Экономика России. Основные черты российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:54, доклад

Краткое описание

Россия подверглась существенным экономическим изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась последние 20 лет по пути от глобально изолированной, централизованно планируемой экономики к рыночной, глобально интегрированной экономической системе. В 1999 году российская экономика начала восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста.

Вложенные файлы: 1 файл

эконом. развитие рф.docx

— 67.08 Кб (Скачать файл)

 

Внешняя торговля России

Внешнеторговый оборот РФ в 2010 году составил $625,4 млрд, что на 33,3% больше, чем в 2009 году. Импорт вырос на 36,8% - до $229 млрд. Внешнеторговый оборот со странами СНГ стал больше на 33% и составил $91,3 млрд.

На долю ЕС в 2010 году приходилось 49% российского товарооборота, на страны СНГ - 14,6%, страны ЕврАзЭС - 7,8%, страны АТЭС - 23,3%. Основными торговыми партнерами РФ в 2010 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил $59,3 млрд (рост на 50,3% к 2009 году), Нидерланды - $58,4 млрд (46%), Германия - $51,8 млрд (29,7%), Италия - $37,3 млрд (13,2%), Турция - $25,2 млрд (28,8%), США - $23,6 млрд (28,8%), Япония - $23,1 млрд (59,4%), Франция - $22,6 млрд (31,5%), Польша - $20,8 млрд (24,2%), Республика Корея - $17,7 млрд (68%). 
Российский импорт в 2010 году составил 229,0 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом возрос на 36,9%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 197,4 млрд. долларов США, из стран СНГ – 31,6 млрд. долларов США. При этом рост импорта из стран дальнего зарубежья составил 35,7%, из стран СНГ – 45,0%. 

Таблица. Общие  итоги внешней торговли Российской Федерации (миллионов долларов США)

 

Экспорт

Импорт

Сальдо

В % к предыдущему году

Экспорт

Импорт

2006

301244.2

137807.0

163437.2

   

2007

351928.2

199753.1

152175.1

116.8

145.0

2008

467580.5

267100.7

200479.8

132.9

133.7

2009

301666.5

167348.0

134318.5

64.5

62.7

2010

396644.3

229045.0

167599.3

131.5

136.9


 

Иностранные инвестиции в Россию

По данным на март 2010 года, общий  объём накопленных иностранных  инвестиций в российской экономике  составлял $265,8 млрд. По данным на 31 декабря 2010 года, по объёму накопленных иностранных  инвестиций Россия находится на 17-м  месте в мире. наблюдается рост интереса крупных и средних европейских компаний к российскому рынку. ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) разместило дебютный выпуск евробондов на $1,5 млрд. В рамках Петербургского международного экономического форума ПМЭФ-2010 суммарный объём заключенных инвестиционных соглашений превысил 15 млрд евро.

Перспективы развития экономики  России

ВВП России в 2012 году увеличится на 3,5 процента против 4,2 процента в 2011 году. Такая оценка содержится в прогнозе социально-экономического развития на 2012-2014 годы, подготовленном Минэкономразвития  РФ. 
В 2013 году рост ВВП вновь ожидают на уровне 4,2 процента, в 2014 году - 4,6 процента, заявил замглавы министерства Андрей Клепач. Оценки роста ВВП на 2012-2013 годы снижены по сравнению с теми, которые заложены в утвержденном прогнозе на 2011-2013 годы (3,9 и 4,5 процента соответственно), - сообщает «Интерфакс».

