных дорог. В эти годы Канада уступала по объему производства автомобилей только США. Всего в этом секторе в 1920 было занято 600 тыс. человек, или около 17% трудоспособного населения. Хотя отдельные очаги промышленности существовали по всей стране, настоящим средоточием индустриализации была группа городов, расположенных почти по одной линии от Уинсора на юге Онтарио вдоль Великих озер и р.Св. Лаврентия до Монреаля. Большая часть новых капиталоемких и высокотехнологичных товаров производилась в Онтарио, тогда как в Квебеке размещались более трудоемкие производства потребительских товаров, таких, как одежда, ткани, обувь. В Приморских провинциях, когда-то процветавших благодаря Национальной политике и протекционистским тарифам, промышленность не выдержала конкуренции со стороны более крупных компаний центральной Канады. Права местных компаний в промышленных предприятиях, банках и железнодорожном транспорте были выкуплены центрально-канадскими фирмами, а сами предприятия были закрыты или преобразованы в региональные отделения этих фирм. За исключением сталеплавильных заводов в Новой Шотландии и предприятий бумажно-целлюлозной и шерстопрядильной промышленности в Нью-Брансуике, Приморские провинции вернулись к своим традиционным отраслям хозяйства. 
Великая депрессия. Великая депрессия 1930-х годов тяжело сказалась на Канаде. Валовой национальный продукт страны в интервале 1929-1933 снизился на 42%. В момент наибольшего спада производства около 30% трудоспособного населения страны стали безработными; каждый пятый канадец в это время жил на правительственное пособие. Восстановление хозяйства происходило медленно, с остановками, а резкое падение производства в 1937 практически свело на нет достигнутые к тому времени успехи. Даже в 1939 более 10% канадцев оставались без работы, а доходы фермеров не достигли и половины уровня 1928. Только после того, как в марте 1933 в США была введена в действие антикризисная программа Рузвельта, начался медленный подъем производства. Крах "пшеничной экономики" особенно сильно отразился на канадских железных дорогах, которые и были построены в основном для того, чтобы перевозить пшеницу на восток, а промышленные товары на запад. Зерна стало перевозиться меньше, а фермеры не могли позволить себе закупки товаров. В итоге объем перевозок падал настолько стремительно, что в добавление к уже существовавшим крупным долгам прибавились значительные ежегодные потери. Федеральное правительство, возглавлявшееся консерватором Ричардом Б.Беннеттом (1930-1935) и затем либералом Уильямом Л.К.Макензи (1935-1940), отказалось взять на себя полностью борьбу с безработицей и обеспечение нуждающихся пособиями, возложив эту обязанность на провинциальные и местные органы управления. Принятые последними меры были непродуманными, недостаточными и часто жестокими, а с финансовой точки зрения - несостоятельными. 
Экономика в годы войны. Конец Великой депрессии положила Вторая мировая война. К моменту вступления Канады в войну в 1939 уровень производства, хотя и значительно поднявшийся по сравнению с 1932-1933, все еще не достигал уровня 1919. Однако уже в 1941 рабочей силы стало не хватать. Война вызвала коренную перестройку экономики, открыв эру тяжелой промышленности и невиданного прежде государственного контроля над производством. В начале войны численность государственных (федеральных) служащих составляла всего 45 тыс. человек, более четверти из них занимались доставкой корреспонденции. Расходы федерального правительства составляли всего 9,2% валового национального продукта (ВНП), а доходы все еще поступали в основном от сбора таможенных пошлин. В годы войны число государственных служащих утроилось, а расходы возросли в 8 раз. Федеральное правительство взяло на себя функции управления экономикой, заменив свободный рынок центральным планированием. С этой целью был введен правительственный контроль над заработной платой и ценами, а также над распределением; правительственные ведомства контролировали перевод предприятий горнодобывающией и тяжелой промышленности на военные рельсы, вели учет стратегических материалов; компаниям, заключавшим контракты на поставку военной техники и боеприпасов, предоставлялись государственные субсидии; строились новые государственные предприятия и развивались совершенно новые отрасли промышленности. Правительственный контроль над распределением людских ресурсов привел к тому, что 26% трудоспособного населения работало в промышленности (преимущественно оборонной и обслуживающей военные нужды). Больше половины рабочих мест в этих отраслях размещалось в Торонто и Монреале; кроме того, развивалось сельское хозяйство на западе и лесная промышленность в Приморских провинциях. 
