Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:54, доклад
Россия подверглась существенным экономическим изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась последние 20 лет по пути от глобально изолированной, централизованно планируемой экономики к рыночной, глобально интегрированной экономической системе. В 1999 году российская экономика начала восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста.
Внешнеторговый оборот РФ в 2010 году составил $625,4 млрд, что на 33,3% больше, чем в 2009 году. Импорт вырос на 36,8% - до $229 млрд. Внешнеторговый оборот со странами СНГ стал больше на 33% и составил $91,3 млрд.
На долю ЕС в 2010 году приходилось 49%
российского товарооборота, на страны
СНГ - 14,6%, страны ЕврАзЭС - 7,8%, страны АТЭС
- 23,3%. Основными торговыми партнерами
РФ в 2010 году среди стран дальнего зарубежья
были: Китай, товарооборот с которым составил
$59,3 млрд (рост на 50,3% к 2009 году), Нидерланды
- $58,4 млрд (46%), Германия - $51,8 млрд (29,7%), Италия
- $37,3 млрд (13,2%), Турция - $25,2 млрд (28,8%), США
- $23,6 млрд (28,8%), Япония - $23,1 млрд (59,4%), Франция
- $22,6 млрд (31,5%), Польша - $20,8 млрд (24,2%), Республика
Корея - $17,7 млрд (68%).
Российский импорт в 2010 году составил
229,0 млрд. долларов США и по сравнению с
2009 годом возрос на 36,9%, в том числе из стран
дальнего зарубежья – 197,4 млрд. долларов
США, из стран СНГ – 31,6 млрд. долларов США.
При этом рост импорта из стран дальнего
зарубежья составил 35,7%, из стран СНГ –
45,0%.
Таблица. Общие итоги внешней торговли Российской Федерации (миллионов долларов США)
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
В % к предыдущему году | ||
Экспорт |
Импорт | ||||
2006 |
301244.2 |
137807.0 |
163437.2 |
||
2007 |
351928.2 |
199753.1 |
152175.1 |
116.8 |
145.0 |
2008 |
467580.5 |
267100.7 |
200479.8 |
132.9 |
133.7 |
2009 |
301666.5 |
167348.0 |
134318.5 |
64.5 |
62.7 |
2010 |
396644.3 |
229045.0 |
167599.3 |
131.5 |
136.9 |
По данным на март 2010 года, общий объём накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $265,8 млрд. По данным на 31 декабря 2010 года, по объёму накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 17-м месте в мире. наблюдается рост интереса крупных и средних европейских компаний к российскому рынку. ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) разместило дебютный выпуск евробондов на $1,5 млрд. В рамках Петербургского международного экономического форума ПМЭФ-2010 суммарный объём заключенных инвестиционных соглашений превысил 15 млрд евро.
ВВП России в 2012 году увеличится на 3,5
процента против 4,2 процента в 2011 году.
Такая оценка содержится в прогнозе
социально-экономического развития на
2012-2014 годы, подготовленном Минэкономразвития
РФ.
В 2013 году рост ВВП вновь ожидают на уровне
4,2 процента, в 2014 году - 4,6 процента, заявил
замглавы министерства Андрей Клепач.
Оценки роста ВВП на 2012-2013 годы снижены
по сравнению с теми, которые заложены
в утвержденном прогнозе на 2011-2013 годы
(3,9 и 4,5 процента соответственно), - сообщает
«Интерфакс».
Среднегодовая цена на нефть в прогнозе
на 2012-2014 годы заложена на уровне 93 долларов,
95 долларов, 97,3 доллара по сравнению
с 105 долларами в 2011 году. Среднегодовой
курс доллара будет стабилен и
составит 27,9 рубля за 1 доллар в 2012-2013
годах и 28 рублей в 2014 году по сравнению
с 28,4 рубля в 2011 году.
Рост промпроизводства на 2012-2014 годы заложен
в прогнозе на уровне 3,5, 4 и 4,2 процента
соответственно (в 2011 году - 5,4 процента),
рост оборота розничной торговли - 4,5, 5,3
и 6 процентов (3,8 процента), рост реальных
доходов населения - 4, 4,4 и 5 процентов (3,8
процента).
Экспорт в 2012 году снизится с 503,8 млрд.
долларов в 2011 году до 494,4 млрд. долларов,
в 2013 году вырастет до 512,3 млрд. долларов,
в 2014 году - до 536,5 млрд. долларов. Импорт
при этом будет поступательно расти - с
308,7 млрд. долларов в 2011 году до 352,4 млрд.
долларов, 396 млрд. долларов и 444,6 млрд.
долларов в 2012-2014 годах соответственно.
Прогноз по инфляции оставлен без изменений:
5-6 процента в 2012 году, 4,5-5,5 процента в 2013
году и 4-5 процента в 2014 году по сравнению
с 7-7,5 процента в 2011 году.
Основные тенденции
экономического развития страны
Ключевые задачи российской экономики
на 2011 г. заключались в окончательном преодолении
последствий экономического спада 2009
г., выходе на докризисные показатели ВВП
и создании предпосылок для дальнейшего
устойчивого роста. Решать эти задачи
пришлось в условиях формирования новых
вызовов как внешнего, так и внутреннего
характера. После относительной стабилизации
в 2010 г., возродившей надежды на скорое
восстановление устойчивых темпов роста,
мировая экономика столкнулась с резким
ухудшением ситуации в ведущих развитых
странах. В целом можно констатировать,
что в течение 2011 г. российской экономике
удавалось достаточно успешно противостоять
перечисленным вызовам, однако откладывание
значительного числа острых проблем на
поствыборный период с неизбежностью
означает высокую степень неопределенности
перспектив развития в 2012 г.