Среднегодовая цена на нефть в прогнозе на 2012-2014 годы заложена на уровне 93 долларов, 95 долларов, 97,3 доллара по сравнению  с 105 долларами в 2011 году. Среднегодовой  курс доллара будет стабилен и  составит 27,9 рубля за 1 доллар в 2012-2013 годах и 28 рублей в 2014 году по сравнению  с 28,4 рубля в 2011 году.  
Рост промпроизводства на 2012-2014 годы заложен в прогнозе на уровне 3,5, 4 и 4,2 процента соответственно (в 2011 году - 5,4 процента), рост оборота розничной торговли - 4,5, 5,3 и 6 процентов (3,8 процента), рост реальных доходов населения - 4, 4,4 и 5 процентов (3,8 процента). 
Экспорт в 2012 году снизится с 503,8 млрд. долларов в 2011 году до 494,4 млрд. долларов, в 2013 году вырастет до 512,3 млрд. долларов, в 2014 году - до 536,5 млрд. долларов. Импорт при этом будет поступательно расти - с 308,7 млрд. долларов в 2011 году до 352,4 млрд. долларов, 396 млрд. долларов и 444,6 млрд. долларов в 2012-2014 годах соответственно. 
Прогноз по инфляции оставлен без изменений: 5-6 процента в 2012 году, 4,5-5,5 процента в 2013 году и 4-5 процента в 2014 году по сравнению с 7-7,5 процента в 2011 году.

Основные тенденции экономического развития страны 
Ключевые задачи российской экономики на 2011 г. заключались в окончательном преодолении последствий экономического спада 2009 г., выходе на докризисные показатели ВВП и создании предпосылок для дальнейшего устойчивого роста. Решать эти задачи пришлось в условиях формирования новых вызовов как внешнего, так и внутреннего характера. После относительной стабилизации в 2010 г., возродившей надежды на скорое восстановление устойчивых темпов роста, мировая экономика столкнулась с резким ухудшением ситуации в ведущих развитых странах. В целом можно констатировать, что в течение 2011 г. российской экономике удавалось достаточно успешно противостоять перечисленным вызовам, однако откладывание значительного числа острых проблем на поствыборный период с неизбежностью означает высокую степень неопределенности перспектив развития в 2012 г.  
Перспективы поддержания бюджетной стабильности  
Показатели дефицита, заложенные в бюджет на 2012-2014 гг., являются достаточно скромными и в случае позитивной внешнеэкономической конъюнктуры могут быть сведены к нулевому уровню. Именно так произошло в 2011 г.: при запланированном размере дефицита в размере 3,6% ВВП к концу года удалось выйти на профицит в размере 0,5% ВВП. Несмотря на это, стремительное нарастание расходных обязательств бюджета в предвыборный период вызывает серьезное беспокойство.  
Во-первых, повышение бюджетных расходов способно серьезно обострить проблему инфляции.  
Во-вторых, в условиях нестабильности внешнеэкономической конъюнктуры значительная часть расходных обязательств может оказаться не обеспеченной финансовыми ресурсами. Наибольшую угрозу представляют риски, связанные с реализацией возникающих ad hoc новых расходных инициатив, а также раздувание смет по ранее утвержденным проектам. В первом случае речь идет не только о социальных инициативах, предусматривающих, в частности, повышение пенсий и зарплат бюджетников, но и о масштабных проектах за пределами социальной сферы - таких, как заявленный летом 2011 г. проект расширения Москвы.  
Дополнительную нагрузку на бюджет создают многочисленные имиджевые проекты, некоторые из которых были инициированы еще в предкризисный период. Суммарные расходы на проведение Олимпиады могут превысить 1 трлн. руб. при изначально планировавшихся 316 млрд. долл. Расходы на подготовку к саммиту АТЭС в сентябре 2012 г. должны составить порядка 205 млрд. руб., причем существует реальная угроза, что один из ключевых объектов - мост на о.Русский - не будет завершен к началу саммита. Чемпионат мира по футболу в 2018 г., согласно обнародованному в июле 2011 г. обоснованию законопроекта «Об организации и проведении в РФ чемпионата мира по футболу - 2018», обойдется налогоплательщикам в 632,4 млрд. руб. Таким образом, суммарное бремя расходов только по трем указанным проектам превысит 2,3 трлн. руб.,  
В случае дальнейшего развития кризисных тенденций в мировой экономике и ухудшения внешней конъюнктуры финансирование возрастающих бюджетных обязательств может столкнуться с серьезными трудностями.  
отказ от новых экономически неоправданных проектов (в т.ч. имиджевых), радикальный пересмотр расходов по уже анонсированным проектам и целенаправленные меры по повышению эффективности бюджетных расходов (в первую очередь за счет сокращения «коррупционной составляющей» проектов и перехода к рыночным механизмам оптимизации соотношения «цена/качество»). В социальной сфере, с учетом колоссального дефицита Пенсионного фонда (который в 2012 г. угрожает превысить уровень 1 трлн. руб.)  
 