Послевоенные годы. Время после Второй мировой войны можно разделить на два периода. Первый из них, с 1945 по 1973, характеризовался бурным развитием канадской экономики, резким подъемом жизненного уровня, низким уровнем безработицы и стабильными ценами. Безработица в это время не превышала 4%, а инфляция - 2% в год. Заработная плата и прибыли увеличивались в среднем почти на 3% в год; росли и социальные выплаты, включая пособия многодетным семьям, пенсии, расходы на здравоохранение и пр. Годы после 1973, напротив, характеризовались растущей нестабильностью занятости, застывшими на одном уровне или падающими доходами и высокой степенью социальной неустойчивости. По официальным данным, относительное количество безработных составляло в среднем около 10% трудоспособного населения. В течение всего десятилетия 1973-1983 безработица сочеталась с высокими темпами инфляции, также достигавшими 10% в год. Всего с 1973 отмечены три крупных фазы спада производства - в 1974-1975, 1981-1982 и 1990-1993, причем каждая последующая была дольше предыдущей, и за каждой следовало медленное возвращение к исходному состоянию. Экономическая политика в период 1945-1973 покоилась на трех принципах: следование теории кейнсианства, принцип "государства всеобщего благосостояния" и соглашение с рабочими профсоюзами. После поразившей страну Великой депрессии и жестких принудительных мер военного времени федеральное правительство объявило о своем намерении обеспечить стабильный рост экономики и социальную защиту всему населению страны. В отличие от предшествовавшего периода, теперь снова основным фактором должны были стать свободный рынок и частное предпринимательство. Вмешательство же правительства сводилось к эпизодической поддержке отдельных предприятий и отраслей для стабильного роста, уменьшения безработицы и снижения инфляции. Соглашение предпринимателей с профсоюзами предусматривало право трудящихся вести переговоры о коллективных договорах и право на забастовки. В качестве дополнительной гарантии было установлено, что профсоюзные взносы могут вычитаться из заработной платы, причем в отличие от правил, существующих в США, вычеты производятся со всех работников подразделения, заключившего коллективный договор, независимо от того, состоят они в профсоюзе или нет. С другой стороны, теми же законодательными актами объявлялись незаконными забастовки во все время действия коллективного договора, а также любые забастовки солидарности и забастовки с политическими требованиями. Такой компромисс между рабочими и нанимателями открыл период относительного спокойствия в промышленности, который продолжался до середины 1960-х годов. За это время большинство крупных промышленных предприятий было включено в сферу деятельности профсоюзов, и к середине 1950-х годов в профсоюзах состояла примерно треть занятого населения (кроме населения, занятого в сфере сельского хозяйства). С конца 1960-х годов членством в профсоюзах была охвачена основная масса работников государственного сектора; в 1989 доля трудящихся, состоящих в профсоюзах, достигла максимального уровня - почти 40% рабочих и служащих были членами профсоюза. В 1995 37% трудящихся вне сельскохозяйственного сектора состояли в профсоюзах (для США эта цифра составляла всего 15%). Неудовлетворенный ("отложенный") спрос военных лет, послевоенный всплеск рождаемости, массовая иммиграция в страну и внутренние миграции населения из сельских местностей в города и из центральных районов городов в пригороды - все это создавало большой спрос на жилищное строительство, строительство школ, больниц, дорог, систем водоснабжения и канализации, торговых центров, конторских зданий, фабрик, на производство автомобилей и различных товаров широкого потребления. Эти потребности вызвали новое строительство - как в государственном, так и в частном секторе - и приток инвестиций. Однако основным фактором, вызвавшим небывалый экономический подъем, был экспорт полезных ископаемых в США. Экспорт минерального сырья в США рос так быстро, что к 1956 составил 60% общего объема канадского экспорта (до Второй мировой войны он составлял всего 40%). Параллельно с ростом экспорта в США увеличивались и объемы прямых инвестиций США в добывающую промышленность Канады, в основном в добычу нефти и черных металлов, а также лесозаготовки. На эти первичные ресурсы приходилось почти 80% американских капиталовложений в 1946-1956. Это вызвало, в свою очередь, рост импорта американских товаров в Канаду. Среди крупнейших инвестиционных проектов послевоенных лет особенно выделяются два: создание глубоководного морского пути по р.Св. Лаврентия и строительство нефте- и газопроводов. Оба проекта требовали выделения федеральным правительством больших средств и государственного регулирования. Строительство судоходного канала, которое осуществлялось под эгидой государственной корпорации, помимо того, что оно давало возможность более дешевых перевозок зерна из степных провинций на зарубежные рынки, служило еще двум целям. Постройка каналов (вместе с плотинами) давала новый источник гидроэлектроэнергии, что имело особенное значение в то время, когда недостаток энергии ожидался и в центральной Канаде, и в штате Нью-Йорк; кроме того, этот путь облегчал доставку железной руды с богатейших месторождений Лабрадора на металлургические заводы области Великих озер, что было особенно важно, так как железорудные месторождения Месаби в штате Миннесота к тому времени были близки к истощению. Строительство нефтепроводов началось уже через несколько лет после того, как было открыто первое месторождение Ледюк в провинции Альберта. В середине 1950-х годов при финансовой поддержке государства был построен трансканадский газопровод. Для регулирования этой отрасли был создан Национальный совет по энергетике. В конце 1950-х годов экономический подъем начал было спадать, но вскоре возобновился. Большую роль в этом сыграл "Авто-Пакт" - соглашение о беспошлинной торговле автомобилями, подписанное Канадой и США в 1965. Как и во многих других отраслях производства, три автомобильных гиганта США, "Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер", создали свои дочерние предприятия в Канаде; однако из-за высоких таможенных тарифов (17,5%) на этих предприятиях приходилось осуществлять полный производственный процесс по выпуску автомобилей. Таким образом, они находились в менее выгодном положении по сравнению с американскими заводами. Стоимость автомобилей, произведенных в Канаде, превышала стоимость аналогичных, но изготовленных в США, на 10%, и это при том, что заработная плата в Канаде была на 30% ниже. "Авто-Пакт" создал зону свободной торговли в пределах континента, что позволило канадским производителям выпускать новые модели для североамериканского рынка, а все остальные автомобили ввозить из США. Это соглашение содержало также определенные гарантии для канадских производителей запчастей и деталей и, кроме того, гарантировало определенный минимальный уровень производства для "Большой тройки" американских автомобилестроителей. Результаты соглашения последовали незамедлительно: производство автомобилей и запчастей сразу же начало расти и вскоре вышло на первое место, оставив позади продукцию целлюлозно-бумажной промышленности. Когда в стране стал чувствоваться спад производства, сопровождавшийся снижением прибылей и обострением борьбы за рынки сбыта, что было характерно для канадской и мировой экономики после 1960-х годов, канадские производители начали активно сокращать стоимость производства. При этом производство подверглось существенной перестройке, подобной которой не происходило со времени введения конвейерной сборки и научной организации труда. Была, в частности, проведена полная компьютеризация производственного и управленческого секторов, а также различных вспомогательных служб; наименее выгодные производства были закрыты или переведены в районы с более низким уровнем заработной платы; заимствовались некоторые приемы, используемые японскими производителями, а именно непрерывное совершенствование