Перспективы поддержания бюджетной стабильности
Показатели дефицита, заложенные в бюджет
на 2012-2014 гг., являются достаточно скромными
и в случае позитивной внешнеэкономической
конъюнктуры могут быть сведены к нулевому
уровню. Именно так произошло в 2011 г.: при
запланированном размере дефицита в размере
3,6% ВВП к концу года удалось выйти на профицит
в размере 0,5% ВВП. Несмотря на это, стремительное
нарастание расходных обязательств бюджета
в предвыборный период вызывает серьезное
беспокойство.
Во-первых, повышение бюджетных расходов
способно серьезно обострить проблему
инфляции.
Во-вторых, в условиях нестабильности
внешнеэкономической конъюнктуры значительная
часть расходных обязательств может оказаться
не обеспеченной финансовыми ресурсами.
Наибольшую угрозу представляют риски,
связанные с реализацией возникающих
ad hoc новых расходных инициатив, а также
раздувание смет по ранее утвержденным
проектам. В первом случае речь идет не
только о социальных инициативах, предусматривающих,
в частности, повышение пенсий и зарплат
бюджетников, но и о масштабных проектах
за пределами социальной сферы - таких,
как заявленный летом 2011 г. проект расширения
Москвы.
Дополнительную нагрузку на бюджет создают
многочисленные имиджевые проекты, некоторые
из которых были инициированы еще в предкризисный
период. Суммарные расходы на проведение
Олимпиады могут превысить 1 трлн. руб.
при изначально планировавшихся 316 млрд.
долл. Расходы на подготовку к саммиту
АТЭС в сентябре 2012 г. должны составить
порядка 205 млрд. руб., причем существует
реальная угроза, что один из ключевых
объектов - мост на о.Русский - не будет
завершен к началу саммита. Чемпионат
мира по футболу в 2018 г., согласно обнародованному
в июле 2011 г. обоснованию законопроекта
«Об организации и проведении в РФ чемпионата
мира по футболу - 2018», обойдется налогоплательщикам
в 632,4 млрд. руб. Таким образом, суммарное
бремя расходов только по трем указанным
проектам превысит 2,3 трлн. руб.,
В случае дальнейшего развития кризисных
тенденций в мировой экономике и ухудшения
внешней конъюнктуры финансирование возрастающих
бюджетных обязательств может столкнуться
с серьезными трудностями.
отказ от новых экономически неоправданных
проектов (в т.ч. имиджевых), радикальный
пересмотр расходов по уже анонсированным
проектам и целенаправленные меры по повышению
эффективности бюджетных расходов (в первую
очередь за счет сокращения «коррупционной
составляющей» проектов и перехода к рыночным
механизмам оптимизации соотношения «цена/качество»).
В социальной сфере, с учетом колоссального
дефицита Пенсионного фонда (который в
2012 г. угрожает превысить уровень 1 трлн.
руб.)
Развитие внешнеэкономического комплекса
Состояние внешнеэкономического комплекса
является одним из ключевых факторов,
от которого зависит состояние государственного
бюджета, а в значительной мере - и динамика
развития российской экономики в целом.
В то же время, для наиболее полного использования
возможностей, связанных с членством в
ВТО и ЕЭП, а также для решения проблем
развития внешнеэкономического комплекса,
обострившихся под влиянием глобального
кризиса, России необходимо в течение
2012-2014 гг. предпринять решительные меры
по совершенствованию внешнеэкономической
политики. Данные меры могут быть суммированы
следующим образом.
В сфере поддержки экспорта:расширение
набора инструментов поддержки экспорта, постепенное увеличение объемов и облегчение
условий ее получения; упорядочение полномочий
министерств и ведомств в сфере поддержки
экспортных операций и унификация критериев
поддержки; укрепление (с увеличением
расходов) инфраструктуры поддержки экспорта
в регионах России и за рубежом, реорганизация
торговых представительств исходя из
структуры торговли и географических
приоритетов; активизация использования
дипломатических инструментов поддержки
экспорта (в первую очередь высокотехнологичной
продукции и продукции военного назначения).
В сфере стимулирования
прямых инвестиций:сокращение перечня
отраслей, в которых ограничивается или запрещается деятельность
иностранных инвесторов; организационная
и политическая поддержка формирования
стратегических альянсов российских компаний
с зарубежными компаниями - глобальными
лидерами (в т.ч. через софинансирование
расходов на подготовку промышленных
площадок для совместных предприятий);
поддержка создания совместных НИОКР-центров
и центров развития компетенций (в первую
очередь - компетенций в сфере коммерциализации
технологий и управления продвижением
на рынок новых продуктов) через освобождение
расходов на создание соответствующих
центров от налогообложения; дипломатическая
поддержка российских компаний, осуществляющих
проекты прямого инвестирования за рубежом.
Если проведение взвешенной
бюджетной политики и борьба
с инфляцией являются
Долгосрочные проблемы России включают
сокращение рабочей силы, высокий
уровень коррупции, трудности в
получении доступа к капиталу
для малого бизнеса и неэнергетических
компаний и бедную инфраструктуру,
нуждающуюся в больших
Итак, сегодня можно отметить, что Россия в условиях глобализации играет важную роль в международном энергетическом сотрудничестве, обеспечивая за счет работы нефтегазового комплекса большие поставки на международные энергетические рынки энергоресурсов; за годы работы страна показала, что является надежным партнером в энергетической сфере, а для дальнейшей эффективной работы нефтегазового комплекса России необходимы меры по развитию данного межотраслевого комплекса.
Информация о работе Экономика России. Основные черты российской экономики