Развитие внешнеэкономического комплекса  
Состояние внешнеэкономического комплекса является одним из ключевых факторов, от которого зависит состояние государственного бюджета, а в значительной мере - и динамика развития российской экономики в целом.  
В то же время, для наиболее полного использования возможностей, связанных с членством в ВТО и ЕЭП, а также для решения проблем развития внешнеэкономического комплекса, обострившихся под влиянием глобального кризиса, России необходимо в течение 2012-2014 гг. предпринять решительные меры по совершенствованию внешнеэкономической политики. Данные меры могут быть суммированы следующим образом.  
В сфере поддержки экспорта:расширение набора инструментов поддержки экспорта, постепенное увеличение объемов и облегчение условий ее получения; упорядочение полномочий министерств и ведомств в сфере поддержки экспортных операций и унификация критериев поддержки; укрепление (с увеличением расходов) инфраструктуры поддержки экспорта в регионах России и за рубежом, реорганизация торговых представительств исходя из структуры торговли и географических приоритетов; активизация использования дипломатических инструментов поддержки экспорта (в первую очередь высокотехнологичной продукции и продукции военного назначения).  
В сфере стимулирования прямых инвестиций:сокращение перечня отраслей, в которых ограничивается или запрещается деятельность иностранных инвесторов; организационная и политическая поддержка формирования стратегических альянсов российских компаний с зарубежными компаниями - глобальными лидерами (в т.ч. через софинансирование расходов на подготовку промышленных площадок для совместных предприятий); поддержка создания совместных НИОКР-центров и центров развития компетенций (в первую очередь - компетенций в сфере коммерциализации технологий и управления продвижением на рынок новых продуктов) через освобождение расходов на создание соответствующих центров от налогообложения; дипломатическая поддержка российских компаний, осуществляющих проекты прямого инвестирования за рубежом. 

 Если проведение взвешенной  бюджетной политики и борьба  с инфляцией являются ключевыми  макроэкономическими приоритетами  в период проведения предвыборной  кампании и непосредственно после  ее завершения, то предлагаемые  меры по развитию внешнеэкономического  комплекса способны придать мощный  импульс развитию реального сектора  российской экономики, особенно  в свете качественно новых  возможностей, открывающихся благодаря  присоединению к ВТО и формированию  ЕЭП. Сочетание указанных приоритетов  способно обеспечить условия  для поступательного экономического  развития национальной экономики  в 2012 г.

Долгосрочные проблемы России включают сокращение рабочей силы, высокий  уровень коррупции, трудности в  получении доступа к капиталу для малого бизнеса и неэнергетических компаний и бедную инфраструктуру, нуждающуюся в больших инвестициях.

Итак, сегодня можно отметить, что  Россия в условиях глобализации играет важную роль в международном энергетическом сотрудничестве, обеспечивая за счет работы нефтегазового комплекса  большие поставки на международные  энергетические рынки энергоресурсов; за годы работы страна показала, что  является надежным партнером в энергетической сфере, а для дальнейшей эффективной  работы нефтегазового комплекса  России необходимы меры по развитию данного  межотраслевого комплекса.


Информация о работе Экономика России. Основные черты российской экономики