производственного процесса, контроль за качеством на всех этапах, бригадный метод и практика передачи менее выгодных операций субподрядчикам, в качестве которых выступали более мелкие компании, не охваченные профсоюзами и часто оффшорные. Уменьшение бюджета вынудило правительство провести подобную же реорганизацию и правительственных учреждений. В результате закрытия более тысячи предприятий и сокращения как в частном, так и государственном секторах число постоянных рабочих мест (с полным рабочим днем) между 1989 и 1995 уменьшилось почти на миллион. Большинство новых рабочих мест требуют неполного рабочего дня или являются временными. В рамках борьбы с экономическим спадом правительство проводило ряд мероприятий - были приватизированы многие издавна существовавшие государственные корпорации; снято правительственное регулирование транспорта, телекоммуникаций и финансового сектора; проведены переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с США в 1989 и заключен Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА) в 1992 (вступил в силу с 1 января 1994). Организация производства. Экономика Канады основана на частном предпринимательстве (при наличии некоторого количества государственных и кооперативных предприятий) и ориентирована на рынок; в стране хорошо развита система социального обеспечения. Примерно одна пятая рабочих и служащих Канады занята в государственном секторе. Значительная роль государственных и кооперативных предприятий позволяла охарактеризовать канадскую экономику как основанную на смешанных формах собственности. Такое положение, впрочем, являлось скорее результатом случайного стечения обстоятельств, чем сознательного планирования. В 1990-е годы соотношение государственного и частного предпринимательства стало изменяться в результате проводившейся правительством политики приватизации и уменьшения регулирующей роли государства. Так, в 1995 правительство пошло на приватизацию железнодорожной компании "Канейдиан нэшнл рейлуэйз" (КНР), организовав широкую распродажу ее акций. Долгое время она являлась конкурентом частной корпорации "Канейдиан пасифик рейлуэй", однако последняя обладала рядом экономических преимуществ, так как КНР терпела убытки на обслуживании правительственных железнодорожных линий, построенных с целью экономического развития отдельных регионов. Усилению частного сектора способствовала передача в частные руки многих аэропортов местного значения. Одной из отличительных черт канадской экономики является конкуренция, действующая внутри как частного, так и государственного сектора, но особенно ярко проявляющаяся между предприятиями с различной формой собственности. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести соперничество между государственной авиационной компанией "Эйр Канада" и частной "Канейдиен эйрлайнз интернэшнл", причем и та и другая находятся под контролем государственного Управления воздушного транспорта и Транспортной комиссии. В области радио- и телевещания Си-Би-Си конкурирует с частными радиостанциями и телесетями, хотя все они находятся под контролем Канадской комиссии по радио и телевидению и телекоммуникациям. Предприятия, находящиеся в государственной собственности (т.н. "коронные корпорации"), управляются автономно и подотчетны федеральному парламенту, руководству провинций или городским советам. Они служат различным целям и были созданы по разным причинам. Некоторые из них создавались потому, что в то время государственное владение такими предприятиями считалось более соответствующим социальным и экономическим целям. К их числу относятся такие предприятия, как "Канейдиен бродкастинг корпорейшн", "Нэшнл филм борд", почтовая служба "Канада пост", авиационная компания "Эйр Канада", "Хлебная палата", финансовая "Бэнк оф Канада", Корпорация по атомной энергетике и "Петро-Канада", а также принадлежащие провинциям виноторговые магазины, игорные дома, лотереи и пр. Некоторые виды предприятий, являющиеся собственностью провинций, например гидроэлектростанции и телефонные станции, были созданы как альтернатива частным монополиям в этих областях; общественный транспорт находится в общественной собственности (на уровне провинций), поскольку является убыточным; наконец, в руках компаний, которыми владеют провинции, находится страхование автомобилей. Ряд корпораций, например железнодорожная "Канейдиен нэшнл рейлуэйз" и сталелитейная "Сидни стил корпорейшн", стали государственной собственностью после своего банкротства. Наконец, многие государственные корпорации были учреждены для выполнения регулирующих, консультативных, финансовых и административных функций. Начиная с середины 1980-х годов многие государственные корпорации были приватизированы. Другие, вследствие постепенного сокращения вмешательства государства в экономику, утратили прежние функции. Другой важной формой собственности в Канаде являются кооперативы, которых насчитывается более 10 тысяч. Они занимаются маркетингом, страхованием, банковским делом, жилищным строительством и розничной торговлей, оказывают медицинские услуги и помощь по уходу на дому; их оборот достигает 30 млрд. канадских долларов в год. Экономическая собственность в Канаде отличается высокой степенью концентрации. В 1988 там было 750 тыс. акционерных предприятий, работающих вне финансовой сферы. Из них 25 основных контролировали 1258 компаний, владели 41% всех средств и на их долю приходилось 27% всех прибылей. 8 из этих 25 были иностранными, а 3 принадлежали государству. Если взять 100 наиболее крупных корпораций, контролирующих 2561 компанию, то на их долю приходится 60% средств и 45% процентов дохода. Из них 39% являются иностранной собственностью и 7% принадлежат государству. 
Национальный продукт и доход. В 1995 валовой национальный продукт (ВНП) в Канаде оценивался в 780 млрд. кан. долл., что соответствует 579 млрд. долл. США, т.е. около 20 300 долл. США в год на душу населения. Специальное исследование, проведенное под эгидой ООН в 1994 и охватившее 174 страны, включало определение для каждой из них комплексного показателя (Human Development Index), учитывающего средний душевой доход, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования; установлено, что по этому показателю Канада занимает первое место в мире. Распределение дохода в Канаде весьма неравномерно. По данным на 1993, доход беднейших 10% семей составляет 2,1% от общего дохода, тогда как на долю наиболее богатых 10% приходится 24%. Если условно разделить все семьи Канады на 5 групп (по 20% в каждой) и пронумеровать их в порядке увеличения доходов от 1 до 5, то у беднейшей пятой части семей (группа 1) заработки с учетом инфляции (включая заработную плату, оклады и проценты на вложенный капитал) составили в 1993 5325 кан. долл., что на треть меньше, чем в 1984. Однако различные выплаты, которые получает эта группа населения (пенсии, страховые выплаты по безработице, различные пособия), за это же время существенно выросли, а налоги остались почти на прежнем уровне. В результате средний чистый доход этих семей за период с 1984 по 1993 с учетом всех государственных выплат и налогов увеличился на 6,7% - с 16 441 до 17 541 кан. долл. Примерно в половине из этих семей группы 1 главой семьи является мать-одиночка. "Верхние" 40% канадских семей, относящиеся к наиболее обеспеченным (группы 4 и 5), увеличили за рассматриваемый период свой доход, но за вычетом налогов и с учетом меньшего объема социальных выплат чистый доход остался примерно на том же уровне. У семей с доходом среднего и ниже среднего уровня (группы 2 и 3, расположенные между беднейшими 20% и наиболее обеспеченными 40%) и заработки, и чистый доход уменьшились в 1993 по сравнению с 1984. Дифференцированного налогообложения и социальных выплат оказалось недостаточно, чтобы компенсировать снижение заработков. Чистый доход в группе 3 упал за период 1984-1993 в среднем на 3,6%, а в группе 2 - на 4,5%. В 1994 почти 5 млн. канадцев, 16,6% всего населения, жили ниже официального уровня бедности. Почти каждый пятый ребенок оказывался в этой категории. 
Трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы Канады определяются как суммарная численность граждан страны старше 15 лет, которые имеют или ищут работу. В 1995 активные трудовые ресурсы Канады насчитывали 14,9 млн. человек, из которых 13,5 млн. имели работу, а 1,4 млн. были безработными. В числе работающих было 7,4 млн. мужчин и 6,1 млн. женщин. 11 млн. человек работали полный день, 2,5 млн. - неполный. В начале и середине 1990-х годов процент безработных по официальным данным превышал 10%. Общее число канадцев, оказавшихся на какое-либо время безработными в течение 1994, приблизилось к 4,6 млн. Почти половина рабочих мест, вновь созданных в Канаде между 1975 и 1995, предусматривала временную работу, работу с неполным рабочим днем или была связана с частной предпринимательской инициативой. В середине 1990-х годов более 4,2 млн. канадских рабочих и служащих были заняты неполный рабочий день или имели временную работу, не дающую права на пенсию или какие-либо льготы. Такова примерно треть всех рабочих мест в Канаде. Среди тех, кто занят полный рабочий день, 22% работает более 50 часов в неделю. Из тех, кто работает неполный день, 700 тыс. человек (по оценкам) работает в нескольких местах. Большинство занятых неполный день - женщины. У занятых полный день реальная заработная плата за период с 1976 по 1993 выросла на 16%, причем средняя заработная плата мужчин понижалась, а женщин - повышалась. В целом для Канады в этот период заработная плата в секторе обрабатывающей промышленности стала ниже, чем в США и других развитых странах. Такое относительное снижение в основном было обусловлено падением курса канадского доллара по отношению к доллару США, а также падением курса и того и другого по отношению к другим валютам. В 1995 в добывающем секторе (земледелие, горнодобывающая промышленность, лесная промышленность, рыболовство и энергетика) было занято 5% рабочей силы, тогда как в 1946 это количество составляло 29%. На долю сектора обрабатывающей промышленности и строительства приходился 21% всей рабочей силы вместо 31% в 1941. Значительное увеличение производительности труда в этих секторах высвободило работников, которым пришлось искать работу в быстро развивающемся секторе услуг. Между 1946 и 1995 количество занятых в этом секторе почти удвоилось - от 40% в 1946 до 74% в 1995. К сектору услуг относятся рабочие места на транспорте, в розничной торговле, в финансовой сфере и правительстве, а также в системах народного образования и здравоохранения. Между 1975 и 1995 в Канаде было создано 3,5 млн. рабочих мест; почти две трети из них - это работа для т.н. "белых воротничков" (управленческие должности, работа для квалифицированных специалистов, а также канцелярская работа, работа в торговле и в обслуживании). В абсолютном исчислении количество рабочих мест "синих воротничков" - рабочих, занятых в добывающей и обрабатывающей промышленности и строительстве, - мало изменилось за двадцать лет с 1975 по 1995. Однако количество рабочих мест для управленцев и специалистов за это время удвоилось и в 1991 превысило численность собственно рабочих. Численность занятых на канцелярской работе, в торговле и обслуживании выросла за тот же 20-летний период на одну треть. За пять лет (1990-1995) вследствие введения компьютеров было сокращено 222 тыс. канцелярских рабочих мест (примерно 10% их общего количества). За 20 лет (1975-1995) доля "синих воротничков" снизилась с 38% до 28%, доля "белых воротничков" увеличилась с 22% до 32%, а доля занятых на канцелярской работе, в торговле и обслуживании осталась на прежнем уровне - около 40% от общего количества рабочих мест в стране. В период с 1946 по 1995 трудовые ресурсы Канады утроились - от неполных 5 млн. почти до 15 млн. человек. Примерно две трети этого прироста в начале 1950-х годов были обусловлены наплывом в Канаду иммигрантов после Второй мировой войны (их количество за период 1946-1961 составило 2 млн. человек). Позднее стали проявляться последствия резкого увеличения рождаемости после войны ("бэби-бум"); кроме того, стали работать многие замужние женщины. Этот процесс начался в 1960-х годах и продолжал нарастать до экономического спада в 1990. В 1958 вне дома работала только одна замужняя женщины из пяти; в 1995 работали три замужние женщины из пяти. За то же время резко сократилось количество работающих мужчин старше 65 лет; устойчиво снижалось также количество работающих мужчин в возрастной группе старше 55 лет - от 75% в 1975 до 60% в 1995. Почти 80% новых рабочих мест, образовавшихся между 1976 и 1995, занимают женщины. Общим результатом проявления всех этих тенденций явилось увеличение доли женщин в рабочей силе Канады с 32% в 1967 до 45% в 1995. 
Внешняя торговля и инвестиции. Канадская экономика принадлежит к числу самых открытых в мире. По объему торговли Канада (с учетом ее размера) сопоставима с наиболее крупными индустриальными странами. В 1995 она вывозила 37% всей произведенной продукции и ввозила более трети потребляемых продуктов. Основным торговым партнером Канады являются США, на долю которых приходится более 80% объема внешней торговли. Исторически сложилось так, что развитие экономики Канады контролировалось потребностями ее экспорта; вывозилось в основном сырье или продукты его переработки. Во второй половине 20 в. основными статьями экспорта стали нефть, природный газ, древесина, целлюлозно-бумажная продукция, металлы и их руды, пшеница и другие зерновые, а также продукция пищевой промышленности. На долю всех этих товаров приходится примерно половины экспорта страны. После подписания в 1965 "Авто-Пакта" - соглашения с США о беспошлинной торговле - автомобили и запасные части к ним стали наиболее крупной отдельной статьей как экспорта, так и импорта. Объем экспорта в США резко вырос после 1989. Причинами этого явились значительный экономический подъем в США, падение курса канадского доллара, который стал котироваться примерно на 20% ниже доллара США, и развитие единой интегрированной системы прозводства в масштабах Североамериканского континента после подписания в 1989 канадско-американского соглашения о свободной торговле (КУФТА, по первым буквам английского названия). Фактически этот процесс интеграции в масштабах континента начался еще раньше, после подписания соглашения о беспошлинной торговле автомобилями, упоминавшегося выше, и вызванного этим ослабления таможенных барьеров. Ко времени подписания соглашения КУФТА 80% экспорта из Канады в США не облагалось пошлинами. Значение КУФТА и Североамериканского договора о свободной торговле (НАФТА) состояло в том, что они способствовали свободному переливу капитала; это означает, что были разработаны новые имущественные права для иностранных инвесторов и фирм, внедряющих новые технологии, распространение свободы торговли на сельское хозяйство и сферу обслуживания, а также введены некоторые правовые ограничения, касающиеся регулирующих функций правительств отдельных стран. Такая экономическая обстановка способствовала возрастанию регионализации экономики Канады, которая стала составной частью общего североамериканского рынка. Место традиционных экономических связей по линии "восток - запад", характерных для всей предшествующей истории Канады, заняли связи "север - юг". Сейчас только 20% канадской продукции продаются из одной провинции в другую, тогда как 27% вывозятся в США. Когда еще существовали таможенные барьеры, многонациональные корпорации США создали в Канаде филиалы своих заводов для выпуска товаров широкого потребления, предназначенных для канадского рынка, более выгодного, чем американский. Продукция этих дочерних предприятий не отличалась по качеству от продукции основных заводов в США, но поскольку здесь производились различные модели и объем производства каждой из них был не очень велик, достичь экономии не удавалось и себестоимость единицы продукции была существенно выше аналогичной продукции, произведенной в США. В 1960-х и 1970-х годах стали намечаться две критические ситуации, для разрешения которых предлагались самые разнообразные варианты. Некоторых сторонников сохранения целостной национальной экономики беспокоили такие последствия, как технологическая зависимость, засилье иностранного капитала и затруднения с экспортом продуктов национального производства. Эта группа считала необходимым, чтобы правительство производило отбор новых иностранных капиталовложений и оказывало поддержку такой стратегии развития хозяйства, при которой преимущества получили бы разработанные в Канаде технологии и предприятия, принадлежащие канадским предпринимателям. Другой вариант решения проблемы предлагался теми, кого волновала общая малая эффективность канадского сектора обрабатывающей промышленности; в качестве мер они предлагали всячески способствовать развитию свободной торговли в масштабах континента с тем, чтобы канадские предприятия производили определенную продукцию преимущественно на экспорт, а потребности канадского рынка удовлетворялись в основном за счет импорта. Хотя "экономические националисты" выиграли несколько раундов, для большинства канадских промышленников и политиков более приемлемой оказалась программа континентальной интеграции. Когда эта программа начала действовать и протекционистские тарифы были практически отменены, а курс валюты в результате жесткой монетаристской политики оказался завышенным, первые же годы нового режима оказались рекордными по количеству закрытых предприятий, так как многонациональные корпорации снабжали канадский рынок за счет незадействованных производственных мощностей в США. Только когда курс канадского доллара несколько понизился, создавая тем самым для некоторых отраслей американской промышленности зону с относительно низкой заработной платой, корпорации США начали переводить некоторые производственные операции в Канаду. В 1995 активное сальдо торгового баланса Канады составило 28 млрд. кан. долл., что было почти вдвое больше, чем в 1994. В том же году платежи по иностранным капиталовложениям в Канаде вместе с дефицитом в поступлениях от морских перевозок, туризма и других статей составили 41 млрд. кан. долл. Обычно активное сальдо от торговли более чем компенсировало дефицит по туризму и платежи по иностранным капиталовложениям в Канаде (главным образом в виде процентов по канадским ценным бумагам, принадлежащим иностранцам, и выплат дивидендов иностранным держателям акций). Дефицит на текущем счету погашался за счет долговременных иностранных капиталовложений. В начале 1990-х годов компании, принадлежащие иностранцам, контролировали 28% всех нефинансовых корпораций в Канаде, 52% капиталов, вложенных в обрабатывающую промышленности, и 43% капиталовложений в добывающую промышленность. Из 500 крупнейших компаний Канады более половины целиком принадлежат иностранцам и еще 20% частично находится в иностранном владении. Более 80% прямых иностранных инвестиций в Канаде приходятся на долю многонациональных корпораций США. 
Финансы. В 1995-1996 доходы федерального бюджета составили 145,5 млрд. кан. долл., из которых 45% приходилось на подоходные налоги с физических лиц. Из других источников поступлений следует отметить налоги на прибыль с корпораций, налоги на продажу, таможенные импортные пошлины и налоги на доходы от добычи нефти и газа. Федеральные расходы в 1995-1996 составили 177,7 млрд. кан. долл. Основными статьями расходов были социальные выплаты, обслуживание государственного долга, капиталовложения в экономику и расходы на оборону. Общая сумма государственного долга на 1994-1995 составляла 545,7 млрд. кан. долл., а выплаты процентов по нему - 42 млрд. кан. долл. в год. Доходы провинций, в 1994-1995 составили 159,6 млрд. кан. долл. Они складываются в основном из подоходных налогов и поступлений из федерального бюджета; последние играют особенно большую роль в бедных провинциях, составляя кое-где до половины всего бюджета провинции. Заметную часть составляют также налоги на продажу и выплаты по медицинскому страхованию. Общая сумма расходов провинций в 1994-1995 составляла 175,4 млрд. кан. долл.; в основном это расходы на здравоохранение и образование. Традиционно федеральное правительство примерно одну четверть поступлений из провинций и муниципальных округов направляет на зравоохранение, социальное обеспечение и образование. В бюджете 1994-1995 федеральное правительство урезало эти затраты примерно на 15%. 
ОСНОВНЫЕ СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ 
В экономике Канады выделяются секторы добывающей промышленности и сельского хозяйства (resource industries), обрабатывающей промышленности и строительства и сфера обслуживания. К сектору добывающей промышленности и сельского хозяйства относится также лесное хозяйство, рыболовство и электроэнергетика. В 1994 на этот сектор приходилось 10,2% валового внутреннего продукта (ВВП) и 5% общего числа занятых. Обрабатывающая промышленность дает 18,4% ВВП и обеспечивает 16% занятости; для строительства эти величины составляют соответственно 5,2% и 5,4%. На долю сектора услуг приходится 66,2% ВВП и 73,6% занятых. Этот сектор включает транспорт, телекоммуникации, оптовую и розничную торговлю, финансы, страхование и недвижимость, отели, рестораны, развлечения, частные медицинские услуги и другие виды услуг; органы государственного управления; образование; государственную систему здравоохранения и пр. Приведенная выше статистика может быть интерпретирована таким образом, что Канада вступила в постиндустриальную стадию развития, или что ресурсы играют второстепенную роль в канадской экономике. Ни то, ни другое не верно. Многие виды деятельности, относящиеся к сектору услуг и дающие почти 60% дохода от этого сектора, напрямую зависят от спроса на эти услуги отраслей, занимающихся производством товаров. Остальные зависят от этих отраслей по крайней мере частично. И сам сектор добывающей промышленности, хотя и дает всего 10% ВВП, тесно связан как с обрабатывающей промышленностью, так и с сектором услуг. По оценкам, примерно половина ВВП Канады до сих пор прямо или косвенно связана со своей ресурсной базой. Сектор добывающей промышленности и сельского хозяйства. Сельское хозяйство. Со времени Второй мировой войны роль сельского хозяйства в экономике Канады постоянно снижается. В первые послевоенные годы сельскохозяйственная продукция составляла более 10% ВВП, к середине же 1990-х годов она упала ниже 2%, а количество ферм сократилось на две трети. В 1993 стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции превышала 20 млрд. кан. долл., а число занятых в фермерских хозяйствах составляло 442 тыс. человек. 40% всего экспорта составляло зерно, преимущественно пшеница, а еще 22% - скот и мясо; большая часть экспорта продовольственных товаров шла в США, Европу и Мексику. В 1991 средний размер фермы составлял 242 га - вдвое больше, чем в 1951. В степных провинциях - в прериях - площадь ферм чаще находилась в пределах 405-6070 га. Всего в Канаде насчитывалось 235 тыс. ферм, причем наиболее крупные, составлявшие примерно одну треть общего количества, давали почти 80% всей сельскохозяйственной продукции, поступающей на рынок. Средняя стоимость имущества фермеров в этой группе - 711 тыс. кан. долл., причем средний доход, получаемый с фермы составляет 242 тыс. кан. долл. в год, а дополнительный доход, получаемый от деятельности, не связанной с фермой, - 12,3 тыс. кан. долл. Средние по размеру фермы (также составляющие одну треть) поставляют 17,5% продукции; их средняя стоимость составляет 350 тыс. кан. долл., средний доход с фермы - 54,2 тыс. кан. долл. и дополнительный доход - 17,3 тыс. кан. долл. "Нижняя" треть ферм с ежегодной выручкой от продажи продукции 25 тыс. кан. долл. (объем продаж составляет 3,5% от общего объема сельхозпродуктов, поступающих на рынок). При средней стоимости одной фермы 241,8 тыс. кан. долл., доход составляет 11,7 тыс. кан. долл. в год, а доход от деятельности за пределами фермы - 27,6 тыс. кан. долл. Большую часть зерна поставляют провинции Саскачеван и Манитоба. В целом Канада дает 16% мировой продукции пшеницы. Основным районом скотоводства является Альберта; в Британской Колумбии развито выращивание овощей и фруктов, а также молочное животноводство; Онтарио и Квебек имеют комплексное сельское хозяйство, включающее птицеводство, молочное и мясное животноводство и товарное овощеводство; картофелеводство развито в провинциях Остров Принца Эдуарда и Нью-Брансуик; последняя известна также разведением скота, как и Новая Шотландия. В общем, доходы фермерских хозяйств складываются из продажи зерна (27%), продуктов мясного скотоводства (37%), молочных продуктов (16%), фруктов и овощей (3%) и птицы (5%). Монополия на покупку и продажу зерна в Степных провинциях имеет "Хлебная палата" Канады, учрежденная в 1930-е годы. Она устанавливает начальную цену на зерно и затем изменяет ее в зависимости от уровня цен на мировых рынках. Кроме нее, на рынках сельскохозяйственной продукции действует около сотни других торговых организаций. 
Горнодобывающая промышленность. В 1994 стоимость добытого в Канаде минерального сырья составила 26 млрд. кан. долл.; общее количество рабочей силы, занятой в горнодобывающей промышленности, составило 338 тыс. человек. Наибольшую ценность представляет ископаемое топливо, особенно нефть и природный газ, на долю которых пришлось более двух третей от общей стоимости добычи. Следующими по важности являются металлы, стоимость которых составляет пятую часть от общей стоимости. Канада стоит на первом месте в мире по добыче цинка и урана, на втором месте - по добыче асбеста, никеля и калия, на четвертом месте - по добыче серебра и меди и на пятом - по добыче золота и свинца. 90% канадской нефти и газа добываются в штате Альберта, где в нефте- и газодобывающей промышленности занято до 40% рабочей силы. По обширной сети трубопроводов нефть транспортируется в основные нефтеперерабатывающие центры, расположенные в провинциях Онтарио и Квебек и на терминалы в США. Природный газ подается также по газопроводам на восток, запад и на юг. Угледобыча производится в Альберте, Саскачеване, Британской Колумбии и в Новой Шотландии. Месторождения металлов приурочены в основном к породам Канадского кристаллического щита. Поэтому основные районы добычи руд металлов находятся на п-ове Лабрадор, в провинциях Квебек и Онтарио, почти целиком находящихся в границах щита. Никель и медь добываются главным образом в Манитобе и Онтарио; полиметаллические руды, содержащие серебро, свинец и цинк, разрабатываются в Онтарио, на Северо-Западных территориях и в Нью-Брансуике; уран добывается в Онтарио и Саскачеване, а золото - в Онтарио, Квебеке и на Северо-Западных территориях. До начала 1980-х годов почти три четверти железной руды в стране добывалось на п-ове Лабрадор на границе провинций Квебек и Ньюфаундленд; позднее многие шахты были закрыты в связи с резким снижением производства стали в Северной Америке и Европе. Из неметаллических полезных ископаемых следует упомянуть асбест, который добывается почти исключительно в Квебеке, и калий, производство которого сосредоточено в Саскачеване. 
Лесное хозяйство и лесозаготовки. На долю Канады приходится 10% всей площади лесов планеты. Лес покрывает около 45% площади суши в границах Канады, причем более половины этой площади представляют собой продуктивные леса, имеющие промышленное значение. На протяжении более века лесопродукты представляли собой важнейшую статью канадского экспорта, причем главным рынком сбыта были США. Канада занимает первое место в мире по производству газетной бумаги, на втором месте по производству целлюлозы и древесной массы и на третьем - по производству пиломатериалов. В середине 1990-х годов в целлюлозно-бумажной промышленности работало более 240 тыс. человек. Производство целлюлозы дает 0,7% ВВП и 2,7% объема экспорта. В 1992 стоимость экспортированной целлюлозы и бумаги составила 21 млрд. кан. долл., стоимость пиломатериалов - 9 млрд. кан. долл., а непиленого леса - 8 млрд. кан. долл. 47% всех лесоматериалов производится в Британской Колумбии, 21% в Квебеке, 16% в Онтарио, 6% в Альберте и 5% в Нью-Брансуике. В середине 1990-х годов в стране функционировало 680 фабрик по производству бумажной массы (и связанных с ними предприятий), три четверти из которых размещались в провинциях Квебек и Онтарио, и 819 лесопильных заводов, две трети которых находились в Британской Колумбии. Четыре пятых лесов в Канаде являются собственностью провинций и сдаются правительствами последних в долгосрочную аренду многонациональным компаниям. 
Рыболовство и меха. До первых десятилетий 19 в. вся экономика Канады основывалась на ловле рыбы и торговле пушниной. В середине 1990-х годов объем продажи мехов составлял всего 42 млн. кан. долл. и большой роли в экономике не играл. Большая часть пушнины, особенно шкурки норки и лисы, получается на зверофермах. Рыболовство продолжает играть большую роль в хозяйстве Ньюфаундленда и Новой Шотландии (добывается главным образом треска), а также Британской Колумбии (добывается преимущественно лосось). В 1992 на рыболовном флоте Атлантики было занято около 62 тыс. человек, и еще 30 тыс. работали на рыбоконсервных заводах. Рыбные промыслы дают Приморским провинциям примерно миллиард канадских долларов дохода в год. Однако значительный перевылов, связанный с применением рыболовных траулеров, с конца 1970-х годов вызвал резкое сокращение рыбных запасов. В 1992 федеральное правительство объявило о временном прекращении лова с целью восстановления рыбных запасов. В Британской Колумбии отмечается быстрое уменьшение объемов улова лосося; причины этого связаны с высокой эффективностью применяемых методов ловли (что приводит к перевылову), а кроме того с браконьерством и деградацией рек, в которые лосось заходит на нерест, вследствие сплава леса и роста городских поселений на их берегах. В 1994-1995, когда снижение уловов достигло критических размеров, правительство сократило вдвое тихоокеанский рыболовный флот. 
Производство энергии. По потреблению энергии на душу населения Канада занимает первое место в мире. В середине 1990-х годов наиболее крупным источником энергии была нефть, обеспечивавшая 40% общего ее количества; далее следовали природный газ (27%), каменный уголь (14%), гидроэлектроэнергия (11%) и ядерная энергия (4%). В 1995 общее количество выработанной электроэнергии в Канаде составило 252,4 Мвт/ч. 61% всей этой энергии давали гидроэлектростанции, 21% - тепловые электростанции, работающие на ископаемом топливе, и 18% - атомные электростанции. Провинция Онтарио получает более половины необходимой ей электроэнергии с АЭС. В провинциях Квебек, Британская Колумбия, Ньюфаундленд и Манитоба почти всю электроэнергию дают ГЭС. В провинции Альберта преобладают ТЭС на ископаемом топливе. Во всех случаях электростанции являются собственностью государства. Самые крупные ГЭС находятся на р.Ла-Гранд (северный Квебек). К числу крупнейших тепловых электростанций, работающих на угле, относятся ТЭС в городах Нантикок, Ламтон и Лейквью в провинции Онтарио и в г.Санданс в провинции Альберта. Крупнейшие АЭС - Брус и Пикеринг - находятся в Онтарио. 
Обрабатывающая промышленность и строительство. Обрабатывающая промышленность. В последние десятилетия обрабатывающая промышленность Канады подверглась существенной реструктуризации в результате заключения ряда международных соглашений, в рамках которых осуществлялось снижение таможенных тарифов и пошлин; следует упомянуть договор с США о продаже автомобилей и запасных частей к ним ("Авто-Пакт", 1965), Общее соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ), Договор о свободной торговле между США и Канадой (КУФТА) и Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА). Многие отрасли промышленности в этом секторе стали к середине 1990-х годов значительно меньше ориентированы на внутренний рынок и в большей степени интегрированы в единую рыночную систему в масштабах континента. Около половины предприятий обрабатывающей промышленности размещается в Онтарио и одна четверть - в Квебеке. Остальные крупные предприятия находятся по преимуществу на территории Британской Колумбии и Альберты. Крупнейшей по объему производства отраслью является производство автомобилей, а также деталей к ним и другого оборудования. В сумме эта отрасль дает пятую часть всей продукции обрабатывающей прмышленности. Другие важные отрасли связаны с ресурсной базой; это пищевая промышленность, перегонка и очистка нефти, химическая, деревообрабатывающая и бумажная промышленность. Наиболее разнообразна промышленность в провинции Онтарио, обладающей богатыми природными ресурсами и выгодно расположенной по отношению к внутренним и зарубежным (американским) рынкам сбыта; сюда же в изобилии завозятся промышленные товары из США. К числу наиболее важных отраслей относятся автомобилестроение, производство электрооборудования, химических материалов, выплавка железа и стали и производство пищевых продуктов (особенно мясных и молочных). Крупным торговым и промышленным центром (как легкой, так и тяжелой промышленности) является Торонто. Гамильтон специализируется на выплавке железа и стали и металлоизделий. Крупными промышленными центрами провинции Онтарио являются также Брантфорд, Китченер-Уотерлу, Лондон, Оквилл, Ошава, Оттава, Питерборо, Сарния, Су-Сент-Мари и Уинсор. В Квебеке развито производство целлюлозы и бумаги, а также алюминия; эти предприятия используют обильные водные ресурсы. Здесь же находятся предприятия авиационной и автомобильной промышленности, производство электрооборудования и предприятия пищевой (мясомолочной) промышленности. К основным промышленным центрам провинции относятся Монреаль, Лашин, Ла-Салл, Квебек, Сен-Лоран, Шавиниган-Фолс, Шербрук и Труа-Ривьер. Британская Колумбия специализируется на производстве лесопиломатериалов, целлюлозы и бумаги, а также нефтепродуктах; в провинции Альберта расположены нефтехимические предприятия и производство мясопродуктов. 
Сектор услуг. Транспорт. Канада располагает хорошо развитой транспортной системой. В середине 1990-х годов эта система включала приблизительно 90 000 км железных дорог; 884 000 км автомагистралей и шоссейных дорог; 24 000 км нефтепроводов и 75 000 км газопроводов; 25 крупных портов, доступных для океанских судов и 475 более мелких портов; более 1300 лицензированных аэропортов. В Канаде имеются две государственных железнодорожных компании: "Канадиан псифик" и "Канадиан нэшнл". Последняя была образована на базе нескольких обанкротившихся частных компаний, выкупленных государством в 1920; в течение долгого времени она не приносила прибыли и функционировала на основе государственных дотаций. В 1995 она вновь перешла в частную собственность, причем в процессе подготовки этого перехода были упразднены некоторые не приносящие выгоды функции и сокращено 10 000 рабочих мест (треть их общего количества). С 1978 пассажирские перевозки, которые в течение ряда лет были невыгодны для обеих крупных железнодорожных компаний, стали осуществляться правительственной корпорацией "Виа рэйл". Система авиационного транспорта Канады также подверглась значительным изменениям, особенно после того, как в 1984 началось постепенное сокращение вмешательства государства в экономику. В процессе острой конкуренции различных авиакомпаний в середине 1980-х годов на первое место вышли две крупные авиакомпании. Одна из них, "Пасифик вестерн эйрлайнс", в 1987 поглотила "Канадиан пасифик эйрлайнс" и сменила свое название на "Канадиан эйрлайнс интернешнл". Бывшая государственная корпорация "Эр Канада" в 1988 была приватизирована. 
Телекоммуникации. Система телекоммуникаций Канады дает 3,9% валового внутреннего продукта. Крупнейшей в стране корпорацией в этой области является "Би-Си-И", которой принадлежат телефонные компании "Белл Канада" и "Нозерн телеком". Канада обладает наиболее насыщенной системой телекоммуникаций в мире (в пересчете на душу населения). В масштабах страны работают две основные телесети. Большая часть телекоммуникационных систем в стране контролируется Канадской комиссией по радио, телевидению и телекоммуникациям (CRTC); телефонные сети западной Канады находятся в собственности провинций и контролируются назначенным руководством провинции советом. Основная функция CRTC состоит в том, чтобы способствовать распространению национальной культуры; она следит за тем, чтобы в сетке вещания телевизионных компаний отводилось определенное количество времени отводилось передачам соответствующего содержания. В Канаде существует три национальных телевизионных сети: государственная "Канадиан бродкастинг корпорейшн" (Си-Би-Си), частная "Канадиан телевижн" (Си-Ти-Ви) и частная "Глобал телевижн". Си-Би-Си имеет более 30 телевизионных станций, 30 входящих в ту же систему станций, находящихся в частном владении, и несколько сот ретрансляционных станций. Си-Ти-Ви представляет собой консорциум из 16 объединенных телестанций, каждая из которых является равноправным партнером в данной телесети. "Глобал телевижн" - небольшая, но быстро растущая телесеть, принадлежащая корпорации "Кан-Вест". Частные телесети получают необходимые средства от рекламы. Си-Би-Си финансируется в основном из общественных фондов, выделяемых для этой цели парламентом. За счет этих фондов оплачивается теле- и радиовещание как на английском, так и на французском языке. Помимо трансляционной сети, в стране существует более 1800 лицензированных систем кабельного телевидения, каждая из которых располагает несколькими (до 60) каналами. Более трех четвертей канадских владельцев телевизоров в Канаде являются абонентами кабельной сети. Си-Би-Си ведет также радиопередачи с 65 принадлежащих ей радиостанций на английском и французском языке на средних и ультракоротких волнах. Всего в стране функционирует около 500 частных радиостанций. Финансы, страхование, недвижимость. Все эти виды деятельности в совокупности дают ок. 16,7% ВВП и обеспечивают ок. 6% общей занятости. Кредитно-финансовая система Канады включает различные институты. К ним относится государственный "Бэнк оф Канада", ряд банков, находящихся в собственности как канадских, так и иностранных компаний, кредитные союзы (сберегательные учреждения, находящиеся в собственности их членов), трастовые компании, ипотечные компании, инвестиционные компании и дилеры, работающие с ценными бумагами, наконец, биржи ценных бумаг, мелкие ссудные кассы, страховые компании, финансовые управления провинций и пр. "Бэнк оф Канада", основанный в 1935, представляет собой центральный банк страны; его деятельность контролируется федеральным правительством. Помимо регулирования кредитных операций и валюты, он выполняет роль банкира для федерального правительства и ведет работу с валютным рынком с целью стабилизации курса канадского доллара. Основную роль в банковской системе Канады играют пять банков: "Ройал бэнк", "Бэнк оф Монреаль", "Канадиан империал бэнк оф коммерс", "Торонто доминион бэнк" и "Банк Новой Шотландии". В целом в 1992 в стране функционировало 8000 отделений, принадлежащих восьми канадским банкам и кроме того, 271 отделение 54 зарубежных банков. Кроме того, некоторые, хотя и не все, функции банков выполняли многочисленные (более 2600) кредитные союзы и другие организации, такие как трастовые компании.


Информация о работе Экономика Канады